ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА



 

Лаборатория творчества журналиста – это цикл лабораторных работ, выполнив которые студенты смогут более полно ощутить атмосферу и особость деятельности в журналистике.

Цель лаборатории творчества журналиста – сформировать и закрепить у студентов навыки и умения практической работы в условиях планирования и осуществления познавательной журналистской деятельности.

К задачам лаборатории творчества журналиста относятся:

а) выработка умений работы с журналистскими текстами;

б) тренинг познавательных методов и методик (наблюдения, беседы, проработки документов и т.п.);

в) профессиональное знакомство с практической журналистикой как познавательной деятельностью;

г) рефлексия творческого процесса в журналистике как собственного творчества.

Данная форма работы студента предусматривает массированную учебную деятельность студентов в лаборатории практической творческой деятельности журналиста. Это модульная система лабораторного обучения, включающая в себя самостоятельную работу студента под руководством консультанта-преподавателя. Методические материалы для работы в лабораториях творчества журналиста включают формулировку задания, цель и задачи работы, алгоритм лабораторной работы, список литературы и источников, которым можно пользоваться при выполнении работы.

Работа в условиях лаборатории предполагает индивидуальную учебную деятельность студента. Лабораторные работы являются обязательной частью мастерской творчества журналиста, оцениваются по пятибалльной системе, затем баллы суммируются и входят в зачет по курсу. Студент выполняет 4 лабораторных работы, согласно заданиям в рамках каждой мастерской творчества журналиста. Два задания содержат альтернативные работы, среди которых студент выбирает по своему желанию одну для выполнения.

Предлагается матрица оценок, которую можно использовать как ориентировочную. Общая сумма баллов (max), которую может получить студент по итогам лабораторного практикума – 20. Это соответствует высокой степени оценки студента. Минимальная сумма, которая может быть выставлена студенту, требуемая для зачета по лабораторному практикуму – 12 баллов. Если студент получает сумму ниже требуемой, то преподаватель-консультант решает, какие работы необходимо сделать заново или предлагает студенту новые формы лабораторных исследований в индивидуальном порядке.

 

Матрица оценок работ лабораторного практикума

Тема работы Степень сложности Рейтинг работы Мастерская творчества Баллы (max) Рекомендованное количество учебных часов на выполнение работы: ауд./сам.
ЛЗ № 1. Источники информации в деятельности журналиста ИЛИ ЛЗ № 7 Интервью на актуальную тему: техника и технология подготовки Средняя Технология творчества журналиста 4/2
ЛЗ № 2. Новости в системе СМИ: специфика печатных и электронных медиа ИЛИ ЛЗ № 5. ЛИД – что это такое? ИЛИ ЛЗ № 6 Моделирование радионовости Средняя   Журналистское произведение 4/4
ЛЗ № 3. Проектирование первой стадии познания журналистской деятельности Низкая Индивидуальность в журналистской деятельности 2/4
ЛЗ № 4. Проектирование второй стадии порождения текста журналистской деятельности: правила создания текстов СМИ Высокая Индивидуальность в журналистской деятельности 6/6
Итого:       16/16

 

Низкая степень сложности предполагает наличие в работе элементарных требований по шкале от 1 до 2. Студент обладает знаниями, обеспечивающими выполнение заданий такого рода.

Средняя степень сложности предполагает наличие в работе требований и заданий повышенной сложности, содержащих исследовательские задачи, которые требуют дополнительной подготовки и включения творческой инициативы. Шкала сложности колеблется от 3 до 4.

Высокая степень сложности предполагает активизации всех личностных учебно-творческих качеств личности студента, учета индивидуальных особенностей и свободной ориентации в разных видах и формах учебной деятельности. Шкала сложности наивысшая – 5.

Таким образом, зачет по лабораторному практикуму является обязательной формой промежуточной отчетности по курсу «Основы журналистской деятельности» и включается в систему общего зачета по совокупности выполненных работ

 

 

Лабораторное задание № 1

Источники информации в деятельности журналиста

Цель работы: спроектировать систему источников информации с учетом специфики журналистской деятельности.

Задачи работы:

1.проанализировать основные виды источников информации в публичной сфере;

2.составить типологическую карту-матрицу источников информации;

3.провести анализ источников информации в конкретном журналистском материале;

4.провести эксперимент с использованием источников информации.

 

План работы

 

1. Выберите одно издание из представленного списка:

1.1.Российская газета

1.2.Комсомольская правда

1.3.Известия

1.4.МолодежьТатарстана

1.5.Республика Татарстан

1.6.Аргументы и факты

 

2. Изучив номер газеты, выберите два текста (не рекламного характера) для анализа.

3.Составьте типологическую карту-матрицу (произвольно) источников журналистской информации, ориентируясь на три основных типа: документ, человек, предметная среда. В карте отразите типологические.

4.Определите для каждого выбранного текста перечень источников информации и их функции, используя для этого карту-матрицу (см. п.3.). Опишите источники по текстам как систему.

5. Выделите в выбранном издании один оперативный повод (событие) и на его основе спроектируйте мини-систему источников информации, которую бы Вы предпочли как потенциальный автор материала. При этом, обозначьте задачи, решаемые журналистом (Вами как автором материала) при использовании данного источника.

6.Сделайте выводы по результатам лабораторной работы, в которых отразите характер используемых журналистом источников информации в каждом конкретном случае.

Лабораторное задание № 2

Новости в системе СМИ:

Специфика печатных и электронных медиа

Задание:определить специфику новостей в разных средствах массовой информации.

Цель работы: проследить, каковы особенных характеристики новостей в зависимости от того, какой канал используется для их передачи.

Задачи:

а) проанализировать материалы, напечатанные в газете и журнале за последнюю неделю;

б) выделить и обозначить критерии оценки новости, раскрывающие особенности новости в печатных СМИ и на радио;

в) описать специфику «говорящей» новости и напечатанной новости, проведя их сравнительный анализ по выделенным выше критериям.

 

План работы

1. Выберите три материала, напечатанные за последнюю неделю в газете и журнале. Внимательно прочитайте выбранные тексты.

2. Проведите контекстный обзор новостей в выбранных материалах, для этого выделите информационные поводы, послужившие предметом для написания текстов, и сопоставьте формы и специфику их передачи. Результаты сопоставления занесите в таблицу по образцу 1.

3. Проведите исследования разных новостей, в которых отследите специфику радио и печатной новости: особенности ее воздействия и восприятия. Для этого используйте выделенные информационные поводы и на основе их составьте тексты, которые, на ваш взгляд, могли бы быть переданы по радио. Их должно получиться также три или более.

4. Теперь проанализируйте, чем отличаются ваши радио тексты от напечатанных газетных и журнальных. Результаты занесите в таблицу, которую составьте произвольно.

5. Подведите итоги в коротком резюме, где обозначьте отличия новостных форм в печатной и электронной журналистике.

Таблица.

Образец 1

 

Наименование материла Информационный повод (описание)   Особенности восприятия (о чем? для кого? с какой целью?)
     
     
     

 

КАКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. – М., 2002.

Корконосенко С.Г.Основы журналистики. – СПб., 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2000.

 

Лабораторное задание № 3

Проектирование первой стадии познания

Журналистской деятельности

 

 

Задание:освоить стадиальность журналистской деятельности и закрепить умения планирования творческого процесса в журналистике и связях с общественностью.

Основная цель проектирования первой стадии познания журналистской деятельности: формирование целостной модели деятельности журналиста в контексте публичной коммуникации.

Задачи:

а) разработка проектной модели – выбор области журналистской деятельности;

б) конкретизация предмета исследовательской журналистской деятельности;

в) определение круга вопросов, требующих познавательной деятельности;

г) выработка стратегии и тактики работы с источниками информации;

д) приобретение навыков работы с источниками информации и сведений;

е) формулирование реальной конкретной ситуации в творческой деятельности журналиста и ее разработка.

План работы

Подготовительная стадия

1. Определите состав коллегиальной группы проектирования – творческой бригады из трех (пяти) человек.

2. Определите объект познания как зону журналистского интереса (на основе анализа конкретных публикаций СМИ).

3. Обозначьте основные задачи, которые вам предстоит решать в ходе изучения данного объекта.

Проектировочная стадия

1. Сформулируйте тему вашего творческого проекта, т.е. то, что вы будете познавать, то, о чем будете писать. Тема должна соответствовать потребностям аудитории, на которую рассчитан проект, она должна быть актуальной, обусловленной также объективными потребностями теории и практики массовой информации. Тема должна быть очень конкретна.

2. Обозначьте идею проекта – тот предмет, который вы отражаете в данном проекте.

3.Сформулируйте четко определение предмета вашего творческого проекта. Это должна быть тематическая форма типа: Наша область исследования – повышение качества обучения в негосударственном вузе. Или: В рамках проекта мы решаем проблему освещения смотра художественной самодеятельности в вузах «Студенческая весна – 2006». И т.д. Включите ваше определение предмета в резюме проекта.Резюме проекта должносодержать краткое описание исследовательской (познавательной) работы в целом, которую вы как авторы планируете проделать. Резюме не должно превышать по объему 0,25 страницы.

4.Стратегия и тактика идеи проектавключает в себя описание процесса планирования образа идеи информационного проекта и техническое планирование, включающее в себя процесс создания имиджа идеи, описание источников, коммуникационных каналов. В результате составьте стратегический и тактический (долгосрочный и краткий) планы ваших действий по повышению компетентности и уровня знаний для раскрытия выбранной вами темы. В этих планах отразите, обязательно, какие источники (типы) вы планируете использовать. Какие из них вам хорошо знакомы, а какие вы вводите в свою познавательную деятельность впервые?

5.Обозначьте, какие коммуникационные контакты вы планируете: с кем и когда вы будете говорить, общаться иными методами (какими именно?)?

6.Проведение направленного изучения конкретной информационной ситуации: как вы будете изучать ваш предмет, какие предполагаете собрать материалы, как ими распорядитесь, какие поручения будут сформулированы для каждого из членов творческой коллегии? Здесь же вы анализируете, обобщаете и теоретически объясняете факты, полученные в результате исследования.

Проект оформляется произвольно.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.50.201 (0.008 с.)