Тема 12. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.



 

Взаимоотношения культуры и экономики строятся, по мнению ученого Л.Г. Тульчинского, на нескольких уровнях:

1. Прямой вклад сферы культуры в экономику заключается в создании рабочих мест, культура имеет собственные рынки, обладающие инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики региона;

2. Культура и искусство служат основными источниками развития СМИ, туризма, образования, индустрии досуга;

3. Оказывает прямое социальное влияние. Социально-культурная сфера обеспечивает организацию отдыха, формирует и развивает личностные способности людей, раскрывает творческий потенциал человека. В массовой и элитарной культуре формирует модели поведения;

4. Оказывает косвенное экономическое влияние, используя технологии бизнеса и менеджмента. Аккумулируют и транслируют ценности общества, которые используются в коммерческих и некоммерческих видах деятельности. Современные технологии бизнеса как Паблик рилейшинз, формирование корпоративной культуры, фирменного стиля невозможно без сферы культуры;

5. Взаимовыгодное сотрудничество делового мира и культуры способствует формированию гражданского общества.

6. Косвенное социальное влияние. Социально-культурная сфера обогащает социальную среду, влияет на социализацию, индивидуализацию личности, инкультурацию.

В современных условиях социально-культурная сфера разорвана на две экономические подсистемы: сверхприбыльные коммерческие сферы и убыточные некоммерческие сферы. В социокультурной сфере действуют три сектора экономики: государственные, коммерческие и общественные сектора с действующими механизмами: бюджетным, рыночным и смешанным.

В российской современной практике используются смешанные экономические механизмы финансирования социально-культурной сферы. К прямым экономическим механизмам относятся бюджет, субсидии, дотации учреждениям культуры. Эти средства позволяют уменьшить цены на реализуемый культурный продукт или услугу. Например, музеи стимулируются субсидиями на конкретные новые программы развития, которые предполагают покрытие расходов на заработную плату или предполагают покрытие разницы между полной стоимостью билета и той, которую могут себе позволить посетители.

Государственное бюджетное финансирование носит централизованный характер и осуществляется повсеместно и равно для всех без учета особенностей развития регионов. Размеры госбюджета адресно не регулируются. Государство осуществляет контроль культурных институтов. Лишь на 65% удовлетворяются потребности учреждений культуры. Статьи строго регламентируются. Музейные, архивные виды деятельности не ориентированы на рынок, поэтому они полностью зависят от бюджетного финансирования. Те, учреждения культуры, которые ориентированы на культурный продукт могут привлекать средства через дополнительные платные услуги, которые соответствуют содержанию их деятельности.

Общество не заинтересовано в снижении потребления населением культурных продуктов и услуг, которое может произойти, если цена на них будет превышать стоимость их производства.

Предпринимательская деятельность некоммерческих структурах социокультурной деятельности получение прибыли не предусматривает, а доходы направляются на развитие последующей деятельности. Учреждения не могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она выходит за рамки указанной миссии. В предпринимательской деятельности важно соблюсти баланс между выполнением основной функции учреждений культуры и предпринимательством как зарабатыванием денег. Ориентация на зарабатывание денег ведет к низкому художественному уровню как работы учреждения культуры, так и его продукции. Предпринимательская деятельность в таком случае ориентируется на потребителя, но потребитель разный и разные у него потребности. Театральная, выставочная, аукционная деятельность имеет смешанные признаки экономики.

Раздвоенность маркетингового рынка социокультурной сферы представляет собой особенность, которая заключается в следующем (Л.Г.Тульчински):

1. Цели. Коммерческая организация ориентирована на прибыль, некоммерческая организация ориентирована на программы, что требует спонсоров, доноров.

2. Товары. Обычно – это идеи, программы, услуги, имеющие социальное значение. Продукт некоммерческих организаций – социальная услуга и её не будут заниматься коммерческие организации. Поэтому некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании.

3. Цены. Обычно цена социальной услуги ниже себестоимости, а то и просто бесплатная. Она покрывается за счет бюджета, донорства или спонсорства.

4. Спонсорство, донорство, меценатство – потребительский рынок некоммерческих организаций.

5. Реализация. Целевой подход к организации деятельности за счет привлечения идей, (религиозных, политических), личностей, программ, а также деятельности коммерческих организаций.

6. Продвижение услуги в некоммерческих организациях зависит от паблик рилейшинз, от сотрудничества со СМИ. Но, часто рекламируются не услуги, а организация.

7. Отсутствуют четкие показатели итогов в работе, что затрудняет контроль и анализ в работе.

Практика показывает, что большинство учреждений социокультурной сферы выбирают оптимальное соотношение между платными и бесплатными видами и формами деятельности. Комбинированный финансово-хозяйственный механизм применяется сегодня. Все средства, поступающие от бюджета, спонсоров, меценатов, средства, заработанные учреждением культуры, образуют единый финансовый фонд. Профессиональные театры, филармонии, цирки, концертные организации, культурно творческие центры, музеи, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, словом, те учреждения, которые связаны с созданием и трансляцией культурных ценностей.

Рыночная система децентрализована и адаптирована к местным условиям. Шоу-бизнес, издательское дело, ночные клубы и казино по своей природе ориентированы на рынок, и они относятся к коммерческим учреждениям культуры. Суть их маркетинга состоит в том, что они хотят быть успешными, они адаптируются к рынку, чтобы оно максимально удовлетворило своих посетителей, и получили при этом большой доход. Успешная деятельность маркетологов во многом зависит от изучения сегмента рынка, который делится в социокультурной сфере на целый ряд групп со своими предпочтениями в культурных запросах. На них строится маркетинговая стратегия развития. Сегментация рынка может строится на следующих принципах: унификация рынка, в котором не выделяются какие бы то ни было группы (театрализованные представления, концертные программы и т.д.); дифференциация рынка, учитывает возрастные, профессиональные, гендерные и иные особенности потребителей: концентрация рынка, связанна с занимаемыми нишами востребованными, но еще не занятыми конкурентами; атомизация предлагает дробление рынка, что даёт возможность удовлетворить индивидуальные потребности человека (день рождения олигарха или членов его семьи, корпоративы различного рода и свойства и тд.)

Частное финансирование – спонсорство, патронаж, благотворительность, донорство все чаще заявляют о себе как механизмах финансирования.

«Спонсорство можно определить как обеспечение ресурсами для построения взаимовыгодных связей, направленных на достижение целей всех участников» (Блэк). Спонсорство отличается от других видов тем, что обеспечивает средствами в обмен на ожидаемую выгоду. Это деловые отношения. Известные корпорации активно учакствуют в спонсировании масштабных культурных акций, используя культурные символы для продвижения своих имен и брендов (А.П.Марков). Поддержка культурных программ способствует формироапнию репутации и позитивного имиджа компании, повышает социальную значимость её деятельности. Существует стериотип общественного сознания, согласно которому выдающиеся проекты поддерживают выдающиеся корпорации. Коммерческий сектор готов поддерживать громкие проекты, в которых заняты выдающиеся личности науки, искусства, политики. Мотивом для поддержки культурных акций служит задача формирования и продвижения бренда путем идентификации торговой марки с культурным событием. Иногда корпорации надо продемонстрировать свое финансовое благополучие – клиентам, партнерам, противникам. Мотив как реклама продукции. Мотив – обретение дополнительных контактов, расширение партнерских и деловых связей. Позиционирование руководителя. Вызвать чувство корпоративной гордости. Привлекательность среди клиентов. Повышение деловой репутации. Мотив может быть связан с льготами (например, именные места в театре, скидки в театр, просмотры и т.д.).

Меценатство – это личная индивидуальная дотация преимущественно конкретного лица. Патронаж – вид деятельности частных организаций по поддержке культуры. Дарение – акт благотворительности.

Благотворительность, рассматривалась в России, как боготворительность. Боязнь греха. Его искупление. 1660 г. раскол русской церкви. Церковное движение положило начало появление целого ряда предпринимателей: раскольников-староверов – Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Коноваловы. Сплоченность общин; жесткие и твердые правила поведения (не пили и не курили). Браки заключались только между староверами, таким образом, капитал оставался неразделенным. Взаимные кредиты только между собой. Устанавливались финансовые и коммерческие связи. Велика была значимость труда и понимание благосклонности Бога к тем, кто остался в старой вере. Староверы обладали формой экономической свободы – они не несли государственной службы, отсутствовали обязательные повинности. Налоги были высокие, но при этом была свобода действий. Государство не вмешивалось во внутреннюю жизнь общины. Для трудовой деятельности было характерно: самоуправление, предприимчивость, корпоративный дух. В результате появляется мощный класс – хозяев собственников - предпринимателей. Отношение к труду как ценности. Труд – средство спасение души. Труд во имя других. Осуждение праздности; праздность – порок. Важно отношение к богатству как временному достоянию «Богат ли, худ ли – все Божье промышление». Богатство не гарантирует вечного спасения. Идея греховности богатства. Жертвовали на храмы, монастыри, больницы, школы, библиотеки. Солдатенков – книгоиздательство; Мамонтов – частная опера; Бахрушины – музей, больницы. Благотворительность как долг перед народом. Богатство не самоценность, а средство вести достойную и независимую жизнь. Благотворительность в русском менталитете связана с христианским пониманием основных жизненных принципов:

-осуждается не богатство, а любовь к нему, не отказ от собственности, а самоограничение;

- собственность временное благо, а не вечное и абсолютное;

- собственность не самоцель, а средство для улучшения жизни;

- собственность – Божий дар, которое требует разумного отношения, осуждается расточительство;

- собственность – моральная ответственность перед Богом и собой за праведное состояние своей души;

- собственность накладывает обязательства перед другими людьми, обязывает их выполнять исходя из моральных принципов – милосердия, сострадания, помощь бедным и неимущим;

Фактор приоритета духовного начала в человеке. Христианство не рассматривает богатство в качестве критерия жизненного успеха, главное – это жизнь души в мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.013 с.)