Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составьте кластер «Функции педагога», подготовьтесь к защите

Поиск

К вопросам 40 7. Функции педагогической деятельности

Педагогическая деятельность учителя реализуется в определенных ситуациях через выполнение самых разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем. Определенная совокупность таких разнородных действий приводит к реализации той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности. Для приобретения и совершенствования профессионализма и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.

Ориентационно – прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов рго — вперед + gnosis — знание) ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить.

Конструктивно – проектировочная функция деятельности учителя органически связана с ориентационно-прогностической. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. Таким образом, конструктивно-проектировочная функция обеспечивает:

- отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

- проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

- проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности.

Информационно – объяснительная функция педагогической деятельности. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся.

Коммуникативно – стимулирующая функция педагогической деятельности связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя:

- проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова;

- установление правильных взаимоотношений со всеми остальными участниками педагогического процесса — учителями, администраторами и другими работниками школы, родителями учащихся.

Сущность аналитико – оценочной функции деятельности учителя отражается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю:

- поддерживать так называемую обратную связь в своей работе (непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто);

- на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс;

- вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности;

- шире использовать передовой педагогический опыт.

Исследовательско – творческая функция педагогической деятельности. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого учителя. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно- воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности предусматривает изучение:

- содержания и способов воздействия на других людей;

- в возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

- особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

       
   
 
 

 

 


 

 
 



Составить кластер «Образование в современном мире», подготовьтесь к защите

Образование как общественное явление

Образование как процесс

Образование как ценность

41 Составить кластер «Образование в современном мире», подготовьтесь к защите

Образование в современном мире

Образование как общественное явление Образование как процесс Образование как ценность  
Влияние образования на общество проявляется в том, что образование…: - является способом социализации личности и преемственности поколений; - средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники; - ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности; - обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов. Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.     подтверждено Конституцией – человек имеет право на образование в большинстве стран мира. Человек должен понимать динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Самый главный вывод: направленность образования на гармоническое развитие личности, которое есть назначение, призвание и задачи каждого человека. Суть гуманистического образования в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободе личности, в совместном росте педагога и учащегося. Образова́ние — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение Образование как процесс - отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. На современном этапе можно выделить следующие характеристики образования как процесса: 1. Гуманизация. 2. Диверсификация. 3. Интеграция. 4. Внедрение новых технологий. 5. Формирование творческой личности, индивидуализация. 6. Многоуровневость. 7. Стандартизация. 8. Информатизация. Принципы формирования содержания образования: 1. Научность. 2. Последовательность. 3. Систематичность. 4. Историзм. 5. Соответствие возрастным возможностям. 6. Связь с жизнью, актуальность. Образование как процесс реализуется в учебных заведениях. Основания для развития образования - новые концепции и модели на уровне государства, региона, учебного заведения, новые образовательные стандарты. Это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися.   Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей: - ценности образования как ценности государственной, - как ценности общественной, - как ценности личностной.

 

ВОПРОС 41

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-экономическими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации.

Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Потому оно есть, прежде всего, социальное явление. Образование выступает в двух своих аспектах:

1 – как общественное явление и (где идет накопление накопленного опыта последующим поколениям) Образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Образование вместе с тем представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Образование - не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию.

В процессе образования человек овладевает знаниями о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей в профессиональной деятельности, взаимодействии ж общении с другими индивидами.

Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.

В процессе получения образования человек накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, а с другой - поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.

Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой деятельности, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности.

Результатом образования является всестороннее развитие личности, т.е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отношении, активного общественного деятеля, человека с высокими нравственными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносторонними материальными и духовными потребностями.

 

Как педагогический процесс.

Образование как ценность, система, процесс и деятельность. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждено Конституцией – человек имеет право на образование в большинстве стран мира. Человек должен понимать динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Самый главный вывод: направленность образования на гармоническое развитие личности, которое есть назначение, призвание и задачи каждого человека. Суть гуманистического образования в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободе личности, в совместном росте педагога и учащегося. В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результа­там путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса поэтому явля­ется целостность как внутреннее единство его компонентов, от­носительная их автономность.

Педагогический процесс как целостность может быть рассмот­рен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю.К.Бабанский). В педагогической литературе и образовательной практике понятие "система" употребляется часто безотносительно к его реальному, истинному содержанию. Нередко это понятие персонифицируется (например, система Макаренко, система Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится с тем или иным уровнем образования (сис­тема дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего образования и т.п.) или даже с образовательной деятель­ностью конкретного учебного заведения. Однако понятие "педа­гогическая система" выходит за рамки узко понимаемой персонализации (Б.Г.Гершунский). Дело в том, что при всем своеоб­разии, неповторимости и многочисленности педагогических сис­тем они подчиняются общему закону организационного строения и функционирования системы как процесса.

В этой связи под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объеди­ненных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Струк­турные компоненты педагогической системы в своей основе аде­кватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу со­держания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач об­разования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазви­тии.

 

Образование как процесс – это освоение человеком в условиях образовательного учреждения, либо посредством самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений

Что бы развернуто ответить на поставленный вопрос, давайте посмотрим, что такое общечеловеческая ценность (ОЦ)?

 

Общечеловеческая ценность - это теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции, собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Отношение к понятию варьируется от полного отрицания существования такой вещи, как «общечеловеческие ценности», до постулирования их конкретного списка.

Можно сказать иначе, что мне ближе и понятнее:

Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

На мой, взгляд, ОЦ это некая сила, которая задает направление в развитии человека, делает его жизнь более полной. ОЦ создает некие границы, нормы и правила, но при этом не ограничивает свободу человека, а наоборот толкает его на развитие, способствует его образованию и самообразованию и раскрытию собственного потенциала.

Ценности, о которых мы говорим, составляют основу национальных культур, религий и носят абсолютный и универсальный характер. Универсальность их проявляется в том, что они способствуют развитию каждого человека в отдельности, и в тоже время на основе общечеловеческие ценностей может быть найден ключ к решению глобальных проблем стоящих перед человечеством в целом. Определенно, что источником этих ценностей является сам человек. ОЦ достаточно много – здесь можно говорить и о любви к своим родным и близким, о любви к родине, природе, животным, о патриотизме, человеческих принципах, уважении к старшим, грамотности, чистоте и культуре речи, заботе о детях, здоровье и прочее. Спектр ОЦ широк и многогранен и его можно еще продолжать. И конечно, здесь становится очевидным, что образование входит в этот спектр, поскольку мы говорим о грамотности человека, о его образованности.

Каковы функции образования как общечеловеческой ценности?

Что бы говорить о функциях образования как общечеловеческой ценности, нужно понимать какие в принципе существуют функции образования.

Образование выполняет социальные и личностные функции.

Социальные:

формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;

содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества;

развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;

подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме.

Личностные:

Самым главным критерием личностного образования является то, что оно должно обеспечивать приоритет развития над обучением.

Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах. Мы видим, что образование - очень сложное и многоаспектное явление, что, несомненно, перекликается с многогранностью и сложностью понятия общечеловеческих ценностей.

На данном этапе, хочу выделить ряд характеристик образования, которые, на мой взгляд, выступают в подтверждение того, что образование с вышеперечисленными его функциями является общечеловеческой ценностью:

1. его цели и задачи определяются обществом, и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;

2. это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

3. это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

4. это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

В наше время уже можно почувствовать, что образование все больше преобразовывается в самообразование. И главной задачей образовательных учреждений становится не образование, как образование в принципе, а создание максимально благоприятных условий для того, что бы человек мог самообразовываться и заниматься саморазвитием.

Но, тем, не менее, саморазвитие должно осуществляться в рамках общечеловеческих ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.24 (0.011 с.)