Теор воспитания: предмет и осн-е понятия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теор воспитания: предмет и осн-е понятия.



Как общественное явление характеризуется след. чертами: 1.Воспитание возникло из практической потребности приобщить подрастающее поколение к условиям общественной жизни. 2.Воспитание вечная, необходимая и общая категория. (необх. потому что является важнейшим св-ом преемственности обществом, общая - в ней отражаются закономерные взаимосвязи общ-ва)Теория воспитания – понятийная система реального процесса воспитания. Предметом теории воспитания является часть предмета педагогики за вычетом теории дидактики(формирование личности, характера ребенка).

Понятие закономерности восп-ния – это совокупность внутренних существенных связей явления воспитания, обеспеч-их упорядоч-ое течение процесса восп-ия. Принципы воспитания – исходные положения отражающие сущность и определяющие всю организацию восп-го процесса. Методы воспитания- это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность. Цели воспитания – идеальная модель ребенка как результат воспитания. Идеальная модель – формирование всесторонне, гармоническо развитой личности. Всесторонне развитая личность – человек творчески работает. Гармонич. развита личность- развита в целом, во всех направлениях. Понятия:Становление (характера, личности, мышл-я) - приобретение нов.признаков и форм в проц. Развития, приближ-е к опред-му состоянию. Формир-е л-ти - процесс развития и становл-я л-ти под влиян. Внеш. Воздействий восп-ия, обуч-я, соц.среды;целенаправл-ое развит-е л-ти или к.-л. ее сторон,качеств под влиян. Восп. И обуч-я. Пед.термины, к-ые произошли от слова «восп-е»: воспитатель, воспитанник, Воспитанность - (сегодняшний) уровень развития личности, проявл-ся в согласованности меж. З., убеждениями, поведением. Воспитуемость - потенциальный уровень развит. л-ти, зоны ее ближ. развития, подготовленность ч-ка к сравнит-но быстрому формир-ю нов. д/него познават-ых, эмоц-ых или поведенч-их У и Н. Перевоспитание -изменение отриц.кач-в. Самовосп-е - изменение самого себя. Самоконтроль, самооценка (актуальная, ретроспктивная, идеальная, рефлексивная), саморегуляция - система сознательных актов, действий, направл. на поддержание, достижение необх. психич-го состояния, управл-е св. психикой.м. достиг-ся самоубеждением, само внуш.самоприказом,самопринужд-ем и т.д.
6. Принципы воспитания
.

Сущность явления раскрывается в принципах. Принципы (перевод – основа, первоначало) – руководство к действию – общие исходные положения, отражающие сущность и определяющие организацию воспитательного процесса. Принципы свидетельствуют о глубине наших знаний явления. ПВ отвечают след треб-ям: 1.Обязательность(ПВ-это не совет, не рекомендация, это требование, к-ое обязат-но нужно выполнить) 2.Равнозначность,т.е. по св. значимости ПВ используют не в цепочке, последовательно, а все сразу, одноврем.Они взаимосвязаны меж. Собой, т.е. нарушение одного влечет некоторые наруш-я другого.

Принципы воспитания: 1.П природосообразности. Один из старейш. Пед.принципов(1в.н.э.) Коменский четко сформулировал в 17в. Нужно восп-ть реб-ка в согл. С его природой:возрастом, потребностями. Правила осущ-я П: 1 - в организации люб. пед процесса след. уделять вним-е поддержке и укрепл-ю здоровья уч-ся; 2- направлять в-е на развитие и формир-е потребности реб-ка к самовосп-ю, самообраз-ю; 3-пед. Процесс и восп-ые отнош-я в нем н. строить доступно, согл. возрастным и индивид-ым особ-ям уч-ся; 4-Знать зоны ближайш. Развития, определяющие возможности шк-ка и опираться на них в проц. В-я. 2.П связи в-я с жизнью,трудом.Шк-соц.институт, призванный удвл. Образоват-ые запросы гос-ва, потребности общ-ва и отдельной личности. Учитель - специалист, осущ-щий гос. Заказ.Деят-ть пед-го д.б. подчинена задаче формир-я соц-но необх-го типа лич-ти. 3.П опоры на +-ое в ч-ке, т.е педогог во вз-д-ии с воспит-ом д. опираться на их +ые кач-ва и развивать их. Правила осущ-я П: 1-недопустима конфронтация(борьба) во вз-д-ии пед-га с в-ками 2-опираться на+ые интересы восп-ков; 3- созд-е +ого восп-го фона(доброжелат,спокон. Деловая обстановка, где кажд. Занят св. делом) 4. П гумманистической направленности в-я (опора на общечеловеческие ценности) Он треб: уваж-я прав и свобод р-ка, гуман. Отн-я к лич-ти восп-ка(уметь понять р-ка), предъявл-е посильных и разумно сформулир-ых треб-ий, уваж-е к позиции в-ка, уваж-е права быть самим собой(он не д. стесняться), доведение до сознания в-ка конкретн. Целей его восп-я(в форме требований) 5.П построения увлекающей перспективы, орг-ции завтрашней радости.Суть -необх. Учитывать тот факт, что всяк. Деят-ть ч-ка, его цели, планир-ся в его сознании заранее. Достиж-е эт. Целей осущ.постеп.,поэтапно. 6.П комплексного подхода к в-ю. В орг-ции восп-щей деят-ти педагог д. обращать вним-е на развит. Всех сфер лич-ти: волевая, физич-ая, эмоц-ая и т.д 7.П единства предъявл-ия треб-ий и уваж-я лич-ти. В проц. Предъявл-я треб. К уч-ся нельзя унижать чувство собств. Достоинства л-ти, оскорблять. 8.П единства восп-ых воздействий (шк., семья, общественность предъявл. един. треб-я) 9.П добровольности и осознанности движения к цели воспитания. 10.П сотрудничества воспитателя и воспитанника.11П систематичности и последовательности в восп-ии Обучение-дискретный процесс (на уроке, потом перемена), восп-е - непрерывный. Последовательность- от простого к сложному, учитывая возраст и ситуацию. При предъявл-ии треб-я необх. Контролировать его выполнение.

Закономерности – объективно устой-ые повторяющиеся связи в в-ом процессе, реализация к-ых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности(1- рез-тат в-я завис от активности ребенка, 2-в-е осущ. через деят-ть (совместно-разделенную) 3-содерж-е деят. детей д. отвечать их актуальным потреб-тям, 4 -восп-ная деят-ть педагога носит «скрытый характер»

7. Роль деят-ти и общения в формировании личности и кол-ва.

Осн форма в-я в шк -это коллект-ая деят-ть.Осн средством в-я в шк явл коллективное мнение (общение).Коллект. мнение -больш-во ребят имеют одну и ту же т.зр.Тема кол-ва пронизывает весь курс теории и всю практику восп-я. Свободное развитие личности возможно лишь в коллективе (перевод- объединяю, собираю), но с другой стороны коллектив может тормозить индивидуальное развитие личности (усредняя личность). Коллектив – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей занятых решением конкретной обществ. задачи на основе: а) общности цели, б) принципов сотрудничества; в) сочетания интересов личности и общества. Коллектив - средство введения ребенка в общество, т.е. средство формир-я ч-ка, способного жить в общ-ве, средство формир-я всестороннеразвитой индивидуальности. Немецк. Педагог Август Гай (1862-1926) указывал, что дети гораздо легче приучаются соблюдать нормы и правила поведения в практич-ой кол-ой д-ти. Крупская: в одиночку ч-к м. развиваться только до известного предела, а дальше опыт д.обогащаться опытом других.

Коллектив не сама цель, а фактор, влияющий на развитие личности, среда для всестороннего развития и раскрытия личности. Помимо внешней среды существует внутренний мир. Формируя коллектив важно вооружать каждую личность силой внутренней собранности. Подлинный коллектив – организация группы, в которой неповторимые личности, индивидуумы, объединены общими ценностями, целями, задачами деят-ти. Детский кол-в развив-ся поэтапно, т.е в св. развитии проходит опред стадии, в к-ых по-разн проявл-ся сущность и способы воздействия на личность

Стадии коллектива: 1.Диктаторская (предъявление требований учителем, он открыто гов. о св. треб, какие перспективы открыв. В случ выполнения или невып-я треб-ий). 2.Формир-е и развитие актива класса(воспитанники, к-ые хорошо относ-ся к треб-ям, задачам, к-ые ставит педагог)(выбор старосты и т.д.) Методика работы с активом: а)объяснить активу его ф-ции, настроить на самост. работу в классе, б) напоминать, что активу необх. делать, в) постепенно педагогу отходить от рук-ва активом. 3.Этап совместной работы кл.рук. и актива по формир-ю кол-ва. Педагог переходит к скрытой позиции, но помогает в реш-ии сложн. пед. задачи. Эт этап самост-го управл-я активом жизнью класса.

Контактность (признак коллектива) все должны знать друг друга и находиться в постоянном общении, строящимися на взаимопомощи и добровольности объединения.

8. Организация внеурочной воспит деят-ти учащихся.

Внеурочная восп-ая работ - это такая орг-я труда, познания и общения, в проц к-ой уч-ся овладевают соц опытом, преобразуют окруж их среду, приобр необх-ые практич У и Н. уч-но-познават-ая деят-ть осущ и во внеуроч вр в разнообразн формах в-ой работы: 1.ф, направл-е на в-е сознат-го отн-я шк-ков к уч-ю, рац-ю орг-ю их уч труда, вооруж-е Н самост-го приобр-я З (собр-я, беседы, выставки) 2. ф кол-ой познават-ой д-ти (обществ-ые смотры знаний, диспуты, олимпиады, конкурсы) 3.ф, направл-е на развитие творч спосо-ей, познават-ой активностиуч-ся на основе соверш-ия работы факультативов, кружков, научн. общ-в и др объед-ий. Внекл-ой работой заним-ся кл. рук. Он отвечает за содержание воспитательного процесса во внеурочное время. Его задача - зная возм-ти и желания ребят, помогать им выбрать внеур занят, общ-во. Кл. руководитель координирует деят-ть и налаживает взаимоотношения детей, учителей, родителей. Нужно помнить о собл-и санит-но-гигиен треб по охране труда и здоровья детей, о том, чтобы труд не вызывал перегрузок. Профориентация в Кл - один из видов совмест внеуроч деят-ти Кл рук и уч-ся по ознакомл-ю с профессиями, по формир-ю психологич и нравствен готовн к труду в соотв-и с индивид особ-ми и способ-ми(экскурсии на предпр-ия) В практике внеур-й работы сложились разнообр-ые формы эстетич просвещ-я: рассказ учителя, беседа, устный журнал, диспут, обсужд-е книг, фильмов, спектаклей, картин, тематич вечера и встречи с деятелями иск-ва, выставки по иск-ву. Орг-ая внеур-ю д по освоен эстетич к-ры Кл рук учит необх-ть компл-го возд-я искусств на шк-ов, умело прим-ет тех средства, расширяет рамки эстетич д за пределы шк (природа, музей, театры), стремитя вовлечь уч-ов св кл в раб кружков и клубов эстетич цикла, уделяет больш вним-е эстетике обучения, труда, спорта

Задачи: 1. Побуждение и углубление у шк-ков интереса к различным областям знаний и видам деят-ти (развитие интереса). 2. Раскрытие и развитие талантов, способностей уч-хся. 3. Воспитание в них общественной и познавательной активности. 4. Оказание помощи в выборе профессии. 5. Культурная организация досуга.

Основную роль в организации внешкольной деят-ти играют родители.

Принципы внеурочной деят-ти: 1. Добровольность в выборе форм и направлении этих знаний. 2. Общественная направленность (дело должно быть нужным и полезным). 3. Романтика, игра. 4. Массовость. 5. Учет воззрений и индивидуальных особенностей.

Методы внеурочно деят-ти: беседы, походы, различные поездки, т.е. все для развития индивидуальности, психологических особенностей личности ребенка, развитие его активности, сплочение коллектива, т.е. внеурочная деят-ть – это различные внеклассные мероприятия.

9. Основные понятия и категории теории обуче-я.

Дидактика (греч. обучающий): теория образования и обучения. Дидактика как наука отвечает на три главных вопроса: 1. Чему учить? (содержание образования: какие науки изучать, какой объем УН надо дать воспитанникам, опред-ет уровень научн знаний д/детей разн возраста, способности, подготовл-ти) 2. Как учить? (как это уже отобранное содержание влить в детей, как передавать З, как развивать и наполнять память, развивать творч мышл, как сформир готовность к самообр-ю). 3. Где учить? (лицеи, гимназии и т.д.) Д-ка - самост наука, имеющая св объект(процесс обучения) и предмет изуч-я (связь взаимодействия преподавания и учения, их единство) Главн, на что обращ вним-е д-ка - это система отн-ий учитель-ученик, ученик-учебн материал, ученик - др ученик. Задача д-ки - изуч-е практики обуч-я, т.е. описывание и объяснение процессов обуч-я и усл его рализ-ции; влияние на практику обучения, т.е. разрабатыв более соверш орг-ции проц обуч-я, нов технологии обучения. Осн понятия: обучение – целенаправленный двусторонний процесс передачи и усвоения ЗУН и способов познавательной деят-ти человека. Задача: в школе обеспечивать не только образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека, общества. Содержание образования – система ЗУН, овладение которыми обеспечивает требуемое обществом развитие личности. Принципы обучения – основные исходные положения, отражающие общие закономерности процесса обучения и в силу этого определяющие хар-р преподавания и учения (т.е. деят-ть уч-ля и уч-ся). Преподавание – упорядоченная деят-ть учителя по реализации цели обуч-я, обеспечения информирования, восп-я, осознания и практич применен З учениками. Учение – деят-ть учащихся по усвоению, процесс, в ходе к-го на основе познания, упражнения и приобретен-го опыта возникают нов формы поведен и д-ти, или изменяются ранее приобретенные. Знания - совокупность идей ч-ка, в к-ых выражается теор-ое овладение этим предметом. Умения -овладение способами прменен усвоенных З на практике. Навыки - умения, доведенные до автоматизма. Форма обучения -способ сущ-я учебн процесса (лекция, урок…) Метод обучения -способы обучения Прием – деталь метода, способствующая более точному достижению цели. Средства обучения – совокупность предметов, явлений, произведений, все то что способствует привлечению уч-хся и достижении цели (голос, речь педагога, его мастерство, учебники, тех средства…). Учебный план школы- перечень всех предметов в школе с количеством часов (общее и понедельное), какие основные ЗУН должен приобрести уч-ся по окончании. Познавательный интерес- направленность л-ти на Усвоение культурн ценностей. Различают 3 уровня познават интереса: 1. Любопытство, 2. Любознательность. 3. Устойчивый интерес(сами ставят вопросы).

10. Основные подходы к классиф-ции методов обуч-я.

Методы обуч-я – совокуп-ть способов орг- ции познават-ой деят-ти шк-ка, способ развития его умств-ой силы, это способы совместн. Д-ти учителя и уч-ся, направл на реш задач обуч-я, т.е. дидактич задач. Методы способствуют передаче ЗУН и восп-ию лич-ти, обеспечивают max д/кажд возр-а уч-хся ускорение темпов выполнения учеб оп-ций, активизируют познават-ую деят-ть, творч потенциалы. Методы – искусство направлять мысли уч-ся в нужном направлении. Методич. прием – деталь метода, с пом к-ой более глубоко и искусно достиг-ся цель обуч-ия. Выбор и классиф-ция м-дов обуч-ия завис от: 1. Целей и задач поставл-ых пед-гом. 2. От сущности препод-ого предмета. 3. От лич-ти и методов препод-ия уч-ля. Классификации методов:1. историч-ки сложившаяся, имеет основу по источнику З и способу их передачи (Петровский, Голанд): словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция); практич-ий метод; наглядные методы (иллюстрации(плакаты, картины, схемы) и демонстрации(приборы, опыты, кинофильмы)). 2. в основе поэтапная структура образования (Данилов, Ешков) – приобретение знаний – формирование У и Н – применение З – творческая деят-ть – закрепление ЗУН – проверка ЗУН. 3. Лихачев. По основным этапам процесса обучения. Его интересует продвижение уч-хся по этапам процесса обуч.. Методы восприятия первоначального усвоения – методы усвоения, воспроизведения – методы учебного творческого выражения. 4. Махмутов и др. в основе помещается уровень познавательной активности уч-ся и способов усвоения содержания обр-ия. – объяснительно-иллюстративный (сущность - в предъявлении готовой инф учителем с одн стор и в ее осознан восприятии и запомининии ус-ся с др) – репродуктивный (учитель конструирует систему заданий на воспроизведение действий, уже известных и осознанных уч-ся) – исследовательский (его назнач-е закл в орг-ции поисковой, творч д-ти уч-ся по реш проблем) – частично поисковый (обеспечивает поэлементное усвоен опыта творч д-ти, овладен отдельн этапами реш проблемных задач. Набл-я, экспер-ты, опыты, доклады, поиск отв в доп лит-ре) – проблемного изложения (сущность- знакомит уч-ся не только с найден реш тех или иных науч- познават или практич проблем, обл и способами их применен, но и с логикой поиска эт решений) 5. в основе лежит теория деят-ти человека, а деятельный подход разработанный психологически. Суть: деятельный подход требует орг-ть процесс, отрегулировать и стимулировать его и + контроль.- методы организации и осуществления уч -познават-ой д-ти (объяснит-иллюстративн (словесные, наглядные), репродук-ые, частич-поиск-ые, исслед-е) – метод стимулирования и мотивации учеб. познават-ой деят-ти (1. стимулир-е интереса к учению, созд-е усл д/возник-я желания учиться. 2. мотивация долга и ответствен-ти в уч-ии (оценка): разъяснен личностной знач-ти уч-я, прдъявл-е треб, соблюд-е к-ых предполагает,что уч-к явл успевающим) – метод контроля и самоконтроля (осн цель проверки и оценки З -опр-е кач усвоен уч-ся учебн матер-ла и повыш-е ответств-ти их в уч раб. Контроль - текущий, оперативный,итоговый)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.009 с.)