Психолого-педагогические основы летнего отдыха детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические основы летнего отдыха детей и подростков



В летнем оздоровительном лагере

 

На характер взаимоотношений вожатого и его воспитанников оказывает большое влияние уже их первая встреча. Здесь срабаты- вает известный в психофизиологии механизм первого предъявле- ния. Как воспримут дети своего воспитателя, вожатого с самого на- чала, каким его увидят, понравятся ли они друг другу — от этого во многом зависит успех их будущей совместной жизни и деятельно- сти. Следовательно, прежде всего педагог должен знать половоз- растные психологические особенности детей.

 

Младшие школьники

Загородный лагерь посещают дети, начиная с шести-семилетнего возраста. Уезжая в лагерь, младшие школьники нередко впервые на такой большой срок расстаются с близкими людьми, с привычными условиями, нуждаются в особой заботе взрослых. Они очень непо- средственны в проявлении своих чувств: одни быстро привыкают к новым обстоятельствам и новому окружению, к коллективной жиз- ни, другие становятся замкнутыми, плохо едят и плохо спят, часто плачут. И тем, и другим, особенно на первых порах, просто необхо- дима поистине материнская забота: напомнить о необходимости сменить одежду, помочь навести в тумбочке порядок, перед сном поправить одеяло, прошептать ласковые слова и просто погладить по голове.

Младшие школьники отличаются подвижностью, любознатель- ностью, большой активностью и непоседливостью. Они не могут долго задерживать внимание на каком-либо предмете, мысли, поэ-


тому время их занятий одним видом деятельности должно быть ко- ротким. Ребята не воспринимают длинные рассуждения, чтение но- таций — они просто очень быстро переключаются и перестают слы- шать, вникать в то, что говорит взрослый. Дети этого возраста любят играть, причем игровой сюжет они воспринимают очень серьезно, отождествляя себя с выдуманным героем, переживая искренне все события игрового действия.

Опыт коллективной деятельности у младших школьников неве- лик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому вожатому важно научить детей действовать со- обща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим.

В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому не- обходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выпол- нение), и исполнителем, и их помощником. Но при всем этом необ- ходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, поменьше ругать, побольше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувство- вать себя нужными и защищенными.

 

Младшие подростки

Младшие подростки более самостоятельны и не нуждаются в по- стоянной опеке взрослых. Они обычно активны и жизнерадостны, охотно поддерживают товарищеские отношения. Дети этого возрас- та более всего ценят в окружающих физическую силу, ловкость, бы- строту, верность дружбе, им бывает важно проявить себя. Именно в этом возрасте они стараются объединиться в микрогруппы: мальчи- ки — девочки. Причем, как правило, эти два «лагеря» соперничают друг с другом.

Психологи отмечают у детей этого возраста большой интерес к окружающему миру, любознательность. Они все умеют, хотят и пы- таются сделать: сочинять, петь, рисовать и др. И здесь вожатому важно не подавить их активности неосторожным замечанием или оценкой. Любое отрицательное, пренебрежительное отношение,


особенно проявленное старшими публично, очень ранит младших подростков.

Младшие подростки тоже любят играть, но их игры приобрета- ют уже другой характер — часто соревновательный. Победу и по- ражение они переживают очень эмоционально, долго не могут успо- коиться, переключиться. Поэтому вожатому надо быть максимально внимательным и справедливым при подведении итогов, обсуждении и анализе дела в целом. Ребята этого возраста еще не умеют сдержи- ваться в проявлении эмоций, мальчики часто могут выяснять свои взаимоотношения в потасовках. Повод для подобных случаев может оказаться совершенно незначительным, поэтому не всегда взросло- му следует безоговорочно защищать одного и публично обвинять другого, иногда это только обостряет конфликт. Девочки же подчас дольше носят обиды, жалуются на подруг, ищут защиты у старшего от действительных или мнимых обидчиков.

Особенно благоприятно время в лагере для развития у младших подростков трудовых умений и навыков. Здесь без помощи старших надо следить за своей одеждой, дежурить, убирать территорию и др. Вожатому необходимо чаще напоминать и учить, как все лучше сде- лать.

Ребята этого возраста с удовольствием занимаются в различных творческих кружках, любят конкурсы, викторины, смотры и др.

 

Средний подростковый возраст

У ребят в этом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, развивается интеллект, ярче проявляется склонность к занятиям определенного вида: спорт, рисование, техника, музыка, танцы и др. В отрядах подростков ярче проявляется разделение на лидеров и «всех остальных». К сожалению, иногда вожатые в своей работе опираются лишь на лидеров, другим же во всех делах отво- дится роль исполнителей. А это нередко приводит к конфликтам между детьми. В этом возрасте почти каждый ребенок хочет быть лидером хоть в каком-нибудь деле.

Воспитанники этой возрастной группы обычно уже владеют ор- ганизаторскими умениями, опытом коллективной деятельности,


поэтому им можно доверять самостоятельное проведение тех или иных дел. В большинстве случаев старших целесообразнее не кон- тролировать и опекать, а лишь ненавязчиво высказывать свое мне- ние, советовать.

Отношения между мальчиками и девочками начинают приоб- ретать новый характер (особенно это проявляется у девочек). Они начинают кокетничать, избирательно относиться друг к другу, про- верять, какое впечатление производят их действия и слова. Мальчи- ки могут бравировать своей силой, смелостью, чтобы обратить на себя внимание, могут задираться, грубить и даже обижать девочек. Те, в свою очередь, могут начать громко обсуждать чьи-либо досто- инства или недостатки, не к месту громко смеяться. От вожатого требуется проявление большого педагогического такта в формиро- вании внутриколлективных отношений.

Необходимо помнить и о том, что ребята этого возраста эмоцио- нально менее устойчивы, возможны неожиданные перепады настро- ения. Они любят соревноваться, фантазировать, устраивать вечера, концерты. Для них важно быть замеченным в коллективе сверстни- ков и отмеченным похвалой старшего.

 

Старшие подростки

Старшие подростки полны стремления самостоятельно решать вопросы своей жизни и деятельности в отряде и лагере. Совершенно не переносят мелочной опеки. Они будут выполнять режим, органи- зовывать и участвовать в различных делах, помогать другим, но только тогда, когда убедятся в необходимости и значимости своей деятельности. Воспитанники этой возрастной группы владеют мно- гими организаторскими способностями, имеют немалый опыт обще- ственной жизни, у каждого из них определился более или менее по- стоянный социальный статус. Зачастую многие из этих подростков уже не одно лето проводят вместе, что имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Ребята старших отрядов любят спорить, обсуждать серьезные проблемы, их интересы ярче дифференцируются. Как правило, они являются организаторами многих общих для всего лагеря дел. У стар- ших подростков, особенно в условиях загородного лагеря, когда нет


рядом родителей и они не чувствуют себя детьми, ярко проявляется стремление доказать свою самостоятельность, независимость, от- стоять свои права. И поскольку их жизненный опыт еще недостато- чен, им бывает трудно разобраться в той или иной ситуации, отсюда несправедливость, категоричность, излишняя прямолинейность суждений, а иногда и эмоциональная жесткость. Они хотят отноше- ний со взрослыми «на равных», ревниво относятся к мнению о себе, хотя внешне этого могут и не показывать.

В старших отрядах еще ярче проявляются отношения симпатии и антипатии между мальчиками и девочками. Иногда начинается первая любовь. Проблемы взаимоотношений «с ним» или «с ней» могут занимать все мысли ребят, и все их поступки могут объяс- няться только этим. Взрослым ко всему этому необходимо отно- ситься очень серьезно. Основа взаимоотношений взрослых и стар- ших подростков — взаимное уважение и доброжелательность.

Но хорошее знание возрастных особенностей — это лишь пред- посылка успеха в работе. Кроме того, вожатому необходимо:

 

— теоретически и методически подготовиться к работе в лаге- ре, определить для себя, ребята какого возраста интереснее;

— составить картотеку самых различных дел, которые можно будет предложить воспитанникам;

— помнить, что каждый ребенок — личность, своеобразная, сложная, интересная, только пока еще не раскрывшаяся;

— к каждому ребенку найти свой подход, для этого детей надо изучать: наблюдать за их действиями, проявлением эмоций, беседовать с ними, уметь правильно провести анкетирование и др.;

— при отъезде в лагерь важно познакомиться и побеседовать с родителями будущих воспитанников, это поможет лучше узнать каждого ребенка, быстрее найти к нему «ключик»;

— помнить, что огромное влияние на каждого воспитанника оказывает личность вожатого, здесь важно все: эрудиция, способности, тактичность, умения, качества характера, на- строение, внешний вид и др.


Планирование работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.009 с.)