Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ВИДЫ зАНЯтИЙ В ПЕрВОБЫтНОм ОБЩЕСтВЕ↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Свободное время человека, а также его занятия, которые мы от- носим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо на- личие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифферен- циация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семей- ные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм. Труд людей доисторических культур носил примитивный харак- тер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглоща- ли, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище стано- вилось общим и носило временный характер. В то время существовало социальное разделение людей по по- ловозрастным признакам (мужчины — женщины, дети — взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого обще- ственного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности. Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охо- те на диких зверей. Позже они научились разводить домашних жи- вотных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие расте- ния. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области. В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приуча- лись к коллективному труду и быту. В труде и повседневном обще- нии со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требовани- ям старших. Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало пред- ставления людей, в которых содержались как адекватные, так и фан- тастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир. В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа. Первым объектом такого истолкования, объяснения были дей- ствия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, риту- альные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов. Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные то- темистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как суще- ства, бывшие одновременно и людьми, и животными, — как полулю- ди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описа- ния и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистиче- ских предков. Когда становление тотемистических мифов заверши- лось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним. В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материаль- ной культуры. Первоначальные представления о культурных геро- ях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Перво- начальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделя- лись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религи- озная мифология. Также многофункциональной была магическая практика, кото- рая стремилась оптимизировать существование людей, поддержива- ла у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магиче- ских действий. В основу одних положены особенности магической «техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и др.), в основу других — связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, лю- бовная, лечебная, вредоносная и пр.). Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных ката- клизмов, врагов и несчастий. Таким образом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жиз- ненные проблемы. Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведе- ния (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипу- ляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволя- ло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удач- ной. Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревнова- тельной активности, что в те далекие периоды позволяло поддержи- вать физическую форму. В развитии мифологии и магической практики участвовали все члены сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное. Однако уже в то время выделялись индивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или лечили окру- жающих, или рисовали на скалах диких животных, или играли на музыкальных инструментах. И делали это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обы- чаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества. Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были вклю- чаться все — и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первич- ными формами будущего досуга. Магические, а также игровые занятия, направленные на дости- жение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в закли- нания шамана, что бессознательно формировало у них чувство го- товности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструмен- тов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, го- товности к трудностям. Существовал еще один вид коллективной активности — празд- ник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значи- мого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от при- родных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились бы- стрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включа- лись в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.008 с.) |