Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая рефлексия, этика и эстетика педагогаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогическая рефлексия Понятие «рефлексия» вошло в науку с именем Р. Декарта, который описал отражательную сторону головного мозга человека. Рефлексия является одной из форм мыслительных функций, описанных и примененных еще Сократом и Платоном. Рефлексия, по мнению древних, является рабочим инструментом человеческого разума. Рефлексия — размышление, самонаблюдение, самоизучение; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояния; склонность к самоанализу. В современной науке рефлексия рассматривается как универсальный способ анализа сознания, его возможностей в познании и объективной оценке предметов и явлений действительности (Т. Н. Савинкова). Она соотносится с мышлением и обозначается как обращение назад, отражение, анализ собственных действий и состояний. Рефлексия является важной компонентой процесса саморегуляции, обеспечивающей личные адаптацию и развитие (С. В. Морозюк), и рассматривается как процесс переосмысления различных подструктур личности: «Я — физическое тело», «Я — биологический организм», «Я — социальное существо», «Я — субъект творчества», «Я — исполнитель», «Я — контролер» и т. д. Суммируя приведенные выше дефиниции, следует отметить, что все они в совокупности определяют многообразие содержаний, выступающих в качестве предметов, на которые может быть направлена рефлексия. Личность может рефлексировать и знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия, и представления о внутреннем мире другого человека, и причинах его поступков, и образах собственного «Я» как индивидуальности. Рефлексия помогает педагогу быть более гибким в процессе педагогической деятельности, реализовывать свои замыслы более эффективно, выстраивать кооперативные отношения с другими людьми, вносить в свою деятельность необходимые изменения. Поскольку рефлексия является одним из механизмов успешного решения творческих задач, то с ее помощью у человека появляется возможность перестраивать неадекватную модель поведения, заменяя ее на новую, более эффективную. Главная особенность педагогической рефлексии заключается в реализации принципа свободы внутри педагогического процесса, так как она по своей природе самостоятельна и строится на потребности понять себя и происходящее в себе. Рефлексия как социокультурный феномен представляет собой инструмент формирования профессиональной духовности, выступает формой теоретической деятельности развитого человека, направленной на осмысление собственных действий, законов природы и общества. Педагогическая рефлексия входит в структуру деятельности преподавателя и разделяется на внешнюю и внутреннюю. Рефлексия отображает содержание наличного явления субъективной реальности в настоящий момент, даже если она высвечивает «прошлое содержание», поэтому характеризуется тем, что всегда ситуативна, а ее содержанием являются осуществляемая деятельность и мышление по принципу «здесь и теперь». Рефлексия рассматривается как эвристический метод, основанный на принципе познания и анализе человеком явлений собственного сознания и деятельности. Выделяют следующие виды рефлексии: · элементарную, которая приводит к рассмотрению и анализу знаний, поступков, к размышлению о границах и значении; · научную, которая направлена на критику и анализ теоретического знания на основе методов научного познания; · философскую, которая позволяет осознать и осмыслить основания бытия и мышления, человеческой культуры в целом. Педагогическая рефлексия как образовательно-воспитательное явление принадлежит двум областям: онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, т. е. к педагогике, и психологической, поскольку педагог — субъект, выражающий отношение к самому себе и своей деятельности. Педагогическая рефлексия имеет свой предмет, в качестве которого выступают все явления, содержащиеся во внутреннем плане индивида: знания, представления, чувства, разнообразные переживания, отношения, желания, ценности. Рефлексия — это большая внутренняя работа соотнесения себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует педагогическая профессия. Однако рефлексия — это не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления (Б. 3. Вульфов). Выделяются некоторые ее особенности как компонента готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин): психологическая готовность, т. е. определенная направленность на различные виды профессиональной деятельности преподавателя в учебно-воспитательном процессе; научно-теоретическая готовность, т. е. наличие у педагога научно-теоретических, психолого-педагогических, специальных знаний, необходимых для рефлексии; практическая готовность, т. е. наличие практических умения и навыков, помогающих осуществить разные виды профессиональной деятельности педагога. Особенностью механизма педагогической рефлексии является его двухуровневость: предметный уровень предполагает действия, образ действия; личностный — социально-психологическую сферу. Т ипы рефлексии. Выделяют следующие типы рефлексии: личностно-смысловой, кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный. Личностно-смысловои тип рефлексии понимается как переосмысление и перестройка субъектом содержания своего сознания, деятельности, общения, поведения, целостного отношения к окружающему миру. Он обеспечивает на основе прежнего опыта возможность реализовать механизм внутренней обратной связи и обеспечить тем самым эффективность и успешность процессов самопознания и саморегуляции, поэтому его можно рассматривать как стимулятор личностного и профессионального роста, когда за счет рефлексивных процессов обнаруживаются и устраняются различные помехи и ограничения профессиональной деятельности. Личностно-смысловои тип рефлексии позволяет реализовать творческий потенциал личности за счет процесса переосмысления, который протекает в несколько этапов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку: · актуализацию смысловых структур «Я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее осмыслении; · исчерпание этих актуализирующихся смыслов при апробировании имеющихся стереотипов опыта и шаблонов действия; · их дискредитацию, вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий; · этап непосредственного переосмысления через осмысление целостным «Я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней, инновацию принципов конструктивного преодоления противоречий; · реализацию заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержания личностного опыта и адекватное преодоление противоречий конфликтно-проблемной ситуации. Кооперативный тип рефлексии понимается как высвобождение субъекта из процесса деятельности, выход его во внешнюю позицию по отношению к ней с целью обеспечения взаимопонимания и совместной согласованности действий. Функция этого типа рефлексии заключается в переосмыслении и реорганизации коллективной деятельности при столкновении сложившихся норм организации коллективного взаимодействия с условиями, требующими ее изменения. Коммуникативный тип рефлексии направлен на осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, поэтому рефлексия рассматривается как важный компонент межличностного общения и социальной перцепции. Она выполняет ряд функций: познавательную, регулятивную, развития, поскольку в процессе общения происходит смена представлений о партнере по общению из-за актуализации противоречий между представлениями о партнере и его реальными индивидуально-психологическими чертами, раскрывающимися в обшении. Интеллектуальный тип рефлексии определяется как процесс соотнесения человеком способа своего действия с особенностями условий, в которых это действие требуется выполнить. Функцией интеллектуального типа является механизм переосмысления и преобразования исходной модели объекта в более адекватную на основе новой информации о нем. Для реализации всех типов рефлексии нужны рефлексивно-перцептивные умения, которые связываются (А. А. Реан) с умением учитывать в своей деятельности собственные индивидуально-психологические особенности, способные адекватно оценивать свое психическое состояние, а также осуществлять разностороннее и адекватное восприятие и познание личности обучаемого. Таким образом, педагогическая рефлексия стимулирует профессионально значимую позитивную ориентацию педагога, его направленность на поиск способов самоутверждения, самосовершенствования, раскрывает творческий потенциал личности педагога и студентов. Рефлексия педагога оказывает сопротивление использованию способов насильственного влияния на личность воспитанника; не позволяет манипулировать сознанием как студента, так и самого преподавателя; содействует тому, что внутренние резервы личности педагога выступают побудителем активности и тем самым способствуют динамике профессиональной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.008 с.) |