Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы профессиональной деятельности↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А.В. Лебедева ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие Санкт-Петербург Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕХНОЛОГИИ И ЭНЕРГЕТИКИ
А.В. Лебедева
ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Санкт-Петербург ББК Л УДК
Лебедева А.В. Основы профессиональной деятельности: учебное пособие/ ВШТЭ. - Спб., 2016. - 105 с.
В учебном пособии представлены предпосылки становления и развития экономической деятельности человека, эволюция системы взглядов на управление экономическими процессами, научная и методологическая база, вопросы управления экономикой на государственном и внутрифирменном уровне. Учебное пособие призвано познакомить студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» с ключевыми аспектами профессиональной деятельности. Структура пособия включает теоретический и практический материал, задания и вопросы для самостоятельной работы студента, библиографический список и глоссарий. Данное учебное пособие позволяет сформировать систему взглядов на спектр профессиональной деятельности экономиста, овладеть базовыми знаниями для дальнейшего обучения.
Рецензенты:
Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.
Оглавление Введение........................................................................................................................................ 5 Глава 1. Формирование системы взглядов на экономику и управление. Методология профессиональной деятельности.................................................................................................................................. 7 1.1. Предмет профессиональной деятельности: управление экономическими системами... 7 1.2. Зарождение и развитие профессиональной экономической деятельности.................... 12 1.3. Методы исследования в экономике................................................................................... 18 Глава 2. Государство как субъект экономической деятельности............................................ 35 2.1. Основные направления экономической деятельности в системе государственного управления 35 2.2. Основные экономические параметры и факторы, подлежащие экономическому регулированию на государственном уровне............................................................................................................. 39 2.3. Роль экономического блага в формировании экономических отношений. Регулирование денежной массы............................................................................................................................................ 42 2.4. Рынок и конкуренция как экономическая среда............................................................... 47 2.5. Факторы, влияющие на равновесие рынка....................................................................... 55 Глава 3. Предприятие как субъект экономической деятельности.......................................... 59 3.1. Разнообразие субъектов народно-хозяйственного комплекса. Эволюция организационных форм 59 3.2. Имущественный комплекс организации........................................................................... 67 3.3. Понятия себестоимости продукции, выручки, прибыли................................................ 73 3.4. Методы управления персоналом организации. Формы оплаты труда на предприятии 77 3.5. Сферы профессиональной деятельности экономиста...................................................... 84 Заключение.................................................................................................................................. 91 Глоссарий..................................................................................................................................... 92 Библиографический список..................................................................................................... 103
Введение Настоящее учебное пособие представляет собой курслекций и заданий для самостоятельной работы по курсу «основы профессиональной деятельности» для студентов всех форм обучения (бакалавриата, специалитета) изучающих основополагающие экономические дисциплины. Пособие представляет собой комплекс знаний по таким основополагающим разделам экономики как основы истории экономики, основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика. Дисциплина «Основы профессиональной деятельности» формирует базовые знания при подготовке специалистов в сфере управления и экономики и готовит студентов к изучению таких дисциплин, как «макроэкономика», «микроэкономика», «менеджмент», «организация и управление производством», «планирование на предприятии», «анализ хозяйственной деятельности» и т. д. Знания и умения, получаемые студентом в результате изучения данной дисциплины, состоящий в освоении и понимании законов развития экономики и умении оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности, в умении анализировать и оценивать исторические события и процессы, во владении культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения, в способности анализировать социально значимые проблемы и процессы, обеспечивают требуемый фундамент для изучения особенностей, методов и инструментов экономической и управленческой деятельности. Настоящее учебное пособие включает в себя 3 главы, в рамках которых, студенты изучают теоретические аспекты экономической науки и закрепляют пройденный материал с помощью вопросов и заданий для самостоятельной работы. Теоретический и практический материал, относящийся к первой главе, посвящен вопросам истории экономики и экономических учений, методологии экономических исследований. Эти знания позволят студенту проследить эволюцию развития экономической мысли, с тем чтобы в дальнейшем ориентироваться в особенностях различных научных течений и направлений в экономике, соотносить современные реальные тенденции с историческим опытом прошлого. Изучение комплекса методов в экономике формирует у студента знания, необходимые для проведения самостоятельных экономических исследований. Во второй главе рассматриваются теоретические сведения, а также задания и вопросы, позволяющие закрепить практические навыки в освоении микроэкономического направления, как одного из важнейших блоков современной экономики. Здесь приводятся сведения по рыночной системе хозяйствования, поведению потребителей, основам экономики организации. Изучив теорию, и выполнив задания для самостоятельной работы, студенты смогут разобраться в проблеме совокупного спроса и предложения, понять, что представляют собой валовой внутренний продукт, отдельные виды рынков, способы конкурентной борьбы. В третьей главе учебного пособия рассматриваются вопросы управления и экономики на уровне отдельной организации. Студенты знакомятся с разнообразием форм предпринимательской деятельности, типами и видами предприятий, действующих в современных российских условиях. Здесь же раскрываются понятия основных производственных фондов и оборотных средств, отражается их влияние на эффективность производственно-хозяйственной деятельности организации. В результате изучения материала студент формирует знания о классификации затрат на предприятии, принципах формирования себестоимости продукции, распределении прибыли. Отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с управлением персоналом, так как современные тенденции в управлении организацией связаны с оптимизацией структуры персонала, повышением его мотивации к труду. Для закрепления экономический терминологии в учебном пособии приводится глоссарий. Таким образом, данное учебное пособие позволяет путем изучения теоретического материала и выполнения заданий практикума по соответствующим разделам освоить и закрепить теоретические знания по основным направлениям экономической науки. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · подходы к управлению; · классические модели и теоретические построения в области управления; · методы экономических исследований; · принципы функционирования рынка и методы его регулирования; · формы организации предпринимательской деятельности; · сущность и значение основных технико-экономических показателей деятельности организации. Уметь: · находить историческую взаимосвязь экономических процессов; · использовать существующие подходы к управлению организацией; · проводить сравнительный анализ моделей менеджмента; · анализировать эффективность использования ресурсов организации. Владеть: · навыками работы с релевантной информацией; · практическими навыками организации и проведения практических исследований социально-экономической обстановки на макро- и микроуровнях.
Глава 1. Формирование системы взглядов на экономику и управление. Методология профессиональной деятельности. Глава 2. Государство как субъект экономической деятельности Глава 3. Предприятие как субъект экономической деятельности Таблица 8 Отметим, что персонал компании считается основой для ее дальнейшего развития, поэтому процессы управления в этой сфере всегда остаются актуальными и пронизывают все структурные элементы деятельности компании. Вопросы к самостоятельной подготовке и обсуждению: 1. Назовите качественные и количественные характеристики персонала. 2. Изучите основные методы определения выработки. В чем состоят основные методы повышения производительности труда? 3. Выделите основные этапы управления персоналом. Какие современные методы отбора персонала вам известны? Что такое адаптация персонала? Какие цели преследуют различные методы оценки персонала? 4. В чем состоят преимущества и недостатки известных теорий мотивации? 5. Что такое самообучающаяся организация? Что такое самоменеджмент, тайм-менеджмент? Что такое карьера? Что такое стресс? Какие методы борьбы со стрессом применяются в современном менеджменте?
Заключение Курс «Основы профессиональной деятельности» предполагает изучение обширного материала не только экономической теории, но и многих прикладных экономических дисциплин. Составители учебного пособия понимают эту проблему и предполагают, что предложенное ими пособие заинтересует и подвигнет студентов к дальнейшему изучению экономических вопросов и дисциплин. Пособие знакомит студентов с основными понятиями экономики и управления, выделяет проблемы макро- и микроэкономики. Полученные в ходе изучения дисциплины знания и навыки составляют базовые представления о профессиональной деятельности, формируют мотивированную программу на дальнейшее обучение в рамках избранной специальности. В результате проведенной работы студент расширяет собственный кругозор, знакомится с базовыми экономическими законами и принципами производственно-хозяйственной деятельности экономических агентов, получает первоначальные навыки информационно-аналитической работы и организационно-управленческой деятельности. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Это время целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров отечественной и мировой экономики. Это поможет в дальнейшем студентам полнее изучить все спектры экономической науки и наметить для себя новые пути ее познания.
Глоссарий 1. Аналитические экспертные оценки – предполагают длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния, путей развития прогнозируемого объекта. Метод дает возможность эксперту использовать всю необходимую информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки. 2. Аналоговые модели – изображают предметы или ситуации, заменяя различные реальные элементы другими, отличающимися формой или свойствами. Например, озеро на карте изображается голубым цветом. Изображение денежного потока компании, на первый взгляд, похожее на вертикальную диаграмму, тоже является аналоговой моделью. 3. Блага - продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей, которые, в свою очередь, делятся на потребительские блага и блага производственного назначения. 4. Бюджетное ограничение - ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ. 5. Валовой внутренний продукт -совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов. 6. Валовой национальный продукт - совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, исключая стоимость продукции, произведённой на предприятиях, принадлежащих иностранцам. 7. Взаимодополняющие товары - товары, для которых существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой. 8. Воспроизводство в экономике - повторение процесса производства. Различают простое и расширенное воспроизводство. 9. Групповой подход к принятию решений – менеджер и один или более служащих работают вместе над одной проблемой. 10. Демократический подход – решения принимаются в пользу большинства. 11. Денежная масса - совокупность всех имеющихся в обращении денег, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство. 12. Денежная система -форма организации денежного обращения в той или иной стране, которая сложилась исторически и закреплена национальным законодательством, включает в себя следующие элементы: денежную единицу, эмиссионную систему, виды денег, институты регулирования денежной системы. 13. Денежное обращение - движение денег при выполнении ими своих функций. 14. Дерево решений — схематичное представление проблемы принятия решений. 15. Дефицит - величина, на которую объём спроса превышает объём предложения при ценах ниже равновесной. 16. Дефлятор ВВП - индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП. 17. Децентрализованный подход – поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на более низкий управленческий уровень. 18. Динамический риск — риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала (вследствие принятия управленческих решений) или рыночных, политических условий, которые могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. 19. Добавленная стоимость - стоимость, добавленная переработкой, представляет собой разность между стоимостью произведённой продукции и стоимостью предметов труда, использованных в производстве этой продукции. 20. Заключительный контроль – осуществляется после того, как работа выполнена. 21. Закон возрастающих альтернативных издержек - по мере увеличения объёма производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают. 22. Закон предложения показывает прямую зависимость между изменением цены и величиной спроса в определённый период времени. 23. Закон спроса - при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса. 24. Закон убывающей отдачи - в коротком периоде, когда величина производственных мощностей является фиксированной, предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определенного уровня затрат этого переменного фактора. 25. Закон убывающей предельной полезности - с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. 26. Запас финансовой прочности предприятия – разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. При этом под порогом рентабельности понимается такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. 27. Запрограммированное решение – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. 28. Заработная плата - доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги. 29. Издержки производства - затраты предприятия на производство товара. 30. Импульсивные решения – решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками". 31. Инвестиции - затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов. 32. Индивидуальные экспертные методы – основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля независимо друг от друга. 33. Индивидуальный подход — принятие решений только менеджером. 34. Инертные решения – становятся результатом осторожного поиска. Контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. 35. Интуитивное решение — выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. 36. Капитал - всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. 37. Качественный анализ – имеет главной задачей определение факторов риска, этапов и работ, при выполнении которых этот риск возникает. 38. Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации. 39. Количественные (формализованные) методы принятия решений – основаны на использовании научно-практического подхода, предполагающего выбор оптимального решения с использованием средств вычислительной техники, путем обработки больших массивов информации. 40. Количественный анализ – означает численное определение размеров отдельных видов рисков и риска проекта в целом. 41. Контроль — одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. 42. Кривая производственных возможностей - график, который показывает максимально возможные объёмы производства благ при данных ресурсах и их полном использовании. 43. Кривая спроса - графическая иллюстрация закона спроса, показывает объёмы товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители по различным ценам в данный период времени. 44. Макроэкономика -разделэкономическойтеории, которыйкасаетсяопределенияагрегатныхисредних показателей, характеризующихсостояниеэкономики. Макроэкономикаизучаетфакторы, определяющие совокупныеразмерызанятостиипроизводства, исследует, какимобразомпотреблениеиинвестирование влияютнарасширениепроизводственныхмощностей, отчегозависятобъемыимпортаиэкспортастраны. 45. Метод интервью – предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. 46. Метод Ринги – получение согласия на решение проблемы путем опроса без созыва заседания. 47. Методы коллективной экспертной оценки – состоят в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами (например, аналитическим расчетом, экспериментом и т.д.). 48. Микроэкономика - раздел экономической теории, в котором изучаются проблемы потребительского выбора и выбора производителей, совершаемых на микроуровне. 49. Модель – упрощенный аналог действительности. 50. Монетаризм (от лат. "монета" - денежная единица, деньги) - одно из важнейших направлений современной экономической мысли. Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. 51. Моральный износ основного капитала - снижение его стоимости в результате появления более эффективной техники или в результате повышения эффективности в производстве данного вида оборудования. 52. Морфологический анализ – упорядоченный способ рассмотрения предметов и получения систематизированной информации по всем возможным решениям изучаемой проблемы. 53. Мотива́ция — побуждение к действию; психофизический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. 54. Написание сценария — метод, с помощью которого устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующей ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования. Описание обычно совершается в явно выраженных временных координатах. 55. Натуральное хозяйство - тип хозяйства, в котором продукты производятся лишь для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения собственных потребностей производителя, в отличие от товарного хозяйства, где продукция производится для продажи. 56. Незапрограммированные решения – требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. 57. Нематериальные потребности - потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, т. е. это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего. 58. Неопределенность – такая ситуация при принятии решения, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это может иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. 59. Неформальные (эвристические) методы принятия решений – как правило, основываются на аналитических способностях людей, принимающих решения. 60. Номинальная заработная плата - сумма денег, получаемая за выполнение некоторой трудовой услуги. 61. Норма амортизации - отношение годовой суммы амортизационных отчислений к полной стоимости основного капитала, выраженное в процентах. 62. Норма прибыли - отношение величины полученной прибыли к величине всего авансированного капитала. 63. Обмен - сфера (стадия) движения произведённых продуктов и услуг, где происходит взаимный обмен деятельностью между людьми в форме обмена результатами труда на возмездной основе. 64. Общественное производство - часть экономической системы, представляющая собой множество предприятий, отраслей производства, сфер экономики, связанных между собой в единое целое разделением труда и специализацией. 65. Общественные блага - блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например, свет маяка в море, оборона, уличное освещение. Проблема производства общественных благ - один из недостатков рынка, - существует потребность в общественных благах, но платёжеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. 66. Олигополия - функционирует несколько фирм, продаются дифференцированные или стандартизированные товары, доступ на рынок затруднён, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании, характерна неценовая конкуренция. 67. Операционные решения – принимаются на среднем или низком уровне управления. Они в основном являются частью краткосрочных планов. 68. Описательная модель (физическая) – изображает предмет или ситуацию, показывая нам, как они выглядят. Подобные модели содержат большую долю конкретных деталей и относительно малую долю абстракции. Например, архитектурная модель нового завода. 69. Определенность – такая ситуация при принятии решения, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. 70. Организация — процесс, деятельность по созданию или усовершенствованию взаимосвязей между частями и элементами с целью внесения упорядоченности в процессы и повышения их эффективности 71. Организация — группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. 72. Основной капитал - это часть капитала предприятия которая используется в течение многих производственных циклов и стоимость которых включается в издержки и в цену продукции не целиком, а по частям. 73. Осторожные решения – характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью. 74. Переменные издержки - затраты предприятия на производство продукции, зависящие от объёмов производимой продукции. 75. Повременная заработная плата - денежная оплата труда наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени в соответствующих единицах измерения (час, день, неделя, месяц, год). 76. Полезность блага - удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага, в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага. 77. Полные, или валовые, издержки - сумма постоянных и переменных издержек. 78. Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства. 79. Постоянные издержки -это затраты предприятия, не зависящие от объёма производимой продукции. 80. Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения. 81. Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении. 82. Потребление - использование благ для удовлетворения человеческих потребностей. 83. Потребности - нужда или недостаток в чём-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом. 84. Правило максимизации полезности - потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ. Другая формулировка: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей этих благ равняется отношению цен благ. 85. Предварительный контроль – осуществляется до начала работ. 86. Предельная полезность любого блага - величина дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага. 87. Предложение -количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени. 88. Предмет экономической теории (экономики) 1. Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой. 2. Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. 3. Экономическая теория изучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей. 89. Предметы труда - то, на что человек воздействует в процессе труда и что составляет материальную основу будущего продукта, например, сырьё, различные материалы. 90. Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарными издержками в денежном выражении. 91. Принятие решений — процесс выбора курса действий из двух и более альтернатив. 92. Проблема – 1) ситуация, когда поставленные цели не достигнуты; 2) потенциальная возможность. 93. Производство - процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития. 94. Производительность труда - плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведённой работником в единицу времени. 95. Производственные отношения - категория марксистской экономической теории, это отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит и организация производства, и распределение, и богатство разных общественных классов. 96. Простое воспроизводство - это повторение производства в неизменных масштабах. 97. Протекционизм (от лат. protectio - покровительство, защита) - экономическая политика государства, способствующая развитию национальной экономики путём ограждения её от иностранной конкуренции. Политика протекционизма предполагает, в частности, установление высоких таможенных пошлин на импортируемые товары, стимулирование экспорта местной продукции. 98. Процесс контроля — 1) процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; 2) процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения. 99. Равновесная цена — цена, по которой продавцы желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определённое количество товара. 100. Равновесное количество -совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене в условиях конкурентного рынка. 101. Разделение труда -такая система труда, которая складывается в результате дифференциации труда, т. е. расчленения трудовой деятельности на части, приводящей к обособлению различных видов труда. 102. Распределение - особая стадия в движении произведённых благ, оно предполагает определение доли благ, поступающих в потребление участникам экономической деятельности. 103. Расширенное воспроизводство - повторение производства в увеличивающихся масштабах. 104. Рациональное решение – решение, которое обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. 105. Реальная заработная плата - количество товаров и услуг, которые можно приобрести на деньги, полученные рабочим в качестве номинальной заработной платы. 106. Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей. 107. Решение — сознательный выбор того, как себя вести или мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. 108. Решение, основанное на суждении, — выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. 109. Риск – 1) опасность возникновения ущерба; 2) уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. 110. Рискованные решения – отличаются тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. 111. Рынок - система отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми происходит обмен по установленной цене. 112. Рынок совершенной конкуренции (чистой конкуренции, свободной конкуренции) - состоит из столь большого числа производителей (продавцов), что каждый из них производит только незначительную часть общей однородной продукции. Поэтому любое самое большое увеличение объёма производства одной фирмой не скажется на рыночной цене. Неценовая конкуренция отсутствует. Доступ на рынок свободный. 113. Сбережения - часть доходов населения, не израсходованная на приобретение потребительских товаров и предназначенная для финансирования будущих приобретений товаров длительного пользования и инвестиций. 114. Символьная модель – изображает различные свойства и элементы ситуации символами. Примером такого типа моделей может служить математическое уравнение. 115. Система – совокупность взаимосвязанных элементов. 116. Система участия – менеджер опрашивает людей, которые будут задействованы в принятии решения. 117. Совещательный подход – подход, который вовлекает множество человек в принятие решений и ищет компромисс между всеми мнениями. 118. Спрос - количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных цен за определённый период времени. 119. Средства производства -совокупность средств и предметов труда, образующих материальные факторы производства. 120. Средства труда - то, что человек использует для преобразования в процессе производства предметов труда. К средствам труда, в частности, относятся механические орудия труда, производственные здания, трубопроводы, пути сообщения, линии электропередач. 121. Срок окупаемости проекта – период времени от момента начала его реализации до того момента эксплуатации объекта, в который доходы от эксплуатации становятся равными затратам капитала. 122. Стандарты — конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. 123. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.43 (0.019 с.) |