Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теор воспитания: предмет и осн-е понятия.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Как общественное явление характеризуется след. чертами: 1.Воспитание возникло из практической потребности приобщить подрастающее поколение к условиям общественной жизни. 2.Воспитание вечная, необходимая и общая категория. (необх. потому что является важнейшим св-ом преемственности обществом, общая - в ней отражаются закономерные взаимосвязи общ-ва) Теория воспитания – понятийная система реального процесса воспитания. Предметом теории воспитания является часть предмета педагогики за вычетом теории дидактики(формирование личности, характера ребенка). Понятие закономерности восп-ния – это совокупность внутренних существенных связей явления воспитания, обеспеч-их упорядоч-ое течение процесса восп-ия. Принципы воспитания – исходные положения отражающие сущность и определяющие всю организацию восп-го процесса. Методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность. Цели воспитания – идеальная модель ребенка как результат воспитания. Идеальная модель – формирование всесторонне, гармоническо развитой личности. Всесторонне развитая личность – человек творчески работает. Гармонич. развита личность- развита в целом, во всех направлениях. Понятия:Становление (характера, личности, мышл-я) - приобретение нов.признаков и форм в проц. Развития, приближ-е к опред-му состоянию. Формир-е л-ти - процесс развития и становл-я л-ти под влиян. Внеш. Воздействий восп-ия, обуч-я, соц.среды;целенаправл-ое развит-е л-ти или к.-л. ее сторон,качеств под влиян. Восп. И обуч-я. Пед.термины, к-ые произошли от слова «восп-е»: воспитатель, воспитанник, Воспитанность - (сегодняшний) уровень развития личности, проявл-ся в согласованности меж. З., убеждениями, поведением. Воспитуемость - потенциальный уровень развит. л-ти, зоны ее ближ. развития, подготовленность ч-ка к сравнит-но быстрому формир-ю нов. д/него познават-ых, эмоц-ых или поведенч-их У и Н. Перевоспитание -изменение отриц.кач-в. Самовосп-е - изменение самого себя. Самоконтроль, самооценка (актуальная, ретроспктивная, идеальная, рефлексивная), саморегуляция - система сознательных актов, действий, направл. на поддержание, достижение необх. психич-го состояния, управл-е св. психикой.м. достиг-ся самоубеждением, само внуш.самоприказом,самопринужд-ем и т.д. Сущность явления раскрывается в принципах. Принципы (перевод – основа, первоначало) – руководство к действию – общие исходные положения, отражающие сущность и определяющие организацию воспитательного процесса. Принципы свидетельствуют о глубине наших знаний явления. ПВ отвечают след треб-ям: 1.Обязательность(ПВ-это не совет, не рекомендация, это требование, к-ое обязат-но нужно выполнить) 2.Равнозначность,т.е. по св. значимости ПВ используют не в цепочке, последовательно, а все сразу, одноврем.Они взаимосвязаны меж. Собой, т.е. нарушение одного влечет некоторые наруш-я другого. Принципы воспитания: 1. П природосообразности. Один из старейш. Пед.принципов(1в.н.э.) Коменский четко сформулировал в 17в. Нужно восп-ть реб-ка в согл. С его природой:возрастом, потребностями. Правила осущ-я П: 1 - в организации люб. пед процесса след. уделять вним-е поддержке и укрепл-ю здоровья уч-ся; 2- направлять в-е на развитие и формир-е потребности реб-ка к самовосп-ю, самообраз-ю; 3-пед. Процесс и восп-ые отнош-я в нем н. строить доступно, согл. возрастным и индивид-ым особ-ям уч-ся; 4-Знать зоны ближайш. Развития, определяющие возможности шк-ка и опираться на них в проц. В-я. 2. П связи в-я с жизнью,трудом. Шк-соц.институт, призванный удвл. Образоват-ые запросы гос-ва, потребности общ-ва и отдельной личности. Учитель - специалист, осущ-щий гос. Заказ.Деят-ть пед-го д.б. подчинена задаче формир-я соц-но необх-го типа лич-ти. 3 .П опоры на +-ое в ч-ке, т.е педогог во вз-д-ии с воспит-ом д. опираться на их +ые кач-ва и развивать их. Правила осущ-я П: 1-недопустима конфронтация(борьба) во вз-д-ии пед-га с в-ками 2-опираться на+ые интересы восп-ков; 3- созд-е +ого восп-го фона(доброжелат,спокон. Деловая обстановка, где кажд. Занят св. делом) 4. П гумманистической направленности в-я (опора на общечеловеческие ценности) Он треб: уваж-я прав и свобод р-ка, гуман. Отн-я к лич-ти восп-ка(уметь понять р-ка), предъявл-е посильных и разумно сформулир-ых треб-ий, уваж-е к позиции в-ка, уваж-е права быть самим собой(он не д. стесняться), доведение до сознания в-ка конкретн. Целей его восп-я(в форме требований) 5. П построения увлекающей перспективы, орг-ции завтрашней радости. Суть -необх. Учитывать тот факт, что всяк. Деят-ть ч-ка, его цели, планир-ся в его сознании заранее. Достиж-е эт. Целей осущ.постеп.,поэтапно. 6. П комплексного подхода к в-ю. В орг-ции восп-щей деят-ти педагог д. обращать вним-е на развит. Всех сфер лич-ти: волевая, физич-ая, эмоц-ая и т.д 7. П единства предъявл-ия треб-ий и уваж-я лич-ти. В проц. Предъявл-я треб. К уч-ся нельзя унижать чувство собств. Достоинства л-ти, оскорблять. 8. П единства восп-ых воздействий (шк., семья, общественность предъявл. един. треб-я) 9. П добровольности и осознанности движения к цели воспитания. 10. П сотрудничества воспитателя и воспитанника.11П систематичности и последовательности в восп-ии Обучение-дискретный процесс (на уроке, потом перемена), восп-е - непрерывный. Последовательность- от простого к сложному, учитывая возраст и ситуацию. При предъявл-ии треб-я необх. Контролировать его выполнение. Закономерности – объективно устой-ые повторяющиеся связи в в-ом процессе, реализация к-ых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности(1- рез-тат в-я завис от активности ребенка, 2-в-е осущ. через деят-ть (совместно-разделенную) 3-содерж-е деят. детей д. отвечать их актуальным потреб-тям, 4 -восп-ная деят-ть педагога носит «скрытый характер» 7. Роль деят-ти и общения в формировании личности и кол-ва. Осн форма в-я в шк -это коллект-ая деят-ть.Осн средством в-я в шк явл коллективное мнение (общение).Коллект. мнение -больш-во ребят имеют одну и ту же т.зр.Тема кол-ва пронизывает весь курс теории и всю практику восп-я. Свободное развитие личности возможно лишь в коллективе (перевод- объединяю, собираю), но с другой стороны коллектив может тормозить индивидуальное развитие личности (усредняя личность). Коллектив – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей занятых решением конкретной обществ. задачи на основе: а) общности цели, б) принципов сотрудничества; в) сочетания интересов личности и общества. Коллектив - средство введения ребенка в общество, т.е. средство формир-я ч-ка, способного жить в общ-ве, средство формир-я всестороннеразвитой индивидуальности. Немецк. Педагог Август Гай (1862-1926) указывал, что дети гораздо легче приучаются соблюдать нормы и правила поведения в практич-ой кол-ой д-ти. Крупская: в одиночку ч-к м. развиваться только до известного предела, а дальше опыт д.обогащаться опытом других. Коллектив не сама цель, а фактор, влияющий на развитие личности, среда для всестороннего развития и раскрытия личности. Помимо внешней среды существует внутренний мир. Формируя коллектив важно вооружать каждую личность силой внутренней собранности. Подлинный коллектив – организация группы, в которой неповторимые личности, индивидуумы, объединены общими ценностями, целями, задачами деят-ти. Детский кол-в развив-ся поэтапно, т.е в св. развитии проходит опред стадии, в к-ых по-разн проявл-ся сущность и способы воздействия на личность Стадии коллектива: 1.Диктаторская (предъявление требований учителем, он открыто гов. о св. треб, какие перспективы открыв. В случ выполнения или невып-я треб-ий). 2.Формир-е и развитие актива класса(воспитанники, к-ые хорошо относ-ся к треб-ям, задачам, к-ые ставит педагог)(выбор старосты и т.д.) Методика работы с активом: а)объяснить активу его ф-ции, настроить на самост. работу в классе, б) напоминать, что активу необх. делать, в) постепенно педагогу отходить от рук-ва активом. 3.Этап совместной работы кл.рук. и актива по формир-ю кол-ва. Педагог переходит к скрытой позиции, но помогает в реш-ии сложн. пед. задачи. Эт этап самост-го управл-я активом жизнью класса. Контактность (признак коллектива) все должны знать друг друга и находиться в постоянном общении, строящимися на взаимопомощи и добровольности объединения. 8. Организация внеурочной воспит деят-ти учащихся. Внеурочная восп-ая работ - это такая орг-я труда, познания и общения, в проц к-ой уч-ся овладевают соц опытом, преобразуют окруж их среду, приобр необх-ые практич У и Н. уч-но-познават-ая деят-ть осущ и во внеуроч вр в разнообразн формах в-ой работы: 1.ф, направл-е на в-е сознат-го отн-я шк-ков к уч-ю, рац-ю орг-ю их уч труда, вооруж-е Н самост-го приобр-я З (собр-я, беседы, выставки) 2. ф кол-ой познават-ой д-ти (обществ-ые смотры знаний, диспуты, олимпиады, конкурсы) 3.ф, направл-е на развитие творч спосо-ей, познават-ой активностиуч-ся на основе соверш-ия работы факультативов, кружков, научн. общ-в и др объед-ий. Внекл-ой работой заним-ся кл. рук. Он отвечает за содержание воспитательного процесса во внеурочное время. Его задача - зная возм-ти и желания ребят, помогать им выбрать внеур занят, общ-во. Кл. руководитель координирует деят-ть и налаживает взаимоотношения детей, учителей, родителей. Нужно помнить о собл-и санит-но-гигиен треб по охране труда и здоровья детей, о том, чтобы труд не вызывал перегрузок. Профориентация в Кл - один из видов совмест внеуроч деят-ти Кл рук и уч-ся по ознакомл-ю с профессиями, по формир-ю психологич и нравствен готовн к труду в соотв-и с индивид особ-ми и способ-ми(экскурсии на предпр-ия) В практике внеур-й работы сложились разнообр-ые формы эстетич просвещ-я: рассказ учителя, беседа, устный журнал, диспут, обсужд-е книг, фильмов, спектаклей, картин, тематич вечера и встречи с деятелями иск-ва, выставки по иск-ву. Орг-ая внеур-ю д по освоен эстетич к-ры Кл рук учит необх-ть компл-го возд-я искусств на шк-ов, умело прим-ет тех средства, расширяет рамки эстетич д за пределы шк (природа, музей, театры), стремитя вовлечь уч-ов св кл в раб кружков и клубов эстетич цикла, уделяет больш вним-е эстетике обучения, труда, спорта Задачи: 1. Побуждение и углубление у шк-ков интереса к различным областям знаний и видам деят-ти (развитие интереса). 2. Раскрытие и развитие талантов, способностей уч-хся. 3. Воспитание в них общественной и познавательной активности. 4. Оказание помощи в выборе профессии. 5. Культурная организация досуга. Основную роль в организации внешкольной деят-ти играют родители. Принципы внеурочной деят-ти: 1. Добровольность в выборе форм и направлении этих знаний. 2. Общественная направленность (дело должно быть нужным и полезным). 3. Романтика, игра. 4. Массовость. 5. Учет воззрений и индивидуальных особенностей. Методы внеурочно деят-ти: беседы, походы, различные поездки, т.е. все для развития индивидуальности, психологических особенностей личности ребенка, развитие его активности, сплочение коллектива, т.е. внеурочная деят-ть – это различные внеклассные мероприятия. 9. Основные понятия и категории теории обуче-я. Дидактика (греч. обучающий): теория образования и обучения. Дидактика как наука отвечает на три главных вопроса: 1. Чему учить? (содержание образования: какие науки изучать, какой объем УН надо дать воспитанникам, опред-ет уровень научн знаний д/детей разн возраста, способности, подготовл-ти) 2. Как учить? (как это уже отобранное содержание влить в детей, как передавать З, как развивать и наполнять память, развивать творч мышл, как сформир готовность к самообр-ю). 3. Где учить? (лицеи, гимназии и т.д.) Д-ка - самост наука, имеющая св объект(процесс обучения) и предмет изуч-я (связь взаимодействия преподавания и учения, их единство) Главн, на что обращ вним-е д-ка - это система отн-ий учитель-ученик, ученик-учебн материал, ученик - др ученик. Задача д-ки - изуч-е практики обуч-я, т.е. описывание и объяснение процессов обуч-я и усл его рализ-ции; влияние на практику обучения, т.е. разрабатыв более соверш орг-ции проц обуч-я, нов технологии обучения. Осн понятия: обучение – целенаправленный двусторонний процесс передачи и усвоения ЗУН и способов познавательной деят-ти человека. Задача: в школе обеспечивать не только образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека, общества. Содержание образования – система ЗУН, овладение которыми обеспечивает требуемое обществом развитие личности. Принципы обучения – основные исходные положения, отражающие общие закономерности процесса обучения и в силу этого определяющие хар-р преподавания и учения (т.е. деят-ть уч-ля и уч-ся). Преподавание – упорядоченная деят-ть учителя по реализации цели обуч-я, обеспечения информирования, восп-я, осознания и практич применен З учениками. Учение – деят-ть учащихся по усвоению, процесс, в ходе к-го на основе познания, упражнения и приобретен-го опыта возникают нов формы поведен и д-ти, или изменяются ранее приобретенные. Знания - совокупность идей ч-ка, в к-ых выражается теор-ое овладение этим предметом. Умения -овладение способами прменен усвоенных З на практике. Навыки - умения, доведенные до автоматизма. Форма обучения -способ сущ-я учебн процесса (лекция, урок…) Метод обучения -способы обучения Прием – деталь метода, способствующая более точному достижению цели. Средства обучения – совокупность предметов, явлений, произведений, все то что способствует привлечению уч-хся и достижении цели (голос, речь педагога, его мастерство, учебники, тех средства…). Учебный план школы - перечень всех предметов в школе с количеством часов (общее и понедельное), какие основные ЗУН должен приобрести уч-ся по окончании. Познавательный интерес - направленность л-ти на Усвоение культурн ценностей. Различают 3 уровня познават интереса: 1. Любопытство, 2. Любознательность. 3. Устойчивый интерес(сами ставят вопросы). 10. Основные подходы к классиф-ции методов обуч-я. Методы обуч-я – совокуп-ть способов орг- ции познават-ой деят-ти шк-ка, способ развития его умств-ой силы, это способы совместн. Д-ти учителя и уч-ся, направл на реш задач обуч-я, т.е. дидактич задач. Методы способствуют передаче ЗУН и восп-ию лич-ти, обеспечивают max д/кажд возр-а уч-хся ускорение темпов выполнения учеб оп-ций, активизируют познават-ую деят-ть, творч потенциалы. Методы – искусство направлять мысли уч-ся в нужном направлении. Методич. прием – деталь метода, с пом к-ой более глубоко и искусно достиг-ся цель обуч-ия. Выбор и классиф-ция м-дов обуч-ия завис от: 1. Целей и задач поставл-ых пед-гом. 2. От сущности препод-ого предмета. 3. От лич-ти и методов препод-ия уч-ля. Классификации методов: 1. историч-ки сложившаяся, имеет основу по источнику З и способу их передачи (Петровский, Голанд): словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция); практич-ий метод; наглядные методы (иллюстрации(плакаты, картины, схемы) и демонстрации(приборы, опыты, кинофильмы)). 2. в основе поэтапная структура образования (Данилов, Ешков) – приобретение знаний – формирование У и Н – применение З – творческая деят-ть – закрепление ЗУН – проверка ЗУН. 3. Лихачев. По основным этапам процесса обучения. Его интересует продвижение уч-хся по этапам процесса обуч.. Методы восприятия первоначального усвоения – методы усвоения, воспроизведения – методы учебного творческого выражения. 4. Махмутов и др. в основе помещается уровень познавательной активности уч-ся и способов усвоения содержания обр-ия. – объяснительно-иллюстративный (сущность - в предъявлении готовой инф учителем с одн стор и в ее осознан восприятии и запомининии ус-ся с др) – репродуктивный (учитель конструирует систему заданий на воспроизведение действий, уже известных и осознанных уч-ся) – исследовательский (его назнач-е закл в орг-ции поисковой, творч д-ти уч-ся по реш проблем) – частично поисковый (обеспечивает поэлементное усвоен опыта творч д-ти, овладен отдельн этапами реш проблемных задач. Набл-я, экспер-ты, опыты, доклады, поиск отв в доп лит-ре) – проблемного изложения (сущность- знакомит уч-ся не только с найден реш тех или иных науч- познават или практич проблем, обл и способами их применен, но и с логикой поиска эт решений) 5. в основе лежит теория деят-ти человека, а деятельный подход разработанный психологически. Суть: деятельный подход требует орг-ть процесс, отрегулировать и стимулировать его и + контроль.- методы организации и осуществления уч -познават-ой д-ти (объяснит-иллюстративн (словесные, наглядные), репродук-ые, частич-поиск-ые, исслед-е) – метод стимулирования и мотивации учеб. познават-ой деят-ти (1. стимулир-е интереса к учению, созд-е усл д/возник-я желания учиться. 2. мотивация долга и ответствен-ти в уч-ии (оценка): разъяснен личностной знач-ти уч-я, прдъявл-е треб, соблюд-е к-ых предполагает,что уч-к явл успевающим) – метод контроля и самоконтроля (осн цель проверки и оценки З -опр-е кач усвоен уч-ся учебн матер-ла и повыш-е ответств-ти их в уч раб. Контроль - текущий, оперативный,итоговый)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.011 с.) |