Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология педагогического общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, осуществляемый знаковыми средствами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и направленный на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях его субъектов. Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В одних случаях общение рассматривается как форма жизнедеятельности, в других — как определенная сторона деятельности, а также интерпретируется в особый вид деятельности — коммуникативный, который выступает самостоятельно на определенном этапе онтогенеза и обладает всеми элементами, свойственными деятельности вообще: действиями, операциями, мотивами. Социальный его смысл состоит в том, что общение выступает как важнейшее условие и средство присвоения индивидом достижений исторического развития человечества в непосредственном отражении и во всей системе социальных связей. Педагогическое общение имеет те же характеристики, что и общение в целом, но его специфичность, с одной стороны, проявляется в том, что в его процессе транслируется социально-исторический опыт человечества и соответственно целью его является целенаправленная передача этого опыта. С другой стороны, реципиентом получаемой информации является, как правило, развивающаяся, формирующаяся личность. От правильного построения диалога преподавателя с обучаемыми, от его коммуникативных навыков зависит, какими знаниями, умениями и навыками будет обладать индивид, насколько будут развиты его способности, какими окажутся социально-психологические характеристики личности. Охарактеризовать структуру общения можно и путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: · коммуникативной — обмен информацией между общающимися индивидами; · интерактивной — организация взаимодействия между общающимися индивидами или обмен знаниями, идеями, мнениями и действиями; · перцептивной — процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Три объединенные стороны общения реализуют процесс общения. Если определить общение как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, то можно выделить следующие функции общения: организацию совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга (М. И. Лисина). Если считать педагогическое воздействие основой педагогической технологии, то общение тоже выполняет три описанные функции, но в следующей интерпретации: «открытие студента (ребенка) на общение» направлено на создание педагогом комфортных условий для проявления обучаемым познавательной творческой активности во время совместной учебной деятельности; «соучастие студенту (ребенку) в общении» реализуется через операции демонстрации расположенности, проявления интереса, оказания помощи; «возвышение студента (ребенка) в общении» происходит как стимулирование, поднятие значимости, поддержание оптимистического рубежа. Процесс педагогического общения условно можно представить формулой «деятельность — взаимодействие — общение — контакт». С этой точки зрения общение разделяется на следующие виды (А. А. Леонтьев): - социально ориентированное общение — лекция, доклад, публичное выступление педагога; - групповое предметно ориентированное общение — это коллективное общение, включенное в коллективный труд и непосредственно его обслуживающее, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу; - личностно ориентированное общение, т. е. общение одного человека с другим (преподавателя со студентами, студента со студентом). Такое общение может быть диктальным или деловым, нацеленным на какую-то совместную деятельность и, по сути, совпадающим с предметно ориентированным. Но оно может быть и модальным, т. е. описываемым формулой выяснения отношений. Предложенные виды общения проиллюстрируем применительно к педагогической ситуации. Резонансное общение возникает, когда партнеры понимают друг друга и обмениваются личностно-смысловой информацией на основании возникших от восприятия чувств. Интерес студентов к лекции преподавателя можно проследить, наблюдая за их реакцией: поддакивающие кивки головой, одобрительные возгласы активного слушателя: «Да-да, конечно», проясняющие вопросы к лектору во время и после лекции, слова благодарности за интересную информацию. Преподаватель использует приемы поощрения, быстро реагирует на настроение аудитории и не боится отойти от намеченного плана. Посылает студентам «Я-сооб-щение» и т. д. Стегматное общение не предполагает раскрытие внутреннего мира партнеров, происходит с использованием особых знаков. Например, у части студентов есть своя система общения на учебном занятии, понятная только им, а со стороны воспринимаемая как знак неуважения к педагогу. Этикетное общение оформляется за счет соблюдения определенных ритуалов: приветствие преподавателя стоя, этикетные формулировки прощания по окончании занятия и т. д. Раппортное общение возникает между родителями и детьми, связано с незрелостью личности или отсутствием у нее свободы выбора. Примером такого общения являются ситуации, когда педагог делает нравоучительные замечания нерадивому студенту, заведомо зная, что ответа не последует. Референтное общение возникает тогда, когда получаемая информация оценивается с собственных, личных позиций индивида. Для повышения познавательной активности на учебном занятии преподаватель намеренно создает ситуацию такого общения, предлагая студентам проблемные вопросы, требующие высказывания собственной позиции отвечающего, и это поощряется. Если считать основой общения взаимодействие между субъектами педагогического процесса, то следует о преподавателе и студентах говорить как о партнерах, которые должны обладать набором определенных коммуникативных умений, навыков и культурой. К основным коммуникативным умениям относятся следующие: · волевые качества, т. е. умения управлять своим поведением; внимание, особенно наблюдательность, переключаемость и др.; · социальная перцепция, или чтение по лицу; · умение понимать, а не только видеть, т. е. адекватно моделировать личность студента, его психическое состояние по внешним признакам; · умение подать себя в общении с обучаемыми; · умение оптимально строить свою речь в психологическом плане; · умение речевого и неречевого контакта с обучаемыми. Коммуникативные навыки (Л.А. Поварницына): · навык правильного обращения к партнеру, прямое выражение своих желаний (просьба, требование и т. д.) без принуждения, угроз или извинений; · навык отказа партнеру: прямое, недвусмысленное отклонение просьбы (требования) партнера с указанием причин отказа; · навык выражения одобрения (позитивная обратная связь): прямое выражение позитивных чувств (похвала, комплимент) в адрес человека или его действий; · навык выражения неодобрения (негативная обратная связь): прямое выражение неудовольствия или неодобрения действий человека. Может включать предложение о том, как улучшить эти действия (т. е. какие действия были бы одобрены); · навык эмпатии: выражение понимания (но не обязательно принятия, одобрения) позиции, чувств партнера; · умение попросить обратную связь: прямое обращение к партнеру с просьбой высказать его позицию, мнение относительно ваших действий. Выделяют следующие важные этико-психологические аспекты культуры общения, представляющие собой синтез коммуникативных знаний, умений, навыков: знание психологических особенностей человека, помогающее разбираться в людях, верно оценивать и интерпретировать их состояние, поведение, настроение; знание тех препятствий, барьеров, которые мешают правильному восприятию и соответствующей оценке другого человека, достижению нравственно-психологического единства людей, и путей устранения этих барьеров; умение, способность точно откликаться на психологическое состояние другого человека и его поведение; умение выбирать по отношению к каждому такую форму обращения, которая бы отвечала его индивидуальным особенностям и в то же время не расходилась с требованиями и нормами морали; знание и умение исполнять требования этикета в проявлении уважения к другим людям; постоянная направленность на другого человека. Определение профессионально-педагогического общения должно' характеризовать сущность отношений, складывающихся между преподавателем и студентами, воспитателями и воспитуемыми в процессе взаимодействия. В отношениях с окружающими, в поведении людей делят на три альтернативные пары (В. М. Лещинский, С. В. Кульневич). Такое деление легло в основу многих типологий личностей, проявляющих разную степень активности в процессе общения. Не вдаваясь в подробности типологического описания, зафиксируем внимание на краткой их характеристике. Доминант — недоминант. Доминант — жесткий, без комплексов, давящий. Он не смущается, для него, как правило, не существует неловких ситуаций, положений. Он уверен до самоуверенности и прав, даже будучи не прав. Это — напор, сила, постоянное стремление «вверх». Проявление обиды, агрессии, если, по мнению доминанта, ущемляются его права, амбиции. Недоминант — противоположное поведение и реакции: робкий, стеснительный, легко подчиняемый. Мобильный — ригидный. Мобильный партнер легко переключается, не может долго сосредоточиваться на одной теме, его постоянно тянет в сторону. У него все со всем ассоциируется; он постоянно хочет двигаться, говорить. Стратегия контакта с мобильным предполагается такая: по возможности тормозить его. Экстраверт — интроверт. Собственно суть поведения представителей этих типов ясна из перевода терминов: экстраверт - направленный на других, интроверт — направленный на себя. Помимо типологических особенностей, характер отношений преподавателя к студентам определяют так называемые рабочие позиции педагога (М. А. Вислогузова): позиция «Я — Я» отражает личностные и профессионально-педагогические качества преподавателя, позволяющие ему осознать себя и отрегулировать свое развитие; позиция «Я — Он» обозначает внутренний контакт «преподаватель — студент»; направлена на понимание внутреннего мира другого человека и установление позитивного, дружественного контакта с ним; позиция «Я — Мы» отражает личностные профессионально-педагогические и психолого-педагогические особенности преподавательской деятельности. По знаку направленности отношения между преподавателем и студентами можно обозначить как (И. И. Рыданова): - взаимно-положительные — наиболее оптимальные, строятся на основе психологической совместимости и ею определяются. Могут быть реализованы за счет «Мы-подхода», оказания помощи и просьбы о помощи; - взаимно-отрицательные — конфликтогенные, часто возникают как следствие коммуникативной некомпетентности педагога или как следствие деформации его личности. Чтобы их нивелировать, нужно в корне изменить отношение к студенту, т. е. поменять свою педагогическую позицию, а это непросто; - односторонне-положительно-отрицательные — неустойчивые нестабильные, возникают как следствие штампов в общении: предвзятость поведенческих реакций, следование строго запланированной схеме, манера вести себя со студентами, закрытость преподавателя, выраженная в выполнении только преподавательской функции. У студентов это проявляется как ожидание отрицательной оценки со стороны преподавателя. Трудно уйти от таких отношений, так как требуются позитивный настрой и преодоление разнообразных барьеров общения; - противоречиво-положительные, возникают, когда колеблются симпатии и антипатии. Здесь в основе отношений с перевесом в ту или другую сторону лежит педагогический такт преподавателя; - односторонне-противоречиво-отрицательные и взаимно-противоречивые отношения — отношения со знаком минус, их трудно преодолеть; - объект-объектные отношения, обезличивают процесс общения и сводят его к формальности, поэтому нет ни эмоций, ни прочности в знаниях. Общение пронизывает все стороны формирования личности, формы его многообразны и определяются, прежде всего, характером общественных отношений. Человек в процессе общения испытывает на себе влияние окружающих, сам при этом оказывая определенное влияние на них.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.01 с.) |