Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и история социально-культурной деятельности.

Поиск

 

В данном разделе представлены материалы следующих учебных курсов:«Социально-культурная деятельность», «Литература», «История искусств», «Религиоведение», «Народная художественная культура».

Роль и место социокультурной деятельности в историко-культурном процессе. Многообразие видов СКД, зависимость от общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных интересов взрослых, молодежи, детей. Связь с рекреа­цией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровле­нием. Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности. Основные исторические этапы развития социально-культурной деятельности в России: социально-культурная деятельность до 10 в., 10 – 14 вв., 15 – 18 вв., 19 – начало 20 в., 1917 – 1941 гг, 1941 – 1945 гг., 1956 – 1990 гг., 1990 – 2005 гг.. Характерные черты основных исторических этапов социально-культурной деятельности.

Основные этапы развития социально-культурной деятельности на Кольском полуострове до конца 17 века. Понятия северная, центральная, южная Россия. Коренные жители севера: саамы, ненцы, якуты, чукчи. Характерные черты основных исторических этапов социально-культурной деятельности на Кольском полуострове. Истории культуры севера России в древнейший период (каменный век). Артефакты эпохи мезолита. Сложение саамской культурно-исторической общности в эпоху неолита (5-3 тыс. до н.э.). Наскальные изображения. Древний мир. Сейды и лабиринты бронзового века. Мифология древних саамов. Исполнение обрядов, поклонение языческим богам, почитание предков. Средневековая культура русского севера. Формирование поморской культуры. Основание северных монастырей. Основание крепости-острога Колы, Архангельска. Образ жизни поморов, духовенства, коренных жителей севера. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, деревянное зодчество русских поморов.

Развитие социально-культурной деятельности на Кольском полуострове в Новое и Новейшее время. Новое время. Изменение социокультурной ситуации. Петровская политика «европеизации» России и методы её проведения. Создание регулярного флота и роль севера и развитии судостроения. Северные морские экспедиции. Создание Беломорско-Мурманского пароходства. Новый этап в развитии художественной культуры. Основание города Александровск-на-Мурмане. ХХ век. Формирование системы политико-просветительной работы. Создание новых органов управления образованием и социальной сферой. Культурно-просветительская работа на севере в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Современная социокультурная деятельность на севере. Система подготовки кадров в сфере культуры на севере. Противоречивость современных социокультурных процессов.

Зарождение основ воспитания и просвещения у древних славян. Общинный уклад древних славян как основа воспитания и просвещения. Исполнение обрядов, поклонение языческим богам, почитание предков. Формирование народной педагогики, народных традиций семейного воспитании. Традиции древних славян. Языческие праздники. Колыбельные песни, частушки, поговорки, сказки, легенды, предания в жизни древних славян и современного общества.

Социально-культурный уклад русской цивилизации в 10-14 вв. Культурные традиции средневековой Руси. Историческая устойчивость и традиционность социально-культурной деятельности. Принятие христианства на Руси. Образ жизни крестьян, бояр, духовенства. Зависимость видов и форм социально-культурной деятельности от времени года: религиозные и бытовые обряды и праздники. Культурно-воспитательный потенциал семьи. Развитие просветительно-воспитательной мысли: кириллица Кирилла и Мефодия и обучение грамоте, «Поучение Владимира Мономаха».

Социально-культурная деятельность в России в 15-17 вв. Возрождение культурных традиций после периода татаро-монгольского ига. Царствование Ивана Грозного, Смутное время. Идеи ранних просветителей. Появление книгопечатания. Открытие первой типографии, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова. Распространение грамотности в Русском государстве. Открытие Славяно-греко-латинской академии в 1687 г. Первые упоминания о досуге в исторических хрониках. Отношение к досугу со стороны властей и духовенства. Система религиозных и светских праздников.

Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в 18 в. Изменение социокультурной ситуации. Петровская политика «европеизации» России и методы её проведения. Проблема культурных заимствований и адаптации иностранной культурной традиции. Изменения в бытовой культуре русского дворянства. Новые тенденции в общественном сознании середины 18 века. Появление сословия профессиональной интеллигенции. Кружки как культурные модели жизни интеллектуальной элиты.

Общественно-политическое движение, внешкольное образование и досуг в России 19 – нач.20 в. Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции. Отмена крепостного права. Идеи просвещения, патриотического воспитания в трудах В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Учреждение первых благотворительных обществ. Формирование системы общественного и частного призрения в России. Развитие просвещения. Открытие воскресных школ. Появление специализированных внешкольных учреждений – Народных домов и общедоступных библиотек. Развитие народных театров. Общественная деятельность «Товарищества передвижных выставок» и «могучей кучки». Культурно-просветительная деятельность музеев. Появление и кинематографа. Возникновение клубов. Издательская деятельность.

Социально-культурная деятельность в купеческой и мещанской среде. Создание «Московского купеческого собрания», в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировала библиотека. Купеческие клубы в России. Сохранение народных традиций в купеческих домах (свадьбы, крестины, похороны, церковные праздники). Народные гуляния. Традиция совместных официальных и неофициальных обедов в ресторанах. Меценатство и благотворительность. Мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, «работные люди»). Образ жизни мещан (домашние спектакли, совместные чтения, спевки, рукоделие, клубы, трактиры, бильярдные, чайные, кабаки). Сословно-профессиональные клубы, образовательные учреждения.

Образ жизни и особенности проведения досуга дворян. Петровские реформы. Изменения в досуговой деятельности дворянства, переориентация на европейскую модель. Ассамблеи, общественная жизнь, торжественные шествия, маскарады, фейерверки. Эпоха Екатерины 2 – балы, званые ужины. Конец 18 века – клубные формы досуга (Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб). Начало 19 века – возникновение салонов и кружков различной направленности. Первые музеи (Кунсткамера в Петербурге, Эрмитаж в Зимнем Дворце), публичные театры, художественные выставки. Общественная работа (комитеты и общества грамотности).

Образ жизни и особенности проведения досуга крестьян. Традиционность образа жизни и досуга русского крестьянства. Семейно-общинные формы. Праздники, посиделки, игрища. Традиция пиршеств за общим столом («братчины»,«складчины» и «ссыпчины»). Формы досуга, представляющие синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки). Молодежные формы досуга – весеннее-летние хороводы. Отмена крепостного права – распад общин, имущественное расслоение, изменение форм досуга. Образование, библиотеки, читальни, народные дома, самодеятельные крестьянские театры.

Политико-просветительская работа в Советской России 1917-1941 гг. Революционные события начала 20 века. Последствия Первой мировой войны. Формирование системы политико-просветительной работы. Создание новых органов управления образованием и социальной сферой. Деятельность Наркомпроса, профсоюзов, Пролеткульта и других организаций в области просвещения и досуга трудящихся. Ликвидация неграмотности. Роль радио в политико-просветительской работ. Новые формы социально-культурной деятельности: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, агитпоезда, олимпиады. Борьба с религией, коллективизация, репрессии.

Культурно-просветительская работа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Ориентация социально-культурной деятельности требованиям военного времени. Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР. Деятельность фронтовых, армейских домов Красной Армии, походных клубов, библиотек, агитпоездов, фронтовых бригад самодеятельных артистов. Деятельность по спасению культурных ценностей (музейных коллекций, библиотек, архивов). Социокультурная ситуация в послевоенные годы. Восстановление памятников культуры. Образование Министерства культуры СССР в 1953 г.

Социально-культурные процессы в 1956-1990 гг. Социокультурная ситуация 60-х гг. ХХ съезд КПСС и его последствия. Расширение сферы действия государственных и общественных союзов, комитетов, обществ. Роль профсоюзов, комсомола в культурной жизни страны. Проведение всесоюзных фестивалей и смотров самодеятельного искусства. Творчество как фактор сопротивления тоталитарному режиму. Пространство неофициальной социокультурной деятельности: «народный театр», авторская песня. Создание клубных и библиотечных централизованных систем (60-70-е гг)., культурных комплексов (80-е. гг). Деятельность научно-методических центров народного творчества и культпросветработы. Распад СССР. Обострение экономических, национальных, социокультурных проблем. Принятие Закона РФ о культуре в 1992 г. Система подготовки кадров в сфере культуры. Социокультурная деятельность постсоветского общества – разрыв с государственной идеей.

Сущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности. Сущность социально-культурной деятельности как взаимодействие репродуктивных и творческих элементов. Принципы СКД. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака. Принцип гуманизации содержания СКД. Принцип единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций. Принцип общественно-государственного самоуправления СКД. Развивающая, информационно-просветительная, культурно-творческая, рекреативная, коммуникативная функции СКД, функция нормативно-правового, финансово-экономического обеспечения. Организационно-распорядительные, социально-экономические и психолого-педагогические методы. Методы СКД: просветительные, методы организации творческой деятельности, методы рекреации.

Факторы дифференциации содержания и форм социально-культурной деятельности. Концепции СКД, лежащие в основе дифференциации содержания СКД. Деятельностная концепция (СКД как неотъемлемая часть образа жизни человека). Культурологическая концепция (СКД как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, расширение кругозора, обмен духовными ценностями). Технико-экономическая (создание отрасли социокультурного обслуживания). Социально-управленческая концепция (общественно-политическое, идеологическое, административное, внеэкономическое управление социокультурной сферой). Факторы дифференциации форм СКД: возраст, образование, социальная принадлежность, национально-этническая принадлежность, доход, семейное положение, работа, отпуск, здоровье, местные условия.

Досуг как сфера реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности. Понятие рабочее, нерабочее и свободное время. Творческое развитие личности в рабочее и свободное время. Определение досуга. Характерные черты досуга. Отличительные черты СКД в сфере досуга. Условия существования досуга. Соотношение категорий досуг, рекреация, свободное время. Досуг как условие творческого развития личности и культуры.

Субъекты социально-культурной деятельности. Субъекты СКД: социокультурные институты, учреждения и организации – семья, отраслевые учреждения социокультурного профиля (библиотеки, музеи, театры) государственные и муниципальные структуры, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации. Значение социокультурного института как организованного объединения людей для удовлетворения социокультурных потребностей. Человек как субъект СКД. Семья как социокультурный институт. Общественно-добровольные формирования (фонды, движения, объединения). Деятельность профсоюзов. Научные, научно-технические, научно-просветительские общества. Творческие организации.

Информационно-просветительная деятельность СМИ. Значение СМИ в современной культуре (СМИ как источник информации, средство управления, общения). Воспитательное воздействие СМИ. Характерные черты информационно-просветительной деятельности печати, радиовещания, телевидения. Исторические аспекты развития радиовещания, телевидения. Технология воздействия на аудиторию: технические характеристики, правильный выбор жанра и выразительных средств, специфика работы журналиста. Информационные, публицистические и художественные жанры. Выразительные средства: слово, изображение, шумы, музыка. Технические средства (монтаж). Работа журналиста: подготовка к эфиру, специфика общения, прямой эфир, экстремальные условия.

Социально-культурная деятельность общественных объединений. Закон РФ «Об общественных объединениях». Классификация общественных объединений (содержание, состав участников, формы и методы деятельности). Специфика работы детских и молодежных общественных организаций. Общественное движение. Деятельность общественных фондов. Классификация фондов: по категориям населения (детский, молодежный), по направлению деятельности (медицинский, пенсионный), по ресурсному обеспечению (благотворительный, независимый).

Основные направления деятельности тематических парков в России и за рубежом. Исторические аспекты развития тематических парков в России за рубежом (ЦПКО в Москве, Диснейленд в Калифорнии, Франции). Классификация парков. Основные направления деятельности парков. Тематика экскурсий и программ, анимационные программы. Основные функции. Дополнительные услуги. Методы привлечения посетителей.

Сущность социокультурной политики, её цели, направления и взаимосвязь с современной практикой. Социокультурная политика – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по развитию и укреплению общества и культуры, а также сама деятельность государства в этих областях. Цель социокультурной политики – создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социокультурных институтов, реализации на их базе творческого потенциала людей в интересах обновления общества. Сущность социокультурной политики – законодательная защита духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости. Уровни социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный. Культурная политика государства. Социальная политика государства. Социальная справедливость. Направления социальной политики: поддержка социально-демографических групп и осуществление основных направлений социальной работы (социальной профилактики, реабилитации, опеки и др.).

Основные направления культурной политики в России. Культурная политика – деятельность государства по планированию, проектированию и обеспечению культурной жизни общества. Основы законодательства РФ о культуре. Задачи (ст. 1), область применения основ законодательства (ст. 4). Основные понятия: культурная деятельность, культурные ценности, культурное наследие, культурное достояние (ст. 3). Сущность культурной политики: формирование и сохранение национальной картины мира. Основные типы: «популистская» (от лат. popularis – народный), «патерналистская» (от лат. patre – отец). Основные направления культурной политики до 2015 года.

Специфика привлечения и аккумулирования финансовых средств в социокультурную сферу. Источники финансирования Виды фандрайзинга. Планирование фандрайзинговой кампании. Информационное обеспечение фандрайзинга. Спонсорский пакет. Этапы разработки спонсорского пакета. Рекламный потенциал спонсорского пакета. Информационные спонсорские пакеты. Контакты с потенциальными донорами. Анализ эффективности фанрайзинга.

Специфика менеджмента в социокультурной сфере. Менеджмент как эффективное управление предприятием для получения конкретного результата. Управление как целенаправленное воздействие. Вклад социокультурной сферы в экономику и социальное развитие. Система механизмов менеджмента. Основные функции управленческой деятельности: планирование, организация, мотивация, контроль. Планирова­ние и контроль: стратегический, оперативный; производствен­ный, финансовый, маркетинговый, кадровый. Государствен­ное регулирование социокультурной сферы (соблюдение законов, финансирование УК, реализация программ, налогообложение). Негосударствен­ная поддержка социокультурной сферы (благотворитель­ность, меценатство, гранты, членские взносы).

Специфика маркетинга в социокультурной сфере. Маркетинг как деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Продвижение проектов и программ, лидеров, территорий. Маркетинг некоммерческих организаций. Платные услуги учреждений культуры. Стратегии маркетинга. Стратегии расширения рынка, интенсивного роста и выхода на новые рынки. Зона деловой активности (товар, потребитель, спрос, конкуренция, технологии, ресурсное обеспечение, эффективность реализации). Разработка услуг в условиях рынка. Товарная стратегия (идея, свойства, качество, марка, услуги, гарантии). Ценовая стратегия (соотношение цены спроса и предложения). Стратегия реализации. Стра­тегия продвижения (коммуникация, реклама, стимулирование продаж).

Проведение маркетинговых исследований в социокультурной сфере. Исследование: социологические, психологические, маркетинговые. Цели маркетинговых исследований: тенденции развития рынка, устранение проблем, снижение расходов, выявление источников прибыли. Формы исследований: текущее, ситуационное. Этапы исследования: определение проблемы, ситуационный анализ, разработка процедуры, сбор данных, анализ и представление информации. Источники информации: внутренние, внешние. Методы сбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент Индустрия досуга и развлечений за рубежом. Понятие «досуг», «рекреация» в зарубежных концепциях. Понятие «индустрия досуга». Функции досуга. Зарубежные модели досуга (США, страны Западной Европы). Организация культурно-досуговой деятельности за рубежом. Специфика работы музеев, библиотек, тематических парков, искусственных зон отдыха. Специфика работы с инвалидами и пожилыми людьми.

Особенности культурной политики в странах Западной Европы. Государственный, региональный, муниципальный уровни социокультурной политики. Децентрализация управления социокультурной сферой в европейских странах. Тенденции развития культурной политики стран Западной Европы: изменение роли государства, использование общественных фондов, утверждение некоммерческого сектора в экономике, увеличение роли региональных факторов. Госу­дарственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерче­ский уровни финансирования. Модели финансирования культуры и искусства (государство – вдохновитель, патрон, архитектор).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.016 с.)