Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите

Поиск
Имена Даты Основная педагогическая идея
Абай 1845 - 1904 В педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир. Широта взглядов, общечеловечность обязывает изучать языки других народов. "Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне".
Магжан Жумабаев (1893 – 1938) Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач учебно - воспитательного процесса. Важно жить для других - воспитать эту черту - одна из важнейших задач нравственности. В "Педагогике" М.Жумабаев говорит о том, что человек должен любить человека, что это одна из существенных сторон образования и воспитания - важность прочного нравственного фундамента в учебно-воспитательном процессе. Усвоение добродетелей должно начинаться с самого раннего детства, что отражено в "Педагогике" на протяжении всего труда. Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева: - Одним из оснований педагогического процесса он считает его психологическое обоснование. - Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций». - Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя. - Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку.  
Шокан Уалиханов 1835-1865 Шокан Уалиханов поддерживался демократическим взглядам, он отрицал взгляды религии и основывался на таких же взглядах как Абай и Магжан. Имея ввиду что нужно изучать языки для познания и методов обучения.Что в его время застоявшаяся и запустевшая казахская народность, нуждалась в обучении языков и должна была откинуть религию, которая по его мнению остановила прогресс в познании и науке.
Ыбрай Алтынсарин (1841 – 1889) Алтынсарин выступал против религиозного образования. Предложил отбор предметов в учебном плане, как учить и для чего учить. «Надо давать хорошее образование, учить как попало нельзя». Знания должны быть реальными, способствующие умственному и нравственному развитию личности. Трудовое воспитание. Смысл труда не в том чтобы обеспечить личное благополучие, удовлетворение, а должно быть социальное значение. «Присвоение чужого труда - порок». Нравственное воспитание. Изучая фольклор мы приходим к выводу, что он высоко ценит народный язык, меткость, богатство, динамичный юмор. Казахские пословицы и поговорки тоже воспитывают. «Волка бояться - в лес не ходить», «Кто боится труда, тот и не будет иметь добра». Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями.

 

16 Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите

Имена Даты Основная педагогическая идея
Ян Амос Коменский 1592- 1670 ребенок есть божественное явление и задача педагога - развивать в нем эту божественность. " правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки»
Фридрих Адольф Дистервег 1790- 1866 Природосообразность воспитания. это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...».Он подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества.
Жан-Жак Руссо 1712- 1778 Основными факторами влияния на детей он считал природу, людей и предметы окружающего мира. Основная задача воспитания, осуществляемого людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свое влияние с естественным развитием ребенка. естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, который проходит через самостоятельное накопление ею жизненного опыта. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека.
Джон Локк 1632- 1704 Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка. Задача воспитания - развить те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя в данном случае заключается в усмотрении этих природных задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это приобрести с помощью прилежания и усвоить путем практики, и стоит ли об этом стараться».

 

17 Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите

Имена Даты Основная педагогическая идея
Лев Николаевич Толстой 1828-1910 Условия нравственного воспитания -развитие наблюдательности; развитие способности -самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать; -свобода детской активности и детского творчества; -уважение ребёнка как личности; протест против угнетения детей; -уважение к детским недостаткам; -приобщение ребёнка к «религиозному началу». деятельности учителя -Чем труднее учителю, тем легче ученику. -Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей. -То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно. -Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении. -Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение. -Урок должен быть соразмерен силам ученика
Константин Дмитриевич Ушинский 1824-1871 Большое значение Ушинский придавал изменению социальной и бытовой среды, окружающей ребёнка: «Именно эта среда внушает ребёнку его первые идеи, от которых зависит его отношение к учению». К. Д. Ушинский дал новое подлинно научное понимание воспитания как предмета педагогической науки. Не ребёнка воспитывают, а дети воспитываются в процессе своих жизненных отношений. Согласно взглядам педагога, по своему содержанию воспитание складывается из двух сторон: 1. Внешней стороны, когда новое поколение овладевает производственным и жизненным опытом, накопленным предшествующими поколениями. 2. Внутренней стороны — это развитие естественных сил, способностей детей в соответствии со становлением личности ребёнка. В обучении и воспитании К. Д. Ушинский ставил на первое место изучение родного языка, которое, по его убеждению, составляет не только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные.
Антон Семенович Макаренко 1888- 1939 -А С Макаренко подчеркивал значение игры как метода обучения и воспитания: \"Нужно идти навстречу постоянному стремлению детей к игре\" - он говорит: \"не-я это создаю и не кучка педагогов, создает это\" чудо \"вся атмосфера жизни\" Воспитывает каждый квадрат земли Единство воспитания и жизни красной нитью проходит через все творчество педагогедагога. - А С Макаренко считал, что хороших людей могут воспитать только счастливые родители Если до шести лет ребенок воспитывался правильно и в ней воспитаны определенные привычки активности и торможения, то на такого ребенка н никто не повлияет плохо - А С Макаренко обосновал взаимосвязь воспитания и изучения личности ребенка, коллектива и личности, обучения и воспитания показал соотношение педагогики с другими науками, раскрыл пути согласуется ния школьного, семейного и внешкольного воспитания  
Василий Александрович Сухомлинский 1918- 1970 -Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания – ---Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. -Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. -Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

 

 

18 Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите

Имена Даты Основная педагогическая идея
Рудольф Штайнер (1861—1925), Это было 25 апреля 1919 года. Основание Первой вальдорфской школы — плод движения за трехчленность социального организма Выступая перед рабочими фабрики Вальдорф-Астория, Р. Штайнер ярко обрисовал школу нового типа, как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние социальные реформы не будут плодотворными на длительную перспективу. Рабочие фабрики — это была сигаретная фабрика Вальдорф-Астория — обратились к директору фабрики Эмилю Мольту с просьбой помочь создать такую школу, о которой говорил Р. Штайнер, для своих детей. Э. Мольт обратился к Р. Штайнеру с просьбой взять на себя педагогическое руководство будущей школой. Р. Штайнер с готовностью согласился.   Новая педагогика должна быть основана на «подлинной антропологии», которая в состоянии целостно описать развитие человека, равно учитывая как телесный, так и душевно-духовные аспекты. В августе он проводит интенсивные семинары с двенадцатью учителями — будущими коллегами Первой вальдорфской школы. 7 сентября школа была уже открыта сразу с восьмью классами и 256 учениками. Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Р. Штайнер в «материнской школе» вальдорфского движения:   • специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;   • принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с родителями «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важней предмета;   • возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс   • особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;   • совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа — есть школа для всех; • отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;   • терапевтический аспект педагогики; введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются «эпохами» — в течение 3—4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для органического, последовательного развития материала в течение «эпохи».   • связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы; последний участвует в конференциях и преподает;   • преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;   • коллегиальное самоуправление школы учителями;   • совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания; Р. Штайнер интенсивно участвует в жизни школы, регулярно проводит конференции, участвует в обсуждении трудных учеников. Насколько конкретно было это участие, мы можем увидеть на следующих примерах. В одном классе был мальчик, вызывавший общее беспокойство. Р. Штайнер посоветовал дать ему задание самому сшить себе новые башмаки. В результате этой работы трудности, испытываемые подростком и учителями, были в существенном преодолены. По поводу другого ученика с отклонениями в поведении Р. Штайнер посоветовал учителю задавать тому каждый день вопрос и спрашивать на другой день ответ. «Удивительно, что тот факт, что его спрашивали каждый день, подействовал оздоравливающе на всю душевную жизнь мальчика, — вспоминает классный учитель, — у него появилась уверенность в себе, которая медленно начала возрастать». Вскоре работа школы привлекает внимание педагогической общественности, и Р. Штайнера начинают приглашать в разные города Германии, Швейцарии, Англии для выступления с докладами об основанной им педагогике. Эти лекционные курсы были застенографированы и составляют, вместе с семинарами для учителей штутгартской школы корпус из 15 томов собрания сочинений о педагогике и воспитании.
Мария Монтессори   (1870-1952) В 1929 Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!  
Селестен Френе (1896 — 1966)   школы Бар-сюр-Лу (1920-1928 годы), Сен-Поле (1928-1934 годы), потом в Вансе (1934-1966 годы). "Педагогика успеха и радости" Основная идея Френе - дети должны говорить больше учителя и действовать как можно более самостоятельно. Вообще самостоятельность - один из ключевых постулатов Френе, не случайно его педагогика так перекликается с педагогикой Монтессори, Декроли, ведь и они, и Селестен были сторонниками активных методов воспитания, не случайно эти методы в конце концов были распространены в Европе и США, а позже пришли и в Россию. Сегодня наши педагоги, говорящие об безотметочном обучении, отсутствии домашних заданий, составлении портфолио достижений, подчас не подозревают, что стали сторонниками идей Френе, но это так. И проектная деятельность тоже родом из педагогики Френе, как и групповая деятельность в классах, которая нынче получает широкое распространение в школах. Инварианты: Природа ребенка такая же, как и природа взрослого. Никто – и ребенок, как и взрослый, – не любит, чтобы ему приказывали. Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма. Ребенок не любит слушать объяснения ex cathedra. В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы. Последний инвариант, который подтверждает необходимость наших поисков и оправдывает нашу деятельность, – это оптимистическая вера в жизнь.
Шалва Амонашвили 8 марта 1931 (83 года)   с 1965 г. академик АПН СССР А. В. Петровский назвал свою книгу "педагогической симфонией", лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили " В школу – с шести лет". Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
  • Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
  • Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
  • В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
  • В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.16 (0.012 с.)