Тема 1. Лекция. Менеджмент как область теории и практики управленческой деятельности 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Лекция. Менеджмент как область теории и практики управленческой деятельности



 

 

Первоначально англичане употребляли термин «менеджер» не для обозначения управления предприятиями, а для управления лошадьми. Слово «менеджер» означало «искусный наездник», а слово «менеджмент» - «искусство верховой езды». В литературе существуют различные определения понятия «менеджмента», что объясняется его многоплановостью, тесным переплетением теории и практики, постоянным развитием.

В Толковом словаре С.Ю. Ожегова и Н.В.Шведовой читаем: «Менеджмент –искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами». В Словаре экономических терминов следующая трактовка: «Менеджмент – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых и целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли; наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производителями». Большой Толковый словарь русского языка трактует следующее: «Менеджмент – совокупность методов, форм и средств управления предприятием для повышения его эффективности». Питер Друкер пишет: «Менеджмент – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу». Определения самые разные, но менеджмент можно рассматривать и как отрасль научных знаний, искусство, род профессиональной деятельности, процесс, систему или орган управления. Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций: планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль, учет и анализ. Субъект менеджмента является менеджер как локомотив любого бизнеса. Его профессиональные качества имеют результаты лишь тогда, когда он владеет профессиональными знаниями, талантом, способностями, интуицией и удачей. Таким образом, менеджер – это профессиональный руководитель, работающий по найму и специализирующийся на эффективном достижении целей организации.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, таких как человеческие ресурсы, информация, структура, финансовые, материальные и иные ресурсы организации. Таким образом, менеджмент есть скоординированная деятельность по эффективному управлению организацией по формированию её целей и их достижению.

Характерной чертой менеджера является работа на прибыль, на спрос, на удовлетворение требований потребителя. Вторая черта – использование экономических методов управления. Вместо жесткого административного управления – вовлечение персонала в процесс принятия решений, использование новых стимулов к производительности труда, рациональному распределению имеющихся ресурсов. Третья черта - способность к новациям и рискам.

Подлинная предпринимательская деятельность, то, что сегодня называется бизнесом, связана с капитализмом. Наличие капитала дает право собственнику владеть, распоряжаться и пользоваться произведенным товаром или услугой и получать при этом прибыль. Под прибылью понимается разность, вложенных в дело средств и извлеченными в результате предпринимательской деятельности выручкой. Прибыль стимул предпринимательства. Таким образом, в центре рыночной экономики оказывается человек – потребитель и производитель товаров с его интересами, а главное с задачей – удовлетворение потребностей человека. Прибыль – показатель успешности бизнеса в интересах человека (как производителя, так и потребителя). Промышленная революция в 18 веке дала мощный толчок к предпринимательству. Уже в конце прошлого века (19) к руководству предприятием начинают подходить как к науке и искусству, которому надо учиться.

Одним из первых создателей целостной системы капиталистического рыночного управления предприятием был американский инженер Фридерик Тейлор. Система Тейлора закладывает систему научной организации труда, что предполагает выработку правил, законов, формул, направленных, прежде всего, на проблему заработной платы.

- заработная плата платится человеку, а не месту; установление расценок должно опираться на знания, а не на догадки; расценки должны быть единообразными; это позволяет удешевить товары и повышать зарплату работникам; зарплата побуждает интерес рабочих к работе и сотрудничеству с предпринимателями. Тейлору принадлежит идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы и необходимость обучать рабочих для лучшего их выполнения. Он перешел от линейной (военной) организации к функциональной.

Реализация и развитие идей Тейлора получили на предприятиях Генри Форда. Он внес в управление следующие элементы; управление из одного центра; массовое производство автомобилей и удовлетворение массового спроса; стандартизация при базовой модели; он ввел конвейер, расчленив производство на мелкие операции; совершенствовал управление производством.

Эпоха массового производства в 30-50 гг. ХХ столетия сменилась концепцией «человеческих отношений», суть которой заключалась в том, что организация превращается для человека в инструмент повышения его производительности труда. Экономический рационализм учитывал не только человеческий фактор, но и взаимодействие человека с внутренней средой, где неформальные отношения воздействуют значительно эффективнее на труд, чем это понималось в начале ХХ века.

В 50-70 гг. эпоха массового производства меняет свои координаты и индустриальное рыночное общество называется эпохой не только производства, но и потребления. Организация рассматривается как «технико-социальная система», в которой мотивация начинает играть значительную роль. Постиндустриальной общество провозглашает знания основой своего развития, в котором работник рассматривается как социальный партнер, а не наемный работник эпохи индустриального общества. Менеджмент становится не просто социально ориентированным, но и этически направленным по отношению к работнику.

Так, появилась наука о рыночном управлении – научный менеджмент. Появилась кибернетика – наука управлять. В основе её лежал принцип неразрывной связи управления и обработки информации. Появилось множество теорий оторванных от практики. Практика опережала и ставила новые проблемы, поэтому менеджеры шли методом проб и ошибок. Возник эмпирический менеджмент или эмпирическая школа со следующими функциями: целевое планирование; организация труда (создание организационной структуры управления); стимулирования труда (выявление побудительных мотивов); анализ деятельности (оценка работы людей); обеспечение профессионального роста.

В рамках эмпирической школы менеджмента возник ситуативный подход к менеджменту. К ситуации надо применять следующие этапы в работе; постановка диагноза ситуации, изучение факторов, влияющих на ситуацию; разработка альтернативных решений; оценка альтернатив и выбор наилучшей.; выработка плана действия в соответствии с выбранной альтернативой.

В конце второй мировой войны возник экономико-математический подход. Распределение ресурсов и количественные показатели развития предприятия.

Развитие социологии и психологии дало возможность менеджменту использовать социально-психологический подход, в основе которого находится теория человеческих отношений. Значение революции З. Фрейда. Положено изучению мотивов человека труда, участие в принятие решений рабочих, изучение стилей руководства.

На основе изучения научных знаний и эмпирической практики возникли принципы менеджмента:

Принцип научности – обоснованности применяемых методов с учетом условий функционирования организации;

Принцип системного подхода – руководители должны рассматривать организацию в системе взаимообусловленных элементов и процессов;

Принцип оптимальности управления – достижение целей с минимальными затратами;

Принцип ориентации на потребителя – организация зависит от потребителей, принимать во внимание текущие и будущие потребности, и стремиться превзойти их ожидания;

Принцип лидерства руководителя – руководитель определяет цели, приоритеты и содержание работы, создает условия для реализации потенциала работников;

Принцип развития – успешной может быть та организация, которая ориентирована на развитие, улучшение, процветание;

Принцип вовлечения персонала в управление - использовать способности работников с взаимовыгодой;

Принцип взаимовыгодных отношений с партнерами – организация и партнеры взаимозависимы и выгоды необходимы всем;

Принцип принятия решений на основе фактов – эффективные решения могут быть на основе достоверной информации.

Французский ученый основоположник административной школы управления Анри Файоль, которого называют отцом классического менеджмента, писал, что управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Он разработал 5 основных функций менеджмента.

Прогнозирование и планирование. Прогнозирование предшествует планированию. Прогнозирование связано со стратегией развития организации. Миссия, видение, политика. На основе определяются цели организации. Для достижения целей составляются планы, которые определяют конкретные задачи, мероприятия, ожидаемые результаты и средства. Современной формой плановой работы является программно-целевое планирование. Система планов: перспективные планы на 2-3 года; целевые программы развития по актуальным проблемам организации; годовые планы; месячные (календарные планы); оперативные планы.

Организация и руководство. Организация руководства – это работа руководителя по формированию и обеспечению деятельности структур в соответствии с целями организации. Схема организации, штатное расписание, должностные инструкции.

Активизация, мотивация, стимулирование. Изучение мотивов для эффективной работы и стимулов к труду.

Координация и регулирование. Координация – это согласование деятельности организации с ёё планом. Создание условий включенности в дела организации. Регулирование - коррекция деятельности организации, изменения её состояния путем принятия необходимых поправок.

Учет, контроль, анализ. Учет статистический, экономический,

организационный и т. д. Контроль предварительный, текущий и итоговый.

Таким образом, мы с Вами рассмотрели основные положения, которые Вам необходимо знать: 1. Определение менеджмента как науки управления. Его становление в «историческом недавнем»; 2. Семь необходимых функций – планирование, организация, регуляция, мотивация, учет, контроль, анализ. 3. Переход от эмпирики жизни и организации производства к менеджменту как профессиональной области знания, которую осуществляют сотрудники – менеджеры. И запомнить основные функции менеджмента, поскольку они распространяются на организации социально-культурной сферы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.006 с.)