ТОП 10:

Тема 1. Сущность и особенности педагогической деятельности



Сущностные характеристики педагогической деятельности. Категория деятельности. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека. Педагогическая деятельность на ранних этапах развития человечества. Феномен «учительство—ученичество». Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем. Противоречия в деятельности учителя. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

 

Тема 2. Спектр педагогических профессий в современном мире

Возникновение и исторический генезис профессии «учитель». Вечное и историческое в профессии учителя. Гуманитарный характер профессии «учитель». Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества). Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

 

Тема 3. Коммуникативная природа педагогической деятельности

Общение как условие педагогической деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей. Средства общения (вербальные, невербальные). Значение коммуникативных способностей и умений в профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль общения.

 

Тема 4. Педагогическая культура личности как условие профессиональной педагогической деятельности

Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Соотношение общей и педагогической культуры. Основные компоненты педагогической культуры. Этика и эстетика педагогической деятельности. Мастерство и техника в профессии педагога, Творчество как проявление уровня педагогической культуры.

 

Тема 5. Образование как основная сфера педагогической деятельности

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. Общечеловеческое и национальное в образовании. Современная система отечественного образования: стратегия их развития. Педагогические учебные заведения.

Тема 6. Профессиональное становление педагога

Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза. Противоречия и кризисы профессионального становления. Внешние и внутренние условия саморазвития. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной и профессиональной. перспективы. Планирование, профессионального роста. Способы достижения профессиональных целей. Карьера педагога. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самост. работа
Всего Лекции Семинар. занятия
  1. Сущность и особенности педагогической деятельности  
2. Спектр педагогических профессий в современном мире  
3. Коммуникативная природа педагогической деятельности  
4. Педагогическая культура личности как условие профессиональной педагогической деятельности  
5. Образование как основная сфера педагогической деятельности.  
6. Профессиональное становление педагога
  Итого

 

IV. Формы итогового контроля

Изучение курса завершается зачетом.

Вопросы к зачету

1. Возникновение и становление педагогической деятельности.

2.Особенности педагогической деятельности: гуманистическая природа труда педагога, коллективный и творческий характер педагогической деятельности.

3. Перспективы развития педагогической деятельности.

4. Профессиональная деятельность педагога. Сущность педагогической деятельности.

5. Основные виды педагогической деятельности: воспитательная работа, преподавание; их взаимосвязь.

6. Структура педагогической деятельности.

7. Педагог как субъект педагогической деятельности.

8. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

9. Личность педагога. Требования к личности педагога в работе с детьми.

10. Педагогическое мастерство педагога. Различные подходы к определению понятия «педагогическое мастерство», его составляющие.

11. Понятие о профессионально- педагогической компетентности педагога.

12. Структура профессиональной компетентности педагога.

13. Соотнесите понятия: «профессионально-педагогическая компетентность», «профессионально-педагогическая компетенция».

14.Теоретические умения педагога, их содержательная характеристика: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения.

15. Содержание практической готовности педагога: организаторские, информационные, развивающие, ориентационные, мобилизационные, прикладные, умения педагога.

16. Содержание коммуникативных умений педагога, их структура: перцептивные умения, умения собственного общения, умения и навыки педагогической техники.

17. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

18. Общение как условие педагогической деятельности. Индивидуальный стиль общения.

19. Стили, виды и средства педагогического общения.

20. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.

21. Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания педагога.

22. Профессиональная этика педагога.

23. Общая и педагогическая культура педагога, их взаимосвязь. Основные компоненты педагогической культуры.

24. Образование как основная сфера педагогической деятельности. Общечеловеческое и национальное в образовании.

25. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации.

26. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения.

 

Тематика и вопросы семинарских занятий

Семинарское занятие №1 (4 часа)

Педагогическая деятельность и её характеристика

Вопросы для обсуждения

1. Сущность педагогической деятельности.

2. Происхождение педагогической деятельности.

3. Педагогическая деятельность как профессия. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.

4. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

5. Ценностные характеристики педагогической деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем заключается сущность и своеобразие профессиональной

педагогической деятельности?

2. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность

от непрофессиональной?

3. Законспектируйте § «Ценностные характеристики педагогической деятельности», используя для этого учебник: Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002. С.39-45.

4. Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность – это всепроникающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств.

Основная литература

1. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Остапчук Н.В., Петрунина Т.А. Общение в структуре педагогической деятельности.– Екатеринбург, 1998.

2. Профессиональная культура учителя /Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.

3. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зазюна. М., 1989.

 

Семинарское занятие №2 (2 часа)







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.231 (0.006 с.)