Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и прикладные задачи педагогики досуга

Поиск

 

Проблема цели и прикладных задач педагогики досуга является основопо-лагающей при разработке методических рекомендаций в организации досу-говой деятельности, поскольку она подчиняется точно спрогнозированной, научно определенной, социально значимой цели, относящейся к данной отрасли научного знания. Обычно под целью воспитания предполагается главный ориентир, прогнозируемый итог воспитательного воздействия. Любое дело начинается с постановки цели, т.е. определения, ради чего оно будет проводиться, какой конечный результат мы желаем получить. Как правило, цель задается в виде эталона определенных сторон личности или набора социально-позитивных личностных качеств. Цели всегда реализуются через конкретное содержание формирующих воздействий. Содержание досуговой деятельности – это совокупность основных направлений, обусловленных целями, задачами, принципами педагогики досуга.

Наиболее серьезный анализ ценностей как основы для определения современных целей воспитания сделал академик Н.Д.Никандров. Цель воспи-тания по его мнению – «патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других куль-тур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы и интересы общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма, терпимый к другим людям и их ценностям; понимающий, что идеальное общественное устройства суть лишь абстрактные модели, что реальная ориентация человека есть ориентация на непрерывное поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей и относительно-дифференцированного распре-деления благ в соответствии с затраченным трудом, его количеством, качеством и квалификацией работника; ориентированный на понимание и осуществление идеи устойчивого развития в рамках различных форм собственности; понимаю-щий демократию как реальное народовластие, но понимающий и ограничен-ность ее современных форм в России; быстро адаптирующийся к изменяю-щимся условиям жизни и готовый активно влиять на эти условия для дости-жения как общественного прогресса, так и личного успеха; законопослушный и одновременно готовый легальными методами совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности».[9]

В этом определении не видно безоговорочной, однозначной ориентации на гуманистическое воспитание, распространенной сегодня среди некоторой части прозападно настроенных ученых, педагогов, психологов, работников культуры и отстаивающих одностороннюю цель воспитания – «самоопределяющуюся личность». Взгляд на воспитание, обоснованный Н.Д.Никандровым, предпо-лагает для субъектов свободу выбора руководить процессом воспитания и одновременно нести ответственность за результаты педагоги-ческой деятель-ности. В области досуговой деятельности таким подходом к воспитанию стала педагогика сотрудничества.

Основная цель педагогики досуга – содействие гармоническому раз-витию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в сфере свободного времени. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А.Караковский и др.), в целеполагании культурно-воспитательного процесса необходимо базироваться на фундаментальные ценности, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потреб-ности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для педагогического процесса в досуговой деятельности.

Для глубокого понимания самой сути педагогической работы в сфере досуга принципиально важно иметь представление о прикладных (практи-ческих) задачах этой деятельности. Определение прикладных задач требует педагогической диагностики – изучения социокультурной ситуации в микро-среде и конкретного состояния духовных потребностей, досуговной культуры каждого из воспитанников. Диагностика и прогнозирование служат необхо-димым условием педагогического, психологического, культурологического эффекта реализуемых программ и форм.

Изучение социокультурной ситуации включает в себя:

а) социально-культурную среду обитания (поле жизнедеятельности);

б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокуль-турных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.). Эти структурные компоненты представляют окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокуль-турной ситуации – среда и сферы жизнедеятельности – являются одновременно областями проектной деятельности.

Педагогический аспект досуговой деятельности заключается в регулиро-вании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в соци-альном воспитании и развитии, осуществляемых в организационных формах досуга, которые направлены на решение следующих прикладных культурно-воспитательных задач:

- целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, форми-рование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей;

- стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовывать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

- выявление и развитие способностей личности, стимулирование ее твор-ческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Сегодня педагогический процесс в сфере досуга может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Он является важнейшей функцией госу-дарственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством исполь-зования свободного времени различными группами населения. Основой педагогического процесса в сфере досуга служат психологические и педаго-гические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня досуговой деятельности.

Социальное воспитание в процессе досуговой деятельности – это всегда воздействие на поведение людей через их интересы. Интересы выступают в качестве своеобразных рычагов, используя которые педагог влияет на образ жизни личности. Любительская деятельность добровольна, увлекательна, насыщена творчеством. На всех ее этапах она переживается эмоционально. Эмоциональное отношение проявляется в этой ситуации в форме отношения к предмету, процессу, другим участникам деятельности. Воспитывающим средством здесь может стать любой элемент деятельности, и надо сознательно превращать их в таковые.

Специфика педагогики досуга проявляется в том, что она действует не только в рамках институционных структур, но и в реальном жизненном контексте улицы, микрорайона, двора, досуговых групп, любительских объе-динений, бытовых общностей и т.д. Общественная востребованность педаго-гики досуга возникает прежде всего там, где в системе человеческих контактов намечаются или происходят определенные социальные сбои. В этом смысле педагогика досуга очень часто выступает в роли своеобразного помощника тем, кто нуждается в поддержке. Эта деятельность имеет очень широкий диапазон и включает в себя множество социальных проблем. Вместе с тем главной из них всегда остается помощь человеку в социализации и социальной адаптации, т.е. в налаживании его нормальных связей с окружающей социокультурной средой.

Инновационным ядром педагогики досуга является то, что она не только приобщает человека к социуму, но и выстраивает принципиально новые взаимоотношения между ними. В результате социально-педагогического взаимодействия социум приближается к личности: ему придается гуманис-тическая направленность, активизируются его развивающие функции, люди получают со стороны цивилизованного социума постоянную заботу, соци-альную поддержку и помощь.

Не менее важным для педагогики досуга становится обеспечение углуб-ленного культурологического подхода. Нам нельзя повторять ошибки старой советской педагогики, которая понесла громадный урон от того, что на каком-то этапе выпала из общекультурного контекста. Культурологическое видение помогает вычленить ценные в конституирующем плане ведущие идеи. Категория культуры выполняет здесь своеобразную анкерную функцию. Она способствует более четкому, структурированию материала, облегчает поиск основных закономерностей, принципов и правил. Для практических орга-низаторов социопедагогической деятельности культура представляет основной источник, из которого они черпают материал, дающий возможность правильно определить содержание своей деятельности. Сознательная опора на культурные ценности придает работе социальных педагогов, организаторов досуга гуманистическую направленность, учит их правильному обращению с челове-ком, нацеливает на гармоническое развитие личности.

Социальное воспитание в сфере досуга предполагает передачу людям определенных знаний. Однако знания того, как надо себя вести в обществе, могут влиять, а могут и не влиять на практическое поведение. Важно, чтобы знания приобретали личностный смысл, становились частицей «Я». И таким образом, превращались в систему убеждений и привычек.

При определении уровня социальной воспитанности человека необходимо посмотреть, в какой мере у него слово сочетается с делом, как он ведет себя в повседневной практической жизни. Здесь наибольшее значение имеет такой показатель, как реальная нравственность поведения. Суть этой нравственности заключается прежде всего в характере отношения человека к другим людям. Основным проявлением ее принято считать взаимодействия, построенные на взаимном уважении, внимательности, чуткости, способности и привычке помогать окружающим каждый раз, когда это является необходимым.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Обоснуйте современные цели воспитания, дайте им характеристику.

2. Что такое прикладные задачи досуговой деятельности?

3. Какие действия специалистов включает в себя технология изучения социокультурной ситуации?

4. Что вы понимаете под социальным заказом?

 

Список рекомендованной литературы:

1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998.

2. Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тамбов: Изд. ТГУ, 2001.

3. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб, 1996.

Средства педагогики досуга

 

Средства досуговой деятельности выступают в качестве основных состав-ляющих процессуальной части методического процесса в качестве инст-румента для достижения воспитательных социально значимых целей. Термин «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во множественном числе) – предметы, приспособленные для чего-либо; материальные ценности, деньги.[10] Философский словарь дает термин «средства производства», отмечая, что это «вещные» элементы производства в отличие от «личного элемента» - работника.[11] В педагогике под средствами воспитания считаются, во-первых, всё социальное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации; во-вторых, средствами воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания.[12]

Разнообразие подходов позволяет нам подойти к рассмотрению средств педагогики досуга как к своеобразной системе, подсистемы которой могут отражать всю совокупность возможного их применения в социально-куль-турной, досуговой сфере. В таком случае сами средства педагогики досуга мы будем понимать как «разнообразные материалы, орудия и условия досугового процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются поставленные педагогические цели».

Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-пер-вых, удовлетворить социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновацион-ные технологии, которые будут способствовать более содержательному и раз-вивающему досугу населения.

Познанию средств педагогики досуга способствует их классификация деление на классы, группы по какому-либо существенному, характерному приз-наку, основанию. При рассмотрении средств педагогики досуга в качестве наи-более типичных признаков их классификации на группы выделим два: средства как источник информации, и средства – инструменты воздействия.

В качестве средств, являющихся источником информации, выступают раз-личные системы знаков – такие, как устное и письменное слово, система услов-ных обозначений (ноты, формулы, аббревиатуры и т.п.), достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореог-рафия и другие виды), средства наглядности, компьютерные программы, квали-фикация и внутренняя культура работников культуры, организаторов досуга, формы и методы организационной деятельности.

Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия, объединяют в себе такие технические средства как кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатную продукцию, различное оборудование (оборудование сцены, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, лазерные установки, игровые автоматы, аттракционы и т.п.), дизайн среды, технические средства реклаиы, механика сцены, свет, цвет, звук и др.

Все средства педагогики досуга между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. младшие школь-ники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.. К тому же, выбор средств зависит от содержания мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

 

Представим разнообразие средств педагогики досуга в виде схемы.

       
   
 
 

 


 

 
 

 

 


Успешное применение средств педагогики досуга зависит от выполнения следующих условий:

- выбор средств всегда обусловлен целью досугового мероприятия, именно цель определяет средство;

- количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

- всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

- имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности».

Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать воспитан-никам, однако организатор досуга должен помнить о своей ведущей роли, а не быть сторонним наблюдателем.

Таким образом, мы рассмотрели «средства педагогики досуга» как систему, состоящую из отдельных элементов, которые, в свою очередь, также представляют собой сложные и самостоятельные подсистемы. Средства педагогики досуга применяются в сочетании с другими элементами, находятся в тесной взаимосвязи между собой, дополняя и усиливая влияние друг друга, выступая в различных качествах – оборудования, наглядности, транслятора информации, эстетически организованной среды и т.п.

Вопросы для самопроверки:

1. Что вы понимаете под средствами педагогики досуга?

2. Дайте классификацию средства педагогики досуга.

3. Назовите требования, предъявляемые к использованию средств педагогики досуга.

Список рекомендуемой литературы:

1. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учебн. пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М..1998.

2. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. – М., 2003.

3. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятель-ности: Учебн. пособие. – М., 2004.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.013 с.)