Воспитание и образ-е в Царскосельск лицее(1811-17).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание и образ-е в Царскосельск лицее(1811-17).



При Алекс 1 мин-во просвещ-я приняло ряд мер по стратегическому развитию образ-я в Р. Просветительные ведомства стремились заполнить промежуточную ступень меж сред и университетским образ-ем школами нов типа - лицеямиВ предвоен годы (1812) возникла мысль о созд-ии царскосельск лицея (19 окт 1811) Он был создан для того, чтобы готовить царских детей к гос-ой службе, а также княжеских детей. В постановлении о лицее подчеркивается, что лицей приравнив-ся к росс-му университету. Цель - образование юношества, подготовка его к важн должностям гос службы. Слово лицей впервые было использовано в 1804 г в проекте создания университета. Срок обуч-я 6 лет (обычный лицей - 9лет). В 1811г поступил Пушкин. Прием проводился в 3 этапа, при приеме треб док-ты о здоровье ребенка и нравств благополучии, к вступит экзаменам допущено 36 детей из 50 желающий. В рез-те испытаний было принято 30 Прием экзаменов на квартире министра образования. В л-е прослеживались 2 линии рос-го просвещен: 1 передовые общест-но-педагогич идеи, 2обстановка была создана особая, домашняя. Обучение делилось на два курса по три года. 1курс: гимназич. Науки (полит. Экономия, статистика, технология, родной язык, иностранный язык, грамматика, русская словестность, читались избранные первоисточники из-за рубежной литературы)+ курс изящных наук и гимнастических упраж-й. 2курс охватывает науки трех университетских факультетов: 1 нравственно-политический(философия, юристприденция, политэкономия, этика, логика, права граждан, эк-ка Адама Смита) 2физ-мат-ий, 3 словесный. Главенствующий принцип – не было бальной системы. До 1815 г успеваемость оценивалась не баллами, а профессор писал на кажд восп-ка развернутую характеристику.В 1816г введены новые правила оценки: отлично – 1, очень хорошо – 2, просто хорошо – 3, посредственно – 4, худые – 0. Испытания проводились после 3 мес, 6 мес, 1 года и после 3 лет. Главное правило: не затемнять ум детей пространственными идеями, но возбуждать собственные действия. В пед системе л-я главенствовал принцип развития творческой самодеятельности восп-ов. Главный закон: воспитанник не должен быть праздным. Цель, стоящ перед преп-ем - не допустить лености мысли. Перед преподавателем ставилась задача прежде всего обеспечить ученикам общее сред образование как фундамент всякой проф-ой подготовки. Основательно было поставлено изуч-е родного и ин-ых яз-ов (нем, франц, усной и письм речи). В начальном курсе кроме изучения грамматик читались избранные места из рус , франц, нем словесности. Гл цель изуч-я словесности - развитие вкуса восп-ов к изящн слову. Особ место отводилось изуч-ю рус истории, нравств наук (12 предметов). Нравств науки вкл в себя не только философские, но и юридич-е, и полит-е науки. Лицеисты знакомились с важнейш частями прикладной мат-ки. Ведущ принцип в ц-с л-е - индивид-ый подход к лич-ти. В л-е отсутств телесные наказания. Меры наказания: наделение в Кл отдельным столом, имена ленивых писались в Кл на черной доске белыми буквами, лишение общего стола (столовая), сажали на хлеб и воду ( не более 3 дней). Наряду с наказанием были и поощрения. На белой доске золотыми букв писались имена отличившихся, вручались книги с подписями директора (1-ый дир-р л-я - граф Малиновский) и профессора, при испытании отличившимся вручались серебряные и золотые медали. Лицеистам было привито чувство глубочайшего уважения к св народу.
38. Основные идеи пед.сист-ы В.А. Сухомлинского

Родился он в крестьянск с-е, закончил 7 кл-ов, затем поступил в техникум (медиц-кий), но он его не закончил, а перешел в пед-кий, а потом в Полтавский пед.институт. Он сравнивал пед-ий опыт с кустом розы, т.е. куст бездумно выкопать и пересадить в свой сад, то он завянет. Он был по образованию филолог, преподавал украинский и рус. языки. и лит-ру. После госпиталя(на войне его ранило) становится чиновником, но потом становится директором в Полтавской сельск шк, Он создает шк радости, начинает создавать колл-в единомышленников. Его цель - совместный труд. Он док-ал что нет плохих уч-ков, нет неспособных уч-ков; все дети идут в школу с радостью. Все уч-ки в усл-ях шк могут осваивать программы по максимому. Он оч плодотворно решал задачу: восп-е всесторонне и гармонично развитого ч-ка. Все стороны в-я (идейное, умств, нрав-ое, физич, труд-ое, эстетич) д/сух-го важны в той степени, в к-ой они влияют на духовн мир ребенка. Нельзя к-н одну сторону( в-е человечности, трудолюбия, убеждений) из системы в-я исключить(иначе не решить никакой др задачи)Детей нужно готовить к шк. В первый день он повел детей в поле и рассказывал им о жизни. Он начал с восп-я чувств. Многие его выпускники пошли по его стопам. Он подтвердил, что эти эксперименты возможны тогда, когда теория совпадает с практикой. Он выпустил свою книгу "Сердце отдаю детям". Осн его цель: воспитание нравственности. Если ч-к сделал доброе дело и получил радость, то надо стремиться к большему. Гл-я цель в-я - трудовое в-е. Василий Алексан-вич в св трудах рассмотрел подчеркивал, что восп-е детей д б проникнуто духом гуманизма, большой любви к детям, уважения к лич-ти ребенка и заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливого отн-я восп-ей к чести и достоинству св воспит-ов, а также строгой любви к детям в семье и в шк не м б разумного и эфф-ого в -я. Давая советы молодым директорам шк, С-ий в книге "Разговор с молодым директором шк-ы" писал: "Знать р-ка - это та самая гл-я точка, где соприкасаются теория и пр-ка пед-ки, где сходятся все нити пед. Рук-ва шк. Кол-вом". Мн вним-я уделял он вопросам форм-я у шк-ков гражданской зрелости, деят-ти ученич. Кол-ва совместно с педагогами. В работах, посвящ-ых методике в-я, роли и деят-ти кол-ва, он осветил ряд острых совр-ых проблем на эту тему ("Методика в-я кол-ва").
39. Содержание и методы обуч-я в отеч-ой г-ии
XIX в

«Устав учеб заведений, подведомых университетам» 1804г.:гимназии (среднее обр-ние) учреждались в кажд губернском городе на базе главных народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые средние шк. Срок обуч-я 4г. Целью г-зий, явл: подготовка к унив-ту, преподавание наук тем, к-ые «пожелают приобрести сведения, необх-ые д/благовосп-го ч-ка».Учеб план г-ии был крайне обширным, энциклопедичным: латинский, нем и франц яз, геогр и истор, статистика, начальн курс наук философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящных (словесность, теория поэзиии, эстетика), мат-ка( олг, геом, тригоном), физиика, естеств-ая история (минералогия, ботаника, зоология), теор коммерции, технология и рисование.Родного яз не было. Препод-е учеб предметов рекоменд-сь связывать с жизнью, Так, учитель мат-ки и физики д б проводить с уч-ся прогулки, показывать им мельницы, различ машины, находц-ся на местн предприятиях. Учитель естественной истории собирал с уч-ми минералы, травы, образцы почв, объясняя уч-ся их св-ва, признаки. В целях наглядного преп-ания в г-ях рекомендовалось иметь библиотеку, геогр карты и атласы, глобусы, чертежи и модели машин, геометрич и геодезич-е приборы, наглядные пособия д/уроков физики. В 1819 году д/того чтобы затруднить простым людям возможн уч-ся была введена плата за обуч-е в приходских, уездных училищах, г-ях. Тогда же были изменены учеб планы всех шк, из гимназич-го курса изгонялись учеб предметы, к-ые м способ-ть развитию у уч-ся вольнолюбивых настроений: философия, полит.экономия, естественное право, эстетика. Устав 1828г. Г-ии доступны д/дворян и чиновников. В них изучались словесность и логика, яз латинский, немецк и франц, мат-ка, геогр и статистика, ист-я, физика. В г-ях, нах-ся в университетских городах, д б изучаться и греч яз. Введен закон Божий, чистописание; телесные наказания, надзиратели. Г-зии стали классич-ми.Срок обуч-я 7 лет. Устав 1864г.-г-ии разделились на классич.(в люб универс., преп-ись древн яз - лат и греч)), полуклассич(с одним лат яз) и реальные(к гражд. и военной службе, в технич и с-хоз высш уч завед-я, без древн яз), обуч-е платное В реальных в больш объеме по сравнен с классич препод мат-ка, естествознание, физика, космография, химия, черчение, 2 нов языка,в классич один из нов яз (франц или нем). Г-зии объявл-сь бессословными уч завед-ми. Принцип общечел-кого в-я, гуманное отнош-е к уч-кам. Бурное развитие жен ср.школ (Смольный инст-т закрытого типа 1716).В 1870 жен училища были преобразованы в жен г-ии (7 кл-ов и 8-ой, дополнит-ый кл (пед-й - дидактика обуч-я, методика, физиология детей…), оконч-е не пользовались правом поступл-я в унив-т) и прогим-ии(4 кл, соответствовали первым 4 кл женск г-зий) (объем З меньше чем в муж). Устав г-ий и прог-ий 1871г. Реальные г-зии ликвидированы. В классич.г-ях: обуч-е 9 лет(подготов. кл, 7 основных классов, выпускной кл.). 41% уч вр - лат и греч яз, естествознание исключ из уч плана, по рус яз изучали грамматику, словесность(фольклор и лит-ра), по мат-ке гл вним-е обращ на знание формул и развит-е мат-го мышл-я, физика изучалась лишь в теч 3 последн лет(мало часов), химия не преп-лась, преп-е геогр было направл на зауч-е географ названий, по истории курс сосредоточен на фактах внешней истории, он превращ в ист царей. В 80-х повыш плата за обуч-е, ограничен прием евреев, издан циркуляр1887, к-ый предписывал директорам г-ий и прог-ий воздерж от приема детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников…В рез-те эт меропр правит-ву с нач 80-х до сер 90-х гг удалось уменьш число уч-ся в классич г-ях и понизить % детей недворянск происх-я.
40. Проблема методов поощрения и наказания: подходы, решения.

Эти методы оч сильны в св воздействии на реб-ка. Здесь нельзя не перестараться. Главный путь – это оценка поступков. Методы стимулирования: 1. Соревнование 2 возбуждение интереса к добрым делам. 3 поощрение и наказание. 4 материальное поощрение. 5 внушение. 6 контроль за выполнением. 7 замечание, осуждение. 8 устный выговор, вызов на пед. совет. 9 удаление из кл-а, искл-е из шк . Метод поощрения -это признание, положит-ая оценка поведения или кач-в уч- ся со стороны педагога. Нак-е, осуждение- выражается в неодобрении или отрицат. оценке действий и поступков лич-ти, к-ые противоречат нормам и правилам поведения. Пинкевич: “Поощрение вызывает нездоровое чистолюбие”. Блонский: “Наказание вызываету ребёнка страх неприязнь к педагогу”. Макаренко: “наказание помогает оформиться крепкому чел-ому хар-ру”. Используя поощрение в учебной, трудовой, игровой д-ти шк-ов педагог добивается повышения эф-ти и кач-ва их труда, способствует самоутверждению лич-ти. Поощрение возбуждает положит-ые эмоции, оптимистич-е, психич-е состояния, развивает внутренние и творч-е силы ребят. Надо проявл осторожность и чувство меры при одобрениях. Не следует хвалить: за то, что получено от природы (ум, здоровье), за то, что достигнуто не св усилиями, больше 2-х раз за одно и то же достижение, из-за жалости, из-за желания понравиться(тот кто хвалит далека не всегда станосится любимым). Похвала обл св-ом наркотика: получив ее порцию хочется еще. Поэт след воздерж-ся в поощр-ях там, где это м сделать. Поощрение, особенно не заслуженное подпитывает чрезмерное чистолюбие некоторых ребят, их стремление добиться успеха только ради награды любыми средствами. Реакция на поощрение даёт педагогу инф-цию отн-но состояния самолюбия и честолюбия детей, их отн-е к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деят-ти и направленности лич-ти. Наказание предст собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной безнравственной деят-ти. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физич или нрав-го страдания, но сосредотачивает сознание на переживание вины. Рекомендации: если есть сомнение: стоит или нет наказывать, то следует избегать наказания, за один раз - одно наказание (если даже одновр было совершено неск проступков), если время упущено, то запаздало наказывать не следует, наказан - прощен, при наказании не допускать оскорбления и унижения лич-ти, нельзя наказывать и ругать: когда болен, ест, после сна, перед сном. Во вр игры или работы, сразу после физич или душевн травмы, когда проявл неспособность, бестолковость, неопытность, когда не справляется со страхом, невнимат-ю, ленью, подвиж-ю, с любым недостатком, прилагая искреннее старание; не нак-я д бояться шк-к, а огорчения учителей и вины перед шк. Нак-е использ-ся в форме осуждения, недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уваж-и. Нак-е не только восстанавл-ет порядок, авторитет нрав-ых норм и правил повед-ия, но и развивает у детей внутр-й самоконтроль, сознание недозволенности. Одновр углубл-ся способность нрав-го переживания обществ-го осуждения, самооценки, самоосуждения. Злоупотреб-е наказ-ием морально подавляет реб-ка, лишает его уверенности в себе, рождает переживания чувства неполноцен-ти, комплекс озлобления и активного сопротивл-я в-ю. Реакция на нак-я обнаруж-ет черты хар-ра, особенности его повед-я в экстраординарных ситуациях, что помогает пед-гу в выборе средств взаимодействия с детьми. Эти м-ды пед-го возд-я служат тому, чт помочь шк-ам осознать св достоинства или недостатки, стим-ть или тормозить опред-ое повед-е, приучать контролир-тьсв повед-е. Без системы эт мер пед-го возд-я вообще нельзя восп-ть, невозм и развивать саамов-е шк-ов, их обществ-ю активность. Продум-ая сис-ма поощр и нак-ий пом ч-ку закалять св хар-р, в-ть достоинство, чувство ответственности гражданина. Н помнить: ведущ д б м-д поощ, вспомогмт-ым - неказ-е (постоян опираться на те лучш кач-ва л-ти шк-ка, к-ые есть в нем, развивать эти кач-ва, проектируя постепенно новые, еще более ценные, П и Н д б индивидуализир-ми, учит-ть возрастн и психич особ-ти л-ти, пед сит-цию, необх-ый эл-нт в п и н - такт, нак-е применено прав-но, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфлит меж виновником проступка и кол-ом.
41.Отечественная пед-кая теория и практика перв.пол 20в.

В нач 20в активно развив-ся образ-е. В 1911 приним-ся з-н о введ-ии всеобщ обучения. К нач 20-х гг. материальная база шк была подготовлена д/миллионов детей Р-и. С принятием дан з-на идея непрерывн образ-я, т.е от нач-го до высшего была применена ко всем сословиям. Первая треть ХХ века – время интенсивных новаторских поисков, в которое сложились три основные образовательные парадигмы: реформаторское крыло «школы учебы» (Каптерев, Вахтеров, Чехов), «трудовая школа» (Блонский, Макаренко, Шацкий) и «свободное воспитание» (Вентцель, Горбунов-Посадов). Зиньковский в св работе «Рус-ая пед-ка в 20 в» отмечал, что Толстой и Ушинский - величайш мыслители мир-го уровня и они сыграли огр роль в критич-ом осмыслении авторитарной шк и проблема своб-ой шк в нач 20в доминирует перед идеей трудовой шк. Основоп-ом идеи своб-ой шк в 20в явл Конст Ник Вендцель, к-ый гов, что р-ок изнач-но -сущ-во природное, У кажд р-ка есть собств я. В1917 Вендцель пишет декларацию прав р-ка, где провозглашает право кажд р-ка на своб-ое развитие. Свобода по его мнен закл в возм-ти делать все, что не наносит ущерба л-ти и общ-ву. Цель в-я - восп-ть своб-ого гражд-на, к-ый не зависит от общ-ва (идея космизма, она не б поддержана, когда к власти пришли коммунисты) Наиболее влиятельным и результативным среди теоретиков и практиков было направление, занимавшееся разработкой проблем педагогической антропологии. Видные ученые этого направления – Демков, Лазурский, Каптерев, Лесгафт, Бехтерев и другие – продолжали развивать идеи Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского. В 20-е годы развернулось небывалое по своим масштабам педагогическое творчество учителей-новаторов, руководителей и воспитателей опытно-показательных учреждений. Среди них – Первая опытная станция Шацкого, Литвиновичская школа-коммуна Лепешинского, колония им.Горького, школа им. Достоевского, школа жизни Поповой и другие. Блонский, шацкий - основоп-ки педалогии(р-к - целостное существо, всесторон изуч-е реб-ка как космо-психо-лого(интеллектуальн…) Теория и пр-ка сов-ой пед-ки хар-ся идеалами коммунист-го в-я и традиции отеч-ой пед-ки б продолжены рус педагогами за рубежом.(Сер Иосифович Гессен трактат «Пед-ка как прикладная философия» издал в нач 20в, переиздан в 90-х, утвержд, что объектом пед-ки явл познание явл-я образ-ия, Если пед-ку рассм-ть целостно, то это и биологич феномен, и соц-ый, и психологич-ий, это и философия. По мнен Г, пед-ка как наука д способств соц-му развит общ-ва. Процесс образ-я ч-ка бесконечен. На протяж всей жизни ч-к д. образовываться, культурно просвещаться, от образованных людей зависит развитие общества) К 20-30гг пед идеи стали носить ортодоксальный хар-р (охранительно-казенный). Политика сов-го гос-ва провозглашала декларацию о единой трудовой шк. Д б высок уровень З, ориентация на трудовое в-е, проф образ-ие. В 30-х парт-ым постановл-ем был принят з-н «о пед-их извращениях в сис-ме нарком проса»(1936), где утвержд-ся приоритеты авторитарной пед-ки. Серия партийно-правит-ых постановлений 1931-1937гг. способ-ла утверждению «школы учебы». Был установлен примат З над средствами их овладения, трудовое обуч-е б полностью выведено из учеб планов, шк оказалась по сути изолир-ой от внеш среды. Нов явл-ия в пед-ой теор и пр-ке стали возн-ть в период «хрущевской оттепели» 2-ой пол 50 –н 60-х гг. В эт период развернулась новаторская д-ть казанских, липецких, ростовских уч-ей, коммунарское движ-е. К числу пед-ов–новаторов, обогативших образ-но-в-ую пр-ку след отнести Сухомлинского,Иванова,Волкова,Горской, Амонашвили...
42. Основные идеи пед системы К.Д. Ушинского.

Он считал, что детей надо знакомить с науками о природе и о человеке, они должны знать родной язык и литературу, историю, географию, математику, и др. естественные науки. В своих трудах он говорил о громадном образовательном и воспитательном значении естествознания и защищает реальное направление общественного образования. Он указывает, что естественные науки развивают умение наблюдать жизнь, интересуют детей несравненно больше и имеют большое практическое значение. Осуществляемое сейчас в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением опыта старших поколений. Этот опыт на любом этапе развития нашего общества включает в себя 4 элемента: 1. Знание о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; 2. Опыт осуществления известных способов деят-ти; 3. Опыт творческой, поисковой деят-ти; 4. Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деят-ти человека, его проявление к окружающему миру. Гос. обр. стандарт – система требований к знаниям уч-ся, которая дает им возможность поступить в ВУЗы Стандарт определяет минимальные требования к уровню подготовки выпускника. Эти требования должны учитываться при приеме экзаменов в ВУЗы. Стандарт не ограничивает учителя в выработке дополнительных (разумных) требований, учитель в зависимости от реальных условий (уч.методическое обеспечение, уровень квалификации) может разработать свою программу, однако не вправе удалять из программы какой-либо компонент. Цель стандарта: оказание помощи учителю в организации уч.процесса, дать ориентиры по выработке обоснованных требований к подготовке выпускников. В основе пед. теории Ушинского лежит идея народности - это одна из характерных черт воспитания рус.народа. Средствами нравств.воспитания он считает: обучение на личном примере учителя; убеждение; пед.такт; меры предупреждения; поощрение и взыскание; Обучение должно быть построено на принципах посильности и последовательности. Он говорил, что детей нужно приучать к самостоятельности.

43. Осн.направл-я раб.кл.рук.:

1.пед-ое просвещ-е р-ей. 2. коррекция сем-го восп-я. 3.Сосместн. деят-ть Кл.рук. с с-ей(беседы) 4.Защита ребенка от неблагопр.усл.в с-е,шк.,микрорайоне Задачи Кл.р. в раб.с с-ей:1.изуч-е с-и, 2.выработка единых треб-ий к шк-ку с-и и шк. 3.орг-ция коллектива родит-ей,развитие его восп-го потенциала. Осн. формы раб.: -массовые (родит.собрания, конференции, пед. Лекции, обмены опытом семейн.восп-я,вечера вопросов и ответов,дни коллективн. отдыха) -групповые (родит.комитет,совет класса, конс-ции, беседы) -индивидуальные (конс-ции, беседы,посещ-е семьи) Сам.распростр.форма -родит.собрания:-организационные(нач.уч.год) -текущие(в теч.года) -итоговые(в к.уч.г.)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.008 с.)