Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы досуговой педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Досуговая педагогика исходит из ряда положений, которые определяют содержание, методы, формы организации воспитатель- ного процесса. Наиболее общими исходными положениями являются: принцип интереса, единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и по- знания совместной деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик).
1. Принцип интереса. Побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный ин- терес — это неудовлетворенная потребность. Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без ви- димой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникает своеобразная цепочка: потребность — интерес, интерес — потребность, потребность — интерес и так далее. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятель- ность. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как и разнообразна человеческая деятельность. Формирование и развитие интересов за- висит от многих факторов, в том числе от уровня развития самого индивида, а также от качества и особенностей объекта, вызывающе- го тот или иной интерес. Вместе с тем интересы формируются дру- гими людьми, коллективом, обществом. Они зависят от состояния общественного развития, общественных отношений, духовной, нравственной культуры человека и общества и др. Именно поэтому у одних людей есть интересы к творчеству, учебе, труду, технике, науке, искусству, спорту, а у других — нет. Среди интересов человека в сфере досуга в первую очередь вы- делим тот, который вызван потребностью в информации, т.е. в по- лучении различных сведений. Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашива- ется. Очень часто интерес вызывает или порождает не столько сам факт, т.е. сообщение, сколько эмоции, связанные с ним. Все сферы непреложной жизнедеятельности человека информа- ционно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные со- стояния могут быть самыми разнообразными: радость, печаль, стыд, гнев, испуг, равнодушие, презрение, обида и др. Иная картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко падает или исчезает совсем информация, порожденная непреложными ви- дами занятий. Возникает своеобразный информационный вакуум, который человеку приходится заполнять самому. В противном слу- чае ему грозит состояние, которое определяется как информацион- ный голод. Наряду с ним возникает и голод эмоциональный. Стрем- ление выйти из этого психологического состояния побуждает чело- века к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а имеющих положительную эмоциональную окраску, в ко- торых переживание доминирует над познанием, т.е. развлечений. В традиционном словоупотреблении развлечениями называют та- кие виды досуговой деятельности, которые создают условия для ве- селья, приятного времяпрепровождения, отвлечения от повседнев- ных непреложных дел, доставляют удовольствие. Интерес к развлечениям присущ любому человеку независимо от его возраста, социального положения. Различия наблюдаются лишь в предпочтениях по отношению к развлечениям в зависимости от их характера и содержания. Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стремле- ние человека к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление позволяет игра. Досуговая деятельность, содержанием которой является соревновательность, состязательность, представ- ляет собой важное поле для самоутверждения. Возможность многократно проявлять сообразительность, лов- кость, изобретательность, находчивость, нестандартные решения, остроумие роднят игру с творчеством, переводя ее с уровня потре- бления на более высокий уровень досуговой деятельности. Игра, будучи ярко выраженной развлекательной формой досуговой дея- тельности, обладает еще существенным познавательным значением. В игре человек часто воспринимает новую информацию от партне- ров или непосредственно в правилах игры, ее материале. Такой про- цесс познания в процессе отдыха в полной мере отвечает следующе- му принципу досуговой педагогики — единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания.
2. Принцип единства рекреации и познания. Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действу- ет в условиях культуры, культура наполняет собой личность. Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напряжения, способности к самообразованию и саморазви- тию. Однако большинство людей не спешат или не умеют воспользоваться имеющимися возможностями для овладе- ния культурой и предпочитают проводить досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. До- суговая деятельность человека с недостаточно высоким уров- нем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познания и развития, а развлечения, и притом такого, какое требует ми- нимального духовного напряжения. Все это обусловливает одну из важнейших задач досуговой педагогики — поиск та- ких путей, таких форм, средств и методов, которые позволя- ют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом. К наиболее популярным формам, которые представляют собой источники массового распро- странения информации, относятся телевидение, радио, прес- са, популярные лекции, встречи. С наибольшей полнотой принцип единства рекреации и позна- ния реализуется в процессе групповой досуговой деятельности. К таким формам досуговой деятельности можно отнести работу клубных объединений, кружковые занятия, экскурсии, походы и др. Они являются активными формами использования свободного вре- мени и играют существенную роль в развитии личности, что опреде- ляет сущность следующего принципа досуговой педагогики — принципа совместной деятельности.
3. Принцип совместной деятельности. Досуговая деятель- ность, как и любой другой вид деятельности, может осущест- вляться человеком как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Совместность предполагает такое взаимо- действие, в процессе которого люди находятся в определен- ных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответ- ственности. Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успеш- ность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере про- являют себя в педагогически организованной деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интере- сам и др., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему. Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, едет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя зало- женный в ней воспитательный потенциал. Воспитательным потенциалом обладают и те формы досуговой деятельности, которые возникают и функционируют вне педагоги- ческого влияния. Учет и развитие этого потенциала являются при- оритетными направлениями в досуговой педагогике, так как со- вместная групповая досуговая деятельность в полной мере позволя- ет содействовать формированию духовного и культурного облика личности. Все рассмотренные принципы, определяющие отдельные сторо- ны педагогического процесса в сфере досуга, взаимосвязаны и в сво- ей совокупности обусловливают методику досуговой педагогики в целом. В определении принципов досуговой педагогики есть и другие подходы. Например, С.А. Шмаков выделяет такие принципы: прин- цип «красной линии», принцип «могучей кучки», принцип «фель- дмаршала Кутузова», принцип «горы», принцип «антиканонов», принцип «камня, брошенного в воду», принцип опоры на положи- тельные эмоции ребенка. Остановимся на этих принципах более подробно.
1. Принцип «красной линии». В работе с детьми всегда долж- на быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» — это грань риска, грань меры, грань разу- много и допустимого во всем: — в отношениях содружества учителя и детей, в приятель- ски-товарищеских контактах и связях, которые создает сфера досуга. За «красной линией» — панибратство, лже- дружба, заигрывание. Во всем необходима определенно- го рода дистанция. Переход линии ведет к неуправляемо- сти, неуважению, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей. — в информации, которую получают учащиеся, прежде все- го в вопросах социальной жизни людей, в вопросах исто- рии, этики, эстетики и др. — в организации деятельности, особенно связанной с ри- ском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел»: санитарно-гигиеническую сторону досуга, без- опасность игр и игрушек, игровых аксессуаров. 2. Принцип «могучей кучки». Досуг в целом — дело коллек- тивное. Даже радость удачи обычно делится на всех. Как из- вестно, радость в досуговой деятельности дети получают от удачно проведенного мероприятия. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников. Таким союзом может быть ядро детского коллектива во главе с классным руководителем. В «могучей кучке» всегда присут- ствует чувство взаимовыручки, взаимопомощи, взаимодове- рия. Здесь все делается и созидается вместе. 3. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге всегда заложен резерв удач. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно и огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все вре- мя идут вверх. Принцип «горы» в досуговой деятельности так- же требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте. 4. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное раз- витие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Досуг — это дело личное и добровольное. И законы внутреннего развития со- бытий в досуге непредсказуемы. Необходимо, чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без под- гонки. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности, необходимо только лучше и продуктивнее понять и помочь. 5. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стаби- лизирована, разбросана, несвоевременна, часто базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры. Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учи- лись выходить за стереотипы, переступать ограничительные флажки казарменной педагогики. Данный принцип досуговой педагогики выводит на пробуждение социального, психологи- ческого, творческого воображения ребят. Принцип «антикано- нов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки. 6. Принцип «камня, брошенного в воду». Любой ребенок дол- жен реализоваться. Личная реализация общих ценностей — регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бро- сить», как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы. 7. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Су- ществует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всег- да больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требует- ся. Увидеть доброе начало и опереться на него — вот прин- цип общей и досуговой педагогики. Положительное и прекрасное рождают добро. Именно в сфере досуга так не- обходима опора на любые положительные ростки и обяза- тельно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет ребенка, ребенок кажется себе еще лучше, если его кто-то замечает и оценивает его рост. Данные принципы связаны между собой и являются основопо- лагающими при организации досуговой деятельности детей и под- ростков.
Методы досуговой педагогики
Человек воспитывается в сложной системе отношений с внеш- ней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой сре- де. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, полу- чить как результат внешнего воздействия. Человека нужно вклю- чить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфе- ре свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, мето- ды воспитывающих ситуаций, методы импровизации (С.А. Шма- ков). Остановимся на данных методах более подробно.
1. Методы игры и игрового тренинга. Игра — это самостоя- тельный и законный для детей и подростков вид деятельно- сти. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащих- ся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Тре- тий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-по- знавательные игры и др.). Игры показывают уровень разви- тия организаторских способностей детей и подростков, вы- являют их физические способности: ловкость, силу, вынос- ливость и др. 2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Не- формальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализу- ется через костюмирование, особый словарь общения, досу- говые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни. 3. Методы состязательности. Состязание — это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязать- ся. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимули- рует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» бо- лельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих». 4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся — равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организа- ции совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте, в то же вре- мя нельзя забывать о так называемой «красной линии». 5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая си- туация — это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманны- ми. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использо- вания данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее гото- вит себя к сопротивлению и, если действия для него неожи- данны, в большинстве случаев принимает его позицию. 6. Методы импровизации. Импровизация — это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен меха- низм имитационного поведения. Методы импровизации про- тивостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество. Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педаго- гики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 5277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.009 с.) |