ТОП 10:

Порядок, в котором будут происходить эти события.



Существуют и так называемые большие признаки приближения Судного дня. Когда мы увидим их, это будет означать, что Час уже совсем близко. Хузайфа ибн Усайд аль-Гифари сказал: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на нас, когда мы разговаривали. Он спросил: "О чём вы разговариваете?" Мы ответили: "О Часе" Он сказал: "Поистине, он не наступит, пока не увидите вы десять знамений". И он упомянул дым, Даджжаля, животное, восход солнца на западе, пришествие 'Исы ибн Марьям, выход я'джуджа и ма'джуджа и три провала — на востоке, на западе и на Аравийском полуострове. А последнее из этих знамений — огонь, который появится в Йемене и погонит людей к месту сбора» [Муслим, №2901].

События, которые называются большими признаками приближения Судного дня, будут следовать друг за другом, и между ними не будет больших временных промежутков. Они подобны рассыпавшимся бусам: когда падает с нити первая бусинка, остальные неизбежно следуют за ней. Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Знамения подобны бусинкам, нанизанным на нить, — когда нить рвётся, они падают, следуя друг за другом»[аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1762].

 

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что грядёт великая война между мусульманами и римлянами (он назвал её кровопролитным сражением), за которой последует взятие Константинополя, а затем появится Даджжаль. Му'аз ибн Джабаль передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Заселение Иерусалима — опустение Ясриба [Медины], опустение Ясриба — кровопролитное сражение, кровопролитное сражение — взятие Константинополя, взятие Константинополя — появление Даджжаля»[Абу Давуд; Мишкат аль-масабих, № 5425].

 

Говоря это, Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) имел в виду, что все эти события последуют друг за другом. Далее читатель увидит, как мусульмане в то время будут участвовать в великой войне с «римлянами», которую Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) назвал «кровопролитным сражением». И после победы над ними мусульмане возьмут Константинополь, а потом появится Даджжаль.

А после появления Даджжаля с небес спустится 'Иса и убьёт его. Потом, ещё при 'Исе, выйдут я'джудж и ма'джудж, и Аллах их погубит — тогда же, во времена 'Исы. Порядок следования этих событий известен.

Что же касается остальных событий, то мы не знаем точно, в каком порядке они будут происходить. Понятно, что восход солнца на западе, появление животного из земли, выход огня, который погонит людей к месту сбора, — всё это будет уже после появления Даджжаля и 'Исы и выхода я'джуджа и ма'джуджа. Однако какое же из этих событий произойдёт первым?

В хадисе от Хузайфы ясно говорится о том, что огонь, который погонит людей к месту сбора, — это последнее из знамений. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «А завершающим знамением станет огонь, который выйдет из Йемена и погонит людей к месту сбора» [Муслим, № 2901].

Остаётся шесть знамений: восход солнца на западе, появление животного, дым и три провала — на востоке, на западе и на Аравийском полуострове. Восход солнца на западе и выход животного ожидаются после пришествия 'Исы, убийства Даджжаля, гибели я'джуджа и ма'джуджа и после того, как люди погрязнут в пороке и будет утрачен ислам, и до появления огня, который погонит людей к месту сбора. Однако что произойдёт сначала: взойдёт солнце на западе или появится животное? Мы не можем точно ответить на этот вопрос, поскольку Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) не сообщил нам об этом. Конечно, ‘АбдаЛлах ибн 'Амр передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Первым знамением станет восход солнца на западе, а животное появится поздним утром. И какое бы из этих двух событий ни произошло раньше, второе произойдёт вскоре после первого»[Муслим, № 2941].

Однако нельзя приводить этот хадис в качестве доказательства того, что восход солнца на западе люди увидят раньше, чем появятся Даджжаль, 'Иса, я'джудж и ма'джудж. Из хадисов следует, что появление Даджжаля станет первым знамением, возвещающим о начале кардинальных изменений на большей части земного шара. Этот этап завершится кончиной 'Исы ибн Марьям. А восход солнца на западе — это первое знамение, указывающее на начало изменений в небесном мире. Этот этап завершится наступлением Судного дня. А животное, скорее всего, появится в тот день, когда солнце взойдёт на западе [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 353].

Аль-Хаким Абу ‘АбдаЛлах сказал: «По всей вероятности, восход солнца на западе будет предшествовать появлению животного. Оно появится в этот же день или вскоре после этого дня» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 353].

Что же касается остальных знамений — трёх провалов и дыма, — то мы не знаем точно их место в цепочке больших признаков: нет достоверных хадисов, в которых говорилось бы об этом. И это известно только Аллаху.

 

 

Дым.

 

Одним из знамений, указывающих на приближение Часа, станет появление дыма: «Подожди же того дня, когда небо принесёт ясно видимый дым, который окутает людей. Это будут мучительные страдания!».Сура 44 «Дым», аяты 10-11.

 

В хадисе от Хузайфы ибн Усайда аль-Гифари прямо говорится о том, что появление дыма относится к большим признакам приближения Судного дня. Он рассказывает: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на нас, когда мы разговаривали. Он спросил: "О чём вы разговариваете?"Мы ответили: "О Часе" Он сказал: "Поистине, он не наступит, пока не увидите вы десять знамений". И он упомянул дым, Даджжаля, животное, восход солнца на западе, пришествие 'Исы ибн Марьям, выход я'джуджа и ма'джуджа и три провала — на востоке, на западе и на Аравийском полуострове. А последнее из этих знамений — огонь, который появится в Йемене и погонит людей к месту сбора» [Муслим, № 2901].

Ибн Мас'уд считал, что это событие уже произошло и осталось в прошлом. Масрук рассказывает: «Мы сидели у ‘АбдаЛлаха, а сам он лежал возле нас. К нему пришёл один человек и сказал: "О Абу 'Абд-ар-Рахман! Один человек, сидящий у ворот Кинды, утверждает, что дым — это знамение, которое ещё придёт в будущем, и от него у неверующих остановится дыхание, а у верующих он вызовет что-то вроде насморка" ‘АбдаЛлах сел, и вид у него при этом был разгневанный. Он сказал: "Люди! Кто из вас знает что-нибудь наверняка, пусть говорит по своему знанию, а кто не знает, пусть говорит: «Аллах знает обо всём лучше», ибо лучше всего для того, кто не знает чего-либо, сказать: «Аллах знает обо всём лучше». Аллах сказал своему Пророку: «Скажи: 'Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями'» (сура 38 «Сад», аят 86). Поистине, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), увидев, что люди отворачиваются от него, сказал: «О Аллах, пошли семь лет, подобных семи годам Юсуфа!»И наступила засуха и голод, так чтоне осталось ничего, и люди от голода ели кожи и мертвечину, и когда один из них смотрел на небо, ему казалось, что глаза его застилает дым. Тогда к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) пришёл Абу Суфьян и сказал: «О Мухаммад! Ты пришёл к нам, призывая нас быть послушными Аллаху и поддерживать родственные связи. И вот твой народ гибнет, обратись же к Аллаху с мольбой за них!» Всевышний Аллах сказал: «Подожди же того дня, когда небо принесёт хорошо видимый дым, который окутает людей. Это будут мучительные страдания! Они скажут: 'Господь наш! Избавь нас от страданий, ведь мы уверовали' Но разве может это стать для них назиданием, если к ним уже приходил разъясняющий посланник, а они отвернулись от него и сказали: 'Он — обученный, одержимый'. Мы избавим вас от страданий ненадолго... Но ведь вы непременно вернётесь к неверию» (сура 44 «Дым», аяты 10-15). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал в ответ: «А наказание в мире вечном разве будет отведено от вас? 'В тот день, когда Мы схватим вас великой хваткой, Мы будем мстить'«.«Великая хватка» — это битва при Бадре. То есть уже были такие знамения, как дым, и «хватка», и неизбежное наказание, и исполнилось предсказанное в суре «Римляне»..."» [Муслим, № 2798].

Ибн Мас'уд считал, что это знамение уже было и осталось в прошлом. Его доказательство состоит в том, что наказание в мире вечном для неверующих никогда не кончится, а в аяте говорится о том, что Аллах отведёт от них наказание ненадолго. Точку зрения Ибн Мас'уда разделяли наши праведные предшественники, например, Муджахид, Абу аль-'Алия, Ибрахим ан-Наха'и, ад-Даххак, 'Атыйя аль-'Ауфи, а также Ибн Джарир [Ибн Касир. Тафсир].

 

А Ибн Касир считал, что, вероятнее всего, это событие — появление дыма — ещё не произошло. Он привёл следующий хадис. Абу Малик аль-Аш'ари передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, ваш Господь предупредил вас о трёх вещах: первая — дым, от которого у верующих начнётся подобие насморка, а неверующие раздуются от него так, что он начнёт выходить у них из ушей, вторая — животное, третья — Даджжаль»[Табари; Табарани; хадис с хорошим иснадом].

Ибн Касир упоминает о том, что 'Али ибн Абу Талиб, Абу Са'ид аль-Худри, Ибн 'Аббас и аль-Хасан аль-Басри считали, что знамение это — появление дыма — всё ещё не пришло [Ибн Касир. Тафсир]. Ибн Касир доказывает свою правоту следующим образом.

1. Существуют достоверные и хорошие хадисы, в которых говорится, что это знамение ещё не произошло.

2. Всевышний сказал: «Подожди же того дня, когда небо принесёт ясно видимый дым»(сура 44 «Дым», аят 10). То есть этот дым — ясно видимый, настоящий, а не галлюцинация, как считал Ибн Мас'уд.

3. Всевышний сказал: «окутает людей», а если бы дым этот был не настоящим, а воображаемым и привиделся только многобожникам, живущим в Мекке, Он не сказал бы о нём «окутает людей»[Ибн Касир. Тафсир].

 

Определение дыма было передано от Ибн 'Аббаса, который разъяснил, что дым - одно из знамений Судного Дня, как было передано Ибн Джариром и Ибн Абу Хатим от АбдуЛлаха ибн Абу Малика, который сказал: "Однажды я пришел к Ибн 'Аббасу и он сказал: "Я не спал всю прошлую ночь". Я спросил его: "Почему?" Он сказал: "Они сказали, что явилась звезда с хвостом (комета), и я боялся, что появится дым, поэтому я совсем не мог спать". Имам Ибн Касир прокомментировал: "Это - сахих иснад, ведущий к Ибн 'Аббасу, ученому Уммы и толкователю Корана. Это также мнение всех сахаба и таби'ин, которые согласились с ним, кроме того, имеется много хадисов, восходящих к Пророку - сахих, хасан и других, которые указывают на то же самое. Это подтверждает мнение, что дым будет одним из ожидаемых знамений, что также ясно из текста Корана". (Тафсир Ибн Касира, 7/235).

 

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Спешите делать благие дела прежде, чем явятся шесть вещей: Даджжаль, дым...".(Муслим, 18/87).

 

Ан-Навави говорит в своих комментариях к «Сахиху» Муслима, поясняя слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) «Не наступит Час, пока не увидите вы десять знамений»,после которых он упомянул о дыме: «Этот хадис подтверждает мнение тех, кто говорит, что от дыма у неверующих остановится дыхание, а у верующих начнётся подобие насморка и что дым этот ещё не появился, а появится он незадолго до Часа. В главе о начале творения уже упоминалось о человеке, который высказал такое мнение, и о том, как Ибн Мас'уд с ним не согласился и сказал, что дым этот означает голод, постигший курайшитов и измучивший их настолько, что, когда они смотрели на небо, им казалось, что они видят дым. У мнения Ибн Мас'уда были сторонники. А другое мнение высказали Хузайфа, Ибн 'Умар и аль-Хасан. Хузайфа передаёт слова Пророка(Да благословит его Аллах и приветствует) о том, что дым этот продержится на земле сорок дней. Возможно, что дым появится дважды. Такое предположение позволяет согласовать между собой все существующие хадисы на данную тему» [Навави. Шарх Сахих Муслим].

Даджжаль.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.008 с.)