Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятийный аппарат педагогики досугаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из признаков любой науки является наличие у нее понятийного аппарата (тезауруса). Каждая отрасль знаний имеет свою терминологию, выражающую систему понятий, в которых зафиксирована накопленная информация о закономерных и наиболее существенных связях и отношениях между соответствующими объектами. Свой понятийный аппарат имеет и педагогика досуга. При помощи понятий отображаются не только фрагменты социокультурной действительности, но и сам процесс постоянного изменения и развития педагогической деятельности в сфере досуга. Поэтому необходимо знать точный смысл используемых терминов. Понятие как форма мышления – это закрепляемая термином (или слово-сочетанием) мысль, отражающая предметы и явления социокультурной действительности со стороны их отличительных, а в научном познании существенных признаков. Конкретное использование понятия требует адек-ватного понимания его содержания, его смыслового значения. Понятие раскрывает присущее термину признаки, основные и главные свойства и отношения, опираясь на которые можно познать его производные качества. Поскольку значения терминов, изучаемых объектов часто фиксируются в понятиях, определение можно рассматривать как формирование в сжатой форме основного содержания понятия. Определения составляют важнейшую часть научной теории, ибо дать определение, значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое. Этим обуславливается роль определений в научном познании. Понятие как форма отражения социокультурной действительности несет двойную смысловую нагрузку: содержание – совокупность отраженных в нем признаков и объем – множество элементов, каждому из которых принад-лежат определенные признаки, относящиеся к содержанию понятия. Как одна из отраслевых педагогических наук, педагогика досуга, исследуя развитие человека в досуговой деятельности, заимствует ряд терминов из соци-альной педагогики, социальной работы, социологии досуга. Являясь одновре-менно и отраслью культурологического знания, педагогика досуга использует понятия и термины, сложившиеся в социально-культурной сфере. В принятых в 1992 г. Основах законодательства Российской Федерации о культуре в статье 3 четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятель-ности. Законодательное закрепление культурологических терминов имеет прин-ципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания курса «Педагогика досуга». Однако в определении понятийного аппарата педагогики досуга нельзя обойтись простым заимствованием определений из других наук. Одна из важных задач сегодня состоит в том, чтобы квалифицированно определить древо проблем педагогики досуга. Основная трудность на этом пути связана с пока еще неадекватным пониманием объекта и предмета научной дисциплины. Тем не менее мы считаем возможным предложить в предварительном порядке ряд наиболее актуальных для разработки проблем Сюда входят проблемы: взаимосвязь социального и культурного в досуговой деятельности; социально-культурная ситуация развития личности; технология социально-культурной профилактики девиантного ведения; общее и особенное в толковании понятий «социальная педагогика», «социальная работа», «социально-культурная Дея-тельность»; культурно-воспитательный опыт народной педагогики; обычай как фактор нормативной регулиции социального поведения; игровая деятельность в системе средств развития социальных свойств ребенка; общественное мнение как форма социального контроля; деятельность по целенаправленной педаго-гизации социально-культурной среды обитания; досуговое общение как фактор социального развития личности; детское сообщество как фактор социализации человека; семья как традиционный социокультурный институт; культурологи-ческие основания социальной педагогики, социальной практики и поведен-ческой психотерапии. Исходя из накопленного опыта по ряду перечисленных проблем, можно попытаться составить перечень основных дефиниций, употребляемых в про-цессе досуговой деятельности. Овладение знаниями в области педагогики досуга предполагает, в первую очередь, уяснение определенной совокупности наработанных в ней понятий и терминов. Использование понятийного аппарата, выражающего специфику педагогической деятельности в досуговой сфере, является одной из важных научно-методических задач. В организации современной досуговой деятельности широко используется следующие термины и понятия: Адаптация социальная – вид взаимодействия личности или социальной группы с социально-культурной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Она определяется целями деятель-ности, социальными нормами, способами их достижения и санкциями за откло-нения от этих норм. Активность социальная – характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, которая заключается в сознательной направленности его деятельности по преобразованию социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социально-культурных инициатив, формировании у себя необхо-димых социальных качеств. Она может осуществляться в различных формах деятельности (индивидуальной, групповой, массовой). Через социальную активность выражается уровень социальных потенций субъекта, его культура, умения, знания и навыки, способность охватывать свой деятельностью окружа-ющий мир. Важную роль в социализации человека играет досуговая деятель-ность, которая обеспечивает воспроизводство, развитие личности, способности к труду. Социальная активность является одной из основополагающих социо-логических категорий, которая применяется в разработке проблем социальной деятельности и поведения. Аудитория (посетители, слушатели, зрители) – относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их досугового интереса к определенным источникам информации (театральная публика, посетители учреждений культуры). Бюджет времени – совокупность или отрезок времени (суток, недели, месяца, года и т.д.), в которых протекают жизненные процессы отдельных лиц или групп в том или ином виде деятельности. Он выражает возможность наполнения содержанием различных видов жизнедеятельности (труд, занятия любимым делом, учеба, отдых, развлечения и т.д.) и исчисляется в количест-венных пропорциях. Время социальное – форма реализации социальной жизни в ее объективном и субъективном измерениях, социально-исторического существования людей, составляющая необходимый ресурс (условие) их деятельности. Характери-зуется длительностью, последовательностью, повторяемостью, одновремен-ностью, ритмом. Гуманитаризм есть направление мышления и деятельности, ориентиро-ванное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного зна-ния в качестве средства гуманизации жизни. Гуманизм – это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безус-ловном уважении свободы каждой личности. Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществ-ляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые проблемы. Деятельность – специфическая форма отношения человека к окружаю-щему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преоб-разование его в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат. Деятельностькультурно-досуговая(КДД) - данный термин вошел в научный оборот в начале 80-х годов ХХ века. Его появление (автор Л.Коган), с одной стороны, отражало попытку найти обобщающее, собирательное определение противоречивой практике культурного досуга, именовавшейся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа». С другой стороны, появление термина «культурно-досуговая деятельность» являлось логическим следствием теоретического осмысления проблемы куль-турного досуга, ориентированного на принципиально новое понимание куль-туры, отличного от узкого ее рассмотрения только как культурное потребление. Сегодня она интерпретируется как живой культуротворческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественного творчества, приоб-щение к лучшим образцам, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговую деятельность правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей социально-культурной деятель-ности. Современное понимание сущности культурного досуга как одного из видов нерегламентированной человеческой деятельности, как составной части культуры позволяет отойти от традиционных советских стереотипов и штампов, помогает понять многосложную практику организации культурно-досуговой деятельности. Диагностика досуговых социокультурных процессов – выявление на основе анализа содержательно-структурных элементов в соответствии с предложенной моделью деятельности и последующим определением факто-ров, влияющих на ее регуляцию. Знания – обобщенный опыт человечества, отражающий различные области деятельности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Институт социальный – устойчивая форма закрепления общественных связей и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающий стабильное функционирование общественных отношений, Выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе. Институт социально-культурный – целостное образование, возникаю-щее и функционирующее в сфере досуга и организационно объединяющее людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-куль-турных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач. Информация социальная – знания, сообщения, сведения об отношениях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействия их интересов. Основные характеристики социально значимой информации: количество, ценность (полезность), содержание (смысл, значение), правдивость, адекватность, достоверность, точность, оперативность, надежность. Инфраструктура социальная – устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, общественно-полити-ческой, культурной и семейно-бытовой. Характеризует взаимодействие матери-ально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности). Культура – исторически определенный уровень развития общества, твор-ческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах органи-зации жизнедеятельности людей в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Это качественная характеристика особенностей саморазвития, самопроизводства личности посредством ее собственной деятельности. Культура досуга – набор ценностных ориентаций и кодов поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время. Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную зна-чимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное достояние народов Российской Федерации – совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение. Культурные аспекты федеральных и региональных программ развития – перспективы социально-экономических, научно-технических, экологических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты. Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития – совокупность принципов и норм, которыми руковод-ствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Важнейшие сферы культурной деятельности: - выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; - художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; - художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; - самодеятельное (любительское) художественное творчество; - музейное дело и коллекционирование; - книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; - телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; - эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; - научные исследования культуры; - международные культурные обмены; - производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения и создания, распространения и освоения культурных ценнос-тей; - иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, рас-пространяются и осваиваются культурные ценности. В статье 8 Основ законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Микросреда социальная – объективная социальная реальность, представ-ляющая совокупность материальных, политических, социально-психологи-ческих и других факторов, взаимодействующих с личностью в процессе их жизнедеятельности и оказывающих на нее влияние. Типы микросреды определяются по следующим основным признакам: деятельности личности (производственно-трудовой, общественно-политической, учебно-воспита-тельной, культурно-досуговой, спортивной и т.д.); семейно-бытовому, территориальному, национальному, возрастному. Общение – взаимодейстаие индивидов, в котором происходит обмен ин-формацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности. Досуговое общение является необхо-димым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса, вида досуговой деятельности. Одаренность – высокий уровень развития интеллекта, качественно свое-образное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализа-цию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека. Ориентация личности ценностная – содержание социального уровня направленности, взаимодействующей со значимыми для нее оценками окру-жающей действительности. Она является важным фактором общения, объе-диняющм в своей структуре мыслительный и эмоциональный компоненты личности. Высший уровень ценностных ориентаций составляют мировоз-зренческие, определяющие самую общую ценностную направленность позна-вательной, духовной и духовно-практической деятельности человека, его высшие цели жизни. Отдых активный – снятие утомления не столько состоянием покоя, сколько сменой вида деятельности. Позиция групповая – позиция, обобщающая мнения и оценки членов группы. Может принять форму групповой нормы и проявляться в содержании и направленности групповой деятельности. Потребности духовные – потребности людей в образовании, получении квалификации, приобщении к культуре, познании окружающего мира, эсте-тическом наслаждении. Социализация – многогранный процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей общества, микросоциума, приобретения им социальных качеств, черт, опыта, включения в социальную практику и реалиизации своей сущности посредством выполнения определенных соци-альных ролей. Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным лю-дям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных пот-ребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов. Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы. Социально-культурная деятельность – исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобра-зования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Социально-культурная среда означает конкретное своеобразие и прояв-ление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер. Социально-культурная сфера – обобщенный, универсальный, системо-образующий термин, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан, различных видов социально-культурной деятельности, конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности, наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятель-ность как в коллективном, так и индивидуальном порядке. Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное прост-ранство, отражающее всю совокупность условий жизнедеятельности человека: социально-культурную среду, соответствующие сферы жизнедеятельности. Способности – это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С.Выгодского, наследуются не способности, а возможности их развития – задатки. Сфера досуговая – сфера отношений между индивидами, группами людей, принимающих участие в досуговом общении, приобщении к духовным цен-ностям, культуре. Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность. Технологии (социально-культурные) – средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры. Ценности (духовные) – абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека. Экстериоризация – перевод из внутреннего плана во внешний, в деятель-ность среди людей. Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания педагогики досуга. Без их освоения практически невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как досуговая деятельность.
Вопросы для самопроверки: 1. Раскройте сущность понятий «досуг», «досуговая деятельность», «куль-турная деятельность». 2. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий «социаль-ное» и «культурное» в поведении и действиях человека или группы людей. 3. Назовите различные виды культурных ценностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наилучшей? 4. Что такое культурная среда? Попытайтесь дать характеристику различ-ным социально-культурным средам. 5. В чем, по вашему мнению, заключается смысл и содержание понятия культурно-досуговая деятельность?
Список рекомендуемой литературы: 1. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991. 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 204. 3. Краткий словарь по социологии. – М., 1988. 4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992. 5. Платонов К.К.Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. 6. Практикум по социологии. – М., 1992. 7. Словарь иностранных слов. – М., 1990. 8. Философский словарь. – М., 1987. 9. ФЗ РФ (1992 г.) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». – М., 1993. – Ст. 3. 10. Эстетика. Словарь. – М., 1989. и др. Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСУГА
Для того, чтобы досуговая деятельность была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой этой работы, т.е. совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения цели. Методика досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функцио-нирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими сло-вами, методика досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-комму-никативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация - общение. Методика является отдельным типом деятельности – методическим, выс-тупающим внутренним регулятором всего технологического процесса, кото-рый определяет и разрабатывает тактику, т.е. преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций. В основе методики досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении досуговой деятельности не ограни-чиваются только стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости. К закономерностям методики досуговой деятельности можно отнести нераз-рывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержа-ния и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в соз-дании программы; активизация учстников досуговых мероприятий; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное включение во все более слож-ную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.011 с.) |