ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении.



В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жиз­ненного пути профессионала на этапы или фазы. Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым.

- Оптант (или фаза оптанта, оптации). Этап выбора профессии.

- Адепт (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в спе­циализированном учебном заведении: вузе, училище и т.д.).

- Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специ­алиста к работе). Адаптации требует вхождение во многие тонко­сти работы. Деятельность педагога связана со множеством непред­виденных ситуаций (хотя их типы в общем-то ограниченны), для разрешения которых требуется определенный навык. Считается, что для учителя эта фаза длится 3–5 лет.

- Интернал (или фаза интернала). Это опытный работник, кото­рый уже может самостоятельно и успешно справляться с основ­ными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри профессии, стал своим как в сознании других, так и в самосознании.

- Мастер (или фаза мастерства). Работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, ши­рокой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль де­ятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основа­ния считать себя незаменимым работником.

- Авторитет (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, из­вестный широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производ­ственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, уме­лости, умения организовать свою работу, окружить себя помощ­никами.

- Наставник(или фаза наставничества). Авторитетный мастер сво­его дела, имеющий единомышленников, последователей, учени­ков. Он передает опыт молодым, следит за их ростом. Его жизнь наполнена осмысленной перспективой.

Если немного укрупнить представленные этапы, то они могут выглядеть так:

- довузовский этап;

- вузовский;

- послевузовский.

Первый этапдовузовский.

Предположим, что вы выбрали профессию при доминирова­нии какого-то одного из указанных выше факторов. Как это отра­зится на вашем продвижении в профессии?

Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной? Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы? Подготовьте ответ к защите

Профессия - род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из этого, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофесиональную.
Идея данного параграфа - показать, что педагогическая деятельность - чрезвычайно широкое явление, охватывающее многие сферы человеческой жизни. Ранее уже было сказано, что ее содержанием являются обучение, воспитание и развитие человека, что в орбиту такой деятельности каждый человек в течение жизни попадает многократно. На жизненном пути каждого человека встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают.
Всегда ли учат и воспитывают профессионалы? Кто это делает в начале нашей жизненного пути?
Философ М. С. Каган считал, что у человечества есть два величайших изобретения. Это изобретения культурного значения. Речь идет о семье и школе. Именно благодаря им человек становится культурным существом. В данном параграфе речь пойдет о семье. Вдумаемся в слова ученого: "Семья становится долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих программ, которые не передаются генетически, требует гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человеческого поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества, а это может произойти лишь в прямом и длительном, многолетнем общении детей и родителей" [9, с. 306]. Именно в семье начинается процесс очеловечивания ребенка, взращивания в нем человека.
Можно ли назвать родителей первыми учителями ребенка? Можно. Об этом свидетельствует народная мудрость, такого мнения придерживались многие выдающиеся люди: "Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни" (Платон); "Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам" (Ж. Ж. Руссо); "В первое время важнее всего материнское воспитание" (Гегель); "Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?" (В. Г. Белинский). Обратите внимание на последнее высказывание... Дать направление сердцу и уму... За этими словами скрывается огромная и напряженная жизнь матери и отца, воспитывающих детей.
"...Именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке и, опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию..." [9, с. 309].
Является ли семейное воспитание педагогической деятельностью? Да, является, если родители выполняют роль учителей, наставников, умных "поводырей" по отношению к детям, если они стремятся взрастить в них человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование. Но деятельность родителей по воспитанию и обучению детей не является профессиональной. Читая даже самые знаменитые "романы воспитания", "семейные романы", мы не видим, чтобы родительское воспитание осуществлялось по четко составленной и записанной в виде документа программе, чтобы родители специально готовились к проведению каких-либо занятий или уроков со своими детьми... В большинстве родители не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспитании своих детей. Согласимся, что это, пожалуй, и хорошо. Было бы грустно, если бы с раннего детства семья для ребенка уподобилась официальному образовательному институту, с которым связана педагогическая деятельность, - школе. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей - в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий, поступков, отношений родителей с детьми, в особых их отношениях, основанием которых служат кровная близость, особая привязанность друг к другу.
Даже если родители профессионально занимаются педагогической деятельностью, в большинстве случаев мы не можем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам.
Прочитайте отрывок из небольшой книги Т. А. Луговской "Я помню". Это повесть о детстве, о семье. Глава семьи - учитель словесности в дореволюционной мужской гимназии. Многие эпизоды повести говорят о таланте воспитания родителей в этой семье.
"Все непонятное я должна была записывать и в подходящий момент обращаться за разъяснениями к отцу. (...)
Привожу сохранившиеся страницы дневника с вопросами к папе.
1. Почему греки иначе чувствовали, чем мы? Почему им все было можно: и убивать, и выходить замуж за своих матерей?
2. Чем трусость отличается от страха?
3. "Потерпел фиаско" - это выражение взято из "Заговора Фиеско в Генуе" или нет?
4. Можно ли громко говорить про человека, что он дурной, если он действительно дурной, и как это называется - осуждение или правда? (...)
11. Сколько надо иметь лет, чтобы кончилось детство?
12. Что такое декрет? И т. д.".
Героиня повести говорит: "Не помню случая, чтобы отец не ответил мне на какой-нибудь вопрос. Иногда он задумывался, иногда улыбался, но всегда отвечал. Его ответы легли фундаментом моих знаний и моей нравственности" [10, с. 140].
Сравните эти слова с ранее приведенными словами В. Г. Белинского - "дать направление сердцу и уму". Они полностью совпадают по смыслу.
Обращаясь к историям жизни конкретных людей, к их жизнеописаниям, мемуарам, мы видим, как велико педагогическое влияние родителей, отца или матери, на многие стороны личности растущего ребенка.
Писателя В. В. Набокова в детстве воспитывала "длинная череда английских бонн и гувернанток", специально приглашенные домашние учителя. Однако влияние матери было ни с чем не сравнимо. "Вот запомни, - говорила она с таинственным видом, предлагая моему вниманию заветную подробность: жаворонка, поднимающегося в мутно-перламутровое небо бессолнечного весеннего дня, вспышки ночных зарниц, снимающих в разных положеньях далекую рощу, краски кленовых листьев на палитре мокрой террасы, клинопись птичьей прогулки на свежем снегу" [11, с. 150].
В семейном воспитании нет специальных уроков, заранее планируемых бесед о нравственности, природе, красоте. Вся семейная жизнь с ее повседневными событиями, заботами, отношениями, радостями и драмами - постоянная череда уроков, которые дают взрослые детям. И эти уроки, как правило, остаются с человеком на всю жизнь, формируя его собственные педагогические взгляды на воспитание следующего поколения детей.
Ни одна семья не похожа на другую. Есть семьи богатые и есть семьи бедные, родители занимают разное социальное положение, обладают разным уровнем образования, у них разные профессии и разные интересы.
П. А. Сорокин, социолог с мировым именем, остался без матери пяти лет. Его детские воспоминания связаны прежде всего с отцом. Отец, по признанию сына, стал после смерти жены "горьким пьяницей". Чему научил такой отец своих детей? Оказывается, тоже немалому. В памяти будущего ученого запечатлелись такие черты отца, как отзывчивость, заботливость, дружелюбие, то, что он был "работящим и честным в труде, обучавшим нас ремеслу, нормам морали и грамоте" [12]. Родителям прощается то, что вряд ли простится профессиональному педагогу. И их уроки важны детям даже в том случае, если родители не отвечают общепризнанным эталонам.
Раскрытие в родителях педагогического таланта неотделимо от целостного становления их личности, от их культуры, от отношения к будущему отцовству и материнству, к будущему потомству. Это одна из самых сокровенных сторон человеческой личности, в которую не может проникнуть посторонний взгляд. Но именно в этой сфере человек обнаруживает свою нравственность, готовность к выполнению педагогической функции семьи в целом и своей личной. Психолог Б. Г. Ананьев писал о сложности обретения людьми нового для них статуса - быть отцом или матерью: "Мать - воспитатель и духовный наставник детей, она для ребенка - олицетворенная любовь. Функции матери - воспитательницы осваиваются с неодинаковым успехом, так как существует огромный диапазон материнских дарований и талантов. Тем более все это относится к социальным функциям общества и освоению молодым мужчиной-супругом новой для него роли отца" [13, с. 268].
При благоприятном стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать в ребенке человека, соответствующего их педагогическому идеалу, обретение воспитательных функций может стать плодотворным. Может стать... Вместе с тем на реализацию этой возможности влияет целый ряд факторов: социальных, семейных, личных. Среди них есть такой, с которыми встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Каждый отец и каждая мать оказываются перед выбором: найти готовое педагогическое решение или выстрадать собственное.
Об этом очень точно сказал польский врач и педагог Януш Корчак: "Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения... Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Это они решают, дашь ли ты, мать, грудь или вымя, воспитаешь как человек или как самка, станешь руководить или повлечешь на ремне принуждения" [14, с. 8, 9]. Януш Корчак говорит о том, как важно быть бескорыстным в деле воспитания: "Отдаешь ли ребенку то, что взяла у родителей, или лишь одалживаешь, чтобы получить обратно, и тщательно записываешь и высчитываешь проценты?" [14, с. 10].
На становление педагогических спсобностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияет очень многое: слабый или здоровый ребенок, красивый или некрасивый, "удобный" или капризный, активный или пассивный и многое другое. "Ребенок - это сто масок, сто ролей способного актера. Иной с матерью, иной с отцом, с бабушкой, с дедушкой, иной со строгим и с ласковым педагогом, иной на кухне и среди ровесников, иной с богатыми и с бедными, иной в будничной и в праздничной одежде" [14, с. 43]. И дело здесь не в сознательном лицемерии ребенка; он активен, он испытывает взрослых; он играет; он овладевает новой для него ситуацией; он примеряет к себе различные жизненные роли.
Стать педагогом-родителем очень трудно. И некоторые ученые считали, что родители должны получить педагогические знания, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием ребенка в семье. В ряде книг они изложили свои взгляды на педагогическую деятельность родителей, раскрыли теорию и практику воспитания и образования детей в семье. История образования и педагогики немыслима без этих книг: "Материнская школа" Я. А. Коменского, "Мысли о воспитании" Д. Локка, "Семейное воспитание ребенка и его значение" П. Ф. Лесгафта, "Родительская педагогика" В. А. Сухомлинского, "Книга для родителей" А. С. Макаренко...
История культуры знает немало поучительных и трагических историй о том, как родители пытались сознательно стать педагогами для своих детей и при этом их стремление заканчивалось крахом. Почему?
В XVIII-XIX вв. огромной популярностью пользовалась книга Ф. Честерфилда "Письма к сыну", не предназначавшаяся автором к печати и изданная после смерти автора.
Ф. Честерфилд был государственным деятелем, философом, историком, оратором, публицистом. От случайной связи с девушкой-гувернанткой родился ребенок, названный в честь отца Филиппом. Биографы Честерфилда считают, что его отцовское чувство было чрезвычайно сильным, даже страстным. Правила того времени не позволяли воспитывать мальчика в семье отца. Большую часть жизни Филипп провел за границей, вдали от отца и от матери. В течение многих лет отец ежедневно писал сыну. В письмах он создал целую педагогическую систему воспитания Филиппа. Отец писал письма на трех языках, чтобы, читая их, сын упражнялся в переводах. Письма были наполнены учебным материалом по географии, истории, мифологии. Чем старше становился сын, тем более письма приобретали нравственно-учительный характер: это советы, наставления, поучения, предписания, правила, которые надо соблюдать.
Однако тщательно разрабатываемый педагогический эксперимент не оправдал себя. Сын оказался вполне заурядным и далеким отцу человеком. Он не продвинулся на дипломатическом поприще, к чему его так готовил отец. Он скрыл от отца свой брак. Он не решился даже написать отцу о своей тяжелой болезни. Тайна рождения постоянно довлела над Филиппом-младшим, не позволяла ему быть искренним. "Они вели совершенно раздельное существование; их интересы не совпадали: словно отец писал в пустое пространство, создав себе искусственный воображаемый образ сына, мало похожий на действительного адресата писем" [15, с. 279].
Таким образом, мы видим, что и сознательно поставленные педагогические цели, и сознательная деятельность по их достижению - не гарантия успешного воспитания ребенка. Знание, понимание ребенка, доверительные отношения, взаимная привязанность, духовная близость - необходимые условия для педагогической деятельности родителей.

38 Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека? Назовите типы образовательных учреждений в современном Казахстане

Закон устанавливает, что организациями образования являются юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Статус организаций образования (тип, вид) отражается в их уставах с учетом требований закона «Об образовании», квалификационных требований и т.д. Организация образования должна иметь соотвествующую лицензию (разрешение) на право ведения образовательной деятельности от государственного органа управления образованием.

Организации образования подразделяются на:

- дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и профессионального дополнительного образования.

Закон «Об образовании» устанавливает основные виды учебных заведений. К средним образовательным учебным заведениям отнесены:

- общеобразовательная школа; она реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы трех ступеней ( начальная, основная, старшая), каждая из которых может существовать самостоятельно; общеобразовательная школа может быть малокомплектной, т.е. иметь совмещенные классы-комплекты при малом контингенте обучаемых;

- гимназия реализует основные и дополнительные образовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соотвествиии с их склонностями и способностями;

- лицей реализует основные и дополнительные образовательные программы, осуществляя профессионально ориентированное обучение учащихся средней степени.

Начальное и среднее профессиональное обучение осуществляет:

- профессиональная школа которая реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям трудовой деятельности;

- профессиональный лицей, который реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и осуществляет подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалифиции.

- Колледж, который реализует программы подготовки специалистов со средним профессиональнымобразованием.

Высшее образование по различным отраслям народного хозяйства дают высшие учебные заведения: университет, академия, институт, а также консерватория, высшие училища, высшая школа. В университетах и академиях, а также в научных учреждениях могут быть функционировать аспирантура и докторантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации . Подобная форма подготовки науно-педагогических кадров высшей квалификации. Подобная форма подготовки науно-педагогических кадров высшей квалификации в военых учебных заведений носит название адъюнктуры. Послевузовское углубленное медицинское образование обеспечивает интернатура.

Образовательные программы, реализуемые в учебных заведениях, могут быть образовательными (основными и дополнительными) и профессиональными (основными и дополнительными). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоение профессии, специальности.

Профессиональные программы направлены на подготовку рабочих и специалистов соответсвующих професий и квалификаций, последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. Закон регламинтирует функции центральных и местных исполнительных органов по управлению системой образования.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.011 с.)