Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5: Психологические характеристики творческой личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Индивидуально-психологические характеристики творческой личности. 2. Факторы формирования личности художника. 3. Возрастная динамика творческой продуктивности.
Креативность – главное свойство творческой личности. Среди личностных свойств, влияющих на креативность как универсальную способность к творчеству, Малахова И.А. выделяет следующие: природные задатки и индивидуальные особенности человека; возрастные параметры развития; социальная среда; характерологические особенности; мотивы и дисциплина творчества; структура и характер деятельности. Я.А.Пономарев выделяет два основных личностных качества, способствующих творческому процессу: 1. способность действовать «в уме», определяемая как высокий уровень внутреннего плана действий; 2. интенсивность поисковой информации и чувствительность к побочным образованиям. Главное качество любой творческой личности: При разнообразии формулировок общим является то, что творческая личность – это свободная личность, т.е. личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я» (К. Роджерс). От художника требуется ясность жизненной позиции, заинтересованность в судьбах людей, осмысление времени. В англоязычной литературе к главным качествам творческой личности причисляют чувство самоидентичности. Творческий человек ценит свою уникальность и неповторимость, «не стыдится» ее. Ведь любой творческий акт – это форма духовного «самообнажения». Многочисленные исследователи выделяют свои составляющие творческого потенциала. Наиболее важными чертами гения считаются высокий интеллект и особые способности, которые перевешивают. Плюс добавляют упорство, безрассудную смелость, интеллектуальную отвага. Интересно, что творческие натуры легко приспосабливаются к людям, но в целом они менее склонны к социальным контактам, общению. По сравнению с общей популяцией найдено преобладание шизотимических черт и интравертированность. Творчество – это синдром раскрепощенности. То есть, творческие люди характеризуются отсутствием как познавательного, так и поведенческого угнетения. Г.Айзенк связал творчество с личностно измеренным психотизмом: агрессивностью, холодностью, эгоцентризмом, импульсивностью, антисоциальностью, упрямством. Часто у творческих личностей встречаются такие черты, как: Ø «детскость», доходящая до инфантилизма; Ø особое, «горькое», чувство юмора; Ø «самостояние» человека; Ø наивность, чудачества и заблуждения гениев. Структура творческой личности состоит из следующих компонентов (И.А.Малахова): а) творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности; б) индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей; в) творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты. Количество свойственных творческой личности качеств, изучаемых различными исследователями, очень велико, и зачастую выделяются противоположные друг другу характеристики. Исследуемые качества представляют самые разные стороны и уровни личности: среди них есть интеллектуальные, мотивационные, характерологические. Но они рассматриваются как рядоположенные, равнозначные вне всякой иерархии. Наиболее противоречивы данные об эмоциональной уравновешенности. Гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, но множество экспериментальных результатов противоречат этому. Н.О.Лосский, занимаясь типологией человеческих характеров, взял за основу классификации то, что сегодня называется направленностью личности: то, “чем жив человек”, что для него самоценно, а не служит средством для чего-то более значимого. С этой точки зрения Н.О.Лосский различал три основные типа “характеров”: Ø Чувственный. Главным для таких людей является удовлетворение физических потребностей. Ø Эгоцентрический. Для эгоцентрика главное – самоутверждение в той или иной форме, в том числе, может быть, и наносящее ущерб потребностям первого уровня. Ø Сверхличный. Это люди, для которых главным становится что-либо, не имеющее, казалось бы, отношения ни к их телу, ни к их эго. К этому высшему типу относятся, в частности, выдающиеся творцы в искусстве и других областях культуры. Н.О.Лосский отметил, что у выдающихся творцов некоторые качества второго, эгоцентрического уровня (себялюбие, тщеславие, ревность и т.д.) бывают иногда “чудовищно развиты”. И, тем не менее, они обладают еще более высокой способностью освобождаться от них в творчестве, делаться проводниками сверхличного. Среди людей, художественно одаренных, есть представители разных типов акцентуаций характера. С одной стороны, творческая деятельность накладывает свой отпечаток на личность, развивая акцентуации, а с другой, – некоторые акцентуации характера благоприятствуют развитию способностей. Исследования Н.В.Рождественской актерски одаренных личностей показали, что наиболее существенными для них являются следующие акцентуации (в порядке частоты встречаемости) (в терминологии К.Леонгарда): 1. гипертимный тип 2. застревающий тип 3. эмотивный тип 4. циклотимия 5. демонстративный тип 6. аффективно-экзальтированный тип 7. интроверсия Дайте характеристику известной Вам творческой личности по тем параметрам, которые выделены в параграфе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.006 с.) |