Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет, функции и принципы педагогики досуга

Поиск

 

Научный статус и общественное признание той или иной науки в значи-тельной мере зависит от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой. Педагогику досуга следует рассматривать как науку молодую, развивающуюся на новых методологических основаниях и подходах. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В ней следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодейст-вующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента.

Для определения педагогики досуга как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос «Что она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики досуга. Каждая обособившаяся отрасль педагогической науки имеет свой специфический объект – это область действительности, которую она исследует. Объектом педагогики досуга выступают люди всех возрастов, начиная с воспитанников детских садов и кончая почтенными ветеранами, а также явления социо-культурной действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной досуговой деятельности.Это объяс-ятся тем, что проблемы социального взаимодействия, которыми она заниматся, касаются практически всех и соответственно педагогике приходится сопри-касаться практически со всеми. Не менее широким является пространство, в рамках которого предстают явления социокультурной жизни. К таким явлениям относится потребление человеком культурных благ, творчесво и экстериори-зация (социальная активность).

Многочисленные исследования показывают, что доминирующим занятием людей на досуге является потребление культурных благ. Потребление включает в себя иерархию различных видов досуговой деятельности: оно может быть пассивным, активным и целенаправленно активным. Пассивное потребление как низший уровень развития досуговой деятельности состоит из таких предпочтений, как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, посещение зрелищ, хождение в гости, прием гостей и др. Активное потребление отражает устойчивые позитивные интересы и включает в себя охоту, рыбалку, туризм, посещение театров, выставок и т.п. Целенаправленное активное потребление включает различные виды увлечений – занятия спортом, коллекционирование, путешествия и т.п.

Творчество как уровень досуговой деятельности по созданию культурных ценностей и их интерпретации охватывает те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, проявляя при этом поисковую, творческо-экспериментальную активность. По своей духовной и природной сущности человек есть творец. Творчество захватывает психику человека целиком, дает ему постоянный приток эмоций, новых ощущений, стимулирует у него стремление к состязательности, импровизации и изобретательности. Степень реализации творческого потенциала человека зависит от условий, средств и технологий досугового процесса. Творческую самореализацию человека повышают следующие условия: выбор им целей интеллектуального, художественного, технического творчества, открытое содержание творчества, природосообразные творческие технологии, возмож-ность индивидуальной траектории, темпа и форм творчества и т.п.

Экстериоризация досуговой деятельности личности или групп – понятие не однозначное. Экстериоризация понимается как перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Социально-культурная активность личности здесь может проявиться как в трансляционной форме распрост-ранения знаний, идей, художественных ценностей и иной культурной инфор-мации в целях формирования определенных взглядов, представлений, эмоцио-нальных состояний, а также как организация социально-полезной деятельности других людей. В организационной форме экстериоризация досуговой деятель-ности осуществляется как демонстрация конкретных результатов групповой досуговой деятельности – показ спектакля, выступление музыкального кол-лектива, экспонирование выставки и т.п., то есть как организация детского и взрослого досуга.

Все это свидетельствует о том, что явления социокультурной действитель-ности представляет собой многоуровневую структуру, основными уровнями которой являются потребление, творчество и экстериоризация, что и характе-ризует объект педагогики досуга. Данные уровни взаимосвязаны и взаимо-обусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный и просветительский процесс путем целенаправленной планомерной и систематической организации досуговой деятельности путем перевода ее на более высокий уровень развития.

В контексте вышесказанного определение предмета педагогики досуга предполагает его соотнесения с предметами других областей педагогики: соци-альной и индивидуальной педагогикой, школьной педагогикой (в т.ч. высшей школы) и другими. Это, в свою очередь, предполагает обсуждение предметов исследования также других педагогик, например, вопроса о том, чем отлича-ются педагогические технологии социальной педагогики от технологий педаго-гики индивидуальной, в чем их различие как регулятивных процессов? Из этого видно, что определение предметного поля педагогики досуга должно осуществ-ляться соотносительно с другими областями педагогики, может быть затруд-нено тем, что досуговая проблематика присутствует во всех областях педагоги-ческой науки, так или иначе аккумулировавших педагогический опыт куль-турно-досуговой деятельности. Тот же вопрос касается школьной и внешколь-ной работы, поскольку так или иначе она сталкивается с проблемами воспита-ния и образования в условиях досуга.

В определении предмета педагогики досуга как способа видения объекта с позиций данной науки следует прежде всего исходить из установившегося положения о том, что личность формируется и развивается в деятельности. Являясь частью жизнедеятельности человека (труд, учеба, бытовые дела и др.), досуговая деятельность имеет ряд существенных специфических особенностей, отличающих ее от других видов деятельности. Во-первых, ее действительный мотив - свободное творчество личности. Мотивация этой деятельности осущес-твляется человеком по своему собственному усмотрению, она не связана с обязательной регламентацией и жесткой организацией. Во-вторых, цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его образовательного и культурного уровня, нравственного развития. Конечный результат досуговой деятельности не имеет для человека принципиального значения, ибо важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть деструктивной, антисоциальной и даже криминальной. В-четвертых, она может быть разнообразна по своему предмету и предполагает в одних случаях активное участие человека, в других – его пассивное расслабле-ние. Таким образом, досуговая деятельность обусловлена объективной потреб-ностью человеческого организма в восстановлении своего физического и пси-хического баланса и характеризуется определенной культурной значимостью. Она осуществляется в свободное время в соответствии с индивидуальными особенностями личности, ее интересами, физическими способностями, интел-лектом, желаниями и отличается добровольностью выбора досуговых занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

Поскольку уровень досуговой деятельности обусловлен индивидуальными особенностями развития личности, постольку целью педагогической дея-тельности в сфере досуга является повышение этого уровня. Поэтому педа-гогический процесс в сфере досуга объективно представляет собой целе-направленную организацию досуговой деятельности на достижение ее более высокой конструктивности, культуры и творческой направленности. Досуговая деятельность при этом выступает как одно из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его.

Рассмотрение сущностных характеристик педагогики досуга подводит к необходимости определения ее параметров. Она изучает особенности педаго-гического процесса в сфере досуга всех возрастных групп. Учитывая, что ребенок, подросток, взрослый, занимающийся досугом, представляет собой слэээээээээээээ.эожную, противоречивую личность, обладающую только ей присущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эстетическими качествами, умениями и навыками, педагогика досуга ориентируется на гармо-низацию ее жизни как с точки зрения физической, так и духовной. При раскрытии предмета педагогики досуга необходимо исходить из характе-ристики досуговой деятельности как средства индивидуального самоут-верждения людей, воздействия социально-культурной практики на сознание и поведение личности.

Педагогика досуга отличается социоцентризмом, т.е. признает приори-тет культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. Вследствие этого к особенности досуга относится своеоб-разие среды его протекания. Среда досуга имеет ярко выраженный социальный характер. В педагогике досуга среда рассматривается в двух значениях - широком (макросреда) как социально-культурная среда, предполагающая наличие трех обязательных элементов: активных субъектов досуговой деятель-ности, самого процесса этой деятельности, объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации. В узком значении (микросреда) – это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.

Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение человека вклю-чает в себя множество составных элементов – микросред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в семье, среда общения с ближайшими родст-венниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в школе, колледже, вузе, внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения, производственно-трудовая среда общения; межнациональная среда общения, среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям. Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере куль-туры и досуга, которые во многом предопределяют предмет педагогики досуга.

Для понимания сущности педагогики досуга мы выделяем два подхода к анализу досуга – функциональный и предметный. С позиции первого подхода в наиболее общем плане можно выделить такие функции досуга, как разви-вающая, рекреационная и развлекательная. В аспекте педагогики досуга акцент производится на развивающей функции. То есть, предметом педагогики досуга является воспитание и образование в процессе развлекательной и рекреацион-ной деятельности. Таким образом, педагогическая организация досуговой деятельности включается в смысловое определение предмета педагогики досуга, в то время как в школьной педагогике предмет рассматриваются через призму эффективности обучения в школе. Иными словами, предметом педа-гогики досуга является сознательно и целенаправленно организуемый куль-турно-воспитательный процесс в сфере досуга.

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики досуга, можно сделать вывод, что педагогика досуга – это наука о воздействии досуговой деятельности на социально-культурную среду, духовный мир ее субъектов и объектов – создателей и потребителей культурных благ и ценностей с целью повышения их досуговой квалификации.

Каковы же функции педагогики досуга, обусловленные ее предметом?

Термин «функция» используется во многих отраслях знаний, но все оттенки и значения его в конечном счете связаны с его родовым смыслом – «отправление», «деятельность». Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели в педагогике досуга. Исходя из социальных аспектов досуга, можно утверждать, что функции педагогики досуга обусловлены её социальным предназначением в наши дни.

С научных и практических позиций различают общетеоретическую, прогностическую и практические функции педагогики досуга. Предназначен-ность общетеоретической и прогностической функций проявляется в описа-нии, объяснении и предсказании явлений социокультурной действительности, которую они изучают.

Общетеоретическаяфункция педагогики досуга состоит в теоретическом анализе закономерностей досугового процесса. Наука описывает факты, явле-ния, процессы социально-культурной, досуговой жизни, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики досуга также реализует научные задачи и состоит в обоснованном предвидении социокультурной ситуации (например, тенденции молодежной субкультуры, ее перспективны, как будет видоизменяться досуг в будущем). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное прогнозирование. В досуговой сфере значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе духовное развитие обращено в будущее.

Практические (преобразовательные, прикладные) функции педагогики досуга ориентированы на решение практических задач (реализация социаль-ного заказа) и реализуются в досуговой практике детей, подростков, взрослых, разработке новых методов, средств, форм, систем досуговой деятельности и управления инфраструктурой культурного досуга. К практическим функциям педагогики досуга можно отнести:

- Развивающую, суть которой заключается в развитии сущностных сил человека, заложенных в него природой (наследственность). Исходя из прин-ципа природосообразности, социальные педагоги используют развивающий диапазон культуры и досуга для стимулирования и наращивания позитивных наследственных качеств человека. Иными словами, если в человеке от при-роды заложен Рафаэль, то целенаправленная досуговая деятельность должна быть направлена на развитие и саморазвитие этих предпосылок. Развивающая функция олицетворяет собой гуманистическую направленность воспитатель-ного процесса.

- Коммуникативную, которая предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к культурно-досу-говой сфере составляет производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромного объема информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

- Специфической практической функцией досуговой деятельности является рекреативно-оздоровительная. По-существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досу-говых программ для различных групп населения, причем с целью восстанов-ления сил, затраченных в предшествуеющей трудовой деятельности (произ-водственной, интеллектуальной, творческой и т.п.). Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

- Гедонистическая функция (от термина «гедонизм» - удовольствие, удов-летворение) означает направленность формализованной досуговой деятель-ности на удовлетворение культурных потребностей, запросов и интересов человека. Эта функция предполагает изучение социальными педагогами спроса населения на «культурный продукт» и обеспечение соответствующего предложения по его удовлетворение в сфере свободного времени

- Культурно-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью человека (трудовая, тех-ническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследова-тельская, прикладная). Культуротворческая деятельность в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

Единство всех функций педагогики досуга позволяет социальным работ-никам, организаторам культурного досуга и творчества наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных социальных средах.

Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития педагогики досуга являются ее принципы. Принципы в педагогике досуга – генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации культурно-воспитательного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

В самой категории принципа находят отражение фундаментальные идеи досуговедения, основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социально-культурного инсти-тута. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифферен-циации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспече-ния, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интере-сами людей.

Как отрасль педагогической и культурологической наук педагогика досуга отличается множественностью принципов. Это объясняется закономерностями, характерными для различных видов общественной, социально-культурной, педагогической практики, учреждений и предприятий сферы досуга, образо-вания искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.

К общим принципом педагогики досуга прежде всего относится принцип

педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». С позиции педагогической науки закономерность трактуется как объективная повторяющаяся диалектическая связь различных явлений социально-культурной действительности. К их числу относится сочетание продуктивного и непродуктивного в социокультурной досуговой деятель-ности.

Другая закономерномть – аккумулирование в досуговой деятельности необ-ходимого заряда творческой энергетики, позволяющей реализовать внутренний потенциал человека.

Для более глубинного педагогического проникновения в сущность досу-говой деятельности в социально-культурной сфере очень важно помнить о диалектике соотнесения времени, пространства и содержания. Вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, определенного куль-турного пространства и выбранного содержания творчества. Они тесно взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

Наконец, досуговая деятельность, связанная с духовным миром, обладает такой закономерностью, как зеркальность и универсальность. Не только досуг, но и все другие ее сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.

Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода, актуализирующий социальную природу человека как способ движения личности в социальном пространстве и времени, как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрос-лого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникаль-ности и культурного своеобразие каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Принцип преемственности в первую очередь предполагает межкультур-ное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Он означает сохранение и развитие материальных и духовных ценностей, созданных в прошлом, передачу детям, подросткам, юношеству социального знания и опыта старших, под-держание преемственности народных традиций и норм в жизни социума.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъек-тов и объектов касается большинства многонациональных по составу реги-онов Российской Федерации. Межэтническое досуговое общение как сложное социально-психологическое явление в определенной мере затрагивает систему моральных норм и нравственных ценностей, сегодня оно составляет и основу межнациональных отношений.

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и органи-зацию культуротворчества в отдельных социальных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отно-шений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправ-данному использованию содержания и всего воспитательного потенциала досуговой, творческой деятельности.

Принцип самодеятельности реализуется во всех видах досугового твор-чества: от индивидуальных форм, любительских объединений до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечи-вает высокий уровень достижений в любой личностной и коллективной Дея-тельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой самооргани-зации, увлеченности и инициативе людей.

Таким образом, различные научно-педагогические подходы предполагают достаточно широкий веер разнообразных принципиальных характеристик содержания и организации культурного досуга людей. Это свидетельствует о об активных поисках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.

Возможность использования досуговой деятельности в социально-педаго-гических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Социально-педагогическую работу можно рассматривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систематизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объек-тов окружающего мира. Любое изменение личности в социальном плане – это прежде всего изменение в содержании и структуре ее культуры. Деятельность способствует превращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает педагогика досуга?

2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогики досуга? Аргументируйте ваш выбор.

3. Что такое дифференциация педагогики досуга?

4. Охарактеризуйте функции педагогики досуга.

5. Дайте характеристику принципам педагогики досуга.

Список рекомендуемой литературы:

1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.; ЛГИК, 1990.

2. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. – М., 1992.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. – М.: Аспект-Пресс, 1994.

4. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.

6. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Учебн. пособие. – М.: МГУКИ, 1998.

7. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной Дея-тельности: Учебн. пособие. – М.. 2004.

Генезис педагогики досуга

 

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания педагогика досуга оформилась во второй половине ХХ века. Ее истоки просматриваются в культурно-историческом опыте народов, в развитии досу-говедения как науки, отражающей педагогическое осмысление культурно-досуговой практики. Одним из основоположников мирового досуговедения считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к обществу досуга» (1962 г.), «Досуг и город» (Т. I. – 1966 г.; Т. 2. – 1976 г.).[1] Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж. Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.).[2] По этой книге в течение 1989-1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций.

В 80-х годах ХХ столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук».[3] Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг – это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг – явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга, как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.

Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагоги-ческую основу. В числе отечественныз педагогов, занимавшихся исследова-ниями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организа-ции досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды в первую очередь следует назвать работы В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, А.С.Залужного, А.У.Зеленко, Н.Ф.Каптерева, М.В.Крупениной, П.Ф.Лесгафта, К.И.Львова, В.Г.Марца, Е.Н.Медынского, Г.С.Моложавого, А.Ф.Родина, Н.А.Рыбникова, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.

Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики досуга, следует назвать работы М.А.Ариарского, Н.К.Бак-лановой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Ю.С.Моздоковой, Г.Н.Новиковой, Н.Н. Ярошенко и др.[4] В работах этих авторов рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспече-ния органической взаимосвязи культурологической и педагогической подго-товки специалистов социокультурной сферы, социальной работы с идеей наци-онально-культурного возрождения России.

Принципиальное значение для педагогики досуга имеет огромный пред-шествующий опыт и научные разработки ученых в области развития теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: А.Я.Айзенберга, С.А.Белякова М.Н.Вечера, Д.М.Генкина, М.И.Зеленецкого, А.Г.Сасыхова, А.Г.Соломоника, В.Я.Суртаева, В.С.Цукермана. В них культурно-досуговая деятельность квалифицируется как педагогическое явление досуговой жизни, важнейшая разновидность педагогического труда, соответствующая самым строгим педагогическим критериям.

В осмыслении досуга как социального явления, его генезиса, в анализе его педагогических проблем большую роль играют идеи ученых в области теории и методологии социальной педагогики (Ю.П.Азаров, В.Г.Бочарова, Ю.В.Ва-силькова, Т.А.Василькова, В.З.Вульфов, С.И.Григорьев, М.П.Гурьянова, А.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.); теории коллектива (А.С.Макаренко, Т.А.Мальковская, Л.И.Новикова); технологии воспитательного процесса (Питюков В.И., Щуркова Н.Е.); общения как фактора воспитания (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик); проблем непрерывного образования и педагогики взрослых (А.В.Владиславлиев, М.Т.Громкова, А.В.Даринский, С.И.Змеев, Ю.П.Кулюткин и др.); педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, В.И.Максакова).

Осуществляя междисциплинарный подход к огромному по своим масш-табам воспитательному и образовательному опыту в сфере досуга и твор-чества, можно определить сам процесс воспитания и образования как с педа-гогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, организатором досуга в современную социально-культурную среду, в созданный цивилизацией и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества

Современное исследование культурологических и педагогических концеп-тов досуга отражено в новейших научных парадигмах, содержащихся в работах ученых постсоветского пространства – М.А.Ариарского, В.В.Кирсанова и Ю.А.Стрельцова.[5] Оценки этих авторов отражают взаимосвязь педагогики досуга с общим процессом культурогенеза в стране, характеризуют ключевые понятия досуговой деятельности, определяют аксиологию досуга исходя из того, что культура служит не только отдыху и развлечению, не только вос-становлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обуславливающими повышение уровня досуго-вой деятельности и, следовательно, культурного уровня самого человека.

Педагогика досуга как целостная дисциплина также может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г.Афанасьеву): историчность, компоненты, интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов, функциональные характеристики.

История педагогики досуга нашла отражение в работах советских и пост-советских авторов И.С.Андреевой, А.П.Виноградова, Д.И.Гусева, Е.Д.Клюско, Г.Я.Никитиной, Т.А.Ремизовой, С.А.Пиналова, Г.И.Чернявского, Л.С.Фрид. Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоплен-ного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть использованы с успехом в сегодняшней педагогической реальной практике. Освоение истории педагогики досуга – неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное теоретическое и практическое значение.

Педагогика досуга обладает такими признаками науки как предмет иссле-дования, категориально-понятийный аппарат, дифференциация данной науки. Возникновение и диалектика развития педагогики досуга связаны с фило-софским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», «допол-нительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание, оставляя при этом общую для всех педагогическую направ-ленность. Их современной преемницей стала культурно-досуговая деятель-ность – составная часть социально-культурной деятельности. Социально-педагогические аспекты этой деятельности представляют основу педагогика досуга.

В систему педагогики досуга входят такие составные части как история педагогики досуга, теория педагогики досуга, технология педагогики досуга.

История педагогики досуга исследует возникновение и развитие культурно-воспитательной практики, теорий досуга, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики досуга необходимо для того, чтобы глубже пони-мать в настоящее время решаемые вопросы.

Теория педагогики досуга изучает закономерности передачи социально-культурного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Технология педагогики досуга – направление, занимающееся проектиро-ванием управляемых воспроизводимых культурно-воспитательных процессов. Технология педагогики досуга представляет собой целостный процесс, обус-ловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм социально-культурной деятельности. Ценность педагогических технологий в досуговой сфере заключается в том, что основанные на использовании опреде-ленного алгоритма они могут быть воспроизведены во многих культурно-досуговых ситуациях с другими объектами и субъектами влияния.

Термин «педагогика досуга» в жизни употребляется в трех значениях: как досуговая практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социальной и социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теории, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности, соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволю-ционного, так и более позднего советского времени сводились на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятель-ность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих куль-турных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.

Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношение: социальное – форма взаимодействия, культурное – резуль-тат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Как учебный предмет педагогика досуга – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном развитии и использовании междисципли-нарных связей с другими науками (социальная педагогика, психология, социо-логия досуга, прикладная культурология, социально-культурная деятельность и др.) и адаптирования их к решению задач, возникающих в досуговой сфере. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений о процессе педагогической организации отдельных сторон досуговой деятельности.

Педагогика досуга как целостное исторически сложившееся явление, отрасль научных знаний исследует исторические истоки досуговой деятель-ности. Изучение педагогических аспектов досуговой деятельности в ее дина-мичном развитии привлекает к себе все большее внимание ученых. Оно не только способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, но и помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоп-ленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы кото-рого могут быть с успехом использованы в современной досуговой практике. Освоение истории культурного досуга – неотъемлемая часть культуры об-щества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.245.44 (0.012 с.)