![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5: Психологические характеристики творческой личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Индивидуально-психологические характеристики творческой личности. 2. Факторы формирования личности художника. 3. Возрастная динамика творческой продуктивности.
Креативность – главное свойство творческой личности. Среди личностных свойств, влияющих на креативность как универсальную способность к творчеству, Малахова И.А. выделяет следующие: природные задатки и индивидуальные особенности человека; возрастные параметры развития; социальная среда; характерологические особенности; мотивы и дисциплина творчества; структура и характер деятельности. Я.А.Пономарев выделяет два основных личностных качества, способствующих творческому процессу: 1. способность действовать «в уме», определяемая как высокий уровень внутреннего плана действий; 2. интенсивность поисковой информации и чувствительность к побочным образованиям.
От художника требуется ясность жизненной позиции, заинтересованность в судьбах людей, осмысление времени. В англоязычной литературе к главным качествам творческой личности причисляют чувство самоидентичности. Творческий человек ценит свою уникальность и неповторимость, «не стыдится» ее. Ведь любой творческий акт – это форма духовного «самообнажения». Многочисленные исследователи выделяют свои составляющие творческого потенциала. Наиболее важными чертами гения считаются высокий интеллект и особые способности, которые перевешивают. Плюс добавляют упорство, безрассудную смелость, интеллектуальную отвага. Интересно, что творческие натуры легко приспосабливаются к людям, но в целом они менее склонны к социальным контактам, общению. По сравнению с общей популяцией найдено преобладание шизотимических черт и интравертированность. Творчество – это синдром раскрепощенности. То есть, творческие люди характеризуются отсутствием как познавательного, так и поведенческого угнетения. Г.Айзенк связал творчество с личностно измеренным психотизмом: агрессивностью, холодностью, эгоцентризмом, импульсивностью, антисоциальностью, упрямством.
Часто у творческих личностей встречаются такие черты, как: Ø «детскость», доходящая до инфантилизма; Ø особое, «горькое», чувство юмора; Ø «самостояние» человека; Ø наивность, чудачества и заблуждения гениев. Структура творческой личности состоит из следующих компонентов (И.А.Малахова): а) творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности; б) индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей; в) творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты. Количество свойственных творческой личности качеств, изучаемых различными исследователями, очень велико, и зачастую выделяются противоположные друг другу характеристики. Исследуемые качества представляют самые разные стороны и уровни личности: среди них есть интеллектуальные, мотивационные, характерологические. Но они рассматриваются как рядоположенные, равнозначные вне всякой иерархии. Наиболее противоречивы данные об эмоциональной уравновешенности. Гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, но множество экспериментальных результатов противоречат этому. Н.О.Лосский, занимаясь типологией человеческих характеров, взял за основу классификации то, что сегодня называется направленностью личности: то, “чем жив человек”, что для него самоценно, а не служит средством для чего-то более значимого. С этой точки зрения Н.О.Лосский различал три основные типа “характеров”: Ø Чувственный. Главным для таких людей является удовлетворение физических потребностей. Ø Эгоцентрический. Для эгоцентрика главное – самоутверждение в той или иной форме, в том числе, может быть, и наносящее ущерб потребностям первого уровня. Ø Сверхличный. Это люди, для которых главным становится что-либо, не имеющее, казалось бы, отношения ни к их телу, ни к их эго. К этому высшему типу относятся, в частности, выдающиеся творцы в искусстве и других областях культуры.
Н.О.Лосский отметил, что у выдающихся творцов некоторые качества второго, эгоцентрического уровня (себялюбие, тщеславие, ревность и т.д.) бывают иногда “чудовищно развиты”. И, тем не менее, они обладают еще более высокой способностью освобождаться от них в творчестве, делаться проводниками сверхличного. Среди людей, художественно одаренных, есть представители разных типов акцентуаций характера. С одной стороны, творческая деятельность накладывает свой отпечаток на личность, развивая акцентуации, а с другой, – некоторые акцентуации характера благоприятствуют развитию способностей. Исследования Н.В.Рождественской актерски одаренных личностей показали, что наиболее существенными для них являются следующие акцентуации (в порядке частоты встречаемости) (в терминологии К.Леонгарда): 1. гипертимный тип 2. застревающий тип 3. эмотивный тип 4. циклотимия 5. демонстративный тип 6. аффективно-экзальтированный тип 7. интроверсия
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.53.18 (0.008 с.) |