Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика как Наука и искусство

Поиск

А.В. Романова, О.И. Дранюк

ПЕДАГОГИКА

(ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург


УДК 37.01(072)

 

Рецензенты:

Н.А.Николаев, докт. психол. наук, профессор

(СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)

А.Г.Семенов, докт. пед. наук, профессор

(СПбУЭиФ)

 

Романова А.В., Дранюк О.И.

Педагогика: Учебно-методическое пособие (Практические занятия)/ А.В. Романова, О.И. Дранюк; Санкт-Петербургский гос. ун-т физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2008. – 146с.

 

Печатается по решению редсовета СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта.

Рекомендовано УМК СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Прот. № 7 от 13.12.07 г.

 

В учебно-методическом пособии по дисциплине «Педагогика» по каждой теме аудиторных занятий приводятся наиболее важные положения, облегчающие понимание ее сущности, предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, технологии их выполнения, тестовые задания для самоконтроля знаний, даются советы по подготовке к ним, а также перечень литературных источников и словарь терминов.

Пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для обучающихся по направлениям 032100 «Физическая культура» и 032100 «Физическая культура и спорт».

Пособие адресовано студентам очного и заочного обучения вузов физической культуры.

 

УДК 37.01(072)

 

Ó Санкт-Петербургская государственный

университет физической культуры

им. П.Ф. Лесгафта, 2008

Ó Романова А.В., Дранюк О.И., 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ(Романова А.В., Дранюк О.И)…………………...  
Тема I. ПЕдагогика как наука, ее предмет задачи, основные категории. образование как общественное явление и педагогический процесс(Дранюк О.И)…………………………………………...  
Тема II. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ и методы педагогического исследования(ДРАНЮК О.И.)…...  
Тема III. РАЗВИТИЕ, воспитание и формирование ЛИЧНОСТИ(ДРАНЮК О.И.)………………………………………..  
Тема IV. обучение в ЦЕЛОСТНом ПЕДАГОГИЧЕСКом ПРОЦЕССе(ДРАНЮК О.И., Романова А.В.)…………………..  
Тема V. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ(РОМАНОВА А.В.)………..  
Тема VI. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ(РОМАНОВА А.В.)..  
Тема VII. МЕТОДЫ и технологии ОБУЧЕНИЯ (РОМАНОВА А.В.)……………………………………………………..  
Тема VIII. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РОМАНОВА А.В.)……………………………………………………..  
ТемаIX. ВОСПИТАтельный процесс, ЕГО ПРИНЦИПЫ и методы (Дранюк О.И.)……………………...  
Тема X. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ(РОМАНОВА А.В., Дранюк О.И.)……………….  
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ(РОМАНОВА А.В., Дранюк О.И.)...  
пРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (Романова А.В., дРАНЮК о.и.)…………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЯ(дранюк О.И.)……………………………………  
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМАМ КУРСА (ДРАНЮК О.И., РОМАНОВА А.В.)…………………………………..  
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………….  
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (РОМАНОВА А.В., ДРАНЮК О.И.)…….  

ВВЕДЕНИЕ

Представленное учебно-методическое пособие по курсу «Педагогика» предназначено для того, чтобы помочь студентам:

· закрепить в памяти, осмыслить основные положения курса;

· самостоятельно готовиться к учебным занятиям;

· уяснить пути и возможности применения в педагогическом процессе приобретенных теоретических знаний при выполнении заданий для самостоятельной работы как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

В учебно-методическом пособии представлено содержание практических занятий по курсу «Педагогика» с указанием задач каждого занятия и объема знаний и умений для их усвоения: раскрываются основные понятия и положения тем занятий, предлагаются вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятиям, а также задания для самостоятельной работы, которые студенты выполняют на занятиях под руководством преподавателя и во внеаудиторное время, описывается технология их выполнения. Выполнение заданий поможет студентам осмыслить как связи между педагогической теорией и практикой, так и специфику педагогического труда. К каждому занятию разработаны тестовые задания, которые могут быть использованы преподавателями и студентами с целью текущего контроля и самоконтроля знаний. В конце содержания каждого занятия представлена литература для самостоятельной подготовки в виде цифры, соответствующей порядковому номеру в прилагаемом списке рекомендованной литературы.

 

 

ТЕМА I. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Задачи занятия: 1. Раскрыть сущность педагогики как науки, ее объект, предмет, функции, задачи. 2. Рассмотреть взаимосвязи между основными категориями педагогики. 3. Рассмотреть образование как развивающееся общественное явление и педагогический процесс.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – объект, предмет, функции, задачи, источники, основные понятия педагогики.

Уметь – объяснить роль образования и воспитания в развитии общества, раскрыть и обосновать связи между основными категориями педагогики.

Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающего поколения к жизни существуют с тех пор, как появилось человечество. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным, производственным, духовным опытом предшественников, обогащало и развивало его, в более развитом виде передавало потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению науки педагогики.

Педагогика – это наука об образовании, воспитании, обучении человека.

Становление педагогики как самостоятельной научной дисциплины относят к ХVII веку и связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Многие идеи Я.А. Коменского не утратили свою актуальность, научное значение до настоящего времени.

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование.

Предметом педагогики являются определяющие развитие и формирование личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического (образовательного) процесса.

Функции педагогики: теоретическая (изучение и обобщение передового педагогического опыта; описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей образовательного процесса; исследование педагогической действительности и построение на ее основе моделей образования и др.); технологическая (разработка новых форм, методов, средств, систем воспитания, обучения, управления образовательными структурами; внедрение достижений педагогической науки в практику и др.).

Задачи педагогики как науки:

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности.

2. Вскрытие закономерностей в областях образования, воспитания, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

3. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.

4. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.

5. Разработка новых методов, средств, форм, технологий воспитания, обучения, управления образовательными структурами.

6. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика образования; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания и обучения в современных быстроизменяющихся условиях.

К основным понятиям (категориям) педагогики относят образование, воспитание (в его широком и узком педагогическом смысле), обучение, развитие. Все категории педагогики тесно взаимосвязаны, но не тождественны.

Образование рассматривают, с одной стороны, как общечеловеческую ценность и как социальное явление, выполняющее во все эпохи с учетом потребностей общества функцию подготовки подрастающего поколения к жизни средствами массовой информации и культуры, общественных организаций, церкви, школы, семьи, всего общественного устройства. С другой стороны, образование рассматривают как специально организованный, управляемый педагогический процесс формирования и развития личности, осуществляемый общественными организациями, учебно-воспитательными учреждениями и семьей. Он включает в себя как овладение необходимыми в жизни и деятельности знаниями, умениями и навыками, так и постоянное их обновление и пополнение в учреждениях по повышению квалификации и путем самообразования. Это обеспечивает непрерывность образовательного процесса.

Таким образом, образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А., 2002).

Образование как педагогический процесс – это процесс и результат освоения в условиях образовательного учреждения, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Воспитание в широком педагогическом смысле – это целенаправленный, специально организованный процесс по формированию личности. Исторически сложилось стремление прогрессивных слоев общества на разных этапах его развития к многостороннему развитию личности – умственному, нравственному, трудовому, физическому, эстетическому.

Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на формирование определенных качеств личности.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия педагога и учащихся под руководством учителя, направленный на передачу и активное усвоение учениками знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Развитие – это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Связь педагогики с другими науками. Педагогика как наука о воспитании, образовании, обучении и развитии человека относится к системе человекознания и в этой системе тесно связана с науками, изучающими человека. Человека как члена общества изучают общественные науки (философия, этика, эстетика, социология, культурология и др.), как продукта биологической эволюции – биологические науки (анатомия, физиология, гигиена, медицина и др.), как мыслящее существо – психологические науки (возрастная, педагогическая, социальная психология и др.).

Система педагогических наук. По мере развития педагогической науки выделились ее ветви (отрасли), которые развиваются независимо от общей педагогики, но на ее базе. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Традиционно выделяют следующие отрасли педагогики:

1. Общая педагогика, которая исследует общие закономерности образования, воспитания, обучения и развития личности. В структуре общей педагогики выделяют: общие (теоретико-методологические) основы педагогики; теорию обучения (дидактику); теорию воспитания; теорию управления образовательными системами.

2. Возрастная педагогика, изучающая возрастные аспекты воспитания, образования, обучения и развития личности. В подсистему возрастной педагогики входят такие отрасли, как: ясельная (преддошкольная) педагогика; дошкольная педагогика; школьная педагогика; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; андрагогика (педагогика взрослых); геронтогогика (педагогика людей пожилого и старческого возраста).

3. Коррекционная (специальная) педагогика изучает специфику воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. В подсистему коррекционной педагогики входят следующие отрасли: сурдопедагогика (слабослышащих и глухих); тифлопедагогика (слабовидящих и слепых); олигофренопедагогика (умственно отсталых), логопедия (наука, изучающая нарушения речи и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения).

4. Прикладные отрасли педагогики (педагогика спорта, военная, инженерная, театральная, производственная, лечебная, семейная и др.).

5. История педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики в различные исторические эпохи.

6. Многочисленные частные методики (предметные дидактики), которые изучают специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

В настоящее время как в трактовке педагогики, так и в определении ее предмета среди специалистов до сих пор нет единого мнения. Со второй половины 90-х гг. ХХ в. большинство специалистов считают предметом педагогики образование, а не воспитание, как это было ранее. Это произошло потому, что во всем мире для обозначения процессов воспитания и обучения используется слово «образование». К этому обязывает также Закон РФ «Об образовании», в котором образование является базовым термином и обозначается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Таким образом, понятие «образование» сегодня имеет несколько значений: как общественное явление (ранее в этом значении употреблялось слово «воспитание») и как целенаправленный педагогический (образовательный) процесс, что и составляет предмет педагогики. В современных условиях, когда Россия, ее граждане ориентируются на интеграцию в мировое образовательное пространство, необходимо принять эту терминологию, слово «образование» как базовое, основное в социальной системе страны и общества, а также в педагогической науке и практике. Тем не менее, термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как синоним термина «образование» в вышеуказанных смыслах (Крившенко Л.П., 2007, С. 66).

 

 

Вопросы:

1. Что изучает педагогика?

2. Обоснуйте объект и предмет педагогики.

3. Назовите функции педагогики.

4. Каковы задачи педагогики как науки?

5. Дайте определения основным понятиям педагогики.

6. Дайте характеристику образования как социального явления.

7. Раскройте сущность образования как педагогического процесса.

8. Назовите отрасли педагогики.

9. Какое значение имеет изучение педагогики для специалиста по физической культуре и спорту.

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. 1.1. Проведите сравнительный анализ основных понятий педагогики, указав их взаимосвязь и специфические особенности по следующей форме:

Определение понятия Взаимосвязь Специфические особенности
Воспитание в узком его значении -    
Обучение –  

1.2. Покажите на примере собственного опыта спортивной деятельности взаимовлияние данных процессов (например, обучения и воспитания в узком его значении или обучения и развития).

2. На основе сравнительного анализа текстов учебников по педагогике, указанных в списке литературы, и своего представления о проблемах образования в ХХ и ХХI вв. приведите аргументы, выскажите ключевые идеи в защиту сохранения термина «воспитание в широком его значении» как термина, включающего в себя понятие «образование», и наоборот: термин «образование» должен включать в себя понятие «воспитание в широком его значении» и быть базовым.

Аргументы первого направления обсуждаются в одной микрогруппе студентов, второго направления – в другой микрогруппе. Представители микрогрупп выступают с кратким сообщением по результатам обсуждения. Преподаватель отмечает наибольшую аргументированность одного из выступлений.

3. Познакомьтесь с мнениями разных авторов о педагогике: науке и искусстве (табл. 1), ответьте на поставленные вопросы.

§ Попытайтесь, выступив в двух амплуа (сторонника и оппонента), доказать справедливость и необоснованность утверждений авторов.

§ Определите свою позицию по данному вопросу, используя содержание таблицы и информацию, полученную на лекции и практическом занятии.

§ Продолжите предложения:

Педагогика – это наука, так как ______________________.

Искусство в педагогике – это ________________________.

Таблица 1

ТЕМА V. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Задачи занятия: 1. Сформировать понятия о сущности и значении дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе. 2. Рассмотреть пути реализации каждого принципа обучения.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – требования каждого из принципов обучения.

Уметь – раскрыть требования и показать пути реализации каждого из принципов при обучении.

 

В педагогической деятельности следует учитывать законы и закономерности воспитания и обучения.

Закон отражает устойчивые существенные связи между явлениями, предметами, их составными элементами, между свойствами внутри предмета или явления, выражающие порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. Связи, проявляющиеся лишь при определенных условиях, характеризуют закономерности. Принципы обучения отражают способы использования законов и закономерностей.

Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) – это утверждение, основанное на научном законе, управляющем какими-либо процессами.

Принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в процессе обучения, определяя содержание, методы, приемы, организационные формы обучения в соответствии с поставленными на занятиях целью и задачами. Принципы обучения отражают закономерности учебного процесса, проявляющиеся в связях и зависимостях между всеми структурными элементами учебного процесса и категориями дидактики.

Отдельные стороны применения в педагогической работе того или иного принципа обучения называют правилами. Правила обучения – это описание деятельности педагога в определенных условиях для достижения поставленной на занятиях цели. Правилами называют также конкретные указания педагогу, как нужно поступить в той или иной педагогической ситуации.

Исторически сложилась следующая система принципов обучения:

1. Единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения (воспитывающего и развивающего обучения).

2. Сознательности и активности обучения.

3. Наглядности обучения.

4. Доступности обучения.

5. Прочности обучения.

6. Систематичности и последовательности обучения.

7. Научности обучения.

8. Связи теории с практикой.

Все принципы обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они развиваются, обогащаются, разрабатываются новые принципы по мере того, как в педагогической теории и практике проявляются новые ориентиры и требования к подготовке учеников к жизни в обществе, определяющие позиции педагогического мастерства.

Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения обусловлен необходимостью овладения учащимися системой научных знаний, практических умений и навыков (образование), преобразования заложенных природой задатков в разнообразные способности в процессе целенаправленной организованной учебно-воспитательной работы (развитие), приобщения учеников к общечеловеческой культуре, формирования у них научного мировоззрения, общественно-ценных личностных качеств (воспитание).

С целью реализации этого принципа большое значение приобретает соблюдение следующих правил:

§ Конкретизация педагогом образовательных, воспитательных, развивающих задач с учетом умственного и общекультурного развития учеников. Например, на уроке физической культуры в 5 классе решается задача: обучить разбегу в прыжках в длину. С целью реализации принципа единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения учитель физической культуры решает следующие частные задачи: сформировать понятие о связях и зависимостях между разбегом и толчком, требующих от каждого поиска своего темпа, позволяющего увеличивать скорость разбега и освоить ритм последних трех шагов; развивать наблюдательность с целью формирования умений сравнивать выполнение учебного задания разными учениками и находить оптимальный вариант как образец действий для себя; воспитывать ответственность, проявляющуюся в поиске учениками образца действий и поведения для себя.

§ Разработка соответствующего поставленным задачам содержания учебной работы, включающей в себя теоретический, фактический и практический материал.

§ Выбор методов, приемов и средств обучения, организация учебной работы группы и отдельных учеников, способствующих решению поставленных задач.

§ Воспитательное влияние оказывают личностные качества педагога, побуждающие к организации своей работы и поведения, а также использование положительного влияния отдельных учеников и коллектива занимающихся.

Принцип сознательности и активности предполагает осмысливание учениками учебного материала, понимание его сущности, причин, следствий изучаемых явлений, развитие способности использовать в практической деятельности приобретенные знания, умения и навыки. Этому способствует развитие у учеников эмпирического и теоретического мышления со всеми его разновидностями – формально-логического, диалектического, конкретно-исторического, образно-эмоционального. Реализации этого принципа способствует побуждение учащихся к умственной активности на уроках и учебно-тренировочных занятиях, соблюдая следующие правила обучения:

§ Добиваться ясного понимания целей и задач предстоящей работы.

§ Обучать так, чтобы предотвращать механическое, не осмысленное выполнение учебных заданий.

§ Использовать сочетание вопросов репродуктивного и творческого характера.

§ Обсуждать причины успехов и неудач в процессе учебной и учебно-тренировочной работы, обучая анализу и синтезу, индуктивному и дедуктивному подходу к изучению явлений.

§ Учитывать возрастные возможности учеников в их познавательной и двигательной деятельности.

§ Учить целенаправленно наблюдать и анализировать самостоятельно собранный фактический материал.

§ Устанавливать логическую связь между ранее усвоенным учебным материалом и вновь изучаемым.

§ Создавать ситуации, побуждающие к поиску занимающимися причин допускаемых ошибок.

§ Учить выделять главное и второстепенное в изучаемом материале.

§ Учить самооцениванию текущей работы и ее итогов.

§ Использовать задания творческого характера, требующие самостоятельного поиска фактов, их объяснения и обобщения.

Принцип наглядности требует включения в познавательную деятельность непосредственного зрительного восприятия изучаемого явления или предмета, используя также деятельность разных органов чувств (осязания, мышечного чувства, слуха и др.). Основанием к использованию наглядности являются способы освоения человеком объективного реального мира, идущие по пути от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Рационально использованная наглядность может способствовать как углубленному анализу изучаемого явления (например, физического упражнения), так и обобщению выявленных особенностей двигательной деятельности учеников на разных возрастных этапах. Эффективность использования разных видов наглядности (натуральных, изобразительных, символических и др.) зависит от соблюдения таких правил, как:

§ Никогда не ограничиваться в обучении наглядностью, так как наглядность - не цель, а средство обучения, развития мышления занимающихся.

§ Наглядность должна быть подчинена задаче занятия.

§ Наглядность должна быть посильна восприятию занимающихся как по количеству, так и по качеству.

§ Наглядность следует использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.

§ Учитывать подготовленность и возраст занимающихся.

§ Руководить наблюдениями учеников, помогать их систематизировать и анализировать, выявлять причины и следствия наблюдаемых явлений.

§ Используя наглядность, следует развивать наблюдательность, воспитывать культуру мышления, побуждать к творческой деятельности.

§ Учитывая возраст учеников и их подготовленность к восприятию наглядного материала, заменять предметную наглядность символической.

§ Чрезмерное увлечение наглядностью препятствует развитию теоретического мышления.

Принцип доступности обучения требует постепенного увеличения трудностей в учебной работе, что позволяет идти по пути от известного к неизвестному, от общих предметов и явлений к более частным, но с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Реализация этого принципа требует соблюдения следующих правил:

§ Изучать и учитывать познавательные, физические, личностные возможности учеников при определении объема, содержания теоретических знаний и практических умений, правильно распределять учебный материал во времени, определять методы и приемы обучения, соответствующие особенностям учеников.

§ Вести поиск способов установления контактов с каждым учеником, чтобы корректировать выбор методов и средств обучения, позволяющих добиваться оптимальных результатов в его работе.

§ Учитывать влияние на мотивы учебной работы каждого ученика его окружения: товарищей, семьи, взаимоотношений с коллективом, членом которого он является.

§ Облегчать ученикам усвоение теоретических положений и практических действий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.

§ Широко использовать сравнения, сопоставления, аналогии.

Принцип прочности обучения требует такого усвоения знаний, умений и навыков, при котором они долго сохраняются в памяти и по мере необходимости используются в жизни и деятельности.

С целью реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие правила:

§ Использовать разные виды повторения учебного материала (текущего, обзорного, обобщающего), добиваясь осмысленного запоминания учебного материала.

§ Систематически использовать разные виды проверки и оценки знаний, умений и навыков.

§ Организовывать практическое применение усвоенных знаний в самых разнообразных формах: обсуждениях, дискуссиях, в доказательных и аргументированных самостоятельных выступлениях и рефератах.

§ Создавать благоприятную эмоциональную и психологическую обстановку для высказываний учеников в ходе обсуждений вопросов изучаемого материала. В сфере физической культуры и спорта это могут быть обсуждения причин и неудач в овладении элементами техники, тактики выполнения физических упражнений на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях и др.

§ Приучать работать каждого ученика в соответствии с его возможностями и в то же время в полную силу.

§ Не приступать к изучению нового материала, не сформировав интереса и положительного отношения к нему.

§ Приучать контролировать свою учебную деятельность и анализировать причины успехов и неудач.

Принцип систематичности и последовательности требует установления связей между материалом прошедших, текущих и предстоящих занятий, рациональное деление материала на смысловые фрагменты, ступенчатое овладение ими при постоянном обращении к целому, сопутствие получению знаний, соответствующих умений и навыков, постепенное наращивание трудностей. Все эти особенности проявляются при соблюдении следующих правил обучения:

§ Обеспечивать усвоение учениками системы знаний, умений и навыков. С этой целью целесообразно разделить содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализовывать, приучать учеников аналогично организовывать свою работу.

§ Не допускать нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения. Стремиться ликвидировать пробелы в знаниях и умениях занимающихся, чтобы предупредить неуспеваемость.

§ Постоянно использовать межпредметные связи.

§ Вносить системность как в долговременное, так и в текущее планирование учебной работы и в выполнение планов.

§ Обеспечивать преемственность как в содержании, так и в методах обучения учеников на разных возрастных этапах.

§ Контролировать способы и формы выражения мыслей занимающимися.

§ Приучать учеников к систематическому анализу собственных ошибок.

Принцип научности предполагает передачу ученикам научно обоснованных знаний; приучение их обсуждать учебный материал, обоснованно излагая свои мысли, используя аргументы и доказательства; формирование умений анализировать, систематизировать, обобщать факты, искать и открывать для себя самостоятельно то новое, что ученику еще неизвестно, хотя в науке это - давно известные истины, формулировать новые для ученика (но не для науки) теоретические положения.

Реализация этого принципа требует соблюдения таких правил, как:

§ Научно обосновывать передаваемые ученикам знания, умения, используя новейшие достижения педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта.

§ Тщательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, их интересы, способности, склонности.

§ Воспитывать диалектический подход к изучаемым предметам и явлениям.

§ Организовывать научный поиск неизвестной для учеников информации в посильной для них форме, оказывая своевременную помощь в их самостоятельной творческой работе.

§ Каждое выявленное научное понятие систематически повторять и руководствоваться им при выполнении практических заданий.

§ Знакомить учеников со спорными научными проблемами, раскрывать их содержание и перспективные пути решения, если возможно, организовывать дискуссию.

Принцип связи теории с практикой предполагает установление гармоничной связи между научными знаниями, которые осваивают ученики, и практикой повседневной жизни. Знания – это верное отражение в мышлении человека познанных закономерностей окружающей нас действительности. Однако если эти знания не реализованы в опыте педагогической деятельности человека, они приобретают абстрактную форму, далекую от жизни. Научные знания, дающие целостное представление о закономерностях и связях действительности, есть отражение практики и основа для ее преобразования и совершенствования, в соответствии с потребностями людей, экономическими и политическими условиями жизни общества. Установление связи между теоретическими знаниями и практическими умениями позволяет основательнее, многограннее, глубже познавать окружающую действительность и воздействовать на нее. Это положение, реализованное в сфере физической культуры и спорта, позволяет добиваться более высоких результатов в массовом и большом спорте.

Реализация этого принципа требует соблюдения следующих правил:

§ В процессе обучения осуществлять рациональный переход от конкретно-практического к абстрактно-теоретическому мышлению и, наоборот, устанавливая связи между ними.

§ При передаче ученикам новой информации, например, о технике выполнения физического упражнения, предвидеть возможности овладения учениками теоретическими знаниями и практическими умениями и использовать их, учитывая, что есть ученики, склонные более к практической деятельности и склонные к поиску теоретического обоснования практических действий.

§ Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.

§ Приучать учеников применять свои знания на практике.

§ Использовать в различных сочетаниях известные научные положения и знания, являющиеся результатом исследовательской работы учеников.

§ Побуждать учеников к самостоятельному приобретению знаний, необходимых в учебно-тренировочной работе.

Рассматривая систему дидактических принципов, следует обратить внимание на их тесную взаимосвязь и взаимопроникновение. Этим объясняется резкое снижение эффективности всего процесса обучения, когда недостаточно полно реализован хотя бы один дидактический принцип. Следует разобраться в особенностях реализации каждого дидактического принципа в отдельности. Основное внимание необходимо уделить правилам реализации принципа в отдельных звеньях учебного процесса или в каких-то конкретных учебных ситуациях. Продумайте примеры из спортивной деятельности, из собственной учебной практики.

 

Вопросы:

1. Что понимается под принципами обучения и правилами их реализации, в чем их важность для учебного процесса? Назовите систему принципов обучения.

2. Раскройте сущность принципа единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Почему на занятиях физической культурой и спортом важно осуществлять воспитание, и какие задачи при этом решаются?

3. Раскройте сущность каждого из принципов обучения и перечислите правила, выполнение которых обеспечивают его реализацию.

4. Раскройте связи и зависимости, существующие между принципами единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения и сознательности и активности, сознательности и активности и наглядности, между другими принципами по выбору.

5. Покажите взаимосвязь всех принципов на примере обучения в своем виде спорта.

 

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. Допишите правильные ответы на следующие вопросы:

1.1. Принцип …. (назвать принцип обучения по выбору) требует ________.

1.2. С целью реализации этого принципа необходимо установить связи между принципами ________________, а в процессе обучения соблюдать следующие правила ______________.

2. Предложите вариант решения в ситуации: на уроке физической культуры в 5 классе решалась задача - обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием в прыжках в длину. Учитель объяснил и показал особенности техники, темпа разбега, выполнения последних трех шагов в сочетании с толчком. Как повысить сознательность и активность учеников при выполнении учебного задания?<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.016 с.)