Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития гуманистической педагогики на современном этапе

Поиск

Вопросы для обсуждения

1. Принцип гуманизма и его реализация в истории педагогики.

2. Гуманистическая природа педагогической деятельности: сущность педагогической деятельности, его виды и структура.

3. Пути и основные средства реализации задач гуманистической педагогики.

4. Гуманизация образования на современном этапе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, педагогов, писателей о гуманистической природе труда учителя и педагогической профессии в целом.

Основная литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М.,2000. С.24-40.

2. Смятских Л. Принцип гуманизма и его реализация в истории развития педагогического образования //Дошкольное воспитание. 1996. № 8.

3. Петровский А.В. Учимся общаться с ребенком. – М., 1989.

Дополнительная литература

 

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. СПб; Ростов- н / Д., 1999.

2. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М., 1990.

Семинарское занятие №3 (4 часа)

Профессиональная компетентность и личность педагога

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о профессиональной компетентности педагога, его структура.

2. Содержание профессиональной компетентности педагога: теоретические и практические умения педагога, их характеристика.

3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

4. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Разъясните сущность понятий «педагогическая компетентность», «педагогическое мастерство». Выпишите из изученных вами источников несколько определений, отражающих вашу точку зрения. Дайте обоснование своего выбора.
  2. Какова структура профессиональной компетентности педагога?
  3. Выделите основные педагогические умения учителя (теоретические и прикладные). Результаты оформите в таблицу.
  4. Подготовьте выступление, реферат по теме: «Профессионализм педагога. Многообразие его проявлений в практической деятельности» (2-5 источников).
  5. Составьте аннотацию или резюме на любую книгу или статью из журнала, использованную для выполнения задания № 4.

Основная литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов. /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М., 2000. С. 40-56.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. М., 2000. 176с.

3. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зазюна. М., 1989.

Дополнительная литература

1. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. М., 1992.

2. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.

Семинарское занятие №4 (2 часа)

Общение как основа педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность педагогического общения.

2. Функции и средства общения.

3. Стили общения и стили педагогического руководства.

4. Педагогический такт.

5. Общение: наука и искусство.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте стили педагогического общения и стили педагогического руководства, видите ли вы взаимосвязь между ними?

2. Подготовьте эссе на тему: «Общение: наука и искусство».

Основная литература

1. Петрова Г. А. Жесты в педагогическом общении. – М.: 1998.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Остапчук Н.В., Петрунина Т.А. Общение в структуре пед. деятельности. – Екатеринбург, 1998.

2. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зазюна. М., 1989.

Семинарское занятие №5 (2 часа)

Использование средств невербального общения в педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Общие представления о средствах педагогического воздействия: речевых и невербальных.

2. Значение невербальных средств общения и возможности их использования в работе педагога.

3. Типичные ошибки и нецелесообразное использование жестов в профессиональной деятельности педагога.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Подберите игры и упражнения на формирование умений наблюдать, выделять в наблюдаемом главное и существенное; определять настроение и чувства партнера по внешним признакам.

2. Подберите упражнения на закрепление умений действовать в типичных педагогических ситуациях; производить на аудиторию благоприятное впечатление; упражнения на формирование навыков педагогической импровизации в общении, используя разнообразные средства общения (слово, интонацию, жесты, проксемические средства).

3. Составьте тезисы по статье Пиз А. Общие понятия о языке жестов «невербальная коммуникация».

Основная литература

1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. С.34.

2. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995. С.72-92.

3. Пиз А. Общие понятия о языке жестов «невербальная коммуникация» // В кн. Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Т. Кутасова. М.,1995. С.46-54.

4. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М., 1998.

Дополнительная литература

1. Атватер И.Я. Я вас слушаю. М., 1984.

2. Ниренберг Д., Калеро Г. Как «читать» человека, словно книгу. М., 1992.

3. Пиз Л. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Н.Новгород, 1992.

4. Вачков И.В. Психологические игры и упражнения для ведущего тренингов

//Школьные технологии. 2001. № 5-7.

5. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми: Учебное пособие. М.,1997.

Семинарское занятие №6 (2 часа)

Педагогическая культура личности.

Вопросы для обсуждения

1. Общая культура – условие профессионализма педагога.

2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

3. Этика и эстетика педагогического труда.

4. Педагогическое творчество и мастерство.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры?

2. Какие этические нормы взаимоотношений педагога с детьми вы считаете наиболее значимыми?

3. Соотнесите понятия: «педагогическая техника», «педагогическое мастерство», «педагогическое творчество».

4. Подготовьте групповые проекты: педагогический журнал, хрестоматие «Идеал педагога».

Основная литература

1. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

2. Профессиональная культура учителя /Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Остапчук Н.В., Петрунина Т.А. Общение в структуре пед. деятельности. – Екатеринбург, 1998.

2. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зазюна. М., 1989.

 

Семинарское занятие №7 (4 часа)

Подготовка и профессиональное становление личности педагога

Вопросы для обсуждения

1. Образование как основная сфера педагогической деятельности.

2. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации.

3. Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Этапы становления профессиональной деятельности педагога.

4. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной и профессиональной перспективы. Карьера педагога.

5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.

6. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Напишите мини – сочинение на тему «Почему я выбрал(-а) педагогическую профессию?»

2. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).

Основная литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев и др. 3-е изд. М., 2000. С.56-72.

2. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально – педагогической культуры преподавателя в высшей школе. М., 1993.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

Дополнительная литература

1. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

2. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995.

 

 

Примерная тематика рефератов и

методические рекомендации к его написанию

Примерная тематика рефератов

1. Профессионализм учителя. Многообразие его проявлений в практической деятельности.

2. Педагогические аспекты в различных видах профессиональной (непедагогической) деятельности.

3. Педагогические конфликты: их причины, разрешение и последствия. (Работа с педагогической периодической печатью).

4. Учитель-мастер: педагогическая характеристика.

5. Аналитическое описание образовательной системы одной из школ города.

6. Мастерство и вдохновение на уроке.

7. Репродуктивные и творческие аспекты в педагогической деятельности.

Методические рекомендации к написанию рефератов по педагогике

Учебный реферат представляет собой краткое изложение содержания научной монографии, или тематической группы научных статей по определенной тематике, или материалов научных публикаций по определенной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции.

Реферат не предполагает самостоятельного научного поиска и не требует определения позиции автора или его оценки излагаемого материала.

Задача реферата – краткое изложение основных точек зрения, существующих в науке на сегодняшний день по выбранной автором теме (проблеме).

Тема реферата определяется студентом по согласованию с преподавателем. Студент вправе предложить свою тему, не указанную в списке примерных тем.

 

Этапы работы над учебным рефератом

1. Выбор темы.

2. Подбор и изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

 

Примерная структура реферата:

· Титульный лист

· Оглавление (или содержание);

· Введение (обоснование научной значимости темы, определение границ рассмотрения темы, обозначение главных рассматриваемых аспектов, описание используемых литературных источников);

· Основная часть (краткое последовательное изложение основных положений темы: три-четыре пункта, с возможным разбиением на подпункты);

· Заключение (итоги, выводы, нерешенные проблемы, автор здесь может изложить свою точку зрения по рассматриваемой теме (проблеме);

· -Список литературы (реально использованный, 2-5 источников);

· Приложение (если есть).

 

Примерный объём реферата:

· 10-15 машинописных страницы через 1,5 интервала; слева 3,5 см, справа до - 2 см, сверху - 2 см, снизу - 2 см.

 

Рекомендации к составлению реферата

1. Реферат следует записывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей.

2. Не начинайте текст реферата с повторения его названия.

3. Максимально используйте существующую в данной области терминологию.

4. При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина.

5. Строго соблюдайте единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и примечаний в сносках.

6. Детальные таблицы, схемы, подробные статистические данные лучше помещать в приложении. В тексте реферата дайте их краткую словесную характеристику и сформулируйте выводы, которые следует сделать на основании приведенных материалов.

7. В заключение сделайте краткий вывод по существу реферируемого предмета.

7. Соблюдайте требования ГОСТа при оформлении сносок или списка использованной литературы.

 

Критерии оценки учебного реферата

1. Соответствие содержания теме реферата.

2. Глубина проработки реферата.

3. Правильность и полнота использования источников.

4. Соответствие оформления реферата стандартам.

Тематика контрольных работ

1. Возникновение и становление педагогической деятельности.

2. Сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности. Перспективы развития педагогической деятельности.

3. Педагог как субъект педагогической деятельности. Культура педагога.

4. Личность педагога. Требования к личности педагога в работе с детьми.

5. Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура, содержание.

6. Теоретические умения педагога, их содержательная характеристика: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения.

7. Содержание практической готовности педагога: организаторские, информационные, развивающие, ориентационные, мобилизационные, прикладные, умения педагога.

8. Содержание коммуникативных умений педагога, их структура: перцептивные умения, умения собственного общения, умения и навыки педагогической техники.

9. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

10. Общение как условие педагогической деятельности. Индивидуальный стиль общения.

11. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.

12. Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания педагога.

13. Профессиональная этика педагога.

14. Образование как основная сфера педагогической деятельности. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации.

15. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения.

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М., 1998.

2. Введение в специальность /Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1988.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., Под ред. А.С. Роботовой. – М.,2002.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. М., 2000.

5. Краткий словарь педагогических терминов. Для студентов педагогических институтов, педагогических колледжей /Сост. Г.Г.Зайдуллина. – Нижневартовск, 2003.

6. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск., 1991.

7. Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.Я. Зазюна. М., 1989.

8. Остапчук Н.В., Петрунина Т.А. Общение в структуре педагогической деятельности. – Екатеринбург, 1998.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 2000.

10. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Минск, 1986.

11. Российская педагогическая энциклопедия. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993. Ч.I – А-М.

12. Российская педагогическая энциклопедия. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1999. Ч.II – М-Я.

13. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. М., 1990.

14. Шевченко Л.Л, Практическая педагогическая этика. – М., 1997.

Задания в тестовой форме для самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»

 

Направление 050700.62 «Педагогика»

 

Вопрос или задание Метка правильного ответа
1. Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является ____________________________, обучение, образование и развитие детей, подростков, юношества.    
     
2. Компонентами деятельности (в том числе педагогической) являются  
А Цель  
Б Содержание  
В Средство  
Г Действие  
Д Результат  
Е Метод  
     
3. Этимология слова «воспитание»  
А Взаимодействие  
Б Воздействие  
В Вскармливание  
Г Сопровождение  
Д Партнерство  
     
4. Структурные компоненты педагогической деятельности, выделенные Н.В. Кузьминой, имеют следующую последовательность  
  неверно верно  
  1. Коммуникативный    
  2. Гностический    
  3. Организаторский    
  4. Конструктивный    
  5.Проектировочный    
       
5. Учителя в школах грамматистов и кифаристов в древней Греции назывались  
А Педагоги  
Б Дикаскалы  
В Мастера  
Г Педономы  
Д Гувернеры  
     
6. Педагогическая профессия, по классификации Е.А. Климова, относится к следующему типу  
А Человек- Техника  
Б Человек- Природа  
В Человек- Человек  
Г Человек- Знаковая система  
Д Человек- Художественный образ  
     
7. Профессиограмма педагога это – идеальная ________________ учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога; образец, эталон, в котором представлены: -основные качества личности, которыми должен обладать учитель; -знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.    
     
8. Идеальный педагог - это  
А Учитель, ведущий процесс на образцовом уровне  
Б Абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя  
В Учитель, исповедующий определенные научные цели  
Г Учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе  
Д Все ответы верны  
   
9. Содержание теоретической готовности педагога включает в себя следующие умения  
А Аналитические  
Б Проективные  
В Коммуникативные  
Г Рефлексивные  
Д Организаторские  
     
10. Содержание практической готовности педагога включает в себя следующие умения  
А Аналитические  
Б Проективные  
В Коммуникативные  
Г Прогностические  
Д Организаторские  
     
11. Соотнесите:    
Стиль педагогического руководства Характеристика  
1. Авторитарный А. Педагог по сути дела самоустраняется от ответственности за происходящее  
2. Демократический Б. Педагог определяет не только общие цели деятельности и задания, но и указывает способы ее выполнения, пресекает всякую инициативу, оценивает успехи участников субъективно.  
3. Попустительский В. Активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации    
   
12. Соотнесите:    
  Понятия Определения  
1. Педагогическая специальность А. Определенный вид деятельности педагога в рамках педагогической специальности.  
2. Педагогическая специализация. Б. Уровень и вид профессионально -педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.    
3. Педагогическая квалификация В. Вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.    
       
13. Профессионально-педагогическая компетентность -это_____________ теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей его профессионализм.      
       
14. Соотнесите:    
Функции общения Характеристика
1. Коммуникативная А. Организация и регуляция совместной деятельности
2. Перцептивная   Б. Обмен информацией
3. Интерактивная В. Восприятие, познание и оценка людьми друг друга
     
15. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия есть  
А Толерантность  
Б Рефлексия  
В Эмпатия  
Г Эмоция  
Д Экспрессия  
     
16. Оптимальный стиль общения педагога с детьми  
А Гиперопека  
Б Гипоопека  
В Подавление  
Г Сотрудничество  
Д Невмешательство  
     
17. Мимика, интонация голоса, движение рук, пальцев относят к  
А Стилю общения  
Б Средствам общения  
В Видам общения  
Г Приёмам общения  
Д Барьерам общения    
18. Соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход называется педагогическим ___________________.    
19. Выберите функции общения  
  неверно верно  
  1. Аналитическая    
  2. Мобилизационная    
  3. Коммуникативная    
  4. Интерактивная    
  5. Проективная    
  6. Перцептивная    
  7. Прогностическая    
       
20. Специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и столкновение личности в учебно-воспитательном процессе называется __________________ общением.    
           

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

А

АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. autoritas – влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний и т.п.

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.

АНДРОГОГИКА -(от греч. aner, andros - взрослый человек и agoge - руководство, воспитание) - отрасль педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.

АННОТАЦИЯ – краткая формулировка основного содержания источника в двух - трех предложениях.

Б

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления.

БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ – психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию.

 

В

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

ВОСПИТАНИЕ - одна из основных категорий в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя В. с социализацией); воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

ВОСПИТАНИЕ:

1) целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корригируемая обществом;

2) целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по решению воспитательных задач в условиях педагогического процесса;

3) управление процессом формирования и развития личности;

4) целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения другому поколению;

5) целенаправленная, содержательная, профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становление его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

ВОСПИТАННОСТЬ – уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.

ВОСПИТУЕМОСТЬ – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА - совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально-ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

ВОСПИТАТЕЛЬ - человек, профессионал, осуществляющий воспитание, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие другого человека.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1) педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности;

2) целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО (мероприятие) – совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

Г

 

ГЕРОГОГИКА – наука о воспитании пожилых и престарелых людей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ -обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы обучения и контроля.

ГУМАНИЗМ - принцип мировоззрения, в основе которого лежат:

- убежденность в безграничной возможности человека и его способности к самосовершенствованию;

- требование свободы и защиты достоинства личности;

- идея о праве человека на счастье, а также о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (как духовных, так и материальных) должно быть конечной целью общества.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА - направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х – начале 60–х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. В центре внимания гуманистической педагогики уникальная, целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способная на ответственный и осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

 

Д

 

ДЕТСТВО – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

ДИДАКТИКА – (от греч. didaktikos - поучающий, изучающий) - раздел педагогики, разрабатывающий и изучающий проблемы обучения и образования.

 

З

ЗДОРОВЬЕ – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений; представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая, существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.

ЗНАНИЯ - проверенный общественно – исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, отражающийся в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

И

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД в воспитании - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей личности человека (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.);

3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

ИНФОРМАЦИЯ – совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними.

К

 

КЛАССИФИКАЦИЯ - выстроенная по определенному признаку система.

КОЛЛЕКТИВИЗМ - нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.

КОЛЛЕКТИВ – (от лат. collectivus - собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно – значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ – процесс передачи педагогом посредством речи и соответствующего поведения информации, способствующей установлению контактов с классом, влияющей на его настроение, готовящей к восприятию учебного материала.

КОМПЛЕКС - совокупность, сочетание, взаимосвязь чего-либо. КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности, характеризующий его профессионализм.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ – (от лат. conspectus - обзор, очерк) - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающие в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д.

КУЛЬТУРА – (от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре, культуре труда.

Л

ЛИЧНОСТЬ - человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях, член общества, с одной стороны, подвергающийся воздействию среды, а с другой – сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД в воспитании- последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия.

 

М

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – высокий уровень овладения педагогической деятельно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.018 с.)