Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Заполните таблицу «Стиль педагогического взаимодействия», подготовьтесь к защите
Заполните таблицу «Стиль педагогического взаимодействия», подготовьтесь к защите
Стиль педагогического взаимодействия
|
Характеристика
|
Положительные черты
|
Отрицательные черты
|
Авторитарный
|
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки
| Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны; организованная дисциплинированность учителя, быстро дисциплинирует класс; этот стиль способствует достижению учебных задач
| учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается; по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми; по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми; не дает ребенку чувства любви к нему.
|
Либеральный попустительский
| характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты
| предоставление детям большей степени свободы; Нередко такие вожатые бывают прекрасными знатоками в областях, интересных детям, имеют таланты; "Попустители"не боятся устанавливать неформальные отношения с детьми
| равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся; отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности; дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения
|
Демократический
| предусматривает ориентированность учителя на развитие активности учащихся, привлечение каждого к решению общих задач. В основе руководства - опора на инициативу класса.
| В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса; В основе руководства - опора на инициативу класса
| Минусом данного стиля является то, что не каждый учитель понимает контроль над данным стилем.
|
Заполните следующую таблицу «Основные категории педагогики», подготовьтесь к защите
Понятие
| Общее
| Различие
| Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленных влиянием внешних и внутренних факторов.
| В данных понятия говорится о влиянии на индивида(человека) со стороны. А так же в его собственном поглощении этих влияний. Что приведет к его взаимодействию и улучшению его как личности…
• Воспитание невозможно без развития и формирования
• развитие каждого человека осуществляется через воспитание.
| В Развитии понимается усовершенствование личности, благодаря влиянию внешних и внутренних факторов.
| Формирование – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
| В Формировании личность основывается на становлении личности благодаря целенаправленного влияния, некоторое, зависит от него, а некоторое во влиянии на него среды или наследственности.
| Социализация – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта.
| Социализация дает нам усвоение личностью, приближенно к адаптации в среду между тем обществом в котором находится личность.
| Воспитание – процесс и результат целенаправленного формирования личности в условиях специально организованного взаимодействия воспитателя и воспитуемого.
| В Воспитании, проходит процесс, при котором в индивида вкладывают определенные знания и понятия, которые воспитатель считает правильными и нужными, для формировании личности.
|
Заполните таблицу «Антология гуманной педагогики». Подготовьтесь к защите
Имена
| Даты
| Основная педагогическая идея
| Платон
| 427-348 гг. до н.э.
| - внутренняя основа воспитания – эмоции;
- игры – одно из средств воспитания;
- чтение и рассказывание литературных произведений, мифов;
- установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать детям;
- вопросы воспитания маленьких детей рассматривал в системе;
| Аристотель
| 384-322 гг. до н.э.
| - физическое, нравственное и умственное воспитание;
- «ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его с пеленок»;
- до 7 лет воспитание только в семье4
- спортивные и не только игры;
- много читать;
- с 5 лет готовить в школу;
- дать музыкальное образование;
| Сократ
| 470-399 гг. до н.э.
| - основное учение – познание себя в мире;
- главная задача наставника-учителя – пробуждение мощных душевных сил ученика;
| Демокрит
| 460-370 гг. до н.э.
| - становление личности человека зависит от его природы и воспитания;
- начинать воспитание надо с малых лет;
- приобщать ребенка к труду.
|
Проанализируйте приведенные ниже высказывания о сути процесса воспитания. Подготовьтесь к защите своего мнения
1) «Хорошо сформированная цивилизация – это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возможность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее...с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).
2) «Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания – это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удовольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удовольствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь – горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий...берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К. Д. Собр. соч. – Т. 10).
С чем вы согласны и с чем не согласны в этих высказываниях?
Согласен с...
| Не согласен с...
| Согласен с Скиннером. Так как воспитание это и есть подкрепление. С детства человек формирует свою личность опираясь на взрослых, будь это родители или учитель…. Он всю жизнь будет чему то учиться, что то будет получаться хорошо, но что то и плохо… В этом случае ему нужна будет поддержка, которую он будет видеть в тех, кто уже это освоил…
Частично согласен с и с теорией Ушинского. В системе мышления аспекты удовлетворения и неудовлетворения нейтрализуются когда человеческое сознание стремится к обширному усвоению и выборке из данного материала или знаний лишь то что нужно ему…
| Ушинский полностью изничтожает понятие удовлетворения, достижения цели для себя. Да, постигать знания нужно с остротой мысли, направленной лишь на постижении знаний, но при достижении знаний без удовольствия отклоняет духовность и чувство радости от познанных знаний… Мы люди, обладающие душой. Нам нужны обычные природные качества, которые нам присущи, без них стремление к новому теряет смысл. А так же если говорить о крахе или разочеровании, они так же дают толчок… Не испытав крах ты не научишься(так говорили многие ученные и философы) и так думаю будет и в будущем.
|
22.
22 «...Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его...» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209). Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.
Разделяю
| Не разделяю
| Аргументы:
Многие утверждения поддерживают воспитания. Но полагаться на каждое невозможно. Так как в течении многих столетий было много случаев, что ребенок воспитанный в положительных условиях становился «отрицательным продуктом». Все удивлялись «почему?». Дело в том, что каждый человек уникален, а так же он сам выбирает свой путь … Наставления, поучения и тому подобное: Ребенок может и не слушать их, не подчиняться …. Поэтому к высказыванию Толстого «невозможно» я присоединяюсь… Но и это не всегда….
| Аргументы:
Нет. Толстой утверждает что воспитание по образцам невозможно и не законно, но множество других ученных и философов доказали что воздействуя, а именно «воспитывая» ребенка положительно, он набирается положительных эмоций и положительных знаний…. Это все влечен за собой «положительный продукт», который был создан на положительной основе.
Так же можно воспитать и отрицательного, воздействуя на него отрицательно.+
| 23. Почему педагогическая деятельность есть одна из существенных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный характер?
Докажите, что человеческая жизнь невозможна без феноменов учитель — ученик, учительство — ученичество. Подготовьтесь к его защите
Деятельность человека – необходимое условие его развития, в процессе, которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
Педагогическая деятельность – особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географическую карту, воспитать такое, например, качество личности, как патриотизм. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя, воспитателя на ученика или учеников (воспитанника или воспитанников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования. Для неё характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство.Этот вид деятельности возник на заре цивилизации в ходе решения таких жизненно важных для общественного развития задач, какими являлись создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального.
Таким образом, под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Напишите эссе «Один день учителя (педагога, воспитателя) в школе (в детском саду)», отразив возможно большее количество функций, которые он должен выполнять. Какие профессионально-значимые качества личности важно иметь педагогу? Подготовьтесь к его защите
План
1. Сущность педагогического общения.
2. Функции и средства общения.
3. Стили общения и стили педагогического руководства
4. Педагогический такт
5. Общение: наука и искусство
1. Сущность педагогического общения
Педагогическая деятельность по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).
Общение – основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в кружке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, родительское собрание, педсовет – это прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.
В центре внимания – профессиональное общение педагог—воспитанник.
Педагогическое общение – это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение – процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.
По утверждению В.А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися – это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.
Педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.
Под профессионально-педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров). Из определения следует, что педагогическое общение – процесс сложный.
2. Функции и средства общения
Педагогическое общение – это прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога Обмен информацией – самый трудный, особенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятельности Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно, прежде всего, обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.
Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами.
Через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отношение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое мастерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися (Г.И. Щукина).
В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:
- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);
- точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);
- ясность, простота, логичность, доступность;
- богатство (разнообразие используемых языковых средств),
- образность, эмоциональность.
Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально
Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по проведенным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исторические экскурсы и т. д.).
Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.
Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. М.М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.
Диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявление (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.
Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими словами – управление деятельностью воспитанников.
Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, творческого внеклассного дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия.
СТРУКТУРА 12-ЛЕТНЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Начальное образование (1-4 классы)
Основное общее образование (5-10 классы)
Общее среднее образование (11-12 классы)
С целью сохранения системного подхода в целостном восприятии мира содержание среднего общего образования организуется по образовательным областям: язык и литература, математика и информатика, естествознание, человек и общество, искусство, технология, физическая подготовка.
Учебные предметы той или иной образовательной области уровней начального и основного среднего образования отражают минимальный обязательный объем содержания образования. В основной школе систематические курсы учебных предметов завершаются. На уровне общего среднего образования в дополнение к обязательным курсам и модулям учащийся с целью реализации интересов и способностей, профессиональной ориентации выбирает к изучению те или иные учебные предметы. Содержание образования в 11-12-х классах строится по принципу систематизации полученных знаний и развития методологического мышления учащихся. Для удовлетворения различных образовательных запросов учащихся и снятия перегрузки предусматривается интегрирование традиционно сложившихся учебных предметов, которое позволяет уменьшить их количество и тем самым увеличить вариативную учебную нагрузку.
32 Н. И. Пирогов так определил в середине XIX в. положение школы: «Школа сегодня — дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы, и, следовательно, ей принадлежит гегемония». Как вы понимаете его слова? Современно ли их значение для образовательной ситуации наших дней? Почему? Обоснуйте ответ, подготовьтесь к защите
33 Согласны ли вы с высказыванием ученого-педагога Э. Д. Днепрова о том, что «образование — либо воспроизводство прошлого, либо производство будущего»? Постарайтесь обосновать свою точку зрения.
Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной? Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы? Подготовьте ответ к защите
Профессия - род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из этого, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофесиональную. Идея данного параграфа - показать, что педагогическая деятельность - чрезвычайно широкое явление, охватывающее многие сферы человеческой жизни. Ранее уже было сказано, что ее содержанием являются обучение, воспитание и развитие человека, что в орбиту такой деятельности каждый человек в течение жизни попадает многократно. На жизненном пути каждого человека встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают. Всегда ли учат и воспитывают профессионалы? Кто это делает в начале нашей жизненного пути? Философ М. С. Каган считал, что у человечества есть два величайших изобретения. Это изобретения культурного значения. Речь идет о семье и школе. Именно благодаря им человек становится культурным существом. В данном параграфе речь пойдет о семье. Вдумаемся в слова ученого: "Семья становится долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих программ, которые не передаются генетически, требует гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человеческого поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества, а это может произойти лишь в прямом и длительном, многолетнем общении детей и родителей" [9, с. 306]. Именно в семье начинается процесс очеловечивания ребенка, взращивания в нем человека. Можно ли назвать родителей первыми учителями ребенка? Можно. Об этом свидетельствует народная мудрость, такого мнения придерживались многие выдающиеся люди: "Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни" (Платон); "Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам" (Ж. Ж. Руссо); "В первое время важнее всего материнское воспитание" (Гегель); "Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?" (В. Г. Белинский). Обратите внимание на последнее высказывание... Дать направление сердцу и уму... За этими словами скрывается огромная и напряженная жизнь матери и отца, воспитывающих детей. "...Именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке и, опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию..." [9, с. 309]. Является ли семейное воспитание педагогической деятельностью? Да, является, если родители выполняют роль учителей, наставников, умных "поводырей" по отношению к детям, если они стремятся взрастить в них человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование. Но деятельность родителей по воспитанию и обучению детей не является профессиональной. Читая даже самые знаменитые "романы воспитания", "семейные романы", мы не видим, чтобы родительское воспитание осуществлялось по четко составленной и записанной в виде документа программе, чтобы родители специально готовились к проведению каких-либо занятий или уроков со своими детьми... В большинстве родители не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспитании своих детей. Согласимся, что это, пожалуй, и хорошо. Было бы грустно, если бы с раннего детства семья для ребенка уподобилась официальному образовательному институту, с которым связана педагогическая деятельность, - школе. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей - в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий, поступков, отношений родителей с детьми, в особых их отношениях, основанием которых служат кровная близость, особая привязанность друг к другу. Даже если родители профессионально занимаются педагогической деятельностью, в большинстве случаев мы не можем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам. Прочитайте отрывок из небольшой книги Т. А. Луговской "Я помню". Это повесть о детстве, о семье. Глава семьи - учитель словесности в дореволюционной мужской гимназии. Многие эпизоды повести говорят о таланте воспитания родителей в этой семье. "Все непонятное я должна была записывать и в подходящий момент обращаться за разъяснениями к отцу. (...) Привожу сохранившиеся страницы дневника с вопросами к папе. 1. Почему греки иначе чувствовали, чем мы? Почему им все было можно: и убивать, и выходить замуж за своих матерей? 2. Чем трусость отличается от страха? 3. "Потерпел фиаско" - это выражение взято из "Заговора Фиеско в Генуе" или нет? 4. Можно ли громко говорить про человека, что он дурной, если он действительно дурной, и как это называется - осуждение или правда? (...) 11. Сколько надо иметь лет, чтобы кончилось детство? 12. Что такое декрет? И т. д.". Героиня повести говорит: "Не помню случая, чтобы отец не ответил мне на какой-нибудь вопрос. Иногда он задумывался, иногда улыбался, но всегда отвечал. Его ответы легли фундаментом моих знаний и моей нравственности" [10, с. 140]. Сравните эти слова с ранее приведенными словами В. Г. Белинского - "дать направление сердцу и уму". Они полностью совпадают по смыслу. Обращаясь к историям жизни конкретных людей, к их жизнеописаниям, мемуарам, мы видим, как велико педагогическое влияние родителей, отца или матери, на многие стороны личности растущего ребенка. Писателя В. В. Набокова в детстве воспитывала "длинная череда английских бонн и гувернанток", специально приглашенные домашние учителя. Однако влияние матери было ни с чем не сравнимо. "Вот запомни, - говорила она с таинственным видом, предлагая моему вниманию заветную подробность: жаворонка, поднимающегося в мутно-перламутровое небо бессолнечного весеннего дня, вспышки ночных зарниц, снимающих в разных положеньях далекую рощу, краски кленовых листьев на палитре мокрой террасы, клинопись птичьей прогулки на свежем снегу" [11, с. 150]. В семейном воспитании нет специальных уроков, заранее планируемых бесед о нравственности, природе, красоте. Вся семейная жизнь с ее повседневными событиями, заботами, отношениями, радостями и драмами - постоянная череда уроков, которые дают взрослые детям. И эти уроки, как правило, остаются с человеком на всю жизнь, формируя его собственные педагогические взгляды на воспитание следующего поколения детей. Ни одна семья не похожа на другую. Есть семьи богатые и есть семьи бедные, родители занимают разное социальное положение, обладают разным уровнем образования, у них разные профессии и разные интересы. П. А. Сорокин, социолог с мировым именем, остался без матери пяти лет. Его детские воспоминания связаны прежде всего с отцом. Отец, по признанию сына, стал после смерти жены "горьким пьяницей". Чему научил такой отец своих детей? Оказывается, тоже немалому. В памяти будущего ученого запечатлелись такие черты отца, как отзывчивость, заботливость, дружелюбие, то, что он был "работящим и честным в труде, обучавшим нас ремеслу, нормам морали и грамоте" [12]. Родителям прощается то, что вряд ли простится профессиональному педагогу. И их уроки важны детям даже в том случае, если родители не отвечают общепризнанным эталонам. Раскрытие в родителях педагогического таланта неотделимо от целостного становления их личности, от их культуры, от отношения к будущему отцовству и материнству, к будущему потомству. Это одна из самых сокровенных сторон человеческой личности, в которую не может проникнуть посторонний взгляд. Но именно в этой сфере человек обнаруживает свою нравственность, готовность к выполнению педагогической функции семьи в целом и своей личной. Психолог Б. Г. Ананьев писал о сложности обретения людьми нового для них статуса - быть отцом или матерью: "Мать - воспитатель и духовный наставник детей, она для ребенка - олицетворенная любовь. Функции матери - воспитательницы осваиваются с неодинаковым успехом, так как существует огромный диапазон материнских дарований и талантов. Тем более все это относится к социальным функциям общества и освоению молодым мужчиной-супругом новой для него роли отца" [13, с. 268]. При благоприятном стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать в ребенке человека, соответствующего их педагогическому идеалу, обретение воспитательных функций может стать плодотворным. Может стать... Вместе с тем на реализацию этой возможности влияет целый ряд факторов: социальных, семейных, личных. Среди них есть такой, с которыми встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Каждый отец и каждая мать оказываются перед выбором: найти готовое педагогическое решение или выстрадать собственное. Об этом очень точно сказал польский врач и педагог Януш Корчак: "Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения... Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Это они решают, дашь ли ты, мать, грудь или вымя, воспитаешь как человек или как самка, станешь руководить или повлечешь на ремне принуждения" [14, с. 8, 9]. Януш Корчак говорит о том, как важно быть бескорыстным в деле воспитания: "Отдаешь ли ребенку то, что взяла у родителей, или лишь одалживаешь, чтобы получить обратно, и тщательно записываешь и высчитываешь проценты?" [14, с. 10]. На становление педагогических спсобностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияет очень многое: слабый или здоровый ребенок, красивый или некрасивый, "удобный" или капризный, активный или пассивный и многое другое. "Ребенок - это сто масок, сто ролей способного актера. Иной с матерью, иной с отцом, с бабушкой, с дедушкой, иной со строгим и с ласковым педагогом, иной на кухне и среди ровесников, иной с богатыми и с бедными, иной в будничной и в праздничной одежде" [14, с. 43]. И дело здесь не в сознательном лицемерии ребенка; он активен, он испытывает взрослых; он играет; он овладевает новой для него ситуацией; он примеряет к себе различные жизненные роли. Стать педагогом-родителем очень трудно. И некоторые ученые считали, что родители должны получить педагогические знания, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием ребенка в семье. В ряде книг они изложили свои взгляды на педагогическую деятельность родителей, раскрыли теорию и практику воспитания и образования детей в семье. История образования и педагогики немыслима без этих книг: "Материнская школа" Я. А. Коменского, "Мысли о воспитании" Д. Локка, "Семейное воспитание ребенка и его значение" П. Ф. Лесгафта, "Родительская педагогика" В. А. Сухомлинского, "Книга для родителей" А. С. Макаренко... История культуры знает немало поучительных и трагических историй о том, как родители пытались сознательно стать педагогами для своих детей и при этом их стремление заканчивалось крахом. Почему? В XVIII-XIX вв. огромной популярностью пользовалась книга Ф. Честерфилда "Письма к сыну", не предназначавшаяся автором к печати и изданная после смерти автора. Ф. Честерфилд был государственным деятелем, философом, историком, оратором, публицистом. От случайной связи с девушкой-гувернанткой родился ребенок, названный в честь отца Филиппом. Биографы Честерфилда считают, что его отцовское чувство было чрезвычайно сильным, даже страстным. Правила того времени не позволяли воспитывать мальчика в семье отца. Большую часть жизни Филипп провел за границей, вдали от отца и от матери. В течение многих лет отец ежедневно писал сыну. В письмах он создал целую педагогическую систему воспитания Филиппа. Отец писал письма на трех языках, чтобы, читая их, сын упражнялся в переводах. Письма были наполнены учебным материалом по географии, истории, мифологии. Чем старше становился сын, тем более письма приобретали нравственно-учительный характер: это советы, наставления, поучения, предписания, правила, которые надо соблюдать. Однако тщательно разрабатываемый педагогический эксперимент не оправдал себя. Сын оказался вполне заурядным и далеким отцу человеком. Он не продвинулся на дипломатическом поприще, к чему его так готовил отец. Он скрыл от отца свой брак. Он не решился даже написать отцу о своей тяжелой болезни. Тайна рождения постоянно довлела над Филиппом-младшим, не позволяла ему быть искренним. "Они вели совершенно раздельное существование; их интересы не совпадали: словно отец писал в пустое пространство, создав себе искусственный воображаемый образ сына, мало похожий на действительного адресата писем" [15, с. 279]. Таким образом, мы видим, что и сознательно поставленные педагогические цели, и сознательная деятельность по их достижению - не гарантия успешного воспитания ребенка. Знание, понимание ребенка, доверительные отношения, взаимная привязанность, духовная близость - необходимые условия для педагогической деятельности родителей.
38 Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека? Назовите типы образовательных учреждений в современном Казахстане
Закон устанавливает, что организациями образования являются юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Статус организаций образования (тип, вид) отражается в их уставах с учетом требований закона «Об образовании», квалификационных требований и т.д. Организация образования должна иметь соотвествующую лицензию (разрешение) на право ведения образовательной деятельности от государственного органа управления образованием.
Организации образования подразделяются на:
- дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и профессионального дополнительного образования.
Закон «Об образовании» устанавливает основные виды учебных заведений. К средним образовательным учебным заведениям отнесены:
- общеобразовательная школа; она реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы трех ступеней (начальная, основная, старшая), каждая из которых может существовать самостоятельно; общеобразовательная школа может быть малокомплектной, т.е. иметь совмещенные классы-комплекты при малом контингенте обучаемых;
- гимназия реализует основные и дополнительные образовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соотвествиии с их склонностями и способностями;
- лицей реализует основные и дополнительные образовательные программы, осуществляя профессионально ориентированное обучение учащихся средней степени.
Начальное и среднее профессиональное обучение осуществляет:
- профессиональная школа которая реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям трудовой деятельности;
- профессиональный лицей, который реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и осуществляет подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалифиции.
- Колледж, который реализует программы подготовки специалистов со средним профессиональнымобразованием.
Высшее образование по различным отраслям народного хозяйства дают высшие учебные заведения: университет, академия, институт, а также консерватория, высшие училища, высшая школа. В университетах и академиях, а также в научных учреждениях могут быть функционировать аспирантура и докторантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Подобная форма подготовки науно-педагогических кадров высшей квалификации. Подобная форма подготовки науно-педагогических кадро
|