Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие личностного роста преподавателя
Понятие «личностный рост преподавателя» связывается с рассмотрением нескольких категорий: личность, развитие, рост, саморазвитие, самоактуализация, самосовершенствование, саморегуляция, самоосмысление, самоопределение. С точки зрения психологии личность может быть представлена как феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. В качестве сформированности личности выделяют такие критерии, как: наличие социально значимых мотивов и по происхождению, и по смыслу; способность личности к сознательному руководству собственным поведением. В целом личность характеризуют активность, направленность, наличие глубинных смысловых структур. Педагог представляет собой развивающуюся личность, проходящую все фазы личностного развития — от адаптации к индивидуализации, а затем к интеграции. В связи с этим можно сказать, что педагог как личность постоянно стремится к самоактуализации и самосовершенствованию. Это определяется спецификой самой педагогической деятельности, предполагающей инициативность, самостоятельность мышления, изобретательность, способность к импровизации. Самоактуализация — это способность человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самосовершенствование — осознание личного идеала, сопоставление с коим вызывает недовольство собой и стремление изменить себя. Самоактуализация и самосовершенствование личности происходят в процессе поиска смысла жизни и ответов на вопросы: живет ли человек в соответствии с присущими ему ценностями и потребностями? Каким образом он соединяет в своей жизни то, что хочет, может, должен, имеет? Есть ли у него жизненные перспективы? В зависимости от того, какими ценностными отношениями руководствуется человек, происходит формирование смысла жизни на основе самоосмысления как активности особого рода, направленной на осознание ведущих мотивов и поиск ответов на вопросы: «Как я хочу жить? Для чего я живу?», — которые, в свою очередь, позволяют определить стратегию жизненного пути. Жизненный путь можно рассматривать через совокупность занятий, явлений, таких, как выбор профессии, карьера, жизненные кризисы, структуры общения в различных видах деятельности. Он реализуется личностью на основе осознания собственных выборов и предпочтений; профессиональной ориентации как профессиональной судьбы на жизненном пути; оптимистического или пессимистического восприятия будущего в зависимости от социальных перспектив, таких, как преодоление кризисов, разрешение жизненных противоречий. Поэтому жизненный путь представляет собой движение человека вперед и вверх, к более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности и достижение личностного и профессионального совершенства.
Процесс самоактуализации неразрывно связан со способностью личности к самоопределению путем сознательного утверждения собственной позиции. Именно она заставляет человека проявлять активность, рефлексировать, соотносить себя с другими людьми и тем самым находить свое место в социуме. Это происходит на уровне удовлетворения неудовлетворения собой и как следствие ведет к поиску новых путей и возможностей для личностного роста. Следует отметить, что личностный рост как процесс приобретения невозможен без саморегуляции, которая помогает личности понять и принять цель своей активности, смоделировать значимые условия деятельности и на этой основе наметить программу собственных исполнительских действий, выработать и выбрать критерии ее успешности, получить информацию о полученных результатах, оценить их и на этой основе принять решение о необходимости коррекции деятельности или приобретения нового навыка. Основа личностного роста — «Я-концепция». Понятие «Я» используется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В философском плане «Я» рассматривается как духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Психологи соотносят его, с одной стороны, с понятием «личность», с другой — с понятием «самосознание», но оно не исчерпывается ни тем ни другим, поскольку «Я» не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри. Наше «Я» — это сфера личности, характеризующаяся внутренним осознанием самого себя и осуществлением приспособления личности к реальности.
Несомненно, «Я» — это продукт самосознания, но человек воспринимает и осознает себя целостно, потому что есть физическое «Я», т. е. тело, внешность, физическое состояние конкретного человека. Существуют эмоциональное «Я» в виде чувств, переживаний, настроения и интеллектуальное «Я» — мир мыслей. Наконец, человек воспринимает себя как существо социальное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми, в свою профессиональную деятельность и имеющее определенные ценности, интересы, установки. «Я-концепция» — достаточно сложное и многоуровневое образование, которое может быть представлено как совокупность установок «на себя»: «Я» реальное, идеальное, зеркальное, выраженное в представлении о том, каков человек на самом деле, каким он хотел бы быть, как его воспринимают другие в физическом, социальном, умственном, эмоциональном плане. Основным побудителем, движущей силой поведения и действий человека, ориентиром его личностного роста является «Я-идеальное». Следует отметить, что поведение личности в направлении формирования «Я-концепции» зависит от ракурса индивидуального восприятия: во-первых, человек по своей природе субъективен; во-вторых, всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания; в-третьих, желание человека осуществить свое стремление стать тем, кем он может быть, реализуется через процесс саморазвития посредством самовыражения. Самовыражение человека является объективно необходимым условием его жизни как в физическом, так и в духовном плане. Самовыражение — это сущностная потребность человека; процесс и результат его самоопределения, самоутверждения; творческий процесс, который направлен на обеспечение саморазвития как развертывания сущности «Я» (А. С. Косогорова). Саморазвитие — это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и внутренний мир с целью его преобразования. Выделяют отличительные черты развитой личности: удовлетворение своих нужд без ущерба для других людей; достижение значительного успеха в деятельности, так как это служит объектом самовыражения; демонстрация энергии и жизнестойкости в своей повседневной жизни; открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту. Можно проследить динамику развития, складывания «Я-концепции» человека по формуле «осознание — знание — сознание». В процессе развития и социализации личности происходит постепенное выделение себя из окружающей действительности: трехлетний ребенок своей категоричностью «я сам» как бы заявляет о себе. В процессе роста, приобретения опыта и суммы знаний формируется сознание, выраженное в осуществленной позиции, ценностных факторах и отношении личности к окружающему миру, другим людям. Человек живет, взаимодействуя с ними, поэтому ему совсем не безразлична их оценка. Эта оценка эмоционально окрашена, кроме того, она помогает личности лучше узнать себя, взвесить свои возможности, и хотя любая оценка — элемент субъективизма, но именно она является основным инструментом формирования образа «Я». Таким образом, можно сказать, что «Я-концепция» — это соединение трех составляющих: осознания себя как ценности; осознания себя как целостности; осознания себя как уникальной творческой личности.
Сформированная «Я-концепция» позволяет человеку отстаивать приоритеты в выборе действий и поступков, самоопределении, формировании себя, а также сосредоточивает его внимание на постижении и развитии своих внутренних сил, эмоций, отношений, убеждений, ценностей, помогает найти ответы на вопросы: «Кто я? Что я собой представляю? Какой я?» Личностный и профессиональный рост невозможен без сформированного самосознания и профессионального самосознания. Самосознание рассматривается как осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, ее нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения; как полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе. Профессиональное самосознание рассматривается как комплекс представлений человека о себе как о профессионале, целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу. В связи с этим профессиональное самосознание включает в себя следующие компоненты: осознание человеком норм и правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с абстрактным или конкретным коллегой; самооценивание человеком своих отдельных сторон, понимание себя, своего профессионального поведения, самоотношение, оценивание себя. Можно представить самосознание профессионала и так: — сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; · знание степени своего соответствия профессиональным эталонам, своего места в структуре профессиональных ролей, в иерархии общественных положений и свое мнение о них; · знание о степени притязаний человека в профессиональной группе; · знание своих сильных и слабых сторон, путей совершенствования, своего индивидуального почерка в работе. Профессиональное самосознание педагога может быть представлено как: актуальное «Я», т. е. каким себя видит педагог; ретроспективное «Я», т. е. каким себя видит и оценивает педагог по отношению к начальным этапам своей работы; идеальное «Я», т. е. каким бы он хотел себя видеть; рефлексивное «Я», т. е. как, с точки зрения педагога, его оценивают руководители, коллеги, студенты и их родители.
Строение профессионального самосознания педагога структурируется по тем же основаниям, что и самосознание личности. В нем скрещиваются три подструктуры: когнитивная, аффективная, поведенческая. Содержательные характеристики каждой подструктуры: «Я-понимание», «Я-отношение», «Я-поведение» — включают в себя и специфические характеристики, обусловливающие саморазвитие и самоактуализацию педагога в профессиональной деятельности (Л. М. Митина). Когнитивная подструктура содержит три компонента: педагогическую деятельность, педагогическое общение и личность педагога. Личностный компонент обеспечивает потребности личности в самоактуализации, в раскрытии своих творческих возможностей. В аффективной подструктуре «Я-отношение» выделяют два уровня: глобальное и интегральное самоотношение, выраженное в виде самоуважения, самоинтереса, ожидаемого отношения других, за/против собственного «Я». Поведенческая подструктура проявляется в удовлетворенности педагогом своей профессиональной деятельностью, что, в свою очередь, выражается в соотношении между мотивационно-ценностной сферой личности преподавателя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов. Сформированное профессиональное самосознание влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса и выражается в убежденности преподавателей в своей социальной значимости, в использовании конструктивных методов и форм преодоления затруднений, творческой активности, в повышении фрустрационной толерантности, в стимулировании самостоятельности, инициативы обучаемых с ориентиром на их способности, что в самом общем плане позволяет говорить о наличии профессиональной «Я-концепции». Таким образом, в педагогическом профессиональном самосознании реализуется практическая, жизненная функция самосознания не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитивную «Я-концепцию». Она необходима ему для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытия своей индивидуальности, личностного и профессионального роста. В заключение следует отметить, что личностный рост — многогранное и многоаспектное понятие. Поэтому наиболее приемлемым будет рассматривать понятие «личностный рост» как явление саморазвития, как непрерывность процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей ее красе.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.022 с.) |