Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заполните таблицу «Стиль педагогического взаимодействия», подготовьтесь к защите

Поиск

Заполните таблицу «Стиль педагогического взаимодействия», подготовьтесь к защите

Стиль педагогического взаимодействия Характеристика Положительные черты Отрицательные черты
  Авторитарный   Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки     Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны; организованная дисциплинированность учителя, быстро дисциплинирует класс; этот стиль способствует достижению учебных задач учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается; по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми; по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми; не дает ребенку чувства любви к нему.
  Либеральный попустительский характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты предоставление детям большей степени свободы; Нередко такие вожатые бывают прекрасными знатоками в областях, интересных детям, имеют таланты; "Попустители"не боятся устанавливать неформальные отношения с детьми равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся; отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности; дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения
  Демократический предусматривает ориентированность учителя на развитие активности учащихся, привлечение каждого к решению общих задач. В основе руководства - опора на инициативу класса. В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса Минусом данного стиля является то, что не каждый учитель понимает контроль над данным стилем.

 

 

Заполните следующую таблицу «Основные категории педагогики», подготовьтесь к защите

Понятие Общее Различие
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленных влиянием внешних и внутренних факторов. В данных понятия говорится о влиянии на индивида(человека) со стороны. А так же в его собственном поглощении этих влияний. Что приведет к его взаимодействию и улучшению его как личности… • Воспитание невозможно без развития и формирования   • развитие каждого человека осуществляется через воспитание. В Развитии понимается усовершенствование личности, благодаря влиянию внешних и внутренних факторов.
Формирование – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. В Формировании личность основывается на становлении личности благодаря целенаправленного влияния, некоторое, зависит от него, а некоторое во влиянии на него среды или наследственности.
Социализация – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта. Социализация дает нам усвоение личностью, приближенно к адаптации в среду между тем обществом в котором находится личность.
Воспитание – процесс и результат целенаправленного формирования личности в условиях специально организованного взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В Воспитании, проходит процесс, при котором в индивида вкладывают определенные знания и понятия, которые воспитатель считает правильными и нужными, для формировании личности.

 

 

Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите

 

Имена Даты Основная педагогическая идея
Платон 427-348 гг. до н.э. - внутренняя основа воспитания – эмоции; - игры – одно из средств воспитания; - чтение и рассказывание литературных произведений, мифов; - установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать детям; - вопросы воспитания маленьких детей рассматривал в системе;
Аристотель 384-322 гг. до н.э. - физическое, нравственное и умственное воспитание; - «ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его с пеленок»; - до 7 лет воспитание только в семье4 - спортивные и не только игры; - много читать; - с 5 лет готовить в школу; - дать музыкальное образование;
Сократ 470-399 гг. до н.э. - основное учение – познание себя в мире; - главная задача наставника-учителя – пробуждение мощных душевных сил ученика;
Демокрит 460-370 гг. до н.э. - становление личности человека зависит от его природы и воспитания; - начинать воспитание надо с малых лет; - приобщать ребенка к труду.

 

Проанализируйте приведенные ниже высказывания о сути процесса воспитания. Подготовьтесь к защите своего мнения

1) «Хорошо сформированная цивилизация – это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возможность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее...с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).

2) «Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания – это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удовольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удовольствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь – горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий...берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К. Д. Собр. соч. – Т. 10).

С чем вы согласны и с чем не согласны в этих высказываниях?

 

Согласен с... Не согласен с...
Согласен с Скиннером. Так как воспитание это и есть подкрепление. С детства человек формирует свою личность опираясь на взрослых, будь это родители или учитель…. Он всю жизнь будет чему то учиться, что то будет получаться хорошо, но что то и плохо… В этом случае ему нужна будет поддержка, которую он будет видеть в тех, кто уже это освоил… Частично согласен с и с теорией Ушинского. В системе мышления аспекты удовлетворения и неудовлетворения нейтрализуются когда человеческое сознание стремится к обширному усвоению и выборке из данного материала или знаний лишь то что нужно ему… Ушинский полностью изничтожает понятие удовлетворения, достижения цели для себя. Да, постигать знания нужно с остротой мысли, направленной лишь на постижении знаний, но при достижении знаний без удовольствия отклоняет духовность и чувство радости от познанных знаний… Мы люди, обладающие душой. Нам нужны обычные природные качества, которые нам присущи, без них стремление к новому теряет смысл. А так же если говорить о крахе или разочеровании, они так же дают толчок… Не испытав крах ты не научишься(так говорили многие ученные и философы) и так думаю будет и в будущем.

22.

22 «...Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его...» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209). Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

 

Разделяю Не разделяю
Аргументы: Многие утверждения поддерживают воспитания. Но полагаться на каждое невозможно. Так как в течении многих столетий было много случаев, что ребенок воспитанный в положительных условиях становился «отрицательным продуктом». Все удивлялись «почему?». Дело в том, что каждый человек уникален, а так же он сам выбирает свой путь … Наставления, поучения и тому подобное: Ребенок может и не слушать их, не подчиняться …. Поэтому к высказыванию Толстого «невозможно» я присоединяюсь… Но и это не всегда….   Аргументы: Нет. Толстой утверждает что воспитание по образцам невозможно и не законно, но множество других ученных и философов доказали что воздействуя, а именно «воспитывая» ребенка положительно, он набирается положительных эмоций и положительных знаний…. Это все влечен за собой «положительный продукт», который был создан на положительной основе. Так же можно воспитать и отрицательного, воздействуя на него отрицательно.+

23. Почему педагогическая деятельность есть одна из существен­ных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный харак­тер?

Докажите, что человеческая жизнь невозможна без феноме­нов учитель — ученик, учительство — ученичество. Подготовьтесь к его защите

Деятельность человека необходимое условие его развития, в процессе, которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Педагогическая деятельность особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географическую карту, воспитать такое, например, качество личности, как патриотизм. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя, воспитателя на ученика или учеников (воспитанника или воспитанников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования. Для неё характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство.Этот вид деятельности возник на заре цивилизации в ходе решения таких жизненно важных для общественного развития задач, какими являлись создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального.

Таким образом, под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Напишите эссе «Один день учителя (педагога, воспитателя) в школе (в детском саду)», отразив возможно большее количество функций, которые он должен выполнять. Какие профессионально-значимые качества личности важно иметь педагогу? Подготовьтесь к его защите

План

1. Сущность педагогического общения.

2. Функции и средства общения.

3. Стили общения и стили педагогического руководства

4. Педагогический такт

5. Общение: наука и искусство

 

1. Сущность педагогического общения

Педагогическая деятельность по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение – основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в круж­ке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, роди­тельское собрание, педсовет – это прежде всего общение, об­щение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родите­лями.

В центре внимания – профессиональное общение педа­гог—воспитанник.

Педагогическое общение – это особый вид общения, оно яв­ляется «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на раз­витие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение – процесс динамичный: с возрастом воспи­танников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В.А. Кан-Калика, общение педагогов с уча­щимися – это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, пове­дением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Педагогическое общение осуществля­ется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Под профессионально-педагогиче­ским общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров). Из определения следует, что педагогическое общение – про­цесс сложный.

 

2. Функции и средства общения

Педагогическое общение – это прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога Обмен информацией – самый трудный, осо­бенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятель­ности Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно, прежде всего, обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанни­ками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме обще­ния.

Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и не­вербальными средствами.

Через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отно­шение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое ма­стерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися (Г.И. Щукина).

В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, при­зывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются осо­бые требования:

- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

- точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

- ясность, простота, логичность, доступность;

- богатство (разнообразие используемых языковых средств),

- образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить пе­ред собой такие вопросы как сказать правильно, как сказать до­ступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по прове­денным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта фор­ма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказа­тельств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исто­рические экскурсы и т. д.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.

Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоцио­нальной информацией, переход инициативы от педагога к воспи­таннику и обратно. М.М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявле­ние (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает ат­мосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими сло­вами – управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообраз­ных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, твор­ческого внеклассного дела, обеспечивает положительный резуль­тат взаимодействия.

СТРУКТУРА 12-ЛЕТНЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Начальное образование (1-4 классы)

Основное общее образование (5-10 классы)

Общее среднее образование (11-12 классы)

С целью сохранения системного подхода в целостном восприятии мира содержание среднего общего образования организуется по образовательным областям: язык и литература, математика и информатика, естествознание, человек и общество, искусство, технология, физическая подготовка.

Учебные предметы той или иной образовательной области уровней начального и основного среднего образования отражают минимальный обязательный объем содержания образования. В основной школе систематические курсы учебных предметов завершаются. На уровне общего среднего образования в дополнение к обязательным курсам и модулям учащийся с целью реализации интересов и способностей, профессиональной ориентации выбирает к изучению те или иные учебные предметы. Содержание образования в 11-12-х классах строится по принципу систематизации полученных знаний и развития методологического мышления учащихся. Для удовлетворения различных образовательных запросов учащихся и снятия перегрузки предусматривается интегрирование традиционно сложившихся учебных предметов, которое позволяет уменьшить их количество и тем самым увеличить вариативную учебную нагрузку.

32 Н. И. Пирогов так определил в середине XIX в. положение школы: «Школа сегодня — дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы, и, следовательно, ей принадлежит гегемония». Как вы понимаете его слова? Современно ли их значение для образовательной ситуации наших дней? Почему? Обоснуйте ответ, подготовьтесь к защите

33 Согласны ли вы с высказыванием ученого-педагога Э. Д. Днепрова о том, что «образование — либо воспроизводство прошлого, либо производство будущего»? Постарайтесь обосновать свою точку зрения.

Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной? Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы? Подготовьте ответ к защите

Профессия - род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из этого, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофесиональную.
Идея данного параграфа - показать, что педагогическая деятельность - чрезвычайно широкое явление, охватывающее многие сферы человеческой жизни. Ранее уже было сказано, что ее содержанием являются обучение, воспитание и развитие человека, что в орбиту такой деятельности каждый человек в течение жизни попадает многократно. На жизненном пути каждого человека встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают.
Всегда ли учат и воспитывают профессионалы? Кто это делает в начале нашей жизненного пути?
Философ М. С. Каган считал, что у человечества есть два величайших изобретения. Это изобретения культурного значения. Речь идет о семье и школе. Именно благодаря им человек становится культурным существом. В данном параграфе речь пойдет о семье. Вдумаемся в слова ученого: "Семья становится долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих программ, которые не передаются генетически, требует гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человеческого поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества, а это может произойти лишь в прямом и длительном, многолетнем общении детей и родителей" [9, с. 306]. Именно в семье начинается процесс очеловечивания ребенка, взращивания в нем человека.
Можно ли назвать родителей первыми учителями ребенка? Можно. Об этом свидетельствует народная мудрость, такого мнения придерживались многие выдающиеся люди: "Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни" (Платон); "Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам" (Ж. Ж. Руссо); "В первое время важнее всего материнское воспитание" (Гегель); "Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?" (В. Г. Белинский). Обратите внимание на последнее высказывание... Дать направление сердцу и уму... За этими словами скрывается огромная и напряженная жизнь матери и отца, воспитывающих детей.
"...Именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке и, опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию..." [9, с. 309].
Является ли семейное воспитание педагогической деятельностью? Да, является, если родители выполняют роль учителей, наставников, умных "поводырей" по отношению к детям, если они стремятся взрастить в них человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование. Но деятельность родителей по воспитанию и обучению детей не является профессиональной. Читая даже самые знаменитые "романы воспитания", "семейные романы", мы не видим, чтобы родительское воспитание осуществлялось по четко составленной и записанной в виде документа программе, чтобы родители специально готовились к проведению каких-либо занятий или уроков со своими детьми... В большинстве родители не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспитании своих детей. Согласимся, что это, пожалуй, и хорошо. Было бы грустно, если бы с раннего детства семья для ребенка уподобилась официальному образовательному институту, с которым связана педагогическая деятельность, - школе. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей - в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий, поступков, отношений родителей с детьми, в особых их отношениях, основанием которых служат кровная близость, особая привязанность друг к другу.
Даже если родители профессионально занимаются педагогической деятельностью, в большинстве случаев мы не можем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам.
Прочитайте отрывок из небольшой книги Т. А. Луговской "Я помню". Это повесть о детстве, о семье. Глава семьи - учитель словесности в дореволюционной мужской гимназии. Многие эпизоды повести говорят о таланте воспитания родителей в этой семье.
"Все непонятное я должна была записывать и в подходящий момент обращаться за разъяснениями к отцу. (...)
Привожу сохранившиеся страницы дневника с вопросами к папе.
1. Почему греки иначе чувствовали, чем мы? Почему им все было можно: и убивать, и выходить замуж за своих матерей?
2. Чем трусость отличается от страха?
3. "Потерпел фиаско" - это выражение взято из "Заговора Фиеско в Генуе" или нет?
4. Можно ли громко говорить про человека, что он дурной, если он действительно дурной, и как это называется - осуждение или правда? (...)
11. Сколько надо иметь лет, чтобы кончилось детство?
12. Что такое декрет? И т. д.".
Героиня повести говорит: "Не помню случая, чтобы отец не ответил мне на какой-нибудь вопрос. Иногда он задумывался, иногда улыбался, но всегда отвечал. Его ответы легли фундаментом моих знаний и моей нравственности" [10, с. 140].
Сравните эти слова с ранее приведенными словами В. Г. Белинского - "дать направление сердцу и уму". Они полностью совпадают по смыслу.
Обращаясь к историям жизни конкретных людей, к их жизнеописаниям, мемуарам, мы видим, как велико педагогическое влияние родителей, отца или матери, на многие стороны личности растущего ребенка.
Писателя В. В. Набокова в детстве воспитывала "длинная череда английских бонн и гувернанток", специально приглашенные домашние учителя. Однако влияние матери было ни с чем не сравнимо. "Вот запомни, - говорила она с таинственным видом, предлагая моему вниманию заветную подробность: жаворонка, поднимающегося в мутно-перламутровое небо бессолнечного весеннего дня, вспышки ночных зарниц, снимающих в разных положеньях далекую рощу, краски кленовых листьев на палитре мокрой террасы, клинопись птичьей прогулки на свежем снегу" [11, с. 150].
В семейном воспитании нет специальных уроков, заранее планируемых бесед о нравственности, природе, красоте. Вся семейная жизнь с ее повседневными событиями, заботами, отношениями, радостями и драмами - постоянная череда уроков, которые дают взрослые детям. И эти уроки, как правило, остаются с человеком на всю жизнь, формируя его собственные педагогические взгляды на воспитание следующего поколения детей.
Ни одна семья не похожа на другую. Есть семьи богатые и есть семьи бедные, родители занимают разное социальное положение, обладают разным уровнем образования, у них разные профессии и разные интересы.
П. А. Сорокин, социолог с мировым именем, остался без матери пяти лет. Его детские воспоминания связаны прежде всего с отцом. Отец, по признанию сына, стал после смерти жены "горьким пьяницей". Чему научил такой отец своих детей? Оказывается, тоже немалому. В памяти будущего ученого запечатлелись такие черты отца, как отзывчивость, заботливость, дружелюбие, то, что он был "работящим и честным в труде, обучавшим нас ремеслу, нормам морали и грамоте" [12]. Родителям прощается то, что вряд ли простится профессиональному педагогу. И их уроки важны детям даже в том случае, если родители не отвечают общепризнанным эталонам.
Раскрытие в родителях педагогического таланта неотделимо от целостного становления их личности, от их культуры, от отношения к будущему отцовству и материнству, к будущему потомству. Это одна из самых сокровенных сторон человеческой личности, в которую не может проникнуть посторонний взгляд. Но именно в этой сфере человек обнаруживает свою нравственность, готовность к выполнению педагогической функции семьи в целом и своей личной. Психолог Б. Г. Ананьев писал о сложности обретения людьми нового для них статуса - быть отцом или матерью: "Мать - воспитатель и духовный наставник детей, она для ребенка - олицетворенная любовь. Функции матери - воспитательницы осваиваются с неодинаковым успехом, так как существует огромный диапазон материнских дарований и талантов. Тем более все это относится к социальным функциям общества и освоению молодым мужчиной-супругом новой для него роли отца" [13, с. 268].
При благоприятном стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать в ребенке человека, соответствующего их педагогическому идеалу, обретение воспитательных функций может стать плодотворным. Может стать... Вместе с тем на реализацию этой возможности влияет целый ряд факторов: социальных, семейных, личных. Среди них есть такой, с которыми встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Каждый отец и каждая мать оказываются перед выбором: найти готовое педагогическое решение или выстрадать собственное.
Об этом очень точно сказал польский врач и педагог Януш Корчак: "Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения... Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Это они решают, дашь ли ты, мать, грудь или вымя, воспитаешь как человек или как самка, станешь руководить или повлечешь на ремне принуждения" [14, с. 8, 9]. Януш Корчак говорит о том, как важно быть бескорыстным в деле воспитания: "Отдаешь ли ребенку то, что взяла у родителей, или лишь одалживаешь, чтобы получить обратно, и тщательно записываешь и высчитываешь проценты?" [14, с. 10].
На становление педагогических спсобностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияет очень многое: слабый или здоровый ребенок, красивый или некрасивый, "удобный" или капризный, активный или пассивный и многое другое. "Ребенок - это сто масок, сто ролей способного актера. Иной с матерью, иной с отцом, с бабушкой, с дедушкой, иной со строгим и с ласковым педагогом, иной на кухне и среди ровесников, иной с богатыми и с бедными, иной в будничной и в праздничной одежде" [14, с. 43]. И дело здесь не в сознательном лицемерии ребенка; он активен, он испытывает взрослых; он играет; он овладевает новой для него ситуацией; он примеряет к себе различные жизненные роли.
Стать педагогом-родителем очень трудно. И некоторые ученые считали, что родители должны получить педагогические знания, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием ребенка в семье. В ряде книг они изложили свои взгляды на педагогическую деятельность родителей, раскрыли теорию и практику воспитания и образования детей в семье. История образования и педагогики немыслима без этих книг: "Материнская школа" Я. А. Коменского, "Мысли о воспитании" Д. Локка, "Семейное воспитание ребенка и его значение" П. Ф. Лесгафта, "Родительская педагогика" В. А. Сухомлинского, "Книга для родителей" А. С. Макаренко...
История культуры знает немало поучительных и трагических историй о том, как родители пытались сознательно стать педагогами для своих детей и при этом их стремление заканчивалось крахом. Почему?
В XVIII-XIX вв. огромной популярностью пользовалась книга Ф. Честерфилда "Письма к сыну", не предназначавшаяся автором к печати и изданная после смерти автора.
Ф. Честерфилд был государственным деятелем, философом, историком, оратором, публицистом. От случайной связи с девушкой-гувернанткой родился ребенок, названный в честь отца Филиппом. Биографы Честерфилда считают, что его отцовское чувство было чрезвычайно сильным, даже страстным. Правила того времени не позволяли воспитывать мальчика в семье отца. Большую часть жизни Филипп провел за границей, вдали от отца и от матери. В течение многих лет отец ежедневно писал сыну. В письмах он создал целую педагогическую систему воспитания Филиппа. Отец писал письма на трех языках, чтобы, читая их, сын упражнялся в переводах. Письма были наполнены учебным материалом по географии, истории, мифологии. Чем старше становился сын, тем более письма приобретали нравственно-учительный характер: это советы, наставления, поучения, предписания, правила, которые надо соблюдать.
Однако тщательно разрабатываемый педагогический эксперимент не оправдал себя. Сын оказался вполне заурядным и далеким отцу человеком. Он не продвинулся на дипломатическом поприще, к чему его так готовил отец. Он скрыл от отца свой брак. Он не решился даже написать отцу о своей тяжелой болезни. Тайна рождения постоянно довлела над Филиппом-младшим, не позволяла ему быть искренним. "Они вели совершенно раздельное существование; их интересы не совпадали: словно отец писал в пустое пространство, создав себе искусственный воображаемый образ сына, мало похожий на действительного адресата писем" [15, с. 279].
Таким образом, мы видим, что и сознательно поставленные педагогические цели, и сознательная деятельность по их достижению - не гарантия успешного воспитания ребенка. Знание, понимание ребенка, доверительные отношения, взаимная привязанность, духовная близость - необходимые условия для педагогической деятельности родителей.

38 Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека? Назовите типы образовательных учреждений в современном Казахстане

Закон устанавливает, что организациями образования являются юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Статус организаций образования (тип, вид) отражается в их уставах с учетом требований закона «Об образовании», квалификационных требований и т.д. Организация образования должна иметь соотвествующую лицензию (разрешение) на право ведения образовательной деятельности от государственного органа управления образованием.

Организации образования подразделяются на:

- дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и профессионального дополнительного образования.

Закон «Об образовании» устанавливает основные виды учебных заведений. К средним образовательным учебным заведениям отнесены:

- общеобразовательная школа; она реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы трех ступеней (начальная, основная, старшая), каждая из которых может существовать самостоятельно; общеобразовательная школа может быть малокомплектной, т.е. иметь совмещенные классы-комплекты при малом контингенте обучаемых;

- гимназия реализует основные и дополнительные образовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соотвествиии с их склонностями и способностями;

- лицей реализует основные и дополнительные образовательные программы, осуществляя профессионально ориентированное обучение учащихся средней степени.

Начальное и среднее профессиональное обучение осуществляет:

- профессиональная школа которая реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям трудовой деятельности;

- профессиональный лицей, который реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и осуществляет подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалифиции.

- Колледж, который реализует программы подготовки специалистов со средним профессиональнымобразованием.

Высшее образование по различным отраслям народного хозяйства дают высшие учебные заведения: университет, академия, институт, а также консерватория, высшие училища, высшая школа. В университетах и академиях, а также в научных учреждениях могут быть функционировать аспирантура и докторантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Подобная форма подготовки науно-педагогических кадров высшей квалификации. Подобная форма подготовки науно-педагогических кадро



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 6015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.022 с.)