Кружковая работа и деятельность клубных объединений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кружковая работа и деятельность клубных объединений



 

Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправ- ленной познавательной деятельности в кружках.

Целью работы кружков является развитие творческих способ- ностей и дарований детей и подростков, формирование практиче- ских умений и навыков, использование учащимися имеющихся зна- ний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.

Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности. Работа в кружках с учащимися среднего звена строится на опреде- ленном интересе их к какой-либо науке или учебному предмету. Для младших школьников такой определенный интерес еще не характе-


рен. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопроси- тельное» отношение к жизни, к окружающей действительности. Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. Им свойственны любознатель- ность вообще и переключения внимания на различные области зна- ния. При организации кружковой работы с младшими школьниками эти возрастные особенности обязательно учитываются. Кроме того, учитывается также их уровень знаний, умений и навыков.

Строится работа кружков на основе занимательности, содержа- ние работы должно быть близким интересам учащихся. При органи- зации кружковой работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли педаго- га. Кружковая работа с младшими школьниками может строиться не по учебным предметам, а охватывать различные области знаний.

Занятия любого кружка будут проходить успешно, если кружок работает по плану, а каждое его занятие тщательно подготовлено. При отборе содержания деятельности детей в кружке учитываются учебные программы, общее развитие детей, их интересы. Кружко- вая работа обязательно должна носить общественно полезную на- правленность, дети должны не только получать новые знания, прак- тические умения и навыки, но и видеть общественную значимость своей работы в кружке. План работы кружка должен включать в себя самые разнообразные занятия, но они обязательно направлены на расширение общего кругозора учащихся, на формирование прак- тических умений и навыков, на воспитание разносторонне развитой личности.

Продолжительность кружковых занятий — 20—40 минут (в за- висимости от профиля кружка и возраста детей). Одним из важных требований педагогического руководства кружком должно быть создание условий для активной самостоятельной деятельности (по- знавательной, художественной, спортивной и др.). В работе круж- ков должно правильно сочетаться сообщение новых знаний с зани- мательностью, словесные методы сообщения знаний с практически- ми делами учащихся и с привитием практических умений и навыков. Ведущим методом кружковой деятельности является практическая работа учащихся. Практическая деятельность выражается в кон-


струировании, моделировании, опытнической работе, наблюдениях за явлениями природы и др.

Кружковая деятельность должна быть гласной. Учащиеся отчи- тываются о своей работе в форме выставок, подготовки праздников, смотров, спортивных состязаний.

Самыми распространенными видами кружковой работы среди детей и подростков являются кружки эстетической направленности: музыкальный, хореографический, театральный, драматический и др. Кроме того, как показывают наши наблюдения, в зависимости от своих интересов и способностей учащиеся активно включаются в работу кружков научно-технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.

Клубное объединение — это самодеятельная организация, ко- торая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением.

В 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены пер- вые в России детские клубы. Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на осно- вании требований, исходящих из детской природы». Большое значе- ние С.Т. Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб». В 1911 г. в Калужской губернии С.Т. Шацким была организована летняя тру- довая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловаж- ное значение организации досуга детей. Первостепенными были во- просы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива.

Отличительными особенностями клубной работы С.Т. Шацкий так же, как и А.С. Макаренко, считал прежде всего творчество, са- моорганизацию и самоуправление. А.С. Макаренко полагал необхо- димым сделать досуг коммунаров содержательным и интересным. Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получе-


ния разнообразных знаний и умений, которые они могли использо- вать в общественно полезной деятельности. Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое станови- лось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить вос- питанников к различным видам деятельности — все это имеет не- посредственное отношение к педагогической деятельности А.С. Ма- каренко. Он подчеркивал, что необходимо привлекать всех без ис- ключения воспитанников, в том числе и младших, к выполнению различных организаторских функций. Выводы этих педагогов раз- рушали сложившееся представление о ребенке только как объекте педагогического воздействия. Они показали, что ребенок во внеу- рочное время является активным субъектом воспитательного про- цесса.

Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совмест- ных действий.

Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются:

 

l целенаправленность и многообразие форм деятельности;

l действенность актива;

l социально-психологический климат;

l наличие традиций;

l учет интересов каждого участника объединения.

В практике работы школ и учреждений дополнительного обра- зования можно выделить разнообразные виды клубных объедине- ний. Самыми распространенными среди них являются:

 

1) объединения общественной направленности (например, эко- логические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.);

2) объединения производственной и научной направленности

(клубы технического творчества);

3) объединения естественно-научной направленности (клуб лю- бителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.);


4) объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фо- тографов и др.).

Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискусси- онные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др.

Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения:

 

— составление общих положений деятельности клубного объе- динения;

— определение цели, задач и форм деятельности;

 

— определение прав и обязанностей членов клубного объеди- нения;

— составление программы работы клубного объединения. Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях

способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их но-

выми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих спо- собностей, привитию навыков коллективной работы.

 

Индивидуальный досуг

 

Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби. Поэтому педагогу, родителям необходимо вовремя выявить этот ин- терес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности. В организации индивидуального досуга важна реализация поискового метода, поэтому остановимся на его характеристике более подроб- но. К основным видам поисковой деятельности относятся:

 

1) библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа уча- щихся по подбору и изучению литературы, связанной с опре- деленной темой. Устойчивый интерес ребенка к той или иной проблеме первоначально стимулируется учителем, родите-


лями, которые могут предложить ребенку для ознакомления с той или иной проблемой дополнительную литературу. Впо- следствии ученик, овладевший соответствующими библио- графическими навыками, уже сам способен подобрать и изу- чить интересующие его литературные источники. Библио- графический поиск совершенно необходим при выполнении работ творческого характера (доклады, рефераты, выступле- ния и др.). Также этот вид поиска используется и при органи- зации индивидуального досуга (подбор и изучение литерату- ры по интересующей ребенка проблеме), и при организации самостоятельной подготовки учащихся к проведению экс- курсий, турпоходов, путешествий;

2) сбор краеведческих материалов: археологических, истори- ко-литературных, этнографических и др. Краеведческий по- иск включает много разнообразных умений и навыков само- стоятельной познавательной деятельности: сбор различных фольклорных, природных, историко-культурных материа- лов, их систематизация и анализ;

3) коллекционирование — следующий вид поисковой деятель- ности. Учащиеся коллекционируют чаще всего монеты, от- крытки, значки, фотографии животных, автомашин, вклады- ши, фишки и др. Умелое педагогическое руководство может превратить это подобие детской игры в серьезное увлечение, в поисковую деятельность, обогащающую детей и подрост- ков новыми знаниями и способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы. Коллекционирование без контроля со стороны родителей и педагогов может приводить и к отрицательным результатам, не всегда безобидным может быть и сам пред- мет коллекционирования;

4) опытно-практические работы, например, в кружках, сек- циях, в трудовых объединениях, в школьных лабораториях и др. Здесь поиск, как правило, сложный, он нередко прово- дится в течение длительного времени и осуществляется в основном коллективно, но служит основой для продолжения


индивидуальной работы, в то же время дает возможность са- мостоятельно применять полученные теоретические знания на практике, помогает каждому учащемуся найти для себя конкретный участок по интересам и способностям.

Основными этапами поисковой деятельности являются:

 

— определение цели и объекта поиска, постановка и конкрети- зация его задач, т.е. ответы на вопросы: «Зачем нужен по- иск?», «Что искать?» и «Для чего?». Это один из наиболее ответственных моментов работы, во многом предопределяю- щий успех дела и его воспитательные результаты;

— сбор материалов (от того, насколько учащиеся будут обуче- ны правильно обращаться с самыми разнообразными наход- ками, которые могут попасть к ним в руки, во многом зави- сит ценность результатов всей поисковой деятельности);

— обработка, систематизация, изучение и оформление подо- бранного материала. Участники поиска под руководством педагога определяют эффективность использования собран- ной информации, оформляют подобранный материал, руко- водствуясь соответствующими требованиями и правилами.

К формам индивидуального досуга мы можем также отнести разнообразные виды увлечений, например, цветоводство, танцы, музыка, занятия спортом, вязание, выжигание, плетение, вышива- ние, конструирование и др. Здесь уже важна роль родителей, их под- держка, подсказка, поощрение, помощь в подборе необходимой ли- тературы, материала, инструментов.

Практика показывает, что наиболее привлекательными формами для детей и подростков являются игры, музыка, танцы, занятия спор- том, конструирование и др. Интерес к тому или иному виду деятель- ности необходимо у ребенка вовремя увидеть, помочь ему опреде- литься в выборе форм индивидуального досуга, проявить внимание и свой интерес к данному увлечению ребенка.

Как известно, у каждого человека вырабатывается индивидуаль- ный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации и проведения свободного вре-


мени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыха- ет по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.

Следует отметить, что структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга — это отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяет- ся на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоцио- нальную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызыва- ет настроение покоя. Это может быть чтение, настольная игра, не- принужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, ин- дивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее он является неотъемлемым элементом жизни, служит под- готовительной степенью к более сложной и творческой деятель- ности.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с пре- вышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психиче- ским функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздей- ствий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассив- ного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и пси- хические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посе- щение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Выделяют три основные функции активного отдыха: восстано-

вительную, функцию развития и гармонизации. Первая обеспечива- ет человеку физиологическую норму здоровья и высокую работо- способность, вторая — развитие его духовных и физических сил, третья — гармонию души и тела. В общем, многие стороны лично- сти могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать.


С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культу- ры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность лично- сти, состоящую в систематическом чтении научной литературы, по- сещении музеев, выставок и др. Если, например, развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, служит для снятия пси- хологических стрессов, перегрузок, переутомления, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид до- суга носит целенаправленный, систематический характер, это овла- дение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удо- влетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного вре- мени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на сози- дание культурных ценностей — творчество. Потребность в творче- стве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно явля- ется средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность тво- рить открывается всем без исключения. Творческой может быть лю- бая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душев- ные силы и способности человека.

Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качества- ми и особенностями, все это и делает отдых социально-педагоги- ческим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек зани- мался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, ко- торые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Также, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть по- требность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга на- зывают созерцательным. Ему соответствует общение между близки- ми по духу людьми. Следовательно, досуг представляет собой мно- гоуровневую структуру.


Глава 3. СЕмЕЙНЫЙ ДОСУГ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 4935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.024 с.)