Технология современного учебного занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология современного учебного занятия



Педагогическая наука и практика всегда стремились к осуществлению заветной цели воспитания — созданию гармонично развитой личности. Социокультурная ситуация конца XX в. поставила вопрос об изменении отечественной парадигмы образования. Личностная ориентированность парадигмы заставила пересмотреть содержание образования, в основу которого положены задачи обогащения обучаемых новыми процессуальными умениями, развития у них способности к быстрому оперированию информацией, творческому решению возникающих учебно-познавательных задач. В связи с этим педагогическое взаимодействие становится центром организации педагогического процесса, а учебное занятие, где оно протекает, рассматривается как качественно новый феномен.

Урок — культурологический феномен, так как осуществляется человеческими усилиями, создан педагогической мыслью и является продуктом восхождения человека в бесконечном процессе познания и осмысления мира (Н. Е. Щуркова).

Возьмем это определение современного учебного занятия за основу и попытаемся разобраться, каково его содержание.

Три основополагающих утверждения лежат в основе культуры современного учебного занятия.

1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Для нахождения истины на уроке создается ситуация интеллектуального поиска, основу которой составляет постулат: «Хочу спросить». Данное утверждение реализуется через методику недописанного тезиса: «Самым трудным для меня было...» — и прием философского восхождения к истине, когда вначале фиксируется факт обыденной действительности, потом определяется научное явление, скрытое в этом факте, даются осмысление социального значения рассматриваемого явления, научная оценка и научное решение проблемы и определение личностного смысла, осознанной истинности для каждого.

2. Урок — часть жизни. И проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры через культуру отношений, этическое поведение субъектов взаимодействия, предметно-вещевую обстановку и эмоциональную окрашенность урока.

3. Человек — отправная точка. Человек рассматривается в качестве субъекта осмысления истины и жизни на уроке, считается наивысшей ценностью и выступает в роли цели обучения и воспитания, но не средства. В основе современного учебного занятия лежит идея свободного урока, свободного от страха и предоставляющего свободу выбора. Как культурологический феномен современный урок декларирует принцип уважения к личности другого. На фоне предоставления свободы выбора формулируется обязанность: «Нельзя не работать, нельзя посягать на интересы другого».

Для объяснения вышеобозначенных постулатов нужно обратить внимание на изменение позиции преподавателя-субъекта по отношению к студенту-субъекту, на механизм развивающего педагогического взаимодействия, его организационные формы.

Развивающее педагогическое взаимодействие определяется как универсальная и объективная форма развития обучения, обусловленная существованием и организацией учения, отражением процессов воздействия обучающего и обучаемого друг на друга, их взаимной обусловленностью и изменением когнитивных, психических и телесных состояний.

Развивающее взаимодействие может быть рассмотрено как единство нескольких составляющих: его содержания, определяемого качеством отношений; развивающей ситуации; процесса взаимодействия; специальных методов; внутренних позиций и психологической готовности личности к взаимодействию, включающей позицию взаимообусловленности мотивационного, когнитивного, гностического, эмоционально-волевого, оценочного компонентов.

Типология развивающего учебного взаимодействия представлена в общефилософском и социокультурном аспекте как (Р. Ш. Царева):

- взаимообмен информацией, проявляющийся как система открытая, закрытая, стабильная, нестабильная;

- пространство свободного духа, творческая лаборатория, мастерская;

проекция доминирующего типа сознания;

- динамическое поле;

- личное средство взаимодействия с миром;

- отношения в учении: субъект-объектные, объект-субъектные, субъект-объектные и субъект-субъектные отношения как идеальные.

В психологическом аспекте — это:

поочередная или одновременная репрезентация феномена отраженного субъекта;

потребность, стимул и мотивация учения; модель поведения в учении;

оптимальная учебная деятельность психологически совместимых субъектов, их сотрудничество.

В педагогическом аспекте — это:

структурированная педагогическая реальность;

актуальная учебная ситуация;

образовательное учреждение;

непрерывный учебный процесс в системе школьного и высшего образования;

средство (метод, форма, тип) обучения и взаимообучения преподавателя и студента;

фрагмент учебного процесса (компонент учебной деятельности);

результат учебной деятельности;

объект исследования (рефлексии) на занятиях;

цель учения;

деловая игра в любой ее разновидности;

качество отношений в учении

учебная кооперация;

общение студентов на занятиях и вне аудитории;

общение преподавателей и студентов;

элемент мыслетехники;

стиль педагогического общения.

Специфической формой взаимодействия субъектов выступает феномен сотрудничества. Термин «сотрудничество» чрезвычайно широко употребляется в педагогических исследованиях последнего десятилетия. Наиболее часто встречается понятие «педагогика сотрудничества». Сотрудничество развивается в межсубъектном взаимодействии, когда отношения создаются и непосредственно развиваются в постоянном движении, пересечении, сопротивлении суждений, действий, позиций участников и тем самым создают положительный эмоциональный настрой.

Сотрудничество представляется не только как процессуальная, но и как содержательная характеристика взаимодействия, один из источников личного опыта. Как фактор развития учебное сотрудничество характеризуется несколькими признаками.

1. Развитие и воспитание осуществляются в сотрудничестве, единстве задач и через единую систему отношений, т. е. однопредметно. Для всех участников взаимодействия есть объединяющая их задача, требующая совместных поисков, но предполагающая обнаружение и координацию различных точек зрения.

2. Однопредметность учебного сотрудничества всегда частична, так как партнеры — люди с разными представлениями. Для удержания однопредметности требуется постоянное взаимопонимание.

3. Усилия по созданию и удержанию однопредметности сотрудничества должны быть двусторонними. Преподаватель и студент должны быть инициативны в построении совместных учебных действий, поскольку именно инициативность становится мерой учебной самостоятельности.

К основным составляющим организации совместной деятельности можно отнести:

распределение начальных действий и операций, заданное предметными условиями совместного преобразования образца, получаемого в деятельности;

обмен способами действий, заданный необходимостью включения различных моделей действия участников в качестве средства совместного преобразования образца;

взаимопонимание, определяющее характер включения различных моделей;

коммуникацию, обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимание;

планирование способов совместной работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания и поиске схем (планов) выполнения будущей деятельности;

рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничения собственного действия относительно общей схемы деятельности. Сотрудничество показывает симметрию психологических позиций участников взаимодействия, поэтому данный термин соотносят с термином «партнерство», предполагающим кооперацию и соревнование.

Для преподавателя характерна позиция внутри учебной деятельности, где он выступает как консультант, организатор развивающей среды, посредник между студентом и социальным культурным опытом. Роль преподавателя в учебном взаимодействии, так же как и роль фасилитатора, построена на основе принципов открытости: «Я — педагог, но я — человек», доверия: «принять, поощрить, поднять значимость» и эмпатии: «постоять в чужих туфлях». Фасилитаторская позиция педагога в отношении студентов — это своеобразная ценностная ориентация преподавателя на убежденность в личностном достоинстве воспитанников.

Эффективность сотрудничества повышает разрешительной принцип, определяющий, что: работают все и каждый; интересно мнение каждого; радуют успехи каждого; все благодарны каждому за его участие; все и каждый имеют право высказаться по поводу проведенного занятия; все доверяют преподавателю. Сотрудничество составляет основу интерактивного обучения.

Интерактивное обучение рассматривается как обучение, погруженное в общение. Оно основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным материалом, который выступает как реальная область для осваивания опыта. Опыт является центральным источником познания.

В интерактивном обучении изменяется механизм взаимодействия. Происходит смещение активности преподавателя к активности студентов, выражающееся в активности физической — выбор места и средств для работы; социальной — обмен мнениями, постановка вопросов и ответы на них; познавательной — самостоятельное нахождение решения проблемы, внесение разнообразных дополнений (М. В. Кларин).

В интерактивном обучении основу взаимодействия составляет диалоговая форма. Причем диалог паритетный, предполагающий разговор на равных. Межличностные отношения в процессе диалога выстраиваются на основе диалога внутреннего, т. е. рефлексии, и внешнего, т. е. поведения, направленного на взаимодействие. Для осуществления диалога важно создать:

- диалогичные отношения, т. е. отношения несовпадающих смысловых позиций по поводу объекта;

- коммуникативную ситуацию при наличии взаимодействующих сторон, высказывающих некоторые объективные суждения об объекте в единстве с личным оценочным отношением к нему.

В интерактивном обучении в организации совместной групповой деятельности центральными становятся два момента: решение поставленных познавательных задач и оказание помощи членам группы в ходе совместной работы.

В связи с этим на первый план выдвигается психотерапевтическая функция преподавателя (Н. Е. Щуркова), направленная на снижение психического накала, снятие или сглаживание неблагоприятного состояния студента для достижения психического равновесия личности. Реализация этой функции осуществляется путем использования преподавателем разнообразных психотерапевтических методов на учебном занятии: тренинга, психогимнастики, метода санкционирования, элементов аутотренинга.

Все перечисленные методы достигают эффективности благодаря принципу личностных предпосылок, который предполагает, что отношения между субъектами педагогического процесса выстраиваются на основе положительных установок личности.

Параметрами успешного взаимодействия становятся: присутствие, т. е. увлеченность преподавателя и студентов процессом обучения; уровень коммуникации, т. е. соотношение формальных и неформальных отношений между преподавателем и студентами в ходе учебного занятия; локус внимания, т. е. обращение внимания либо на взаимоотношения, либо на события вне контекста заданной ситуации учебного общения, либо концентрация внимания на информации; уровень взаимодействия, т. е. уровень давления, проявляющийся в слабом давлении, когда педагог слушает, в усиленном, когда задает вопросы, и сильном, когда дает задания.

Примером практического воплощения культуры современного учебного занятия является технология режиссуры педагогического действия. Переходя к краткой характеристике режиссуры педагогического действия, обратим внимание на требования к личности преподавателя. Это необходимо, поскольку как актер является центральной фигурой на сцене, так и преподаватель — ведущий, режиссер-постановщик своего учебного занятия. Личность преподавателя как средство воздействия на студентов воспринимается при выполнении ряда условий:

- соблюдение педагогом принципов уважительного отношения к личности студента, направленности на совместную деятельность, профессионального партнерства;

- использование элементов актерского и режиссерского мастерства в ходе подготовки и проведения учебного занятия;

- владение педагогом техникой самоподачи;

- акцент на создание эмоционального фона обучения.

Открытое режиссерское действие в основе своей предполагает

опору в обучении на эмоциональный путь освоения знаний через систему экспрессивных и импрессивных методов (В. Оконь).

Педагогическое действие — единый психофизический процесс, направленный на достижение цели и происходящий в рамках учебного времени, пространстве и обстоятельствах школьного урока (учебного занятия в колледже) в соответствии с содержанием того или иного учебного предмета (В. А. Ильев).

Основная задача сквозного режиссерского действия педагога - добиться активной интеллектуальной и чувственной реакции студентов на материал учебного занятия.

Характеристика открытого режиссерского действия

1. Организация процесса соигры посредством экстремальных ситуаций на основе приемов воздействия, которые использует преподаватель и открыто предъявляет студентам.

2. Превращение учебного занятия в своеобразный импровизированный спектакль на основе коллективного творчества студентов на материале темы урока. Ведущая роль как главномудействующему лицу принадлежит преподавателю. Он включает аудиторию студентов как активных зрителей в процесс решения экстремальной ситуации (проблемы).

3. Урок-спектакль имеет законченное режиссерское действие: цепь событий от исходного к главному.

4. Режиссура педагогического действия осуществляется средствами актерского и педагогического мастерства.

5. Цель режиссуры педагогического действия направлена на постижение учебного материала посредством технологии режиссуры и актерского мастерства и стимулирование личностной сопричастности студентов к совместным действиям.

6. Находясь внутри предмета, открытое педагогическое действие формирует социальную активность каждого студента, его желание общаться с другими людьми.

7. Основу технологических приемов режиссуры урока составляет метод действенного анализа, в котором выделяют события, факты как этапы развития сквозного режиссерского действия урока.

Основа действия — актерское мастерство как реализация принципа динамичности на основе принципа развивающего эффекта игры, импровизация преподавателя и коллективная импровизация студентов.

Важным для режиссуры урока является принцип психотехники переживаний: открытость, доверие, соучастие в игре обеих сторон — преподавателя и студентов.

Поскольку режиссерское построение учебного занятия подчиняется законам сцены, то определены такие правила игры:

ролевое поведение преподавателя строится на выполнении этих правил. В каждом из них заключена цель или задача, заключающаяся в искусстве импровизации или выборе наиболее оптимального действия в рамках жесткого правила. Основу реализации составляет прием мозгового штурма;

закономерности импровизационно-игровой природы актерского и педагогического творчества носят универсальный характер.

В ролевом поведении преподавателя в процессе игры выделяются коммуникативные операции:

умение задавать неожиданные вопросы и делать вид, что они звучат случайно; ставить открытые и бестактные вопросы для создания экстремальной ситуации; находить ответы на предполагаемые вопросы, готовящиеся заранее;

умение создавать видимость информированности и уходить от ответа, допускать провокационные высказывания и намеки и соответствующим образом реагировать на них;

— умение читать поведение студентов, определяя истинный смысл их действий.

Технология открытого режиссерского действия. Технология учебного занятия раскрывается в нескольких этапах.

Доурочный режиссерский замысел предполагает создание в воображении, мыслях, ощущениях, предчувствии образа и характера урока.

Технический замысел позволяет разумно выверить учебную информацию, подготовленную к учебному занятию, и подчинить ее замыслу урока.

Творческий замысел включает непосредственную работу преподавателя в студенческой аудитории по реализации творческого замысла учебного занятия. Работа строится по формуле «сердце + голова + мастерство = творчество».

Схематически структуру учебного занятия на основе режиссуры сквозного педагогического действия можно представить так: «педагог — тема — режиссерский замысел урока — цепь экстремальных ситуаций, реализуемых через технологию бессловесных и словесных действий — технологию взаимодействия, основу которой составляет соигра».

С помощью технологии невербального общения преподавателю предоставляется возможность продуктивно действовать самому и оценивать психофизическое состояние своих студентов. Технология взаимодействия направлена на активизацию творческого поиска студентов в решении проблемных задач, предложенных преподавателем.

Технология словесного воздействия решает задачу организации эмоционально-смыслового восприятия студентами событий урока через воздействие на психологическую сторону личности: восприятие, мышление, чувства, память с опорой на ожидание результата.

Зарождение педагогического действия осуществляется по такому алгоритму:

этап сценического внимания — освобождение от посторонних объектов внимания и сосредоточенность на объекте урока-спектакля;

- этап сценического воображения составляет словосочетание «Если бы...» — появление предполагаемых обстоятельств, постепенно преобразуемых в обстоятельство цели;

- этап выбора цели — определяет способ достижения этой цели, т. е. педагогическое действие;

- этап сформированности творческой задачи определяется формулой: «цель + действие + приспособление».

Таким образом, организация современного учебного занятия как культурологического феномена строится на основе развивающего взаимодействия, путем сотрудничества в режиме интерактивного обучения с моделированием учебного занятия по законам режиссуры педагогического действия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.026 с.)