Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кружковая работа и деятельность клубных объединенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправ- ленной познавательной деятельности в кружках. Целью работы кружков является развитие творческих способ- ностей и дарований детей и подростков, формирование практиче- ских умений и навыков, использование учащимися имеющихся зна- ний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники. Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности. Работа в кружках с учащимися среднего звена строится на опреде- ленном интересе их к какой-либо науке или учебному предмету. Для младших школьников такой определенный интерес еще не характе- рен. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопроси- тельное» отношение к жизни, к окружающей действительности. Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. Им свойственны любознатель- ность вообще и переключения внимания на различные области зна- ния. При организации кружковой работы с младшими школьниками эти возрастные особенности обязательно учитываются. Кроме того, учитывается также их уровень знаний, умений и навыков. Строится работа кружков на основе занимательности, содержа- ние работы должно быть близким интересам учащихся. При органи- зации кружковой работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли педаго- га. Кружковая работа с младшими школьниками может строиться не по учебным предметам, а охватывать различные области знаний. Занятия любого кружка будут проходить успешно, если кружок работает по плану, а каждое его занятие тщательно подготовлено. При отборе содержания деятельности детей в кружке учитываются учебные программы, общее развитие детей, их интересы. Кружко- вая работа обязательно должна носить общественно полезную на- правленность, дети должны не только получать новые знания, прак- тические умения и навыки, но и видеть общественную значимость своей работы в кружке. План работы кружка должен включать в себя самые разнообразные занятия, но они обязательно направлены на расширение общего кругозора учащихся, на формирование прак- тических умений и навыков, на воспитание разносторонне развитой личности. Продолжительность кружковых занятий — 20—40 минут (в за- висимости от профиля кружка и возраста детей). Одним из важных требований педагогического руководства кружком должно быть создание условий для активной самостоятельной деятельности (по- знавательной, художественной, спортивной и др.). В работе круж- ков должно правильно сочетаться сообщение новых знаний с зани- мательностью, словесные методы сообщения знаний с практически- ми делами учащихся и с привитием практических умений и навыков. Ведущим методом кружковой деятельности является практическая работа учащихся. Практическая деятельность выражается в кон- струировании, моделировании, опытнической работе, наблюдениях за явлениями природы и др. Кружковая деятельность должна быть гласной. Учащиеся отчи- тываются о своей работе в форме выставок, подготовки праздников, смотров, спортивных состязаний. Самыми распространенными видами кружковой работы среди детей и подростков являются кружки эстетической направленности: музыкальный, хореографический, театральный, драматический и др. Кроме того, как показывают наши наблюдения, в зависимости от своих интересов и способностей учащиеся активно включаются в работу кружков научно-технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности. Клубное объединение — это самодеятельная организация, ко- торая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением. В 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены пер- вые в России детские клубы. Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на осно- вании требований, исходящих из детской природы». Большое значе- ние С.Т. Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб». В 1911 г. в Калужской губернии С.Т. Шацким была организована летняя тру- довая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловаж- ное значение организации досуга детей. Первостепенными были во- просы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива. Отличительными особенностями клубной работы С.Т. Шацкий так же, как и А.С. Макаренко, считал прежде всего творчество, са- моорганизацию и самоуправление. А.С. Макаренко полагал необхо- димым сделать досуг коммунаров содержательным и интересным. Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получе- ния разнообразных знаний и умений, которые они могли использо- вать в общественно полезной деятельности. Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое станови- лось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить вос- питанников к различным видам деятельности — все это имеет не- посредственное отношение к педагогической деятельности А.С. Ма- каренко. Он подчеркивал, что необходимо привлекать всех без ис- ключения воспитанников, в том числе и младших, к выполнению различных организаторских функций. Выводы этих педагогов раз- рушали сложившееся представление о ребенке только как объекте педагогического воздействия. Они показали, что ребенок во внеу- рочное время является активным субъектом воспитательного про- цесса. Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совмест- ных действий. Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются:
l целенаправленность и многообразие форм деятельности; l действенность актива; l социально-психологический климат; l наличие традиций; l учет интересов каждого участника объединения. В практике работы школ и учреждений дополнительного обра- зования можно выделить разнообразные виды клубных объедине- ний. Самыми распространенными среди них являются:
1) объединения общественной направленности (например, эко- логические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.); 2) объединения производственной и научной направленности (клубы технического творчества); 3) объединения естественно-научной направленности (клуб лю- бителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.); 4) объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фо- тографов и др.). Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискусси- онные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др. Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения:
— составление общих положений деятельности клубного объе- динения; — определение цели, задач и форм деятельности;
— определение прав и обязанностей членов клубного объеди- нения; — составление программы работы клубного объединения. Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их но- выми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих спо- собностей, привитию навыков коллективной работы.
Индивидуальный досуг
Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби. Поэтому педагогу, родителям необходимо вовремя выявить этот ин- терес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности. В организации индивидуального досуга важна реализация поискового метода, поэтому остановимся на его характеристике более подроб- но. К основным видам поисковой деятельности относятся:
1) библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа уча- щихся по подбору и изучению литературы, связанной с опре- деленной темой. Устойчивый интерес ребенка к той или иной проблеме первоначально стимулируется учителем, родите- лями, которые могут предложить ребенку для ознакомления с той или иной проблемой дополнительную литературу. Впо- следствии ученик, овладевший соответствующими библио- графическими навыками, уже сам способен подобрать и изу- чить интересующие его литературные источники. Библио- графический поиск совершенно необходим при выполнении работ творческого характера (доклады, рефераты, выступле- ния и др.). Также этот вид поиска используется и при органи- зации индивидуального досуга (подбор и изучение литерату- ры по интересующей ребенка проблеме), и при организации самостоятельной подготовки учащихся к проведению экс- курсий, турпоходов, путешествий; 2) сбор краеведческих материалов: археологических, истори- ко-литературных, этнографических и др. Краеведческий по- иск включает много разнообразных умений и навыков само- стоятельной познавательной деятельности: сбор различных фольклорных, природных, историко-культурных материа- лов, их систематизация и анализ; 3) коллекционирование — следующий вид поисковой деятель- ности. Учащиеся коллекционируют чаще всего монеты, от- крытки, значки, фотографии животных, автомашин, вклады- ши, фишки и др. Умелое педагогическое руководство может превратить это подобие детской игры в серьезное увлечение, в поисковую деятельность, обогащающую детей и подрост- ков новыми знаниями и способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы. Коллекционирование без контроля со стороны родителей и педагогов может приводить и к отрицательным результатам, не всегда безобидным может быть и сам пред- мет коллекционирования; 4) опытно-практические работы, например, в кружках, сек- циях, в трудовых объединениях, в школьных лабораториях и др. Здесь поиск, как правило, сложный, он нередко прово- дится в течение длительного времени и осуществляется в основном коллективно, но служит основой для продолжения индивидуальной работы, в то же время дает возможность са- мостоятельно применять полученные теоретические знания на практике, помогает каждому учащемуся найти для себя конкретный участок по интересам и способностям. Основными этапами поисковой деятельности являются:
— определение цели и объекта поиска, постановка и конкрети- зация его задач, т.е. ответы на вопросы: «Зачем нужен по- иск?», «Что искать?» и «Для чего?». Это один из наиболее ответственных моментов работы, во многом предопределяю- щий успех дела и его воспитательные результаты; — сбор материалов (от того, насколько учащиеся будут обуче- ны правильно обращаться с самыми разнообразными наход- ками, которые могут попасть к ним в руки, во многом зави- сит ценность результатов всей поисковой деятельности); — обработка, систематизация, изучение и оформление подо- бранного материала. Участники поиска под руководством педагога определяют эффективность использования собран- ной информации, оформляют подобранный материал, руко- водствуясь соответствующими требованиями и правилами. К формам индивидуального досуга мы можем также отнести разнообразные виды увлечений, например, цветоводство, танцы, музыка, занятия спортом, вязание, выжигание, плетение, вышива- ние, конструирование и др. Здесь уже важна роль родителей, их под- держка, подсказка, поощрение, помощь в подборе необходимой ли- тературы, материала, инструментов. Практика показывает, что наиболее привлекательными формами для детей и подростков являются игры, музыка, танцы, занятия спор- том, конструирование и др. Интерес к тому или иному виду деятель- ности необходимо у ребенка вовремя увидеть, помочь ему опреде- литься в выборе форм индивидуального досуга, проявить внимание и свой интерес к данному увлечению ребенка. Как известно, у каждого человека вырабатывается индивидуаль- ный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации и проведения свободного вре- мени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыха- ет по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Следует отметить, что структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности. Самый простой вид досуга — это отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяет- ся на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоцио- нальную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызыва- ет настроение покоя. Это может быть чтение, настольная игра, не- принужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, ин- дивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее он является неотъемлемым элементом жизни, служит под- готовительной степенью к более сложной и творческой деятель- ности. Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с пре- вышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психиче- ским функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздей- ствий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассив- ного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и пси- хические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посе- щение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение. Выделяют три основные функции активного отдыха: восстано- вительную, функцию развития и гармонизации. Первая обеспечива- ет человеку физиологическую норму здоровья и высокую работо- способность, вторая — развитие его духовных и физических сил, третья — гармонию души и тела. В общем, многие стороны лично- сти могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать. С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культу- ры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность лично- сти, состоящую в систематическом чтении научной литературы, по- сещении музеев, выставок и др. Если, например, развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, служит для снятия пси- хологических стрессов, перегрузок, переутомления, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид до- суга носит целенаправленный, систематический характер, это овла- дение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности. Познавательная деятельность приносит непосредственное удо- влетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного вре- мени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на сози- дание культурных ценностей — творчество. Потребность в творче- стве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно явля- ется средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность тво- рить открывается всем без исключения. Творческой может быть лю- бая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душев- ные силы и способности человека. Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качества- ми и особенностями, все это и делает отдых социально-педагоги- ческим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек зани- мался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, ко- торые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Также, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть по- требность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга на- зывают созерцательным. Ему соответствует общение между близки- ми по духу людьми. Следовательно, досуг представляет собой мно- гоуровневую структуру. Глава 3. СЕмЕЙНЫЙ ДОСУГ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 5033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.014 с.) |