Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория и история социально-культурной деятельности.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В данном разделе представлены материалы следующих учебных курсов:«Социально-культурная деятельность», «Литература», «История искусств», «Религиоведение», «Народная художественная культура». Роль и место социокультурной деятельности в историко-культурном процессе. Многообразие видов СКД, зависимость от общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных интересов взрослых, молодежи, детей. Связь с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением. Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности. Основные исторические этапы развития социально-культурной деятельности в России: социально-культурная деятельность до 10 в., 10 – 14 вв., 15 – 18 вв., 19 – начало 20 в., 1917 – 1941 гг, 1941 – 1945 гг., 1956 – 1990 гг., 1990 – 2005 гг.. Характерные черты основных исторических этапов социально-культурной деятельности. Основные этапы развития социально-культурной деятельности на Кольском полуострове до конца 17 века. Понятия северная, центральная, южная Россия. Коренные жители севера: саамы, ненцы, якуты, чукчи. Характерные черты основных исторических этапов социально-культурной деятельности на Кольском полуострове. Истории культуры севера России в древнейший период (каменный век). Артефакты эпохи мезолита. Сложение саамской культурно-исторической общности в эпоху неолита (5-3 тыс. до н.э.). Наскальные изображения. Древний мир. Сейды и лабиринты бронзового века. Мифология древних саамов. Исполнение обрядов, поклонение языческим богам, почитание предков. Средневековая культура русского севера. Формирование поморской культуры. Основание северных монастырей. Основание крепости-острога Колы, Архангельска. Образ жизни поморов, духовенства, коренных жителей севера. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, деревянное зодчество русских поморов. Развитие социально-культурной деятельности на Кольском полуострове в Новое и Новейшее время. Новое время. Изменение социокультурной ситуации. Петровская политика «европеизации» России и методы её проведения. Создание регулярного флота и роль севера и развитии судостроения. Северные морские экспедиции. Создание Беломорско-Мурманского пароходства. Новый этап в развитии художественной культуры. Основание города Александровск-на-Мурмане. ХХ век. Формирование системы политико-просветительной работы. Создание новых органов управления образованием и социальной сферой. Культурно-просветительская работа на севере в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Современная социокультурная деятельность на севере. Система подготовки кадров в сфере культуры на севере. Противоречивость современных социокультурных процессов. Зарождение основ воспитания и просвещения у древних славян. Общинный уклад древних славян как основа воспитания и просвещения. Исполнение обрядов, поклонение языческим богам, почитание предков. Формирование народной педагогики, народных традиций семейного воспитании. Традиции древних славян. Языческие праздники. Колыбельные песни, частушки, поговорки, сказки, легенды, предания в жизни древних славян и современного общества. Социально-культурный уклад русской цивилизации в 10-14 вв. Культурные традиции средневековой Руси. Историческая устойчивость и традиционность социально-культурной деятельности. Принятие христианства на Руси. Образ жизни крестьян, бояр, духовенства. Зависимость видов и форм социально-культурной деятельности от времени года: религиозные и бытовые обряды и праздники. Культурно-воспитательный потенциал семьи. Развитие просветительно-воспитательной мысли: кириллица Кирилла и Мефодия и обучение грамоте, «Поучение Владимира Мономаха». Социально-культурная деятельность в России в 15-17 вв. Возрождение культурных традиций после периода татаро-монгольского ига. Царствование Ивана Грозного, Смутное время. Идеи ранних просветителей. Появление книгопечатания. Открытие первой типографии, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова. Распространение грамотности в Русском государстве. Открытие Славяно-греко-латинской академии в 1687 г. Первые упоминания о досуге в исторических хрониках. Отношение к досугу со стороны властей и духовенства. Система религиозных и светских праздников. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в 18 в. Изменение социокультурной ситуации. Петровская политика «европеизации» России и методы её проведения. Проблема культурных заимствований и адаптации иностранной культурной традиции. Изменения в бытовой культуре русского дворянства. Новые тенденции в общественном сознании середины 18 века. Появление сословия профессиональной интеллигенции. Кружки как культурные модели жизни интеллектуальной элиты. Общественно-политическое движение, внешкольное образование и досуг в России 19 – нач.20 в. Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции. Отмена крепостного права. Идеи просвещения, патриотического воспитания в трудах В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Учреждение первых благотворительных обществ. Формирование системы общественного и частного призрения в России. Развитие просвещения. Открытие воскресных школ. Появление специализированных внешкольных учреждений – Народных домов и общедоступных библиотек. Развитие народных театров. Общественная деятельность «Товарищества передвижных выставок» и «могучей кучки». Культурно-просветительная деятельность музеев. Появление и кинематографа. Возникновение клубов. Издательская деятельность. Социально-культурная деятельность в купеческой и мещанской среде. Создание «Московского купеческого собрания», в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировала библиотека. Купеческие клубы в России. Сохранение народных традиций в купеческих домах (свадьбы, крестины, похороны, церковные праздники). Народные гуляния. Традиция совместных официальных и неофициальных обедов в ресторанах. Меценатство и благотворительность. Мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, «работные люди»). Образ жизни мещан (домашние спектакли, совместные чтения, спевки, рукоделие, клубы, трактиры, бильярдные, чайные, кабаки). Сословно-профессиональные клубы, образовательные учреждения. Образ жизни и особенности проведения досуга дворян. Петровские реформы. Изменения в досуговой деятельности дворянства, переориентация на европейскую модель. Ассамблеи, общественная жизнь, торжественные шествия, маскарады, фейерверки. Эпоха Екатерины 2 – балы, званые ужины. Конец 18 века – клубные формы досуга (Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб). Начало 19 века – возникновение салонов и кружков различной направленности. Первые музеи (Кунсткамера в Петербурге, Эрмитаж в Зимнем Дворце), публичные театры, художественные выставки. Общественная работа (комитеты и общества грамотности). Образ жизни и особенности проведения досуга крестьян. Традиционность образа жизни и досуга русского крестьянства. Семейно-общинные формы. Праздники, посиделки, игрища. Традиция пиршеств за общим столом («братчины»,«складчины» и «ссыпчины»). Формы досуга, представляющие синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки). Молодежные формы досуга – весеннее-летние хороводы. Отмена крепостного права – распад общин, имущественное расслоение, изменение форм досуга. Образование, библиотеки, читальни, народные дома, самодеятельные крестьянские театры. Политико-просветительская работа в Советской России 1917-1941 гг. Революционные события начала 20 века. Последствия Первой мировой войны. Формирование системы политико-просветительной работы. Создание новых органов управления образованием и социальной сферой. Деятельность Наркомпроса, профсоюзов, Пролеткульта и других организаций в области просвещения и досуга трудящихся. Ликвидация неграмотности. Роль радио в политико-просветительской работ. Новые формы социально-культурной деятельности: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, агитпоезда, олимпиады. Борьба с религией, коллективизация, репрессии. Культурно-просветительская работа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Ориентация социально-культурной деятельности требованиям военного времени. Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР. Деятельность фронтовых, армейских домов Красной Армии, походных клубов, библиотек, агитпоездов, фронтовых бригад самодеятельных артистов. Деятельность по спасению культурных ценностей (музейных коллекций, библиотек, архивов). Социокультурная ситуация в послевоенные годы. Восстановление памятников культуры. Образование Министерства культуры СССР в 1953 г. Социально-культурные процессы в 1956-1990 гг. Социокультурная ситуация 60-х гг. ХХ съезд КПСС и его последствия. Расширение сферы действия государственных и общественных союзов, комитетов, обществ. Роль профсоюзов, комсомола в культурной жизни страны. Проведение всесоюзных фестивалей и смотров самодеятельного искусства. Творчество как фактор сопротивления тоталитарному режиму. Пространство неофициальной социокультурной деятельности: «народный театр», авторская песня. Создание клубных и библиотечных централизованных систем (60-70-е гг)., культурных комплексов (80-е. гг). Деятельность научно-методических центров народного творчества и культпросветработы. Распад СССР. Обострение экономических, национальных, социокультурных проблем. Принятие Закона РФ о культуре в 1992 г. Система подготовки кадров в сфере культуры. Социокультурная деятельность постсоветского общества – разрыв с государственной идеей. Сущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности. Сущность социально-культурной деятельности как взаимодействие репродуктивных и творческих элементов. Принципы СКД. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака. Принцип гуманизации содержания СКД. Принцип единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций. Принцип общественно-государственного самоуправления СКД. Развивающая, информационно-просветительная, культурно-творческая, рекреативная, коммуникативная функции СКД, функция нормативно-правового, финансово-экономического обеспечения. Организационно-распорядительные, социально-экономические и психолого-педагогические методы. Методы СКД: просветительные, методы организации творческой деятельности, методы рекреации. Факторы дифференциации содержания и форм социально-культурной деятельности. Концепции СКД, лежащие в основе дифференциации содержания СКД. Деятельностная концепция (СКД как неотъемлемая часть образа жизни человека). Культурологическая концепция (СКД как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, расширение кругозора, обмен духовными ценностями). Технико-экономическая (создание отрасли социокультурного обслуживания). Социально-управленческая концепция (общественно-политическое, идеологическое, административное, внеэкономическое управление социокультурной сферой). Факторы дифференциации форм СКД: возраст, образование, социальная принадлежность, национально-этническая принадлежность, доход, семейное положение, работа, отпуск, здоровье, местные условия. Досуг как сфера реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности. Понятие рабочее, нерабочее и свободное время. Творческое развитие личности в рабочее и свободное время. Определение досуга. Характерные черты досуга. Отличительные черты СКД в сфере досуга. Условия существования досуга. Соотношение категорий досуг, рекреация, свободное время. Досуг как условие творческого развития личности и культуры. Субъекты социально-культурной деятельности. Субъекты СКД: социокультурные институты, учреждения и организации – семья, отраслевые учреждения социокультурного профиля (библиотеки, музеи, театры) государственные и муниципальные структуры, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации. Значение социокультурного института как организованного объединения людей для удовлетворения социокультурных потребностей. Человек как субъект СКД. Семья как социокультурный институт. Общественно-добровольные формирования (фонды, движения, объединения). Деятельность профсоюзов. Научные, научно-технические, научно-просветительские общества. Творческие организации. Информационно-просветительная деятельность СМИ. Значение СМИ в современной культуре (СМИ как источник информации, средство управления, общения). Воспитательное воздействие СМИ. Характерные черты информационно-просветительной деятельности печати, радиовещания, телевидения. Исторические аспекты развития радиовещания, телевидения. Технология воздействия на аудиторию: технические характеристики, правильный выбор жанра и выразительных средств, специфика работы журналиста. Информационные, публицистические и художественные жанры. Выразительные средства: слово, изображение, шумы, музыка. Технические средства (монтаж). Работа журналиста: подготовка к эфиру, специфика общения, прямой эфир, экстремальные условия. Социально-культурная деятельность общественных объединений. Закон РФ «Об общественных объединениях». Классификация общественных объединений (содержание, состав участников, формы и методы деятельности). Специфика работы детских и молодежных общественных организаций. Общественное движение. Деятельность общественных фондов. Классификация фондов: по категориям населения (детский, молодежный), по направлению деятельности (медицинский, пенсионный), по ресурсному обеспечению (благотворительный, независимый). Основные направления деятельности тематических парков в России и за рубежом. Исторические аспекты развития тематических парков в России за рубежом (ЦПКО в Москве, Диснейленд в Калифорнии, Франции). Классификация парков. Основные направления деятельности парков. Тематика экскурсий и программ, анимационные программы. Основные функции. Дополнительные услуги. Методы привлечения посетителей. Сущность социокультурной политики, её цели, направления и взаимосвязь с современной практикой. Социокультурная политика – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по развитию и укреплению общества и культуры, а также сама деятельность государства в этих областях. Цель социокультурной политики – создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социокультурных институтов, реализации на их базе творческого потенциала людей в интересах обновления общества. Сущность социокультурной политики – законодательная защита духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости. Уровни социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный. Культурная политика государства. Социальная политика государства. Социальная справедливость. Направления социальной политики: поддержка социально-демографических групп и осуществление основных направлений социальной работы (социальной профилактики, реабилитации, опеки и др.). Основные направления культурной политики в России. Культурная политика – деятельность государства по планированию, проектированию и обеспечению культурной жизни общества. Основы законодательства РФ о культуре. Задачи (ст. 1), область применения основ законодательства (ст. 4). Основные понятия: культурная деятельность, культурные ценности, культурное наследие, культурное достояние (ст. 3). Сущность культурной политики: формирование и сохранение национальной картины мира. Основные типы: «популистская» (от лат. popularis – народный), «патерналистская» (от лат. patre – отец). Основные направления культурной политики до 2015 года. Специфика привлечения и аккумулирования финансовых средств в социокультурную сферу. Источники финансирования Виды фандрайзинга. Планирование фандрайзинговой кампании. Информационное обеспечение фандрайзинга. Спонсорский пакет. Этапы разработки спонсорского пакета. Рекламный потенциал спонсорского пакета. Информационные спонсорские пакеты. Контакты с потенциальными донорами. Анализ эффективности фанрайзинга. Специфика менеджмента в социокультурной сфере. Менеджмент как эффективное управление предприятием для получения конкретного результата. Управление как целенаправленное воздействие. Вклад социокультурной сферы в экономику и социальное развитие. Система механизмов менеджмента. Основные функции управленческой деятельности: планирование, организация, мотивация, контроль. Планирование и контроль: стратегический, оперативный; производственный, финансовый, маркетинговый, кадровый. Государственное регулирование социокультурной сферы (соблюдение законов, финансирование УК, реализация программ, налогообложение). Негосударственная поддержка социокультурной сферы (благотворительность, меценатство, гранты, членские взносы). Специфика маркетинга в социокультурной сфере. Маркетинг как деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Продвижение проектов и программ, лидеров, территорий. Маркетинг некоммерческих организаций. Платные услуги учреждений культуры. Стратегии маркетинга. Стратегии расширения рынка, интенсивного роста и выхода на новые рынки. Зона деловой активности (товар, потребитель, спрос, конкуренция, технологии, ресурсное обеспечение, эффективность реализации). Разработка услуг в условиях рынка. Товарная стратегия (идея, свойства, качество, марка, услуги, гарантии). Ценовая стратегия (соотношение цены спроса и предложения). Стратегия реализации. Стратегия продвижения (коммуникация, реклама, стимулирование продаж). Проведение маркетинговых исследований в социокультурной сфере. Исследование: социологические, психологические, маркетинговые. Цели маркетинговых исследований: тенденции развития рынка, устранение проблем, снижение расходов, выявление источников прибыли. Формы исследований: текущее, ситуационное. Этапы исследования: определение проблемы, ситуационный анализ, разработка процедуры, сбор данных, анализ и представление информации. Источники информации: внутренние, внешние. Методы сбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент Индустрия досуга и развлечений за рубежом. Понятие «досуг», «рекреация» в зарубежных концепциях. Понятие «индустрия досуга». Функции досуга. Зарубежные модели досуга (США, страны Западной Европы). Организация культурно-досуговой деятельности за рубежом. Специфика работы музеев, библиотек, тематических парков, искусственных зон отдыха. Специфика работы с инвалидами и пожилыми людьми. Особенности культурной политики в странах Западной Европы. Государственный, региональный, муниципальный уровни социокультурной политики. Децентрализация управления социокультурной сферой в европейских странах. Тенденции развития культурной политики стран Западной Европы: изменение роли государства, использование общественных фондов, утверждение некоммерческого сектора в экономике, увеличение роли региональных факторов. Государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий уровни финансирования. Модели финансирования культуры и искусства (государство – вдохновитель, патрон, архитектор).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.016 с.) |