Соотн-ие шк-го и семейн вос-ния. Макаренко и Сухомлинский о восп детей в с-е. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотн-ие шк-го и семейн вос-ния. Макаренко и Сухомлинский о восп детей в с-е.



М-ко выпустил книгу д/родителей. Утверждает: ”восп-ние это целостный процесс. С-я д. помогать шк. Восп-ет все: обстановка, общение действия.” Главн метод в-я – авторитет. Рассм-ет с-ю как кол-ив. Он дал интересн психолого-пед. анализ ложных видов род-ого авторитета. Им он противопоставлял истин авт-тет, гл осн-ем к-го явл жизнь и работа род-ей, их повед-е (как общаются, строят отн-я), треб-л, чт род-ли честно и разумно руков-ли св детьми. осознавали св ответств-ть перед общ-ом за их в-е. С-ий продолжает развивать идеи св. уч-ля. Опир-ся на союз с-и и шк. Создан культ матери, орг-ет род-ий лекторий (приглашались уч-ля, психологи) проводили просвещ-е род-ей. Акцент на нравств-сть. Гл метод в-я – любовь. Он сторонник применения народ-го в-ия(труд-го). С-ий вел картотеку (изуч-ие с-и, усл-ия...). Успехи С-го во мн опр-ись взаимоотн-ями. М-ко брал набл-ия из жизни, а С-ий реализов-ал на пр-ке.

А.С. М-ко внес мн нов в освещении проблемы с-го в-я. Он был одним из первых сов пед-гов, занявшихся разработкой эт важн проблемы. Гл усл-ем сем.в-я М-ко считал наличие полной с-и, крепк-о кол-ва, где отец, мать живут дружно меж собой и детьми, где всегда есть взаимопоним-е и взаимоуваж-е. Кажд с-я, гов М-ко, ведет св хоз-во, реб-к -член с-и и, след-но, участник всего сем-ого хоз-ва. С ран лет в сем-ых усл-иях он приуч-ся к буд св хоз-ной деят-ти в более широких масштабах. Им здесь, в усл-ях с-ой хоз.деят-ти, у детей восп-ся кол-изм, честность, заботл-ть, бережлив-ь, ответств-ть и др. кач-ва необх-ые д/жизни в общ-ве. Подробно осветил М-ко такие -сы, как знач-е сказки д/детей ран в-та, рук-во детск чтением, посещ-ем детей театра, кино…С-кий тоже был заинтересован вопросом в-ия детей в с-е. Он занимался трудами М-ко и был с ним вполне согласен. С-кий гов, что детей н обучать с ран лет, прим-ом д/подражания служат д/них род-ли и, что в-е р-ка прежде всего нач-ся в с-е - это гл-ое звено в эт проц-е, а улица, шк- все это доп-ие, но также явл не менее влият-ми в проц в-ия.
34. Проблемы дух.нрав.развит личности в п. Толстого.

Пед. деят-сть началась с 1849г., когда он обучал грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную пед. работу он стал вести с 1859г., продолжая ее до конца своей жизни. В 1860г. Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача – открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавания и помощь учителям в их работе. Он понимал, что официального разрешения он не получит на создание крест. Школ, он признался, что будет "составлять тайное общество". Об идейном направлении учителей сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Толстым Л.Н., говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале "Ясная Поляна". Толстой подверг острой критике и современную школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы. В своей статье "О народном образовании "он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьян. Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах. В последний период своей пед.деят-ти за основу он принял свою "толстовскую" религию – признание, что человек носит бога "в самом себе", всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение и т.д. жизни детей он отводил эстетическому восп-ию. Он признает ошибкой свое былое отделение восп-ия от образ-ния и считает, что детей не только можно, но и нужно восп-ать (раньше он это отрицал). Оч важно отметить, что настойчивое треб-е Т-го о свободном восп-ии было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы. Свои представления о демократических и гуманных принципах организации народного образования и обучения детей Толстой воплотил в школе, организованной им в 1859г. в Ясной Поляне. В своих первых статьях по вопросам воспитания Т-ой резко критиковал соврем-ую ему пед-ку за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал шк-ый опыт и деят-ть уч-лей важнейшим источником пед-ки. Среди разл-ых методов обуч-ия Т-ой особ место отводил живому слову уч-ля (рассказ, беседа) и сам владел эт методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовывать детей. Придавал больш знач развитию творч-ва детей, Толстой рекомендовал давать уч-ся самост-ую работу, напр. сочинения на своб. темы.
35. Современные теории развит лич-ти за рубежом.

В психологии существует теория личности: 1. Психоанализ. 2. Бихевиоризм. 3. Гуманистическая псхология. И кроме этого особое место занимает когнетивная психология.

1. Психоанализ. (Фрейд, Юнг, Хорни, Фромм. Каждый разрабатывал свое направление общий для всех теория: - психоанализ исходит из решающей роли и сознательного развития личности и функционирования. Большинство проявлений психики 9/10 не осознаются. Доказательство того, что бессознательное. Существуют ошибочные действия: оговорки, описки, забывание и ошибочные действия; второе доказательство клиническая практика: если ч-к осознает причину проблемы, то она исчезает. В некоторых направлениях психоанализа большое значение придается либидо (инстинкт продолжения рода), в других направлениях (инстинкт власти), а у Фрома – состояние отчуждения.

2. Бихевиоризм. (Уотсон, Торндайк, Скиннер) основные идеи: 1. Психика – это неопред. Предмет для исследования, поэтому предмет изучения должно составлять поведение(а не сознание), понимаемте как совокуп-ть двигат и сводимых к ним словесн и эмоц ответов(реакций) на воздействия (стимулы) внеш среды2 поведение людей и животных строится по схеме стимул→реакция (т.е. в процессе жизни ч-к усваивает определенные репертуарные поведенческие реакции) В конкретных ситуации эта реакции себя проявляет (пример, условный рефлекс, основной механизм развития психики – это научение). В бихевиоризме очень важное понятие подкрепление воздействия которое в будущем увеличивает проявление той или иной реакции. Достижение бихевиоризма – программированное обучение, терапевтического направления, педагогич. направление. Еще одна часть бих-зма это преодоление противоправного поведения.

3. Гуманистич. психология. Своим главным предметом считает личность, как уникальную целостную систему к-ая предст собой нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализация, присущее только человечеству. Учебный эффект вносит Плацеба (отношение между пациентом и терапевтом). Потом эти идеи будут перенесены в практику, обучение. Роджерс различал: традиционное обучение (стимулируется из вне, безличностное, принудительное, не направленное на развитие), и гуманистическое обучение (главная задача – развитие личности, средства различия, организация собственной активности ребят). Фасилитаторы – педагоги работающие в этом направлении их отличие от традиционных педагогов: они исходят из того, что ученик добросовестен, любознателен, активен, ориентирован на сотрудничество. Фасилитаторов – выше успеваемость, у детей более развита реакция, более любознательны.

4. Конечная психология (Жан Пиаже) предметом является изучение познавательные сферы ребенка: память, мышление, восприятие. В своем конечном развитии ребенок проходит ряд фаз и достижения, которое они проходят на одной фазе, становятся фундаментом, не возможен переход на другую фазу если не усвоена предыдущая.

Критичный анализ. Кажд направл-ие возникло как попытка объяснить опред-ый круг явл-ий. Напр: психоанализ неадекватное действие, неврозы; бихевиар – как форм-ие поведения; гумманистич психология – как влияют взаимоотн-я. Затем возникает соблазн расширить теорию психоанализ к объяснению взаимоотн-ий племен. Психология теории использовались не по назначению.
36. Н.И.ПИРОГОВ о нац шк и воспит лич-ти.

Николай Иванович был выдающимся ученым-хирургом, деятелем народного образования. Первая опубликован- ная им в "Морском сборнике " пед.статья " Вопросы жизни" принесла ему широкую известность. Пирогов предлагал систему образования, которая должна была состоять из 4-х ступеней: начальная школа (2-х лет- няя), прогимназия классич. и реальная (неполная средняя: 4 года), гимназия классич. И реальная (3-х, 5-ти летнее обр.), университет и высшая спец.школа. Большое знач-е имела разработка П-ова ряда теоретич-их положений в области педагогики и методики. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека. "Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание", - писал Пирогов. Он против ранней, преждевременной специализации детей, которая тормозит их нравственное развитие. В статье "Вопросы жизни" он освещал важные вопросы воспитания и главной идеей была защита общечеловеческого образования («Общечел-ое обр-е самое удобное д/правительств и д/подданных», «…женщины…делаются главн. Зодчими общества… положение женщины в общ-ве, в-е ее, в к-ом закл. В-е всего человечества - вот что требует перемены») Он резко выступал против сословной шк и ранней утилитарно-профессиональной выучке, к-ую стремилось ввести царское правит-во за счет снижения уровня общего образования молодежи. С целью облегчить получение высшего обр-ния неимущим П-ов предлагал уменьшить плату за обучение. Своими высказываниями об учеб процессе П-ов обращал вним-ие учителей на необх-ть отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Осн-ми дидактич-ми принципами П-гов считал осмысленность обучения, активность и наглядность. П-гов внес значит-ые улучш-ия в работу пед.советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактич-им вопросам, всегда поощряя методич-ие искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.007 с.)