Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая культура как часть общечеловеческой культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чтобы выделить сущностные характеристики педагогической культуры, обратимся к вычленению связей и зависимостей педагогической и общей культуры. Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура рассматривается как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность. Культура не только совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт представляет собой единство знаний, умений, переросшее в модель деятельности в любой ситуации. Этот опыт передается в социальных институтах в виде образования. Носителем культуры является как общность людей, так и каждый отдельный человек. При этом культура рассматривается как признак деятельности, высокий уровень ее развития. На первый план выступает результативный аспект, т.е. совокупность достижений, а на второй - процессуальный, т.е. высокое развитие умений, способ организации деятельности. Культура представляет собой нормативные требования к любому виду деятельности человека. А потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности. Исходя из сказанного, педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. Педагогическая деятельность, как ни один другой вид человеческой деятельности, связана с общей культурой человека. Она является особой сферой общества, которая осуществляет целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, выполняет функции культурного наследования, социатизации личности, управления процессами ее становления и развития. Поэтому культура специалиста играет значительную роль в его профессиональной деятельности, ведь она воздействует на личность в целом, помогает утвердиться в системе профессионально-личностных позиций, осознать себя, свою роль в деятельности, служит интегральным показателем творческого начала в рамках избранной профессии. Показателями культуры профессионала в самом общем плане можно считать и широту кругозора, и направленность личности, и степень социальной активности, и характер эмоциональной восприимчивости. Культурологический принцип организации учебно-воспитательного процесса ориентирует систему образования на диалог с человеком как творцом и субъектом, способным к культурному саморазвитию. В научно-методической литературе существует несколько подходов в определении «педагогическая культура». Для подчеркивания ее значимости как педагогической категории дается характеристика на житейском и теоретическом уровнях. На житейском уровне педагогическая культура понимается как нечто заданное, нормативное, образец, которому следуют профессионалы при выстраивании поведения в ситуации педагогического общения, иногда происходит отождествление педагогической культуры с профессиональной грамотностью, образованностью, педагогической техникой или тактом. На теоретическом уровне педагогическая культура рассматривается как часть общей культуры, так как она: интегрирует историко-культурный опыт человечества, а конкретный педагог транслирует этот опыт через предъявление воспитанникам определенной суммы ценностных ориентиров и отношений; является частью социальной практики преподавателя и проявляется в сфере его взаимодействия со студентами через традиции, нормы взаимоотношений; представляет область человеческих знаний и находит свое Сражение в педагогических концепциях, системах, технологиях, которые реализует преподаватель, является существенным компонентом его деятельности; является способом отражения педагогом объективных потребностей общества. Педагогическая культура — это сложноорганизованная система обладающая многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия. Поэтому речь о ее формировании и развитии следует вести не только применительно к среде профессиональных педагогов, но и в границах всего общества. Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию. Педагог не свободен в своих воспитательно-образовательных возможностях. В основе конкретных форм и методов его профессиональной деятельности лежит определенный, исторически сформировавшийся социокультурный комплекс. Механизмы и закономерности его функционирования оказывают определяющее, хотя и не всегда прямое, воздействие на систему образования, определяя границы ее воспитательных и образовательных возможностей. Тесно связанная с понятием «профессиональная культура педагога», педагогическая культура вместе с тем им не исчерпывается, ибо обучением и воспитанием в той или иной мере занимаются не только педагоги-профессионалы, но и все члены общества. Поэтому по своему содержанию понятие «педагогическая культура» шире понятия «профессиональная культура педагога». Педагогическая культура представляет собой часть культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека: с одной стороны, это особая подсистема, особый вид культуры, с другой стороны, она как элемент присутствует в каждом из видов культуры, связывая их с системой социального наследования и реализуясь во всех формах трансляции социального опыта, а потому не может быть закрытой. Педагогическая культура определяется уровнем педагогической культуры масс. Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры содержит мировой педагогический опыт. Смена культурных эпох влечет за собой и смену соответствующих им педагогических цивилизаций, изменяет образовательные парадигмы. Каждая эпоха формирует свой тип педагогической культуры. Основанием для выделения разных типов служит процесс духовного воспроизводства, под которым в самом общем плане понимается система общественных отношений, направленных на использование и продуцирование духовных ценностей и призванных формировать определенный тип личности. Разные типы культур дают и разные модели воспроизводства духовных ценностей в процессе обучения и воспитания. Европейская модель направлена и ориентирована на письменный текст, строгую регламентацию методики трансляции знаний. Обучение идет от учителя к ученику и приводит к формированию соответствующего типа ученика — с чертами пассивности, однотипности. Восточная модель основана на изустном изложении материала, предполагающем процесс органического сочетания обучения, воспитания и формирования личности ученика. Она выстраивает определенную систему отношений воспитателя и воспитанника а основе познавательной активности самого ученика. Продолжая мысль о выделении типов и парадигм педагогической культуры, следует обратить внимание на тот факт, что педагогические теории производны от решения вопроса о том, что такое личность. В этом отношении в истории философии просматривается противостояние двух позиций. Первая из них сводится к принижению значения личности, рассмотрению ее в качестве функции некой абсолютной ценности (община, Бог, государство). Вторая позиция в качестве ценности рассматривает саму личность и создание максимально благоприятных условий для ее самореализации. Первая позиция трактует наставника в качестве субъекта педагогического воздействия, а право обучать как право элиты. Но, начиная с античной Греции, на всех этапах исторического развития ей противостояла вторая позиция, которая видела суть отношений учителя и ученика в совместном движении к познанию истины и опиралась на философские идеи выявления личностного начала. Различные системы философских взглядов определяли различные парадигмы педагогической культуры. На Древнем Востоке наиглавнейшим в обучении было послушание ученика; в античном мире — обнаружение его личности; в раннехристианских представлениях — развитие духовности; в протестантизме и педагогике Нового времени — просвещение; в немецкой классической философии — формирование собственного духа. Критериями выделения тех или иных типов педагогической культуры служат содержание ценностных ориентации в сфере образования, нормы взаимоотношений наставника и ученика, а также степень свободы педагога при выполнении им своей социальной роли. Эти критерии позволяют вычленить три основных типа педагогической культуры: демократический, авторитарный и тоталитарный. Демократический тип основан на сотрудничестве учителя и Ученика при наделении их взаимными правами и обязанностями 8 учебном процессе. В качестве главных ценностей этого типа педагогической культуры выступает развитие личностных качеств ученика, и прежде всего его порядочности, человечности, любознательности, работоспособности, независимости. Для достижения этих целей педагогу предоставляется свобода творческого выбора необходимых ему форм и методов педагогического воздействия. Авторитарный тип характеризуется подавлением воспитания и его подчинением воле воспитателя, который наделен максимумом прав при минимуме обязанностей. Главной ценностью того типа педагогической культуры выступает развитие послушания, дисциплинированности, почтения и некритического отношения к авторитетам. Но при этом в выборе форм и методов педагогического воздействия педагог еще обладает определенной степенью творческой свободы. Тоталитарный тип характерен для государств с диктаторским политическим режимом. Он не только сохраняет и усиливает абсолютный контроль за деятельностью ученика, но и дополняет его абсолютным контролем и строжайшей регламентацией деятельности самого педагога. Главной ценностью этого типа педагогической культуры является формирование послушной, исполнительной личности, отличающейся доверием к социальным мифам и политическим суеверием. Собственно знание при этом уходит на периферию системы ценностей, а в социально-гуманитарной сфере совершенно изгоняется из системы образования и воспитания. Сущность педагогической культуры раскрывается во взаимосвязи трех философских подходов. 1. Аксиологический подход определяет ценности — регуляторы педагогической деятельности, на которые ориентируется педагогика как наука о воспитании. Система ценностей, которые создает, утверждает и обслуживает педагогическая культура, существует в духовной и материальной сфере. Духовные ценности интегрируются в педагогическом сознании общества, включающем в себя накопленные человечеством педагогические знания, чувства, педагогическое мышление, настроения, педагогические теории, концепции, учения и т. д. Материальные ценности воплощены в учреждениях и средствах обучения. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок, студент, его развитие, образование, воспитание, социальная защита, поддержка его прав и достоинств. 2. Деятельностный подход отражает предпосылку, цель, способ, инструмент педагогической деятельности. Он позволяет: выявить уровень самореализации личности; исследовать сущность, средства, способы педагогической деятельности, обеспечивающие реализацию культурных ценностей; построить педагогическую деятельность как культурное явление на основе развертывающихся жизненных целей, планов, программ обучения учащихся, студентов. 3. Личностный подход отражает концентрированное выражение личности педагога, помогает выявить актуальные свойства личности как саморазвивающегося субъекта воспитательных отношений в педагогической деятельности. Исходя из этих позиций, педагогическую культуру можно представить как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры: любое Я в соприкосновении с ТЫ, где Я — педагог, ТЫ — ребенок, студент. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как процесс: взаимопроникновения Я в ТЫ, ТЫ в Я; создания педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия; открытия личности для себя в другой личности. Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях. Социально-педагогический уровень определяется способами: · сохранения традиций, ритуалов, правил, обрядов, выражающих отношения поколений отцов и детей, старших и младших; · межличностных, человеческих отношений и передачи социально-педагогического опыта как части общечеловеческой и национальной духовной культуры; · формирования общечеловеческих и педагогических ценностей; · обогащения педагогических теорий, культурных образцов, проявляющихся в педагогическом мышлении, педагогическом сознании общества, в системе практических знаний. Профессионально-педагогический уровень включает общественные требования к нему, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания общественной жизни и педагогической практики. Личностный уровень состоит из совокупности личностных свойств педагога и его личностной направленности. Личностные свойства интегрированы с педагогической позицией, профессиональными умениями, поведением, индивидуальными достижениями в творчестве. Личностная направленность влияет на реализацию гуманиических ценностей в практической деятельности, выражает отношение педагога к этим ценностям, в качестве которых выступают: личностные смыслы учения и жизни ребенка, а не только знания; индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; сотрудничество, диалог педагога и воспитанников; целостное развитие, личностный рост учащихся. К показателям личностных ориентиров педагогической культуры преподавателя можно отнести: § гуманистическую позицию педагога по отношению к детям, его способность быть воспитателем; § психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление, позволяющее решать возникшие проблемы с позиций воспитанника; § образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с содержанием и технологией обучения, придавая им личностную направленность; § опыт творческой деятельности, дающий возможность преподавателю обосновать свою педагогическую технологию, авторские подходы к организации учебно-воспитательной работы; § культуру профессионального поведения и способность к саморазвитию. Условно выделяют три уровня педагогической культуры: достаточный, массовый и некомпетентный. Достаточный уровень, или профессионально-адаптивный, характеризуется умением педагога опираться в своей деятельности на приобретенные знания, умения и навыки, добиваясь при этом определенных результатов. Однако участие преподавателя в творческой деятельности носит эпизодический характер, он не испытывает насущной потребности в собственном личностном и профессиональном росте. Массовый уровень, или непрофессионально-репродуктивный, определяется нежеланием педагога совершенствовать свое профессиональное мастерство на фоне нескольких «не»: он не обладает необходимым набором профессионально-личностных качеств; не опирается на профессиональные знания, умения; не ведет творческий поиск; не испытывает потребности в самообразовании и самовоспитании. Некомпетентный уровень проявляется в негуманном отношении педагога к воспитанникам, в его профессиональной некомпетентности (Е. В. Бондаревская). Подводя итог разговору о педагогической культуре, предлагаем такое ее определение. Педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления) личности. Таким образом, педагогическая культура представляет собой динамическую систему способов деятельности и профессионального поведения педагога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.009 с.) |