Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание и образ-е в Царскосельск лицее(1811-17). ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
При Алекс 1 мин-во просвещ-я приняло ряд мер по стратегическому развитию образ-я в Р. Просветительные ведомства стремились заполнить промежуточную ступень меж сред и университетским образ-ем школами нов типа - лицеямиВ предвоен годы (1812) возникла мысль о созд-ии царскосельск лицея (19 окт 1811) Он был создан для того, чтобы готовить царских детей к гос-ой службе, а также княжеских детей. В постановлении о лицее подчеркивается, что лицей приравнив-ся к росс-му университету. Цель - образование юношества, подготовка его к важн должностям гос службы. Слово лицей впервые было использовано в 1804 г в проекте создания университета. Срок обуч-я 6 лет (обычный лицей - 9лет). В 1811г поступил Пушкин. Прием проводился в 3 этапа, при приеме треб док-ты о здоровье ребенка и нравств благополучии, к вступит экзаменам допущено 36 детей из 50 желающий. В рез-те испытаний было принято 30 Прием экзаменов на квартире министра образования. В л-е прослеживались 2 линии рос-го просвещен: 1 передовые общест-но-педагогич идеи, 2обстановка была создана особая, домашняя. Обучение делилось на два курса по три года. 1курс: гимназич. Науки (полит. Экономия, статистика, технология, родной язык, иностранный язык, грамматика, русская словестность, читались избранные первоисточники из-за рубежной литературы)+ курс изящных наук и гимнастических упраж-й. 2курс охватывает науки трех университетских факультетов: 1 нравственно-политический(философия, юристприденция, политэкономия, этика, логика, права граждан, эк-ка Адама Смита) 2физ-мат-ий, 3 словесный. Главенствующий принцип – не было бальной системы. До 1815 г успеваемость оценивалась не баллами, а профессор писал на кажд восп-ка развернутую характеристику.В 1816г введены новые правила оценки: отлично – 1, очень хорошо – 2, просто хорошо – 3, посредственно – 4, худые – 0. Испытания проводились после 3 мес, 6 мес, 1 года и после 3 лет. Главное правило: не затемнять ум детей пространственными идеями, но возбуждать собственные действия. В пед системе л-я главенствовал принцип развития творческой самодеятельности восп-ов. Главный закон: воспитанник не должен быть праздным. Цель, стоящ перед преп-ем - не допустить лености мысли. Перед преподавателем ставилась задача прежде всего обеспечить ученикам общее сред образование как фундамент всякой проф-ой подготовки. Основательно было поставлено изуч-е родного и ин-ых яз-ов (нем, франц, усной и письм речи). В начальном курсе кроме изучения грамматик читались избранные места из рус, франц, нем словесности. Гл цель изуч-я словесности - развитие вкуса восп-ов к изящн слову. Особ место отводилось изуч-ю рус истории, нравств наук (12 предметов). Нравств науки вкл в себя не только философские, но и юридич-е, и полит-е науки. Лицеисты знакомились с важнейш частями прикладной мат-ки. Ведущ принцип в ц-с л-е - индивид-ый подход к лич-ти. В л-е отсутств телесные наказания. Меры наказания: наделение в Кл отдельным столом, имена ленивых писались в Кл на черной доске белыми буквами, лишение общего стола (столовая), сажали на хлеб и воду (не более 3 дней). Наряду с наказанием были и поощрения. На белой доске золотыми букв писались имена отличившихся, вручались книги с подписями директора (1-ый дир-р л-я - граф Малиновский) и профессора, при испытании отличившимся вручались серебряные и золотые медали. Лицеистам было привито чувство глубочайшего уважения к св народу.
Родился он в крестьянск с-е, закончил 7 кл-ов, затем поступил в техникум (медиц-кий), но он его не закончил, а перешел в пед-кий, а потом в Полтавский пед.институт. Он сравнивал пед-ий опыт с кустом розы, т.е. куст бездумно выкопать и пересадить в свой сад, то он завянет. Он был по образованию филолог, преподавал украинский и рус. языки. и лит-ру. После госпиталя(на войне его ранило) становится чиновником, но потом становится директором в Полтавской сельск шк, Он создает шк радости, начинает создавать колл-в единомышленников. Его цель - совместный труд. Он док-ал что нет плохих уч-ков, нет неспособных уч-ков; все дети идут в школу с радостью. Все уч-ки в усл-ях шк могут осваивать программы по максимому. Он оч плодотворно решал задачу: восп-е всесторонне и гармонично развитого ч-ка. Все стороны в-я (идейное, умств, нрав-ое, физич, труд-ое, эстетич) д/сух-го важны в той степени, в к-ой они влияют на духовн мир ребенка. Нельзя к-н одну сторону(в-е человечности, трудолюбия, убеждений) из системы в-я исключить(иначе не решить никакой др задачи)Детей нужно готовить к шк. В первый день он повел детей в поле и рассказывал им о жизни. Он начал с восп-я чувств. Многие его выпускники пошли по его стопам. Он подтвердил, что эти эксперименты возможны тогда, когда теория совпадает с практикой. Он выпустил свою книгу "Сердце отдаю детям". Осн его цель: воспитание нравственности. Если ч-к сделал доброе дело и получил радость, то надо стремиться к большему. Гл-я цель в-я - трудовое в-е. Василий Алексан-вич в св трудах рассмотрел подчеркивал, что восп-е детей д б проникнуто духом гуманизма, большой любви к детям, уважения к лич-ти ребенка и заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливого отн-я восп-ей к чести и достоинству св воспит-ов, а также строгой любви к детям в семье и в шк не м б разумного и эфф-ого в -я. Давая советы молодым директорам шк, С-ий в книге "Разговор с молодым директором шк-ы" писал: "Знать р-ка - это та самая гл-я точка, где соприкасаются теория и пр-ка пед-ки, где сходятся все нити пед. Рук-ва шк. Кол-вом". Мн вним-я уделял он вопросам форм-я у шк-ков гражданской зрелости, деят-ти ученич. Кол-ва совместно с педагогами. В работах, посвящ-ых методике в-я, роли и деят-ти кол-ва, он осветил ряд острых совр-ых проблем на эту тему ("Методика в-я кол-ва").
«Устав учеб заведений, подведомых университетам» 1804г.:гимназии (среднее обр-ние) учреждались в кажд губернском городе на базе главных народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые средние шк. Срок обуч-я 4г. Целью г-зий, явл: подготовка к унив-ту, преподавание наук тем, к-ые «пожелают приобрести сведения, необх-ые д/благовосп-го ч-ка».Учеб план г-ии был крайне обширным, энциклопедичным: латинский, нем и франц яз, геогр и истор, статистика, начальн курс наук философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящных (словесность, теория поэзиии, эстетика), мат-ка(олг, геом, тригоном), физиика, естеств-ая история (минералогия, ботаника, зоология), теор коммерции, технология и рисование.Родного яз не было. Препод-е учеб предметов рекоменд-сь связывать с жизнью, Так, учитель мат-ки и физики д б проводить с уч-ся прогулки, показывать им мельницы, различ машины, находц-ся на местн предприятиях. Учитель естественной истории собирал с уч-ми минералы, травы, образцы почв, объясняя уч-ся их св-ва, признаки. В целях наглядного преп-ания в г-ях рекомендовалось иметь библиотеку, геогр карты и атласы, глобусы, чертежи и модели машин, геометрич и геодезич-е приборы, наглядные пособия д/уроков физики. В 1819 году д/того чтобы затруднить простым людям возможн уч-ся была введена плата за обуч-е в приходских, уездных училищах, г-ях. Тогда же были изменены учеб планы всех шк, из гимназич-го курса изгонялись учеб предметы, к-ые м способ-ть развитию у уч-ся вольнолюбивых настроений: философия, полит.экономия, естественное право, эстетика. Устав 1828г. Г-ии доступны д/дворян и чиновников. В них изучались словесность и логика, яз латинский, немецк и франц, мат-ка, геогр и статистика, ист-я, физика. В г-ях, нах-ся в университетских городах, д б изучаться и греч яз. Введен закон Божий, чистописание; телесные наказания, надзиратели. Г-зии стали классич-ми.Срок обуч-я 7 лет. Устав 1864г.-г-ии разделились на классич.(в люб универс., преп-ись древн яз - лат и греч)), полуклассич(с одним лат яз) и реальные(к гражд. и военной службе, в технич и с-хоз высш уч завед-я, без древн яз), обуч-е платное В реальных в больш объеме по сравнен с классич препод мат-ка, естествознание, физика, космография, химия, черчение, 2 нов языка,в классич один из нов яз (франц или нем). Г-зии объявл-сь бессословными уч завед-ми. Принцип общечел-кого в-я, гуманное отнош-е к уч-кам. Бурное развитие жен ср.школ (Смольный инст-т закрытого типа 1716).В 1870 жен училища были преобразованы в жен г-ии (7 кл-ов и 8-ой, дополнит-ый кл (пед-й - дидактика обуч-я, методика, физиология детей…), оконч-е не пользовались правом поступл-я в унив-т) и прогим-ии(4 кл, соответствовали первым 4 кл женск г-зий) (объем З меньше чем в муж). Устав г-ий и прог-ий 1871г. Реальные г-зии ликвидированы. В классич.г-ях: обуч-е 9 лет(подготов. кл, 7 основных классов, выпускной кл.). 41% уч вр - лат и греч яз, естествознание исключ из уч плана, по рус яз изучали грамматику, словесность(фольклор и лит-ра), по мат-ке гл вним-е обращ на знание формул и развит-е мат-го мышл-я, физика изучалась лишь в теч 3 последн лет(мало часов), химия не преп-лась, преп-е геогр было направл на зауч-е географ названий, по истории курс сосредоточен на фактах внешней истории, он превращ в ист царей. В 80-х повыш плата за обуч-е, ограничен прием евреев, издан циркуляр1887, к-ый предписывал директорам г-ий и прог-ий воздерж от приема детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников…В рез-те эт меропр правит-ву с нач 80-х до сер 90-х гг удалось уменьш число уч-ся в классич г-ях и понизить % детей недворянск происх-я.
Эти методы оч сильны в св воздействии на реб-ка. Здесь нельзя не перестараться. Главный путь – это оценка поступков. Методы стимулирования: 1. Соревнование 2 возбуждение интереса к добрым делам. 3 поощрение и наказание. 4 материальное поощрение. 5 внушение. 6 контроль за выполнением. 7 замечание, осуждение. 8 устный выговор, вызов на пед. совет. 9 удаление из кл-а, искл-е из шк. Метод поощрения -это признание, положит-ая оценка поведения или кач-в уч- ся со стороны педагога. Нак-е, осуждение- выражается в неодобрении или отрицат. оценке действий и поступков лич-ти, к-ые противоречат нормам и правилам поведения. Пинкевич: “Поощрение вызывает нездоровое чистолюбие”. Блонский: “Наказание вызываету ребёнка страх неприязнь к педагогу”. Макаренко: “наказание помогает оформиться крепкому чел-ому хар-ру”. Используя поощрение в учебной, трудовой, игровой д-ти шк-ов педагог добивается повышения эф-ти и кач-ва их труда, способствует самоутверждению лич-ти. Поощрение возбуждает положит-ые эмоции, оптимистич-е, психич-е состояния, развивает внутренние и творч-е силы ребят. Надо проявл осторожность и чувство меры при одобрениях. Не следует хвалить: за то, что получено от природы (ум, здоровье), за то, что достигнуто не св усилиями, больше 2-х раз за одно и то же достижение, из-за жалости, из-за желания понравиться(тот кто хвалит далека не всегда станосится любимым). Похвала обл св-ом наркотика: получив ее порцию хочется еще. Поэт след воздерж-ся в поощр-ях там, где это м сделать. Поощрение, особенно не заслуженное подпитывает чрезмерное чистолюбие некоторых ребят, их стремление добиться успеха только ради награды любыми средствами. Реакция на поощрение даёт педагогу инф-цию отн-но состояния самолюбия и честолюбия детей, их отн-е к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деят-ти и направленности лич-ти. Наказание предст собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной безнравственной деят-ти. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физич или нрав-го страдания, но сосредотачивает сознание на переживание вины. Рекомендации: если есть сомнение: стоит или нет наказывать, то следует избегать наказания, за один раз - одно наказание (если даже одновр было совершено неск проступков), если время упущено, то запаздало наказывать не следует, наказан - прощен, при наказании не допускать оскорбления и унижения лич-ти, нельзя наказывать и ругать: когда болен, ест, после сна, перед сном. Во вр игры или работы, сразу после физич или душевн травмы, когда проявл неспособность, бестолковость, неопытность, когда не справляется со страхом, невнимат-ю, ленью, подвиж-ю, с любым недостатком, прилагая искреннее старание; не нак-я д бояться шк-к, а огорчения учителей и вины перед шк. Нак-е использ-ся в форме осуждения, недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уваж-и. Нак-е не только восстанавл-ет порядок, авторитет нрав-ых норм и правил повед-ия, но и развивает у детей внутр-й самоконтроль, сознание недозволенности. Одновр углубл-ся способность нрав-го переживания обществ-го осуждения, самооценки, самоосуждения. Злоупотреб-е наказ-ием морально подавляет реб-ка, лишает его уверенности в себе, рождает переживания чувства неполноцен-ти, комплекс озлобления и активного сопротивл-я в-ю. Реакция на нак-я обнаруж-ет черты хар-ра, особенности его повед-я в экстраординарных ситуациях, что помогает пед-гу в выборе средств взаимодействия с детьми. Эти м-ды пед-го возд-я служат тому, чт помочь шк-ам осознать св достоинства или недостатки, стим-ть или тормозить опред-ое повед-е, приучать контролир-тьсв повед-е. Без системы эт мер пед-го возд-я вообще нельзя восп-ть, невозм и развивать саамов-е шк-ов, их обществ-ю активность. Продум-ая сис-ма поощр и нак-ий пом ч-ку закалять св хар-р, в-ть достоинство, чувство ответственности гражданина. Н помнить: ведущ д б м-д поощ, вспомогмт-ым - неказ-е (постоян опираться на те лучш кач-ва л-ти шк-ка, к-ые есть в нем, развивать эти кач-ва, проектируя постепенно новые, еще более ценные, П и Н д б индивидуализир-ми, учит-ть возрастн и психич особ-ти л-ти, пед сит-цию, необх-ый эл-нт в п и н - такт, нак-е применено прав-но, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфлит меж виновником проступка и кол-ом.
В нач 20в активно развив-ся образ-е. В 1911 приним-ся з-н о введ-ии всеобщ обучения. К нач 20-х гг. материальная база шк была подготовлена д/миллионов детей Р-и. С принятием дан з-на идея непрерывн образ-я, т.е от нач-го до высшего была применена ко всем сословиям. Первая треть ХХ века – время интенсивных новаторских поисков, в которое сложились три основные образовательные парадигмы: реформаторское крыло «школы учебы» (Каптерев, Вахтеров, Чехов), «трудовая школа» (Блонский, Макаренко, Шацкий) и «свободное воспитание» (Вентцель, Горбунов-Посадов). Зиньковский в св работе «Рус-ая пед-ка в 20 в» отмечал, что Толстой и Ушинский - величайш мыслители мир-го уровня и они сыграли огр роль в критич-ом осмыслении авторитарной шк и проблема своб-ой шк в нач 20в доминирует перед идеей трудовой шк. Основоп-ом идеи своб-ой шк в 20в явл Конст Ник Вендцель, к-ый гов, что р-ок изнач-но -сущ-во природное, У кажд р-ка есть собств я. В1917 Вендцель пишет декларацию прав р-ка, где провозглашает право кажд р-ка на своб-ое развитие. Свобода по его мнен закл в возм-ти делать все, что не наносит ущерба л-ти и общ-ву. Цель в-я - восп-ть своб-ого гражд-на, к-ый не зависит от общ-ва (идея космизма, она не б поддержана, когда к власти пришли коммунисты) Наиболее влиятельным и результативным среди теоретиков и практиков было направление, занимавшееся разработкой проблем педагогической антропологии. Видные ученые этого направления – Демков, Лазурский, Каптерев, Лесгафт, Бехтерев и другие – продолжали развивать идеи Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского. В 20-е годы развернулось небывалое по своим масштабам педагогическое творчество учителей-новаторов, руководителей и воспитателей опытно-показательных учреждений. Среди них – Первая опытная станция Шацкого, Литвиновичская школа-коммуна Лепешинского, колония им.Горького, школа им. Достоевского, школа жизни Поповой и другие. Блонский, шацкий - основоп-ки педалогии(р-к - целостное существо, всесторон изуч-е реб-ка как космо-психо-лого(интеллектуальн…) Теория и пр-ка сов-ой пед-ки хар-ся идеалами коммунист-го в-я и традиции отеч-ой пед-ки б продолжены рус педагогами за рубежом.(Сер Иосифович Гессен трактат «Пед-ка как прикладная философия» издал в нач 20в, переиздан в 90-х, утвержд, что объектом пед-ки явл познание явл-я образ-ия, Если пед-ку рассм-ть целостно, то это и биологич феномен, и соц-ый, и психологич-ий, это и философия. По мнен Г, пед-ка как наука д способств соц-му развит общ-ва. Процесс образ-я ч-ка бесконечен. На протяж всей жизни ч-к д. образовываться, культурно просвещаться, от образованных людей зависит развитие общества) К 20-30гг пед идеи стали носить ортодоксальный хар-р (охранительно-казенный). Политика сов-го гос-ва провозглашала декларацию о единой трудовой шк. Д б высок уровень З, ориентация на трудовое в-е, проф образ-ие. В 30-х парт-ым постановл-ем был принят з-н «о пед-их извращениях в сис-ме нарком проса»(1936), где утвержд-ся приоритеты авторитарной пед-ки. Серия партийно-правит-ых постановлений 1931-1937гг. способ-ла утверждению «школы учебы». Был установлен примат З над средствами их овладения, трудовое обуч-е б полностью выведено из учеб планов, шк оказалась по сути изолир-ой от внеш среды. Нов явл-ия в пед-ой теор и пр-ке стали возн-ть в период «хрущевской оттепели» 2-ой пол 50 –н 60-х гг. В эт период развернулась новаторская д-ть казанских, липецких, ростовских уч-ей, коммунарское движ-е. К числу пед-ов–новаторов, обогативших образ-но-в-ую пр-ку след отнести Сухомлинского,Иванова,Волкова,Горской, Амонашвили... Он считал, что детей надо знакомить с науками о природе и о человеке, они должны знать родной язык и литературу, историю, географию, математику, и др. естественные науки. В своих трудах он говорил о громадном образовательном и воспитательном значении естествознания и защищает реальное направление общественного образования. Он указывает, что естественные науки развивают умение наблюдать жизнь, интересуют детей несравненно больше и имеют большое практическое значение. Осуществляемое сейчас в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением опыта старших поколений. Этот опыт на любом этапе развития нашего общества включает в себя 4 элемента: 1. Знание о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; 2. Опыт осуществления известных способов деят-ти; 3. Опыт творческой, поисковой деят-ти; 4. Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деят-ти человека, его проявление к окружающему миру. Гос. обр. стандарт – система требований к знаниям уч-ся, которая дает им возможность поступить в ВУЗы Стандарт определяет минимальные требования к уровню подготовки выпускника. Эти требования должны учитываться при приеме экзаменов в ВУЗы. Стандарт не ограничивает учителя в выработке дополнительных (разумных) требований, учитель в зависимости от реальных условий (уч.методическое обеспечение, уровень квалификации) может разработать свою программу, однако не вправе удалять из программы какой-либо компонент. Цель стандарта: оказание помощи учителю в организации уч.процесса, дать ориентиры по выработке обоснованных требований к подготовке выпускников. В основе пед. теории Ушинского лежит идея народности - это одна из характерных черт воспитания рус.народа. Средствами нравств.воспитания он считает: обучение на личном примере учителя; убеждение; пед.такт; меры предупреждения; поощрение и взыскание; Обучение должно быть построено на принципах посильности и последовательности. Он говорил, что детей нужно приучать к самостоятельности. 43. Осн.направл-я раб.кл.рук.: 1.пед-ое просвещ-е р-ей. 2. коррекция сем-го восп-я. 3.Сосместн. деят-ть Кл.рук. с с-ей(беседы) 4.Защита ребенка от неблагопр.усл.в с-е,шк.,микрорайоне Задачи Кл.р. в раб.с с-ей: 1.изуч-е с-и, 2.выработка единых треб-ий к шк-ку с-и и шк. 3.орг-ция коллектива родит-ей,развитие его восп-го потенциала. Осн. формы раб.: -массовые (родит.собрания, конференции, пед. Лекции, обмены опытом семейн.восп-я,вечера вопросов и ответов,дни коллективн. отдыха) -групповые (родит.комитет,совет класса, конс-ции, беседы) -индивидуальные (конс-ции, беседы,посещ-е семьи) Сам.распростр.форма -родит.собрания:-организационные(нач.уч.год) -текущие(в теч.года) -итоговые(в к.уч.г.)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.114.205 (0.061 с.) |