Составьте кластер «Сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры», подготовьтесь к его защите 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составьте кластер «Сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры», подготовьтесь к его защите



Общая культура – условие профессионализма педагога

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций – обучения, образования и воспита­ния – является личная (индивидуальная) педагогическая культура.

Современные исследователи (В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, К. М. Левитан, Н.В. Седова и др.) рассматривают педагогиче­скую культуру человека как интеграцию, синтез природных и при­обретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уро­вень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы – вообще педагога в широком смысле слова.

Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это, преж­де всего, его жизненные установки (то, что А. С. Макаренко назы­вал перспективными линиями) и приоритеты общечеловеческих ценностей – Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.д.

Культурным называют человека с широким спектром духов­ных и физических потребностей – в труде, познании, искусстве, спорте, общении с природой; обладающего достаточным науч­ным, политическим, художественным кругозором; соблюдающе­го общепринятые нормы поведения в обществе, производствен­ной, бытовой обстановке.

Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной пе­дагогической деятельности во многом определяется также сте­пенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, т.е. умением сдерживать себя, не подда­ваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чут­кость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учеб­но-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и прак­тика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, са­мостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успеш­ному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жиз­ни – предпосылки профнепригодности педагогического работ­ника. Одно из ведущих мест в общем развитии личности педагога занимает его моральный облик, определяющий избирательность отношений человека с окружающим миром на основе критериев добра и зла.

Подлинно культурную личность нельзя себе представить «сред­нестатистической единицей», находящейся в состоянии покоя. Овладение культурой предполагает поступательное движение, мо­билизацию внутренних духовных ресурсов и прежде всего – об­щетворческих способностей и умений – интеллектуальных, ху­дожественных, технических, социальных (организаторских, уп­равленческих) и других. Известно, что нет учения без увлечения, как, впрочем, и воспитания без субъектной позиции воспитан­ника. Чтобы увлечь детей и взрослых интересным полезным де­лом, педагог должен обладать яркой индивидуальностью, разви­вать свои таланты и дарования в различных областях жизнедея­тельности.

Таким образом, педагогическая культура личности не рожда­ется в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продол­жением и надстройкой.

 

2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры

Молодому специалисту, пришедшему на работу в образователь­ное учреждение, надо иметь представление о системе народного образования, законодательных актах в этой сфере.

К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педаго­гической культуры относят также знания и умения исследо­вательского характера: способы изучения личности школьника, методику наблюдения и анализа урока, внеклассного мероприя­тия; инструментарий педагогического эксперимента. Обо всем этом педагог узнает на студенческой скамье, в процессе системного изучения основных курсов и факультативов по предмету своей специальности, педагогике, психологии, методике, а также дис­циплин общеразвивающего, культурологического циклов.

В тесной связи с научной эрудицией и познавательными уме­ниями учителя, воспитателя находятся его ценностные ориента­ции, составляющие особый блок индивидуальной педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными.

Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитан­ника с перспективными линиями его развития, задачами соци­альной адаптации. Инструментарий такого наставника исключа­ет методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

Изучая теоретические основы педагогики, анализируя собствен­ный опыт и практику своих коллег, учитель, воспитатель крис­таллизует ведущую идею, «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности – «педагогическое кредо». Обычно оно формулиру­ется в соответствии с личными убеждениями автора и имеет ин­дивидуальный оттенок.

А.С. Макаренко в отношениях с трудными подростками исхо­дил из тезиса: «Как можно больше уважения к человеку и как мож­но больше требований к нему», имея в виду, что требование – особая форма доверия, «авансирования личности». По-иному зву­чит кредо В. А. Сухомлинского: «Главное в воспитании – верить в талант и творческие силы каждого воспитанника». Интересно со­поставить особенности ключевых позиций современных педаго­гов-новаторов.

И. П. Иванов, последователь А. С. Макаренко: «Воспитывать кол­лективистов через взаимную заботу. Не труд – работа, а труд – забота».

М. П. Щетинин, создатель учебно-воспитательных комплексов всестороннего и гармонического развития детей: «Объять необъят­ное».

В. Ф. Шаталов, учитель физики и математики, разработавший методику обучения с помощью опорных сигналов и конспектов: «Учить всех — учить каждого».

Е. Н. Ильин, преподаватель литературы в старших классах, ав­тор оригинальной концепции сотворчества учителя и учащихся на уроке: «Идти не с предметом к ученику, а с учеником к пред­мету».

У каждого из данных педагогов свое понимание «сверхзадачи», но всех их объединяет ориентация на нестандарт­ный подход к методам образовательно-воспитательной деятель­ности, стремление приобщить своих питомцев к «разумному, доб­рому, вечному».

 

3. Этика и эстетика педагогического труда

Важным основанием профессиональной культуры педагога яв­ляется педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon – долг и logos – учение). Как известно, этика (от греч. ethos - нрав, обычай) – наука о нормах и правилах поведения, взаимоот­ношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нор­мативные нравственные позиции, которыми необходимо руко­водствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблю­дении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства и т. п. В Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.1989) говорится, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, занятия искусством, спортом, на собственное мнение и т.д. В ус­тавах детских домов Януша Корчака среди многих прав воспитан­ников были названы право на игру, на тайну, на внимательное отношение к своим проблемам, на протест, право ребенка быть тем, кто он есть. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужо­го мнения, ущемления личного достоинства, применения теле­сных наказаний, ограничения свободы, лишения пищи, сна. Эти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию.

Существует «этический кодекс» взаимоотношений педа­гога с коллегами по работе. Заглянем в обозримое будущее. Пред­ставьте себя в такой ситуации. Вы, молодой специалист, выпуск­ник вуза или колледжа, пришли в новый педагогический коллектив. Советуем придерживаться нескольких правил.

- Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Постарайтесь внимательно разобраться в об­становке, достижениях и недостатках своих коллег – представите­лей разных поколений.

- Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, осо­бенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характери­стики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.

- Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некоррект­но винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.

- Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого кол­леги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего приве­сти веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убе­дить оппонентов в их неправоте.

Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремле­ние к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание – главные предпосылки благопри­ятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческо­го самочувствия в трудовом коллективе.

Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессио­нального труда (одним из критериев высокого уровня педагоги­ческой культуры личности).

 

1. Педагогическое творчество и мастерство

Чтобы реализовать на практике духовный потенциал педагога, чтобы выполнять созидательную работу по фор­мированию человека, нужны дополнительные условия и предпо­сылки. Прежде всего, педагог должен развивать профессиональные способности, т.е. присущие субъекту деятельности природные и обретенные свойства, благодаря которым достигается высокий уровень мастерства.

В наборе педагогических способностей следует особо выде­лить «дар слова», который, по выражению методиста-словесни­ка XIX в. В.П. Острогорского, состоит в способности говорить не только связно, плавно и ясно, но красиво и увлекательно.

В специальной литературе рассматриваются обычно три са­мостоятельные сферы речевого искусства: сценическая речь, ора­торское мастерство и речь как инструмент педагогического об­щения.

Кроме общепедагогических способностей и умений, работник образовательного учреждения должен владеть разнообразными приемами и средствами личного аудио-визуального воздействия на воспитанников, которые принято объединять термином «педа­гогическая техника». Предметом особой заботы учителя, настав­ника является главный инструмент общения – голос. Его утрата ведет к профессиональной непригодности. Голос педагога должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внима­ние, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Экспериментально доказано, что низкие голоса легче воспринимаются слушателями, чем высокие, сильнее впечатляют. Информация, переданная низким голосом, лучше запоминается. Целенаправ­ленно развивая речевой аппарат, можно «поставить» и откоррек­тировать свой голос.

Другим существенным элементом педагогической техники слу­жит мимика – своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда одухотворяет и эмо­ционально окрашивает речь, содействует установлению живого контакта с воспитанниками. Изучив особенности мимики вашего лица и глаз, вы можете с помощью специального тренинга на­учиться их использовать в педагогических целях.

Жест педагога, как и мимика, являясь средством эмоциональ­ного воздействия, акцентируя внимание учащихся на самом важ­ном, должен быть органичным, сдержанным и убедительным. Глав­ное – сделать руки послушными мысли и чувству, стремиться к гармонии слова, мимики и жеста.

Педагогическому работнику, деятельность которого соверша­ется на глазах воспитанников, должно быть небезразлично, каков его внешний облик, насколько одежда, прическа, манеры, по­ходка отвечают этическим и эстетическим нормам. Следует по­мнить, что стиль поведения педагога в детском учреждении – также элемент профессиональной техники, источник воспитатель­ного влияния.

Список литературы:

1. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. –М, 1998.

Лекция 6. Общение как основа педагогической деятельности

Цель: формирование знаний об общении, педагогическом такте

План

1. Сущность педагогического общения.

2. Функции и средства общения.

3. Стили общения и стили педагогического руководства

4. Педагогический такт

5. Общение: наука и искусство

 

1. Сущность педагогического общения

Педагогическая деятельность по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение – основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в круж­ке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, роди­тельское собрание, педсовет – это прежде всего общение, об­щение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родите­лями.

В центре внимания – профессиональное общение педа­гог—воспитанник.

Педагогическое общение – это особый вид общения, оно яв­ляется «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на раз­витие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение – процесс динамичный: с возрастом воспи­танников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В.А. Кан-Калика, общение педагогов с уча­щимися – это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, пове­дением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Педагогическое общение осуществля­ется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Под профессионально-педагогиче­ским общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров). Из определения следует, что педагогическое общение – про­цесс сложный.

 

2. Функции и средства общения

Педагогическое общение – это прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога Обмен информацией – самый трудный, осо­бенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятель­ности Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно, прежде всего, обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанни­ками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме обще­ния.

Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и не­вербальными средствами.

Через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отно­шение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое ма­стерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися (Г.И. Щукина).

В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, при­зывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются осо­бые требования:

- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

- точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

- ясность, простота, логичность, доступность;

- богатство (разнообразие используемых языковых средств),

- образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить пе­ред собой такие вопросы как сказать правильно, как сказать до­ступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по прове­денным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта фор­ма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказа­тельств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исто­рические экскурсы и т. д.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.

Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоцио­нальной информацией, переход инициативы от педагога к воспи­таннику и обратно. М.М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявле­ние (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает ат­мосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими сло­вами – управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообраз­ных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, твор­ческого внеклассного дела, обеспечивает положительный резуль­тат взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 172.70.174.228 (0.049 с.)