Методика организации семейных праздников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации семейных праздников



 

Семейные праздники содержат богатые возможности для ум- ственного воспитания ребенка, для развития всех его дарований.

«Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно собы- тие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбро- сить праздники...» — отмечал К.Д. Ушинский.

В толковом словаре C.И. Ожегова понятие «праздник» имеет не- сколько значений:

 

1) день торжества, установленный в честь или в память кого- или чего-нибудь;

2) день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиоз- ного события или святого;

3) выходной, не рабочий день;

4) день радости и торжеств по поводу чего-, кого-нибудь (се- мейный праздник).


У больших и малых форм такого социокультурного явления, как праздник, есть богатейшая история. Праздники, не вычленявшиеся из единого жизненного потока, существовали у всех народов мира с глубокой древности. Историки часто начинают рассматривать исто- рию праздника с эпохи Древней Греции и Рима. В те времена про- ходили празднества, тщательно подготовленные и организованные. Древние греки любили праздники и занимались ими активно, с огромной отдачей. Свободное время организовывалось ими так, что носило даже более активный и деятельный характер, чем труд. Не- спроста большинство древнегреческих праздников выливалось в активные игры, состязания. Вершиной таких праздников явились Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном город- ке Олимпии раз в четыре года.

Все русские праздники выстраивались в определенную иерархи- ческую лестницу. Главным праздником для всех православных лю- дей была Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, т.е. двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвя- щенных евангельским событиям.

Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городских кварталов справлялись малые праздники (полупраздни- ки). Они устраивались в память покровителей того или иного ремес- ла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни на- чала или окончания полевых работ. О праздниках такого рода рус- ские люди говорили: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем».

Кроме православных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди го- родского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные со- бытия в жизни близких родственников, произошедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Если языческие, православные, календарные праздники на про- тяжении всей истории исчезали, заменялись другими, то семейные праздники присутствовали всегда. Семейные праздники можно определить как организованный отдых по случаю какого-либо зна-


чительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним от- носят дни рождения, крестины, свадьбу и др. У каждой семьи свои вехи развития.

Более подробно мы остановимся на семейных праздниках, ведь семейный праздник — это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отно- шение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружаю- щим. Праздник — это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими си- лами.

Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы праздника. Ученые доказали, что смех является мощным терапевти- ческим фактором. Одно только ожидание праздника способно вы- звать у ребенка положительные эмоции. Подвижные игры, аттрак- ционы, забавы, потешки, сюрпризы, которыми насыщена любая программа праздника, часто сопровождаются неожиданными ко- мичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивле- ния, восторга, следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.

При подготовке и проведении семейных праздников дети полу- чают возможность проявлять высокую активность, инициативу, са- мостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на раз- витии их способностей и личностных качеств.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью един- ством цели и общими задачами, составлением сценария, проявлени- ем активности, украшением и оборудованием комнаты.

Семейные праздники играют важную роль в жизни ребенка и дают доступные доказательства родительской привязанности к себе, что влияет на его доброжелательное отношение к родителям.

Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей, потому что, украшая к празднику свой дом, придумывая эти украшения, сюр- призы для своих родных и близких, дети не только фантазируют, но и работают руками. Потом, уже в процессе проведения семейного праздника, дети проявляют самые разные свои способности и уме-


ния. Ни один праздник не обходится без игр, а игры развивают силу, ловкость, сообразительность, импровизационные качества, речевые и вокальные способности развивают песни, танцы и др.

В возрасте от семи до десяти лет душевное становление детей является ведущим. При этом если до семи лет в отношениях со взрослыми запечатлелось послушание, то с семи лет является живое действие — почитание взрослых. Успехи этого развития определя- ются теми социальными связями, которыми окружен ребенок, кото- рый особенно зависим от внешних воздействий и собственных не- контролируемых побуждений. Здесь решающее влияние оказывает семья, задающая основное направление развития ребенка. Именно этот период является сензитивным для правильного формирования организации свободного времени ребенка, воспитания моральных требований, норм поведения. Мера правильности связана с осозна- нием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Поэтому правильно организованные семейные празд- ники способствуют духовному, творческому развитию ребенка, на- правлены на формирование у младших школьников умений органи- зовывать свое свободное время.

Семейный праздник — это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события.

В основу классификации семейных праздников могут быть по- ложены возрастной, социальный и тематический принципы:

 

1) праздники для членов семьи разного возраста (детский, взрос- лый);

2) праздники для членов семьи с различными социальными ро- лями (для сына, дочери, мамы, папы, бабушки, дедушки, чет- вероногого друга);

3) праздники различной тематики (день рождения, крестины,

1 сентября, «Поздравляем победителей» и др.).

 

В каждой семье могут быть и свои праздники — начало или окончание школы, особые достижения в спорте, творчестве.

Система подготовки и проведение семейных праздников вклю- чают несколько этапов.


1. Познавательный этап (знакомство с праздником и его осо- бенностями).

 

2. Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление подарков, элементов оформления, атрибутов).

 

3. Этап активного участия в празднике. Важно помнить, что ни- кто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет.

 

4. Этап последующего проживания праздника. Это значит, что у ребенка может появиться потребность поделиться впечат- лениями.

 

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но и интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка — это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Вместе с ребенком необходимо обсудить этапы подготовки дня рождения, т.е. компо- зицию праздника, разработку сценария, продумывания интерьера, подготовку сувениров для гостей. Важным условием, которое обе- спечит успешность празднования дня рождения, является составле- ние сценария. Сценарий — это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над сценарием вклю- чает в себя несколько этапов:

 

1) рождение замысла;

 

2) определение идеи сценария;

 

3) отбор литературно-художественного, игрового, художествен- но-спортивного и другого материала;

 

4) компоновка отобранного материала в соответствии с замыс- лом и идеей;

 

5) определение художественно-выразительных средств;

 

6) анализ подобранного материала.


При составлении сценария необходимо учитывать возраст ре- бенка, его интересы, особенности характера, количество пригла- шенных гостей, условия проведения праздника.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В од- носюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, на- пример, «Веселое путешествие», «Приключение друзей», «Нашему имениннику». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, конкурсов, развлечений, не соединенных единым содержанием. Родители вместе с ребенком должны обсудить все основные момен- ты проведения праздника. Определить место для игр, для празднич- ного стола и для театрализованных представлений. Для гостей, по- мимо игр и развлечений, надо продумать сувениры и призы, которые должны быть вручены каждому ребенку. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранятся ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведен- ном времени. Необходимо также предусмотреть достаточное коли- чество времени для самостоятельных игр и развлечений детей. Все это позволит создать атмосферу общего веселья. Хорошо продуман- ная композиция праздника должна соответствовать сохранению по- ложительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Организация семейных праздников представляет собой своеобраз- ный педагогический процесс: воспитательное влияние на ребенка осуществляется косвенно. В явлениях воспитания никогда не быва- ет однозначных зависимостей и на определенную социально-педаго- гическую ситуацию, а тем более в сфере организации свободного времени всегда оказывает множество факторов, не подлежащих учету. В процессе организации свободного времени учет этих фак- торов может носить предельно обобщенный характер.

Все виды семейных праздников, в каких бы формах они ни осу- ществлялись, приводят к определенному педагогическому результа- ту. Степень социальной значимости этого результата различна. В од- них случаях это создание общего настроения и эмоциональной при-


поднятости, в других — приобщение к общественным, семейным ценностям.

Так, для детей младшего школьного возраста можно организо- вать спортивные семейные праздники в дни каникул, когда отмеча- ются такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица. Они со- провождаются шумными народными гуляньями: строятся горки, снежные крепости. Перед праздником с ребенком необходимо по- беседовать о времени года, о приметах. Можно выучить заклички, разучить новые игры, стихи.

Наибольший эффект праздник будет иметь, если в нем примут участие пять-шесть детей. Можно предварительно договориться с другими родителями об угощении, о сувенирах для победителей конкурсов и соревнований или всех участников.

Семейные праздники помогают сохранить эмоциональное и пси- хическое здоровье детей. Во время семейных праздников ребенок ощущает единение с семьей, ее членами.

 

Экскурсии в музей

 

Особой формой проведения семейного досуга являются экскур- сии в музей. Знакомство с экспозициями музея дает возможность испытать чувство сопричастности к великим историческим событи- ям, к жизни замечательных людей, к значительным достижениям культуры, науки, техники.

В соответствии с содержанием коллекций выделяют музеи:

 

l отраслевые (исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно- научные);

l комплексные (краеведческие);

l мемориальные (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома- музеи).

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:


l по месту проведения (внутри музея, на открытом воздухе);

l по характеру содержания (обзорные, тематические);

l по целевому назначению (научно-просветительские экскур- сии, учебные);

l по составу экскурсионной группы (для студентов, для уча- щихся, для специалистов одной профессии и др.).

Первая проблема, с которой столкнутся педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наи- более сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К со- жалению, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Чем же следует руководствоваться при выборе музея для посе- щения его вместе с ребенком?

 

1. Наличием устойчивого интереса к той или иной области че- ловеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое ребенок посвящает люби- мому делу, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении альбомов, желании отра- жать в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, игра и др.) интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, в стремлении получить инфор- мацию из разных источников, в количестве и глубине зада- ваемых вопросов.

2. Уровнем подготовленности ребенка к восприятию информа- ции, отраженной в экспозициях. Это значит, что у ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об инте- ресующем его предмете или явлении.

Выделим этапы подготовки к посещению музея:

 

1) постепенное накопление информации о различных предме- тах с целью их последующего узнавания в музейных экспо- натах. Известно, что информация усваивается ребенком успешнее, если имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже свидетельствует об эмоциональной


окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмо- цию — любопытство, которое может стать основой любозна- тельности. В свою очередь любознательность связана с про- явлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление зна- ний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем;

2) знакомство с правилами поведения в музее. Наиболее инте- ресной и запоминающейся будет игровая форма усвоения пра- вил поведения в музее. Например, картинки-вопросы, игры, занимательные упражнения и др.;

3) выбор содержания экскурсии. Сначала необходимо опреде- литься с целью предстоящего похода в музей. Экскурсия мо- жет проводиться с целью формирования представлений о специфике музеев; расширения знаний о явлениях в природе и обществе; развития детского технического или художествен- ного творчества и др. В соответствии с целью следует ото- брать содержание экскурсии. Работу над содержанием экскур- сии следует начать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций.

Важной особенностью организации экскурсии является ее пра- вильное завершение. После обобщения, которое сделает экскурсо- вод, или в ходе него дети должны получить подарки-сюрпризы (на- пример, открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии, аудиокассеты и др.). Важно, чтобы подарок- сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, родители сами должны побеспокоиться об этом заранее.

Можно выделить формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии в музей:

 

l беседа;

l коллекционирование;

l продуктивная деятельность;

l создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т.п.;


l оформление альбомов;

l игры и игровые упражнения.

Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.

 

Посещение театра

 

В процессе приобщения детей к сценическому искусству педаго- гам и родителям предстоит решать важную задачу — формирование зрительской культуры, которая складывается из:

 

— знания особенностей театрального искусства;

 

— умения адекватно реагировать на сценическое действие;

 

— понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;

— владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.

За долгие годы развития театра в соответствии с содержанием театрального действия и средствами театральной выразительности сложились различные театральные виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, театр теней, пантоми- мы, эстрады и др. Цирк также относится к театральному искусству, цирковое представление разыгрывается артистами и подчиняется тем же сценическим законам.

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом со- звучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевопло- щения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реа- лизация сценического или детского игрового замысла требует овла- дения изобразительной техникой.

Первое посещение театра зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Пред- варительная работа включает в себя знакомство с содержанием


спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов. Необходимость предварительного ознакомления с содер- жанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновре- менно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмо- ционально откликаться на сценическое действие, понимать сцениче- скую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествователь- ной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явле- ния или описывать картины. Все это ребенок увидит в театре сам. Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их харак- тер и на хронологию событий.

После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо со- общить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа — от 3 до 12 дней. В течение этого времени родители должны дать начальные сведения о театре, познакомить с правилами поведения в театре. Закрепить изученные правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Итак, наступает день, когда вся семья отправляется в театр. Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее, чем за 15—20 минут до начала спектакля. Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Во время сцени- ческого действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удо- влетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким. Во время антракта лучше всего покинуть зал и в фойе обсудить уви- денное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спекта- кля. После просмотра спектакля лучше немного пройтись пешком (10—15 минут). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость, а при желании — вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми дошкольного возраста це- лесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить ха- рактеры героев (добрый, злой, умный). Младшие школьники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Подростки могут уже высказать свое мнение, отношение к уви-


денному, вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения. Завер- шающий этап — это этап эмоционального проживания полученных впечатлений.

Однако наиболее эффективным средством эмоционального про- живания полученных впечатлений является домашний театр. Он по- могает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, по- зволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

При организации домашнего театра взрослым необходимо опре- делить последовательность приобщения детей к искусству театра. Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задейство- ваны все члены семьи или только дети.

С точки зрения О.А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:

 

l миметрические игры (заключаются в том, что дети читают текст, сопровождая его имитационными движениями и зву- коподражанием);

l ролевые игры (характеризуются наличием диалога между действующими лицами, при этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать об- раз своего героя);

l игры-импровизации (предполагают самостоятельное приду- мывание детьми сцен и диалогов на заданную тему);

l игры-представления (включают инсценировку или драмати- зацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок);

l кукольные представления.

 

Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализует- ся в несколько этапов:

 

l выбор пьесы, определение основной идеи спектакля;

l определение характеров героев, распределение ролей;

l работа с текстом;

l репетиции на сценической площадке;


l создание декораций, костюмов, бутафории;

l генеральная репетиция;

l подготовка билетов, программ, афиш.

Такое деление является несколько условным. Параллельно с ре- петициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.

В заключение мы приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской куль- туры и пробуждения сознательного интереса к театру:

 

1) самому любить и понимать театральное искусство;

2) владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям;

3) при выборе спектакля ориентироваться на возрастные и ин- дивидуальные особенности детей;

4) знать основные этапы приобщения ребенка к искусству сцены;

5) стимулировать активность дошкольников и детей младшего школьного возраста, используя разнообразные игровые при- емы;

6) активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений;

7) стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали актив- ное участие в организации походов в театр;

8) помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 4964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.059 с.)