Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая рефлексия, этика и эстетика педагога

Поиск

Педагогическая рефлексия

Понятие «рефлексия» вошло в науку с именем Р. Декарта, который описал отражательную сторону головного мозга человека. Рефлексия является одной из форм мыслительных функций, описанных и примененных еще Сократом и Платоном. Рефлексия, по мнению древних, является рабочим инструментом человеческого разума.

Рефлексия — размышление, самонаблюдение, самоизучение; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояния; склонность к самоанализу.

В современной науке рефлексия рассматривается как универсальный способ анализа сознания, его возможностей в познании и объективной оценке предметов и явлений действительности (Т. Н. Савинкова). Она соотносится с мышлением и обозначается как обращение назад, отражение, анализ собственных действий и состояний.

Рефлексия является важной компонентой процесса саморегуляции, обеспечивающей личные адаптацию и развитие (С. В. Морозюк), и рассматривается как процесс переосмысления различных подструктур личности: «Я — физическое тело», «Я — биологический организм», «Я — социальное существо», «Я — субъект творчества», «Я — исполнитель», «Я — контролер» и т. д.

Суммируя приведенные выше дефиниции, следует отметить, что все они в совокупности определяют многообразие содержаний, выступающих в качестве предметов, на которые может быть направлена рефлексия. Личность может рефлексировать и знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия, и представления о внутреннем мире другого человека, и причинах его поступков, и образах собственного «Я» как индивидуальности.

Рефлексия помогает педагогу быть более гибким в процессе педагогической деятельности, реализовывать свои замыслы более эффективно, выстраивать кооперативные отношения с другими людьми, вносить в свою деятельность необходимые изменения.

Поскольку рефлексия является одним из механизмов успешного решения творческих задач, то с ее помощью у человека появляется возможность перестраивать неадекватную модель поведения, заменяя ее на новую, более эффективную.

Главная особенность педагогической рефлексии заключается в реализации принципа свободы внутри педагогического процесса, так как она по своей природе самостоятельна и строится на потребности понять себя и происходящее в себе.

Рефлексия как социокультурный феномен представляет собой инструмент формирования профессиональной духовности, выступает формой теоретической деятельности развитого человека, направленной на осмысление собственных действий, законов природы и общества.

Педагогическая рефлексия входит в структуру деятельности преподавателя и разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Рефлексия отображает содержание наличного явления субъективной реальности в настоящий момент, даже если она высвечивает «прошлое содержание», поэтому характеризуется тем, что всегда ситуативна, а ее содержанием являются осуществляемая деятельность и мышление по принципу «здесь и теперь».

Рефлексия рассматривается как эвристический метод, основанный на принципе познания и анализе человеком явлений собственного сознания и деятельности. Выделяют следующие виды рефлексии:

· элементарную, которая приводит к рассмотрению и анализу знаний, поступков, к размышлению о границах и значении;

· научную, которая направлена на критику и анализ теоретического знания на основе методов научного познания;

· философскую, которая позволяет осознать и осмыслить основания бытия и мышления, человеческой культуры в целом.

Педагогическая рефлексия как образовательно-воспитательное явление принадлежит двум областям: онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, т. е. к педагогике, и психологической, поскольку педагог — субъект, выражающий отношение к самому себе и своей деятельности.

Педагогическая рефлексия имеет свой предмет, в качестве которого выступают все явления, содержащиеся во внутреннем плане индивида: знания, представления, чувства, разнообразные переживания, отношения, желания, ценности.

Рефлексия — это большая внутренняя работа соотнесения себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует педагогическая профессия.

Однако рефлексия — это не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления (Б. 3. Вульфов). Выделяются некоторые ее особенности как компонента готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин):

психологическая готовность, т. е. определенная направленность на различные виды профессиональной деятельности преподавателя в учебно-воспитательном процессе;

научно-теоретическая готовность, т. е. наличие у педагога научно-теоретических, психолого-педагогических, специальных знаний, необходимых для рефлексии;

практическая готовность, т. е. наличие практических умения и навыков, помогающих осуществить разные виды профессиональной деятельности педагога.

Особенностью механизма педагогической рефлексии является его двухуровневость: предметный уровень предполагает действия, образ действия; личностный — социально-психологическую сферу.

Т ипы рефлексии. Выделяют следующие типы рефлексии: личностно-смысловой, кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный.

Личностно-смысловои тип рефлексии понимается как переосмысление и перестройка субъектом содержания своего сознания, деятельности, общения, поведения, целостного отношения к окружающему миру. Он обеспечивает на основе прежнего опыта возможность реализовать механизм внутренней обратной связи и обеспечить тем самым эффективность и успешность процессов самопознания и саморегуляции, поэтому его можно рассматривать как стимулятор личностного и профессионального роста, когда за счет рефлексивных процессов обнаруживаются и устраняются различные помехи и ограничения профессиональной деятельности. Личностно-смысловои тип рефлексии позволяет реализовать творческий потенциал личности за счет процесса переосмысления, который протекает в несколько этапов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку:

· актуализацию смысловых структур «Я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее осмыслении;

· исчерпание этих актуализирующихся смыслов при апробировании имеющихся стереотипов опыта и шаблонов действия;

· их дискредитацию, вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий;

· этап непосредственного переосмысления через осмысление целостным «Я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней, инновацию принципов конструктивного преодоления противоречий;

· реализацию заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержания личностного опыта и адекватное преодоление противоречий конфликтно-проблемной ситуации.

Кооперативный тип рефлексии понимается как высвобождение субъекта из процесса деятельности, выход его во внешнюю позицию по отношению к ней с целью обеспечения взаимопонимания и совместной согласованности действий. Функция этого типа рефлексии заключается в переосмыслении и реорганизации коллективной деятельности при столкновении сложившихся норм организации коллективного взаимодействия с условиями, требующими ее изменения.

Коммуникативный тип рефлексии направлен на осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, поэтому рефлексия рассматривается как важный компонент межличностного общения и социальной перцепции. Она выполняет ряд функций: познавательную, регулятивную, развития, поскольку в процессе общения происходит смена представлений о партнере по общению из-за актуализации противоречий между представлениями о партнере и его реальными индивидуально-психологическими чертами, раскрывающимися в обшении.

Интеллектуальный тип рефлексии определяется как процесс соотнесения человеком способа своего действия с особенностями условий, в которых это действие требуется выполнить. Функцией интеллектуального типа является механизм переосмысления и преобразования исходной модели объекта в более адекватную на основе новой информации о нем.

Для реализации всех типов рефлексии нужны рефлексивно-перцептивные умения, которые связываются (А. А. Реан) с умением учитывать в своей деятельности собственные индивидуально-психологические особенности, способные адекватно оценивать свое психическое состояние, а также осуществлять разностороннее и адекватное восприятие и познание личности обучаемого.

Таким образом, педагогическая рефлексия стимулирует профессионально значимую позитивную ориентацию педагога, его направленность на поиск способов самоутверждения, самосовершенствования, раскрывает творческий потенциал личности педагога и студентов. Рефлексия педагога оказывает сопротивление использованию способов насильственного влияния на личность воспитанника; не позволяет манипулировать сознанием как студента, так и самого преподавателя; содействует тому, что внутренние резервы личности педагога выступают побудителем активности и тем самым способствуют динамике профессиональной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.01 с.)