Принципы досуговой педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы досуговой педагогики



 

Досуговая педагогика исходит из ряда положений, которые определяют содержание, методы, формы организации воспитатель- ного процесса.

Наиболее общими исходными положениями являются: принцип интереса, единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и по- знания совместной деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик).

 

1. Принцип интереса. Побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно


исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный ин- терес — это неудовлетворенная потребность. Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без ви- димой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникает своеобразная цепочка: потребность — интерес, интерес — потребность, потребность — интерес и так далее. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятель- ность.

Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как и разнообразна человеческая деятельность. Формирование и развитие интересов за- висит от многих факторов, в том числе от уровня развития самого индивида, а также от качества и особенностей объекта, вызывающе- го тот или иной интерес. Вместе с тем интересы формируются дру- гими людьми, коллективом, обществом. Они зависят от состояния общественного развития, общественных отношений, духовной, нравственной культуры человека и общества и др. Именно поэтому у одних людей есть интересы к творчеству, учебе, труду, технике, науке, искусству, спорту, а у других — нет.

Среди интересов человека в сфере досуга в первую очередь вы- делим тот, который вызван потребностью в информации, т.е. в по- лучении различных сведений. Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашива- ется. Очень часто интерес вызывает или порождает не столько сам факт, т.е. сообщение, сколько эмоции, связанные с ним.

Все сферы непреложной жизнедеятельности человека информа- ционно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные со- стояния могут быть самыми разнообразными: радость, печаль, стыд, гнев, испуг, равнодушие, презрение, обида и др.

Иная картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко падает или исчезает совсем информация, порожденная непреложными ви- дами занятий. Возникает своеобразный информационный вакуум,


который человеку приходится заполнять самому. В противном слу- чае ему грозит состояние, которое определяется как информацион- ный голод. Наряду с ним возникает и голод эмоциональный. Стрем- ление выйти из этого психологического состояния побуждает чело- века к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а имеющих положительную эмоциональную окраску, в ко- торых переживание доминирует над познанием, т.е. развлечений. В традиционном словоупотреблении развлечениями называют та- кие виды досуговой деятельности, которые создают условия для ве- селья, приятного времяпрепровождения, отвлечения от повседнев- ных непреложных дел, доставляют удовольствие.

Интерес к развлечениям присущ любому человеку независимо от его возраста, социального положения. Различия наблюдаются лишь в предпочтениях по отношению к развлечениям в зависимости от их характера и содержания.

Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стремле- ние человека к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление позволяет игра. Досуговая деятельность, содержанием которой является соревновательность, состязательность, представ- ляет собой важное поле для самоутверждения.

Возможность многократно проявлять сообразительность, лов- кость, изобретательность, находчивость, нестандартные решения, остроумие роднят игру с творчеством, переводя ее с уровня потре- бления на более высокий уровень досуговой деятельности. Игра, будучи ярко выраженной развлекательной формой досуговой дея- тельности, обладает еще существенным познавательным значением. В игре человек часто воспринимает новую информацию от партне- ров или непосредственно в правилах игры, ее материале. Такой про- цесс познания в процессе отдыха в полной мере отвечает следующе- му принципу досуговой педагогики — единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания.

 

2. Принцип единства рекреации и познания. Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действу- ет в условиях культуры, культура наполняет собой личность. Усвоение культуры требует от человека активных усилий,


напряжения, способности к самообразованию и саморазви- тию. Однако большинство людей не спешат или не умеют воспользоваться имеющимися возможностями для овладе- ния культурой и предпочитают проводить досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. До- суговая деятельность человека с недостаточно высоким уров- нем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познания и развития, а развлечения, и притом такого, какое требует ми- нимального духовного напряжения. Все это обусловливает одну из важнейших задач досуговой педагогики — поиск та- ких путей, таких форм, средств и методов, которые позволя- ют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом. К наиболее популярным формам, которые представляют собой источники массового распро- странения информации, относятся телевидение, радио, прес- са, популярные лекции, встречи.

С наибольшей полнотой принцип единства рекреации и позна- ния реализуется в процессе групповой досуговой деятельности. К таким формам досуговой деятельности можно отнести работу клубных объединений, кружковые занятия, экскурсии, походы и др. Они являются активными формами использования свободного вре- мени и играют существенную роль в развитии личности, что опреде- ляет сущность следующего принципа досуговой педагогики — принципа совместной деятельности.

 

3. Принцип совместной деятельности. Досуговая деятель- ность, как и любой другой вид деятельности, может осущест- вляться человеком как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Совместность предполагает такое взаимо- действие, в процессе которого люди находятся в определен- ных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответ- ственности. Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успеш- ность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере про-


являют себя в педагогически организованной деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интере- сам и др., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему.

Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, едет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя зало- женный в ней воспитательный потенциал.

Воспитательным потенциалом обладают и те формы досуговой

деятельности, которые возникают и функционируют вне педагоги- ческого влияния. Учет и развитие этого потенциала являются при- оритетными направлениями в досуговой педагогике, так как со- вместная групповая досуговая деятельность в полной мере позволя- ет содействовать формированию духовного и культурного облика личности.

Все рассмотренные принципы, определяющие отдельные сторо- ны педагогического процесса в сфере досуга, взаимосвязаны и в сво- ей совокупности обусловливают методику досуговой педагогики в целом.

В определении принципов досуговой педагогики есть и другие подходы. Например, С.А. Шмаков выделяет такие принципы: прин- цип «красной линии», принцип «могучей кучки», принцип «фель- дмаршала Кутузова», принцип «горы», принцип «антиканонов», принцип «камня, брошенного в воду», принцип опоры на положи- тельные эмоции ребенка. Остановимся на этих принципах более подробно.

 

1. Принцип «красной линии». В работе с детьми всегда долж- на быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно.

«Красная линия» — это грань риска, грань меры, грань разу- много и допустимого во всем:

— в отношениях содружества учителя и детей, в приятель- ски-товарищеских контактах и связях, которые создает сфера досуга. За «красной линией» — панибратство, лже- дружба, заигрывание. Во всем необходима определенно-


го рода дистанция. Переход линии ведет к неуправляемо- сти, неуважению, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей.

— в информации, которую получают учащиеся, прежде все- го в вопросах социальной жизни людей, в вопросах исто- рии, этики, эстетики и др.

— в организации деятельности, особенно связанной с ри- ском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый

«предел»: санитарно-гигиеническую сторону досуга, без- опасность игр и игрушек, игровых аксессуаров.

2. Принцип «могучей кучки». Досуг в целом — дело коллек- тивное. Даже радость удачи обычно делится на всех. Как из- вестно, радость в досуговой деятельности дети получают от удачно проведенного мероприятия. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников. Таким союзом может быть ядро детского коллектива во главе с классным руководителем. В «могучей кучке» всегда присут- ствует чувство взаимовыручки, взаимопомощи, взаимодове- рия. Здесь все делается и созидается вместе.

3. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге всегда заложен резерв удач. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно и огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все вре- мя идут вверх. Принцип «горы» в досуговой деятельности так- же требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте.

4. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное раз- витие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Досуг — это дело личное и добровольное. И законы внутреннего развития со- бытий в досуге непредсказуемы. Необходимо, чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без под-


гонки. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности, необходимо только лучше и продуктивнее понять и помочь.

5. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стаби- лизирована, разбросана, несвоевременна, часто базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры. Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учи- лись выходить за стереотипы, переступать ограничительные флажки казарменной педагогики. Данный принцип досуговой педагогики выводит на пробуждение социального, психологи- ческого, творческого воображения ребят. Принцип «антикано- нов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки.

6. Принцип «камня, брошенного в воду». Любой ребенок дол- жен реализоваться. Личная реализация общих ценностей — регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бро- сить», как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.

7. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Су- ществует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всег- да больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требует- ся. Увидеть доброе начало и опереться на него — вот прин- цип общей и досуговой педагогики. Положительное и прекрасное рождают добро. Именно в сфере досуга так не- обходима опора на любые положительные ростки и обяза- тельно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет ребенка, ребенок кажется себе еще лучше, если его кто-то замечает и оценивает его рост.

Данные принципы связаны между собой и являются основопо- лагающими при организации досуговой деятельности детей и под- ростков.

 

Методы досуговой педагогики

 

Человек воспитывается в сложной системе отношений с внеш- ней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой сре-


де. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, полу- чить как результат внешнего воздействия. Человека нужно вклю- чить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфе- ре свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, мето- ды воспитывающих ситуаций, методы импровизации (С.А. Шма- ков). Остановимся на данных методах более подробно.

 

1. Методы игры и игрового тренинга. Игра — это самостоя- тельный и законный для детей и подростков вид деятельно- сти. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащих- ся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Тре- тий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-по- знавательные игры и др.). Игры показывают уровень разви- тия организаторских способностей детей и подростков, вы- являют их физические способности: ловкость, силу, вынос- ливость и др.

2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Не- формальное общение ребят может быть в виде вечеринки,

«капустника», «театральной гостиной», русских посиделок

«праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализу- ется через костюмирование, особый словарь общения, досу- говые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.

3. Методы состязательности. Состязание — это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязать-


ся. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимули- рует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» бо- лельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».

4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся — равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организа- ции совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте, в то же вре- мя нельзя забывать о так называемой «красной линии».

5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая си- туация — это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманны- ми. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использо- вания данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее гото- вит себя к сопротивлению и, если действия для него неожи- данны, в большинстве случаев принимает его позицию.

6. Методы импровизации. Импровизация — это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен меха- низм имитационного поведения. Методы импровизации про- тивостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.

Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педаго- гики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 5184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.029 с.)