ВИДЫ зАНЯтИЙ В ПЕрВОБЫтНОм ОБЩЕСтВЕ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВИДЫ зАНЯтИЙ В ПЕрВОБЫтНОм ОБЩЕСтВЕ



 

Свободное время человека, а также его занятия, которые мы от- носим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо на- личие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифферен- циация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семей- ные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.

Труд людей доисторических культур носил примитивный харак- тер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглоща- ли, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище стано- вилось общим и носило временный характер.


В то время существовало социальное разделение людей по по- ловозрастным признакам (мужчины — женщины, дети — взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого обще- ственного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности.

Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охо- те на диких зверей. Позже они научились разводить домашних жи- вотных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие расте- ния. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.

В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приуча- лись к коллективному труду и быту. В труде и повседневном обще- нии со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требовани- ям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало пред- ставления людей, в которых содержались как адекватные, так и фан- тастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир.

В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой


повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.

Первым объектом такого истолкования, объяснения были дей- ствия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, риту- альные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные то- темистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как суще- ства, бывшие одновременно и людьми, и животными, — как полулю- ди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описа- ния и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистиче- ских предков. Когда становление тотемистических мифов заверши- лось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.

В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материаль- ной культуры. Первоначальные представления о культурных геро- ях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Перво- начальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделя- лись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религи- озная мифология.

Также многофункциональной была магическая практика, кото- рая стремилась оптимизировать существование людей, поддержива- ла у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магиче-


ских действий. В основу одних положены особенности магической

«техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и др.), в основу других — связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, лю- бовная, лечебная, вредоносная и пр.). Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных ката- клизмов, врагов и несчастий. Таким образом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жиз- ненные проблемы.

Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведе- ния (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипу- ляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволя- ло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удач- ной.

Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревнова- тельной активности, что в те далекие периоды позволяло поддержи- вать физическую форму.

В развитии мифологии и магической практики участвовали все члены сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное. Однако уже в то время выделялись индивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или лечили окру- жающих, или рисовали на скалах диких животных, или играли на музыкальных инструментах. И делали это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обы- чаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества.

Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были вклю- чаться все — и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первич- ными формами будущего досуга.


Магические, а также игровые занятия, направленные на дости- жение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в закли- нания шамана, что бессознательно формировало у них чувство го- товности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструмен- тов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, го- товности к трудностям.

Существовал еще один вид коллективной активности — празд- ник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значи- мого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от при- родных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились бы- стрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включа- лись в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.007 с.)