Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология педагогического общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, осуществляемый знаковыми средствами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и направленный на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях его субъектов. Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В одних случаях общение рассматривается как форма жизнедеятельности, в других — как определенная сторона деятельности, а также интерпретируется в особый вид деятельности — коммуникативный, который выступает самостоятельно на определенном этапе онтогенеза и обладает всеми элементами, свойственными деятельности вообще: действиями, операциями, мотивами. Социальный его смысл состоит в том, что общение выступает как важнейшее условие и средство присвоения индивидом достижений исторического развития человечества в непосредственном отражении и во всей системе социальных связей. Педагогическое общение имеет те же характеристики, что и общение в целом, но его специфичность, с одной стороны, проявляется в том, что в его процессе транслируется социально-исторический опыт человечества и соответственно целью его является целенаправленная передача этого опыта. С другой стороны, реципиентом получаемой информации является, как правило, развивающаяся, формирующаяся личность. От правильного построения диалога преподавателя с обучаемыми, от его коммуникативных навыков зависит, какими знаниями, умениями и навыками будет обладать индивид, насколько будут развиты его способности, какими окажутся социально-психологические характеристики личности. Охарактеризовать структуру общения можно и путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: · коммуникативной — обмен информацией между общающимися индивидами; · интерактивной — организация взаимодействия между общающимися индивидами или обмен знаниями, идеями, мнениями и действиями; · перцептивной — процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Три объединенные стороны общения реализуют процесс общения. Если определить общение как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, то можно выделить следующие функции общения: организацию совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга (М. И. Лисина). Если считать педагогическое воздействие основой педагогической технологии, то общение тоже выполняет три описанные функции, но в следующей интерпретации: «открытие студента (ребенка) на общение» направлено на создание педагогом комфортных условий для проявления обучаемым познавательной творческой активности во время совместной учебной деятельности; «соучастие студенту (ребенку) в общении» реализуется через операции демонстрации расположенности, проявления интереса, оказания помощи; «возвышение студента (ребенка) в общении» происходит как стимулирование, поднятие значимости, поддержание оптимистического рубежа. Процесс педагогического общения условно можно представить формулой «деятельность — взаимодействие — общение — контакт». С этой точки зрения общение разделяется на следующие виды (А. А. Леонтьев): - социально ориентированное общение — лекция, доклад, публичное выступление педагога; - групповое предметно ориентированное общение — это коллективное общение, включенное в коллективный труд и непосредственно его обслуживающее, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу; - личностно ориентированное общение, т. е. общение одного человека с другим (преподавателя со студентами, студента со студентом). Такое общение может быть диктальным или деловым, нацеленным на какую-то совместную деятельность и, по сути, совпадающим с предметно ориентированным. Но оно может быть и модальным, т. е. описываемым формулой выяснения отношений. Предложенные виды общения проиллюстрируем применительно к педагогической ситуации. Резонансное общение возникает, когда партнеры понимают друг друга и обмениваются личностно-смысловой информацией на основании возникших от восприятия чувств. Интерес студентов к лекции преподавателя можно проследить, наблюдая за их реакцией: поддакивающие кивки головой, одобрительные возгласы активного слушателя: «Да-да, конечно», проясняющие вопросы к лектору во время и после лекции, слова благодарности за интересную информацию. Преподаватель использует приемы поощрения, быстро реагирует на настроение аудитории и не боится отойти от намеченного плана. Посылает студентам «Я-сооб-щение» и т. д. Стегматное общение не предполагает раскрытие внутреннего мира партнеров, происходит с использованием особых знаков. Например, у части студентов есть своя система общения на учебном занятии, понятная только им, а со стороны воспринимаемая как знак неуважения к педагогу. Этикетное общение оформляется за счет соблюдения определенных ритуалов: приветствие преподавателя стоя, этикетные формулировки прощания по окончании занятия и т. д. Раппортное общение возникает между родителями и детьми, связано с незрелостью личности или отсутствием у нее свободы выбора. Примером такого общения являются ситуации, когда педагог делает нравоучительные замечания нерадивому студенту, заведомо зная, что ответа не последует. Референтное общение возникает тогда, когда получаемая информация оценивается с собственных, личных позиций индивида. Для повышения познавательной активности на учебном занятии преподаватель намеренно создает ситуацию такого общения, предлагая студентам проблемные вопросы, требующие высказывания собственной позиции отвечающего, и это поощряется. Если считать основой общения взаимодействие между субъектами педагогического процесса, то следует о преподавателе и студентах говорить как о партнерах, которые должны обладать набором определенных коммуникативных умений, навыков и культурой. К основным коммуникативным умениям относятся следующие: · волевые качества, т. е. умения управлять своим поведением; внимание, особенно наблюдательность, переключаемость и др.; · социальная перцепция, или чтение по лицу; · умение понимать, а не только видеть, т. е. адекватно моделировать личность студента, его психическое состояние по внешним признакам; · умение подать себя в общении с обучаемыми; · умение оптимально строить свою речь в психологическом плане; · умение речевого и неречевого контакта с обучаемыми. Коммуникативные навыки (Л.А. Поварницына): · навык правильного обращения к партнеру, прямое выражение своих желаний (просьба, требование и т. д.) без принуждения, угроз или извинений; · навык отказа партнеру: прямое, недвусмысленное отклонение просьбы (требования) партнера с указанием причин отказа; · навык выражения одобрения (позитивная обратная связь): прямое выражение позитивных чувств (похвала, комплимент) в адрес человека или его действий; · навык выражения неодобрения (негативная обратная связь): прямое выражение неудовольствия или неодобрения действий человека. Может включать предложение о том, как улучшить эти действия (т. е. какие действия были бы одобрены); · навык эмпатии: выражение понимания (но не обязательно принятия, одобрения) позиции, чувств партнера; · умение попросить обратную связь: прямое обращение к партнеру с просьбой высказать его позицию, мнение относительно ваших действий. Выделяют следующие важные этико-психологические аспекты культуры общения, представляющие собой синтез коммуникативных знаний, умений, навыков: знание психологических особенностей человека, помогающее разбираться в людях, верно оценивать и интерпретировать их состояние, поведение, настроение; знание тех препятствий, барьеров, которые мешают правильному восприятию и соответствующей оценке другого человека, достижению нравственно-психологического единства людей, и путей устранения этих барьеров; умение, способность точно откликаться на психологическое состояние другого человека и его поведение; умение выбирать по отношению к каждому такую форму обращения, которая бы отвечала его индивидуальным особенностям и в то же время не расходилась с требованиями и нормами морали; знание и умение исполнять требования этикета в проявлении уважения к другим людям; постоянная направленность на другого человека. Определение профессионально-педагогического общения должно' характеризовать сущность отношений, складывающихся между преподавателем и студентами, воспитателями и воспитуемыми в процессе взаимодействия. В отношениях с окружающими, в поведении людей делят на три альтернативные пары (В. М. Лещинский, С. В. Кульневич). Такое деление легло в основу многих типологий личностей, проявляющих разную степень активности в процессе общения. Не вдаваясь в подробности типологического описания, зафиксируем внимание на краткой их характеристике. Доминант — недоминант. Доминант — жесткий, без комплексов, давящий. Он не смущается, для него, как правило, не существует неловких ситуаций, положений. Он уверен до самоуверенности и прав, даже будучи не прав. Это — напор, сила, постоянное стремление «вверх». Проявление обиды, агрессии, если, по мнению доминанта, ущемляются его права, амбиции. Недоминант — противоположное поведение и реакции: робкий, стеснительный, легко подчиняемый. Мобильный — ригидный. Мобильный партнер легко переключается, не может долго сосредоточиваться на одной теме, его постоянно тянет в сторону. У него все со всем ассоциируется; он постоянно хочет двигаться, говорить. Стратегия контакта с мобильным предполагается такая: по возможности тормозить его. Экстраверт — интроверт. Собственно суть поведения представителей этих типов ясна из перевода терминов: экстраверт - направленный на других, интроверт — направленный на себя. Помимо типологических особенностей, характер отношений преподавателя к студентам определяют так называемые рабочие позиции педагога (М. А. Вислогузова): позиция «Я — Я» отражает личностные и профессионально-педагогические качества преподавателя, позволяющие ему осознать себя и отрегулировать свое развитие; позиция «Я — Он» обозначает внутренний контакт «преподаватель — студент»; направлена на понимание внутреннего мира другого человека и установление позитивного, дружественного контакта с ним; позиция «Я — Мы» отражает личностные профессионально-педагогические и психолого-педагогические особенности преподавательской деятельности. По знаку направленности отношения между преподавателем и студентами можно обозначить как (И. И. Рыданова): - взаимно-положительные — наиболее оптимальные, строятся на основе психологической совместимости и ею определяются. Могут быть реализованы за счет «Мы-подхода», оказания помощи и просьбы о помощи; - взаимно-отрицательные — конфликтогенные, часто возникают как следствие коммуникативной некомпетентности педагога или как следствие деформации его личности. Чтобы их нивелировать, нужно в корне изменить отношение к студенту, т. е. поменять свою педагогическую позицию, а это непросто; - односторонне-положительно-отрицательные — неустойчивые нестабильные, возникают как следствие штампов в общении: предвзятость поведенческих реакций, следование строго запланированной схеме, манера вести себя со студентами, закрытость преподавателя, выраженная в выполнении только преподавательской функции. У студентов это проявляется как ожидание отрицательной оценки со стороны преподавателя. Трудно уйти от таких отношений, так как требуются позитивный настрой и преодоление разнообразных барьеров общения; - противоречиво-положительные, возникают, когда колеблются симпатии и антипатии. Здесь в основе отношений с перевесом в ту или другую сторону лежит педагогический такт преподавателя; - односторонне-противоречиво-отрицательные и взаимно-противоречивые отношения — отношения со знаком минус, их трудно преодолеть; - объект-объектные отношения, обезличивают процесс общения и сводят его к формальности, поэтому нет ни эмоций, ни прочности в знаниях. Общение пронизывает все стороны формирования личности, формы его многообразны и определяются, прежде всего, характером общественных отношений. Человек в процессе общения испытывает на себе влияние окружающих, сам при этом оказывая определенное влияние на них.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.008 с.) |