культуры творчества: рефлексивные компетентности журналиста (реальное проектирование)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

культуры творчества: рефлексивные компетентности журналиста (реальное проектирование)



 

 

Теперь Ваша задача - проектирование программы саморазвития рефлексивных компетентностей. Это компетентности, позволяющие судить о возможностях самооценки и самопредставления. Они являются наиболее обобщенными для представителя этой профессии в целом. Именно умение представлять себя в ходе профессиональной деятельности является главным показателем творческой компетентности журналиста.

 

Вашей задачей при составлении программы саморазвития в области совершенствования способности к рефлексии качеств будет являться задача создания

 

РЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВАШЕГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Пять постеров как бы разбивают ваши действия на пять шагов, которые, впрочем, не обязательно должны быть выполнены в указанной последовательности. Результат этого движения – система отношений, сформированных внутри личности к себе самой в рамках профессиональной деятельности.

 

Общее направление и лозунг проектирования –

Научитесь относиться к себе

По-новому.

 

Делайте упор на профессиональные характеристики вашего поведения. Что соответствует им в вашей деятельности, а что выбивается из привычного контекста.

 

Постер 1

 

НАУЧИТЕСЬ ОТНОСИТЬСЯ

К СЕБЕ ПО-НОВОМУ:

Каждый

МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ

ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ ПО-НОВОМУ – НЕ ТАК, КАК ОН ОТНОСИЛСЯ К СЕБЕ ДО ЭТОГО.

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ – ОСНОВА

Деловой КОММУНИКАЦИИ

ЕЩЕ ДО ТОГО, КАК ВЫ

Непосредственно столкнетесь с этим в своей деятельности, вы уже будете

УЧИТЫВАТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ оценки ВАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ

 

Составьте виртуальный дневник ваших отношений к самому себе – это ваша основа оценки вашей деловой среды

Постер 2

НАУЧИТЕСЬ ОТНОСИТЬСЯ

К СЕБЕ ПО-НОВОМУ:

ПРЕДОСТАВЬТЕ себе возможность

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Это могут быть средства для самостоятельных выводов, средства для оценки вашего поведения, вашего ума, вашей внешности.

Позвольте себе экспромты профессионального поведения – репетируйте дома, на работе или вне дома и работы

Что для Вас имеет наибольшую значимость?

 

Составьте карту значимости вашей оценки, отвечая каждый раз на вопрос: Что более всего во мне может быть интересно для меня, моей аудитории и моих коллег?

 

Постер 3

НАУЧИТЕСЬ ОТНОСИТЬСЯ

К СЕБЕ ПО-НОВОМУ:

ВОСПИТАЙТЕ себя КАК ГРАЖДАНИНА

ПЛАНЕТЫ

журналистика

ВЫДАЮЩИХСЯ ЖУРНАЛИСТОВ ВО ВСЕХ СТРАНАХ МИРА ОБЪЕДИНЯЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ:

ОНИ

ПОДДЕРЖИВАЯ И ПРОЯВЛЯЯ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ПРИНИМАЮТ ВЕЛИКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВСЕХ КУЛЬТУР И ДЕМОНСТРИРУЮТ ПОНИМАНИЕ ВСЕГО МИРА, ЧТО

ВОСПИТЫВАЕТ И РАЗВИВАЕТ:

КОРПОРАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КОТОРОЙ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ. ЭТО

РАСКРЫВАЕТ ДЛЯ НИХ

ВСЕМИРНЫЕ ЗНАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОБСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЙ И СОБСТВЕННЫМИ УМЕНИЯМИ И ТАЛАНТАМИ.

В ИТОГЕ РАЗВИВАЮТСЯ

ГРАЖДАНЕ МИРА журналистика, УВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ, СПОСОБНЫЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ И РЕШАТЬ ВСЕ ВАЖНЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАХОДИТЬ ПОЗИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ.

А САМОЕ ВАЖНОЕ – ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИИ

Постер 4

НАУЧИТЕСЬ ОТНОСИТЬСЯ

К СЕБЕ ПО-НОВОМУ:

ОБЕСПЕЧЬТЕ

ТАКОЙ ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ

БАРЬЕРОВ, КОТОРЫЙ БЫ СТИМУЛИРОВАЛ

ВАШЕ

РАЗВИТИЕ –

ЭТО УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ,

НАПРАВЛЕННОЙ НА РОЖДЕНИЕ

ДЕЛОВОГО СООБЩЕСТВА,

В КОТОРОМ ЦАРИТ ДУХ

СОТРУДНИЧЕСТВА.

ДЛЯ ЭТОГО ПРИВЛЕКАЙТЕ К САМОИССЛЕДОВАНИЮ СВОИХ ВИЗАВИ.

ЭТО ПОЗВОЛИТ ВАМ ПРЕДСТАВИТЬ СВОЙ МИР КАК ЧАСТЬ МИРА ВАШЕЙ ПРОФЕССИИ

Постер 5

НАУЧИТЕСЬ ОТНОСИТЬСЯ

К СЕБЕ ПО-НОВОМУ:

ПОСТРОЙТЕ личностную СЕТЬ РЕФЛЕКСИИ

Заполните соты

     
 
 
 

 


В итоге Ваша модель самоформирования может иметь такую форму

 
 

 


 

 

 

1 (III).Программа личностного роста, включающая саморазвитие самоуважения и уверенности в себе, творческий подход к решению проблем и самоуправление.

2 (II). Программа обучения методам учения, повышения эффективности учения и применения индивидуализированных форм обучения, отвечающих требованиям личности и ее способностям и возможностям.

3. (I) «Содержательная» программа обучения, обычно состоящая из интегрированных тем.

Ваш путь

самосовершенствования неповторим и уникален!

Желаем успехов!

 

ГЛОССАРИЙ

 

Выбор объекта – выявление адреса реальной искомой ситуации, конкретного объекта действительности, о котором журналист будет писать; обеспечение выработки тематической заявки, проекта будущей темы.

Документ – информация, запечатленная на любом носителе, на любом языке, имеющая семантическую ценность.

Идея– главная мысль, вытекающая из целостного восприятия журналистского произведения. Идея журналистского произведения носит программный характер, предстает перед читателем как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.

Интенсивный путь развития творческого потенциала – в процессе мобилизации функционального потенциала для решения значимых для личности задач, связанных с эмоциями, потребностями, установками, целями и задачами, стоящими перед личностью.

Источник информации – человек или предмет, который передает информацию. Различают первоисточники и второисточники.

Модель – образ предмета или явления, который создается журналистом мысленно или схематически условно для использования в качестве замещения реального предмета или явления.

Образный ориентир – эмоционально озвученный «образ разумного действия».

Предмет журналистской деятельности – это требующая переработки информация об окружающем мире в реальной конкретной области, обладающая определенной степенью насыщенности. Носит многоаспектный характер – одному и тому же объекту могут соответствовать несколько различных предметов.

Предмет журналистского творчества – реальная конкретная ситуация в определенном аспекте избранной для обсуждения в средствах массовой информации проблемы.

Предметная сфера деятельности журналиста проявляется в тематическом своеобразии выступлений автора и может трактоваться как тематическая сфера.

Проблема– вопрос, который требует немедленного разрешения или выработки линии решения. В основе проблемы лежит противоречие, которое отражает разные уровни представлений о желаемом будущем.

Проблематика – идейное осмысление автором тех социальных аспектов, которые он отразил в произведении. Автор выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемого, которые он, исходя их своего идейного миросозерцания считает наиболее существенными.

Реализация творческого потенциала – рефлексивно-творческое усилие.

Стратегия жизнепорождения – стратегия постоянного наращивания творческого потенциала, при которой человек постоянно ставит для себя далекие цели, раздвигая этим горизонты своего развития и предпринимает творческие усилия для воплощения своих мечтаний.

Творческий потенциал – психоэнергетическое напряжение, возникающее между устремлениями, возможностями и реальной жизнью человека.

Творческий потенциал журналиста – система личностных способностей журналиста (публициста), в которую включается изобретательность; воображение; критичность ума; открытость ко всему новому, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности, побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

Творческое решение задачи в журналистике – это открытие «нового поля деятельности», т.е. обогащение, развитие предмета. Который осваивает журналист. В предмете обнаруживается столкновение внутренне противоречивых свойств и, как следствие – рождение нового качества.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора; круг жизненных явлений, отражаемых журналистом. Тема всегда есть обозначение конкретной реальной ситуации, взятой в отношении к масштабной общественной проблеме под определенным углом зрения.

Тематическая специализация – признак авторской индивидуальности. Нацеленность на одну или несколько родственных тем ведет к всестороннему раскрытию творческого потенциала автора.

Устанавливаемые характеристики журналистского текста, в которых отражается предметные особенности творческого процесса журналиста: тема, идея, образный ориентир.

Факт – результат обобщения знаний о мире, как абсолютное, объективное знание, очищенное от авторского мнения, отношения, оценок. Наиболее адекватная языковая форма, представляющая в языке факт – это простое предложение, лишенное средств выражения субъективно-модальных значений.

Экстенсивный путь развития творческого потенциала – в процессе созревания личности, социобиологического развития, обучения, целенаправленной тренировки и т.д.

 

 

 


[1] Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.: «Гендальф», 1998.С.49-62.

[2] Здесь и далее для всех тестов этого раздела в основу положена «Методика по изучению творческого мышления» Галфорда и Торренса в модификации Б.С.Туник, Д.Б.Богоявленской, Т.А.Барышевой. Адаптация к профессиональному обучению студентов-журналистов Е.С.Дорощук.

[3] Тест модифицирован нами с учетом особенностей журналистской деятельности.

[4] Мы модифицируем этот показатель как оперативность.

[5] Использована методика, предложенная В.Г.Рындак и А.В.Москвиной.// В кн.: Личность. Творчество. Развитие. – М., 2001.

[6] Тест разработан Г.С.Мельник и А.Н.Тепляшиной (2004). Цит. по: Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С.241-245.

[7] Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М., 2000.

[8] Личность. Творчество. Развитие. Авт.-сост.: Рындак В.Г., Москвина А.В. Под ред. Рындак В.Г. – М., 2001. – С.79.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.009 с.)