Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Творческий процесс в журналистике: слагаемые

Поиск

Понятие «творческого процесса». Слагаемые творческого процесса - общие характеристики. Функциональные особенности творческой деятельности журналиста. Структура и факторы творческого процесса в журналистике. Слагаемые творческой деятельности журналиста: характеристика субъекта, объекта, предмета творчества. Общение журналиста как творчество.

 

Тема 2.2. Качество творческой журналистской деятельности: критерии журналистского мастерства

Познавательная деятельность как основа журналистского творчества. Критерии творческого познания в журналистике. Литературные способности и опыт в структуре творческой деятельности в журналистике. Психологические и педагогические особенности творческого акта журналиста: интуиция и ее роль в творчестве журналиста. Память, мышление, установка журналиста в процессе творчества. Самоактуализация и самовоспитание - слагаемые творческого акта в системе СМИ. Ступени мастерства.

Понятие «стадия» в творческом процессе журналиста. Стадиальность творчества журналиста и его операциональность. Задачи журналиста на каждом этапе творческого процесса.

Результативность познавательной деятельности журналиста.

 

Тема 2.3. Творческая индивидуальность в журналистской деятельности

Понятие «творческая индивидуальность» в журналистике. Авторская деятельность как среда формирования субъекта журналистского творчества. Слагаемые творческой индивидуальности журналиста, ролевые характеристики журналиста в современных условиях деятельности медиасистем. Стиль журналистского творчества. Понятие деятельностного и литературного стиля в журналистике. Современные взгляды на теорию стиля. Имидж творческого стиля.

 

 

МОДУЛЬ III.

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Тема 3.1. Способ журналистской деятельности как творческой

Понятие «способ деятельности» в журналистике. Способ журналистского творчества как обобщенная характеристика деятельности журналиста. Стадиальная обусловленность способа деятельности в журналистике. Рациональный и интуитивный характер способа журналистского творчества.

Типология методов журналистского творчества. Функциональный, системный и личностный подходы к формированию и выделению методов в творческой деятельности журналиста. Методы познания и методы порождения текста: особенные и общие характеристики. Эмпирическое и рациональное в деятельности журналиста, специфика использования эмпирических и теоретических методов познания. Общие и специальные методы получения информации в журналистике, конкретные приемы и методики, используемые в журналистской практике.

 

Тема 3.2. Информация в деятельности журналиста

Информация как продукт авторской творческой деятельности в журналистике. Методы и способы получения информации и работы журналиста с информационным массивом.

Понятие «источник информации» в журналистике, разновидности источников информации и специфика работы журналиста с ними. Документы, их разновидности, специфика использования. Вещественная среда как источник знаний: наблюдательность и детализация для качественной оценки информационного пространства.

Общение в журналистике как основа профессиональной деятельности журналиста и основной способ получения информации. Тактика и правила общения: содержательный и психологический аспекты. Проблемы общения в журналистике и пути их преодоления.

Тема 3.3. Новые техники и технологии в творческой деятельности журналиста

Понятие «техника» и «технология» в творческой деятельности журналиста. Техника как процесс обеспечения творческой деятельности журналиста с использованием дополнительных специализированных средств. Технология как проектирование творческих действий журналиста, направленных на достижение целей взаимодействия в информационном творческом пространстве.

Технические средства в профессиональной творческой деятельности журналиста, типы и виды технических средств. Компьютерная техника и особенности ее применения в творческом процессе журналиста. Специфика компьютерного творчества. Мобильные технические системы в профессиональной деятельности журналиста.

 

МОДУЛЬ IV.

ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ КАК ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Тема 4.1. Основные черты журналистского текста как особого рода произведения

Журналистский текст в системе текстов публичных коммуникаций: общее и особенное. Понятие «журналистский текст». Текстовая деятельность журналиста: семантика, синтактика и прагматика. Функции журналистского произведения: коммуникативная, информационная, познавательная, культурно-охранительная и пр.

 

Тема 4.2. Элементы содержания журналистского произведения и особенности его организации

Понятие «содержание журналистского произведения». Устойчивые признаки журналистского текста. «Журналистская информация» как особый вид информации – основа журналистского произведения. Реакции на публикации в СМИ.

Тема журналистского текста и ее особенности. Проблематика журналистских выступлений и тематические специализации журналиста-автора. Идея журналистского текста как коммуникативные намерения автора. Факт, ситуация, явление, событие и проблема в тексте журналиста. Их виды и основные особенности.

Фактологические, аксиологические и идеолого-концептуальные элементы содержания журналистского текста. Элементарные выразительные средства журналистики (факты, образы, нормативы).

Синтактическая полноценность текста и коммуникативная ситуация. Значение текстовых элементов в построении текста. Связи и средства в организации журналистского произведения: монтаж, композиция, подтемы. «Журналистский образ» и способы его отражения в тексте.

МОДУЛЬ V.

ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Тема 5.1. Форма и содержание в журналистском творчестве

Диалектика формы и содержания в тексте как продукте авторского творчества журналиста.

Многофункциональность продукта творческой деятельности журналиста. Творческие подходы к выбору содержания и формы журналистского текста. Тенденции развития текстовых форм в журналистском творчестве.

Журналистский текст как система коммуникации. Языковые и стилистические особенности текста как продукта творческой деятельности журналиста. Психолингвистические особенности деятельности журналиста. Система порождения высказывания в разных видах текстовой деятельности в журналистике: визуальный текст, аудиотекст, видеотекст и пр. Роль субъекта. Слагаемые мастерства журналиста в системе порождения текста.

Тема 5.2. Жанровая специфика журналистского текста

Система текстов и их типология в современной медиасистеме. Понятие «жанра» в журналистике и литературоведении. Современная трактовка медиа-жанров в теории и практике журналистской деятельности.

Жанровые разновидности текстов в СМИ: личностный и деятельностный подходы. Современные тенденции порождения жанровых форм в журналистике.

Теория жанров в журналистике. Событийная и исследовательская журналистика: основные черты и специфические особенности. Событие как основа информационных жанров. Разновидности информационных жанров. Исследовательская журналистика и ее система жанров.

Традиции и инновации в творческой деятельности журналиста: жанровый аспект.

 

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 239 с.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб.: Питер, 2005. – 217 с.

Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2004.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 144 с.

Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века: Лингвофилософский аспект языка СМИ. – М.: Изд-во МГУ, 2011.

Барт Р. Избранное. Семиотика. Поэтика. - М., 2008.

Головко Б. Информационный менеджмент массовой коммуникации. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 288 с.

Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 280 с.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М.: РИП-Холдинг, 2005. – 220 с.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 240 с.

Технология новостей от Интерфакса. Style Guide. Под ред. Погорелого Ю.А. – М.: Аспект- Пресс, 2011.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи курса. Основные понятия и категории.

2. Понятие «медиа-творчество». Признаки профессионального творчества в журналистике.

3. Общие характеристики журналистской деятельности как творческой.

4. Творческий процесс в журналистике.

5. Общение журналиста как творчество.

6. Познавательная деятельность как основа журналистского творчества.

7. Психологические особенности творческого процесса в журналистике: интуиция и ее роль в творчестве журналиста.

8. Понятие «стадия» в творческом процессе журналиста. Стадиальность творчества журналиста и его операциональность.

9. Результативность познавательной деятельности журналиста.

10. Понятие «творческая индивидуальность» в журналистике.

11. Способ журналистского творчества как обобщенная характеристика деятельности журналиста.

12. Рациональный и интуитивный характер способа журналистского творчества.

13. Типология методов журналистского творчества.

14. Методы познания в журналистской деятельности.

15. Методы порождения текста в журналистике.

16. Информация как продукт авторской творческой деятельности в журналистике.

17. Источник информации в журналистике. Общая характеристика.

18. Техника и технология творческой деятельности журналиста.

19. Проектирование творческого процесса журналистом.

20. Технические средства в профессиональной творческой деятельности журналиста.

21. Специфика компьютерного творчества.

22. Журналистский текст в системе публичных коммуникаций.

23. Семиотика журналистского текста.

24. Функции журналистского текста.

25. Элементы содержания журналистского произведения.

26. Проблематика журналистских выступлений.

27. Факт, ситуация, явление в журналистском тексте.

28. Проблема в журналистском тексте и ее специфика.

29. Аксиологические элементы содержания журналистского текста: функции, специфика.

30. Элементарные выразительные средства журналистики.

31. Синтактическая полноценность журналистского текста.

32. Средства организации журналистского произведения.

33. Диалектика формы и содержания в журналистском тексте.

34. Журналистский текст как система коммуникации.

35. Особенности визуального, аудио- и аудиовизуального текстов.

36. Журналист как автор текста.

37. Типология текстов в журналистике.

38. Медиа-жанры: общая характеристика.

39. Тенденции порождения жанровых форм в журналистике.

40. Теория жанров в журналистике.

41. Событийная журналистика: специфика, форы, жанры.

42. Исследовательская журналистика: специфика, формы, жанры.

43. Система жанров событийной журналистики.

44. Система жанров исследовательской журналистики.

45. Новые жанры и формы в современном творческом процессе журналиста.

46. Радио и особенности восприятия радиотекста.

47. Особенности реакций на публицистический текст.

48. Специфика воздействия интернет-текста.

49. Структура журналистского текста.

50. Приемы монтажа журналистского произведения.

 

 

БЛОК 1.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Если сравнить журналистику с маяком, то, безусловно, информационная цель его будет определять и задачи журналистского творчества: информирование, объяснение и анализ, эмоциональное воздействие, массовое влияние и взаимодействие и т.д. В журналистском творчестве журналист проявляет наибольшую активность, когда решает все эти задачи и ставит новые. Показывая путь в социуме, журналистика не имеет права на ошибку. Как не имеет права на ошибку и ее творчески активный субъект – журналист.

Чтобы не совершать ошибок грубых и неисправимых, необходимо понимать особенности творческого процесса, протекающего в системе массового информационного обмена. Необходимо знать свои – субъектные возможности в этом обмене, свои задачи и способы их решения.

Творчество – это во многом непредсказуемая область человеческой деятельности. Недаром мы часто говорим о загадках творчества, сложных процессах озарения, не имеющих объяснения с точки зрения нашего рационального мышления. Каждый творческий человек подчас воспринимается нами, как свыше отмеченный или особо одаренный, талантливый. А объяснить, что такое талант с позиций материалистического представления о мире, достаточно сложно, а иногда и просто невозможно. Однако творческие методы и способы могут быть изучены и трансформированы тем, кто только готовится войти в этот мир творчества, для того чтобы на их основе каждый мог построить свою методику деятельности, способствующую раскрытию творческого потенциала личности и компетентному выполнению основных профессиональных обязанностей.

В журналистике в результате создания подобной авторской методики творчества может развиться неординарность мышления, приводящая к эмоциональной и информационной насыщенности журналистского продукта, его эффективности и высокой степени влияния на аудиторию. Методика как особая система профессиональных действий отличает журналиста как творческую личность, формирует его индивидуальный стиль деятельности. Все это позволит считать его творческой индивидуальностью.

Проявляя активность в творческой деятельности, журналист выделяет в информационном поле журналистики ряд элементов, позволяющих ему заполнить смысловые границы сущности журналистики как сферы публичной коммуникации, то есть наполнить окружающие потоки информации смыслом. Так строится модель действительности или модель мира. Их множество, они разнообразны, так как каждая личность имеет право на создание своей концепции творчества и соответственно модели мира, и создает эту концепцию, ориентируясь на практику всей системы СМИ, рефлексируя, отслеживая этапы личностного познания мира. Рождается модель познания, база модели мира, созданной личностью.

В зависимости от творческих предпочтений самого журналиста, модели деятельности могут носить разнонаправленный характер, отличаться по степени обобщений, уровню информационной насыщенности, эмоциональности и глубины анализа. И часто журналист способен создать собственные законы творчества и руководствоваться ими на протяжении всей своей творческой деятельности.

Но вместе с тем, есть универсальные законы, управляющие деятельностью журналиста в системе массового информационного обмена. Их знание и умелое использование в творческой деятельности поможет журналисту ярче проявить свою индивидуальность, управляя процессом творчества, на сознательном и подсознательном – интуитивном уровнях.

Таким образом, познание законов и методов профессионально-творческой деятельности журналиста является главной целью представленного авторского курса.

К задачам курса относятся:

изучение особенностей профессионально-творческой деятельности журналиста в условиях массового информационного обмена;

изучение особенностей функционирования творческой личности в системе потребления и обработки массовой информации;

изучение процессов создания продуктов массовой информации как продуктов творческих;

определение специфики методов и приемов профессионально-творческой деятельности журналиста;

освоение способов и приемов создания текста массовой коммуникации как журналистского произведения.

Для решения этих задач студентам предлагаются занятия в мастерских творчества, в основе которых лежит комплексное творческое проектирование, разработка и написание творческих журналистских работ, деятельность мини-редакций и имитация профессионального творческого пространства журналистики в виртуальном режиме.

 

РАЗДЕЛ 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭТАПЫ, МЕТОДИКА

1.1. Методические основы изучения курса.

Мастерские творчества

Основными понятиями, на которых базируется комплекс положений дисциплины, являются понятия «творчества» и «деятельности». Совершая профессиональную деятельность, журналист создает новое произведение – журналистский текст. Именно этому процессу и посвящен курс, в котором изучается технология творческого процесса журналиста, особенности организации профессиональной деятельности как индивидуальной и коллективной (редакционной), способы и методы журналистской деятельности и пр.

Чтобы приблизить весь процесс изучения особенностей журналистской деятельности к реалиям практики журналистики, курс организован по принципу мастерских творчества. Каждый модуль курса – это основа для организации мастерской творчества. Таким образом, модули I и II объединились в мастерскую «Индивидуальность в журналистской деятельности»; модуль III дает возможность сформировать мастерскую «Технология творчества журналиста», а модули IV и V- мастерскую «Журналистское произведение».

Мастерская творчества представляет собой специально организованную форму образовательной и самообразовательной деятельности студента, в основе которой лежит принцип интегрирования теоретического знания и практической сферы журналистики для повышения эффективности формирования и развития профессиональных компетенций будущего журналиста с учетом профильной подготовки студентов.

Мастерская творчества состоит из: мастерской лектора-мастера; лабораторий творчества журналиста; мастер-классов ведущих журналистов; студенческой студии проектирования журналистской деятельности.

Таким образом, мастерские творчества, входящие в состав курса, предполагают участие студентов в лабораториях по изучению особенностей творческой деятельности журналиста, активизацию творческих профессиональных компетенций в рамках проектирования медиа продуктов, развитие компетенций будущих журналистов в условиях мастер-классов ведущих журналистов-практиков. Мастерские творчества предполагают как аудиторную, так и активную самостоятельную работу студента.

Занятия в рамках изучения материала условно делятся на две формы работы: лекционно-проблемную, когда студент знакомится с типами деятельностей в системе профессионального журналистского процесса, и эвристико-имитационную, способствующую выработке и закреплению системы навыков журналистской деятельности, отвечающей требованиям отдельных этапов обученности творческим приемам и методикам.

Лекционно-проблемная форма занятий – это аудиторная работа студента, в основе которой – проблемная лекция. Она представляет собой процесс моделирования противоречий реальной профессиональной деятельности журналиста на современном этапе через их выражение в теоретических концепциях творчества в журналистике. Основной целью данной формы работы является стимулирование студентов к приобретению знаний самостоятельно.

Эвристико-имитационная форма занятий – это аудиторная и внеаудиторная форма занятий, включающая лабораторный практикум, творческое проектирование, создание и функционирование виртуальной профессиональной творческой среды.

Лабораторный практикум – это система обучающих занятий и заданий по различным темам курса, главной целью которого является овладение умениями и навыками для исследования прикладной стороны профессии. Здесь происходит практическое освоение научно-теоретических положений курса.

Сам факт включенности в систему обучения профессионально-творческой деятельности в виде сопутствующих форм обучения (в частности – как особая форма практики в средствах массовой информации, что является само по себе педагогическим условием эффективности данной деятельностной концепции) говорит о том, что курс является одной из важнейших составляющих всей системы обучения профессиональной журналистской деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.008 с.)