Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите
Имена
| Даты
| Основная педагогическая идея
| Абай
| 1845 - 1904
| В педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир. Широта взглядов, общечеловечность обязывает изучать языки других народов.
"Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне".
| Магжан Жумабаев
| (1893 – 1938)
| Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач учебно - воспитательного процесса.
Важно жить для других - воспитать эту черту - одна из важнейших задач нравственности. В "Педагогике" М.Жумабаев говорит о том, что человек должен любить человека, что это одна из существенных сторон образования и воспитания - важность прочного нравственного фундамента в учебно-воспитательном процессе. Усвоение добродетелей должно начинаться с самого раннего детства, что отражено в "Педагогике" на протяжении всего труда.
Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева:
- Одним из оснований педагогического процесса он считает его психологическое обоснование.
- Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций».
- Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя.
- Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку.
| Шокан Уалиханов
| 1835-1865
| Шокан Уалиханов поддерживался демократическим взглядам, он отрицал взгляды религии и основывался на таких же взглядах как Абай и Магжан. Имея ввиду что нужно изучать языки для познания и методов обучения.Что в его время застоявшаяся и запустевшая казахская народность, нуждалась в обучении языков и должна была откинуть религию, которая по его мнению остановила прогресс в познании и науке.
| Ыбрай Алтынсарин
| (1841 – 1889)
| Алтынсарин выступал против религиозного образования.
Предложил отбор предметов в учебном плане, как учить и для чего учить. «Надо давать хорошее образование, учить как попало нельзя». Знания должны быть реальными, способствующие умственному и нравственному развитию личности.
Трудовое воспитание. Смысл труда не в том чтобы обеспечить личное благополучие, удовлетворение, а должно быть социальное значение. «Присвоение чужого труда - порок».
Нравственное воспитание. Изучая фольклор мы приходим к выводу, что он высоко ценит народный язык, меткость, богатство, динамичный юмор. Казахские пословицы и поговорки тоже воспитывают. «Волка бояться - в лес не ходить», «Кто боится труда, тот и не будет иметь добра».
Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями.
|
16 Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите
Имена
| Даты
| Основная педагогическая идея
| Ян Амос Коменский
| 1592- 1670
| ребенок есть божественное явление и задача педагога - развивать в нем эту божественность. " правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки»
| Фридрих Адольф Дистервег
| 1790- 1866
| Природосообразность воспитания. это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...».Он подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества.
| Жан-Жак Руссо
| 1712- 1778
| Основными факторами влияния на детей он считал природу, людей и предметы окружающего мира. Основная задача воспитания, осуществляемого людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свое влияние с естественным развитием ребенка. естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, который проходит через самостоятельное накопление ею жизненного опыта. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека.
| Джон Локк
| 1632- 1704
| Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка. Задача воспитания - развить те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя в данном случае заключается в усмотрении этих природных задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это приобрести с помощью прилежания и усвоить путем практики, и стоит ли об этом стараться».
|
17 Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите
Имена
| Даты
| Основная педагогическая идея
| Лев Николаевич Толстой
| 1828-1910
| Условия нравственного воспитания
-развитие наблюдательности;
развитие способности
-самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать;
-свобода детской активности и детского творчества;
-уважение ребёнка как личности;
протест против угнетения детей;
-уважение к детским недостаткам;
-приобщение ребёнка к «религиозному началу».
деятельности учителя
-Чем труднее учителю, тем легче ученику.
-Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
-То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
-Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
-Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
-Урок должен быть соразмерен силам ученика
| Константин Дмитриевич Ушинский
| 1824-1871
| Большое значение Ушинский придавал изменению социальной и бытовой среды, окружающей ребёнка: «Именно эта среда внушает ребёнку его первые идеи, от которых зависит его отношение к учению». К. Д. Ушинский дал новое подлинно научное понимание воспитания как предмета педагогической науки. Не ребёнка воспитывают, а дети воспитываются в процессе своих жизненных отношений. Согласно взглядам педагога, по своему содержанию воспитание складывается из двух сторон:
1. Внешней стороны, когда новое поколение овладевает производственным и жизненным опытом, накопленным предшествующими поколениями.
2. Внутренней стороны — это развитие естественных сил, способностей детей в соответствии со становлением личности ребёнка.
В обучении и воспитании К. Д. Ушинский ставил на первое место изучение родного языка, которое, по его убеждению, составляет не только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные.
| Антон Семенович Макаренко
| 1888- 1939
| -А С Макаренко подчеркивал значение игры как метода обучения и воспитания: \"Нужно идти навстречу постоянному стремлению детей к игре\"
- он говорит: \"не-я это создаю и не кучка педагогов, создает это\" чудо \"вся атмосфера жизни\" Воспитывает каждый квадрат земли Единство воспитания и жизни красной нитью проходит через все творчество педагогедагога.
- А С Макаренко считал, что хороших людей могут воспитать только счастливые родители Если до шести лет ребенок воспитывался правильно и в ней воспитаны определенные привычки активности и торможения, то на такого ребенка н никто не повлияет плохо
- А С Макаренко обосновал взаимосвязь воспитания и изучения личности ребенка, коллектива и личности, обучения и воспитания показал соотношение педагогики с другими науками, раскрыл пути согласуется ния школьного, семейного и внешкольного воспитания
| Василий Александрович Сухомлинский
| 1918- 1970
| -Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания –
---Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
-Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
-Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
|
18 Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите
Имена
| Даты
| Основная педагогическая идея
| Рудольф Штайнер
| (1861—1925),
Это было 25 апреля 1919 года.
| Основание Первой вальдорфской школы — плод движения за трехчленность социального организма
Выступая перед рабочими фабрики Вальдорф-Астория, Р. Штайнер ярко обрисовал школу нового типа, как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние социальные реформы не будут плодотворными на длительную перспективу. Рабочие фабрики — это была сигаретная фабрика Вальдорф-Астория — обратились к директору фабрики Эмилю Мольту с просьбой помочь создать такую школу, о которой говорил Р. Штайнер, для своих детей. Э. Мольт обратился к Р. Штайнеру с просьбой взять на себя педагогическое руководство будущей школой. Р. Штайнер с готовностью согласился.
Новая педагогика должна быть основана на «подлинной антропологии», которая в состоянии целостно описать развитие человека, равно учитывая как телесный, так и душевно-духовные аспекты. В августе он проводит интенсивные семинары с двенадцатью учителями — будущими коллегами Первой вальдорфской школы. 7 сентября школа была уже открыта сразу с восьмью классами и 256 учениками.
Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Р. Штайнер в «материнской школе» вальдорфского движения:
• специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
• принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с родителями «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важней предмета;
• возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс
• особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;
• совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа — есть школа для всех;
• отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
• терапевтический аспект педагогики; введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются «эпохами» — в течение 3—4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для органического, последовательного развития материала в течение «эпохи».
• связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы; последний участвует в конференциях и преподает;
• преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;
• коллегиальное самоуправление школы учителями;
• совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания;
Р. Штайнер интенсивно участвует в жизни школы, регулярно проводит конференции, участвует в обсуждении трудных учеников. Насколько конкретно было это участие, мы можем увидеть на следующих примерах. В одном классе был мальчик, вызывавший общее беспокойство. Р. Штайнер посоветовал дать ему задание самому сшить себе новые башмаки. В результате этой работы трудности, испытываемые подростком и учителями, были в существенном преодолены. По поводу другого ученика с отклонениями в поведении Р. Штайнер посоветовал учителю задавать тому каждый день вопрос и спрашивать на другой день ответ. «Удивительно, что тот факт, что его спрашивали каждый день, подействовал оздоравливающе на всю душевную жизнь мальчика, — вспоминает классный учитель, — у него появилась уверенность в себе, которая медленно начала возрастать». Вскоре работа школы привлекает внимание педагогической общественности, и Р. Штайнера начинают приглашать в разные города Германии, Швейцарии, Англии для выступления с докладами об основанной им педагогике. Эти лекционные курсы были застенографированы и составляют, вместе с семинарами для учителей штутгартской школы корпус из 15 томов собрания сочинений о педагогике и воспитании.
| Мария Монтессори
|
(1870-1952)
В 1929
| Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
| Селестен Френе
| (1896 — 1966)
школы
Бар-сюр-Лу (1920-1928 годы), Сен-Поле (1928-1934 годы), потом в Вансе (1934-1966 годы).
| "Педагогика успеха и радости"
Основная идея Френе - дети должны говорить больше учителя и действовать как можно более самостоятельно. Вообще самостоятельность - один из ключевых постулатов Френе, не случайно его педагогика так перекликается с педагогикой Монтессори, Декроли, ведь и они, и Селестен были сторонниками активных методов воспитания, не случайно эти методы в конце концов были распространены в Европе и США, а позже пришли и в Россию. Сегодня наши педагоги, говорящие об безотметочном обучении, отсутствии домашних заданий, составлении портфолио достижений, подчас не подозревают, что стали сторонниками идей Френе, но это так. И проектная деятельность тоже родом из педагогики Френе, как и групповая деятельность в классах, которая нынче получает широкое распространение в школах.
Инварианты: Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.
Никто – и ребенок, как и взрослый, – не любит, чтобы ему приказывали.
Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
Ребенок не любит слушать объяснения ex cathedra.
В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
Последний инвариант, который подтверждает необходимость наших поисков и оправдывает нашу деятельность, – это оптимистическая вера в жизнь.
| Шалва Амонашвили
| 8 марта 1931 (83 года)
с 1965 г.
| академик АПН СССР А. В. Петровский назвал свою книгу "педагогической симфонией", лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили " В школу – с шести лет". Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
- Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
- Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
- В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
- В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.
|
|