Представьте творческий портрет педагога, воспитателя.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представьте творческий портрет педагога, воспитателя.



Творческий характер педагогической деятельности связан с её гуманистической природой, побуждающей учителя к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач. Поэтому творческий потенциал педагога во многом зависит от степени его креативности – способности создавать нечто новое, оригинальное, принимать нестандартные решения. Способность к творческой деятельности в той или иной степени ее продуктивности присуща каждому человеку. Обычно выделяют несколько уровней педагогического творчества:

– уровень воспроизведения готовых рекомендаций, освоения того, что создано другим;

Уровень оптимизации, характеризующихся умелым выбором и целесообразным сочетанием известных методов и форм обучения;

Эвристический уровень – поиск нового, обогащение известного своими собственными находками;

Исследовательский, личностно самостоятельный уровень, когда педагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический процесс, создает новые способы педагогической деятельности, соответствующие его творческий индивидуальности.

Педагогическое творчество – это не только поиск и нахождение нового, оно заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может быть раскрыто как процесс развёртывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога.

Труд только тогда становится истинно творческим, когда в отношении к нему сочетается заинтересованность, увлечённость трудом и чувство долга, ответственности перед обществом. Творческий характер педагогической деятельности создает предпосылки для удовлетворения морально – психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который измеряется не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости, т. е. реализации своего человеческого предназначения.

В обобщённом виде основными требованиями к личности учителя недалекого будущего являются: профессиональная компетентность, интеллигентность, конкурентоспособность, духовность.

 

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»

В разные времена были разные требования к личности и деятельности учителя. Например, во времена античности в Греции и Риме учитель должен был быть искусным оратором, философом, владеть языками. Ну, а уже в эпоху средневековья в Европе учитель должен был знать учение Библии и церковные книги. В эпоху возрождения преподавались науки: химия, физика, также учителя разбирались в живописи и архитектуре. Т.е. в разные времена были разные ценности, и соответствующими качествами должен был обладать учитель, чтобы учить молодое поколение

По сути, учитель 21 века должен обладать умениями и качествами человека 21 века, которые он должен развивать у своих учеников, а именно:

  • Ответственность и адаптивность
  • Коммуникативная компетентность
  • Творчество и любознательность
  • Критическое и системное мышление
  • Медиаграмотность
  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество
  • Умения ставить и решать проблемы
  • Направленность на саморазвитие
  • Социальная ответственность

 

 

.

И кстати, ведь этими всеми умениями должен обладать учитель.

Думаю, ни для кого не новость, что объем информации в мире увеличивается более, чем вдвое каждые два года, а объем информации в интернете удваивается каждые полтора года! Именно поэтому сейчас требуется емкая и сжатая подача информации. Значит и учитель должен уметь выдавать своим ученикам информацию емко и сжато.

А вот ещё интересное высказывание про учителя. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"говорится: «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего». С этим я согласен. Действительно, учитель должен обладать такими качествами. То, как сегодня мы относимся к ученикам, так и впоследствии они будут относиться и к нам, к обществу.

Актуальность этой темы имеет место в любое время и в любой школе, так как учитель должен постоянно трансформироваться в зависимости от времени и требований общества, и согласно современным стандартам образования. В этом, в частности, и заключается его профессионализм - это постоянное развитие, как специалиста.

36 Чем определяется профессионализм человека? Какие факторы влияют на профессионально-образовательную стратегию? Составьте кластер, подготовьтесь к защите

В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мас­терство»трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Боль­шинство ученых склоняются к убеждению, что развить в себе твор­ческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно. Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку прихо­дится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицирован­ного специалиста, – это навык самообразования. Особенно это важно для педагога – как утверждал К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится.

Самообразованиеможно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «само­созидание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразова­ние выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индиви­да к творчеству. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса.

М. Князева выделяет несколько функций самообразования:

1) экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;

2) ориентировочная – определение себя в Культуре и своего места в обществе;

3) компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

4) саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

5) методологическая – преодоление профессиональной узо­сти, достраивание картины мира;

6) коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

7) сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

8) омолаживания – преодоление инерции собственного мыш­ления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказы­ваться от положения учащего и переходить на положение учаще­гося);

9) психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохра­нение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

10) геронтологическая – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.

Таким образом, самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Профессионализм – степень овладения индивидом профес­сиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.

Профессионализм как психологическое и личностное образо­вание характеризуется не столько профессиональными знания­ми, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием дей­ствительности в целом и трудных ситуаций деятельности.

Таким образом, саморазвитие– это результат профессиональ­ного творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков. Призванием становится интерес, помноженный на труд, – писал В.А. Сухомлинский.

Профессиональное самосознание содержит представление профес­сионала о себе и свой ценности, своем вкладе в общее дело. Струк­туру профессионального самосознания в общем виде можно оха­рактеризовать следующими положениями (Е.А. Кли­мов):

1) сознание своей принадлежности к определенной профес­сиональной общности;

2) знание, мнение о степени своего соответствия профессио­нальным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;

3) знание человека о степени его признания в профессио­нальной группе;

4) знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосо­вершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;

5) представление о себе и своей работе в будущем.

Педагогическое самосознание тесно связано с рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с оценкой тех процес­сов, которые происходят в нем.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.129.123 (0.008 с.)