Сущность теории преподавания музыки как учебного предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность теории преподавания музыки как учебного предмета



Музыка

Вопрос

1. 1. Цели и задачи общего начального музыкального образования

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка (формирование музыкальной культуры учащихся).

Основные средства достижения такой цели — постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

Задачами музыкального образования и воспитания на уроках музыки в современной школе являются:

• формирование музыкальной культуры учащихся, что включает создание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;

• приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

• развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;

• обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

• совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;

• становление «национальной широты» музыкального вкуса — стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);

• приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

• развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;

• активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;

• приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.

Важнейшим направлением музыкальных знаний является формирование с их помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России.

Вопрос

Вопрос.

Функции музыкального искусства и их реализация в начальной школе

Познавательная функция

Из высказанного выше положения об отражательной природе музыкального искусства вытекает, прежде всего, познавательная функция музыки. Музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Человек же является и главным объектом музыкального отражения, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и манеру мышления человека. Но музыка также отражает общественную жизнь, окружающую нас действительность. Ведь фиксируемое ею психологическое содержание имеет общественную и историческую обусловленность, выражает дух времени, особенности национального мироощущения. Не следует также забывать о том, что музыка, художественный язык которой формируется в постоянных контактах с человеческой повседневностью, может ассоциативно вызывать образы, связанные с жизнью и бытом людей, обрисовывать соответствующие стороны предметной реальности. Как и другие виды искусства (особенно в связанных с ними синтетических жанрах), музыка способна выражать и идеологическое содержание.

Прежде всего, следует еще раз обратить внимание на то обстоятельство, что зависимость музыкального искусства от общественной жизни не носит одностороннего характера. Музыка активно воздействует на общество, играет в его жизни активную роль, выполняет разнообразные социально-психологические функции. Она направлена и на общество в целом, и на его различные слои, и на отдельного человека, выступает как инструмент его формирования, как одно из средств "очеловечивания человека".

Воспитательная функция

Одна из важнейших функций музыки - воспитательная. Музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней. Воспитательное действие музыки осуществляется не прямолинейно и не назойливо, а путем развития в человеке чувства красоты, внушения ему определенного душевного состояния, соотносимого с теми или иными сторонами действительности. Надо также заметить, что воспитательная функция музыки осуществляется через различные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в быту, связанную с повседневной жизнью человека (песня, танцевальная музыка и пр.). Воспитательное воздействие этого пласта музыкальной культуры особенно существенно для общества, поскольку он обращен к широким слоям населения.

Идеологическая функция

В той мере, в которой музыка может быть связана с выражением идеологической позиции того или иного общественного класса или группы людей, она способна взять на себя и идеологическую функцию. Эта функция музыкального искусства реализуется, прежде всего, в произведениях, связанных со словом, со сценическим действием, то есть в тех случаях, которые дают возможность конкретизировать художественный образ, отразить в нем социальные реалии. Но и инструментальная музыка, особенно программная, также способна порою выполнять идеологическую функцию путем формирования социально направленных эмоций. Таковы, например, "Торжественная увертюра 1812 год" П. Чайковского, выражающая высокую патриотическую идею величия русского народа, 11-я и 12-я симфонии Д. Шостаковича, посвященные революционным событиям 1905 и 1917 годов. В арсенал выразительных средств такого рода произведений входят нередко музыкальные темы-символы, раскрывающие определенную идею, соотносимые с той или иной общественной силой и пр. (гимн "Боже, царя храни" в увертюре П. Чайковского, революционные песни в симфониях Д. Шостаковича).

Мобилизующая функция

Музыка может выполнять организующую и мобилизующую функции, призывать человека к определенному действию. Пример тому - народная трудовая песня, не только облегчавшая, но и украшавшая процесс труда. С аналогичными целями используется функциональная музыка на современных предприятиях. С одной стороны, она задает ритм совместной деятельности, с другой - способствует созданию комфортных с психологической точки зрения условий труда. В период Великой отечественной войны мощным мобилизующим средством была массовая песня, звавшая людей на подвиги, помогавшая им перенести тяготы войны.

Эстетическая функция

Важнейшая, более того - родовая функция любого вида искусства, в частности музыки - эстетическая. Музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его наслаждения и развлечения, активизирует его жизненный тонус. Эти чувства переживаются на разных психологических уровнях. Прежде всего, имеет место непосредственное чувственное удовольствие - такая форма оценки музыки, которая корреспондирует с перцептивным уровнем психики, с восприятием звукового материала и способов его организации. Над этим возвышается уровень эмоциональный - более духовный, но все еще связанный с непосредственно звуковыми структурами музыки. Наконец, высшая форма художественно-эстетической оценки - как бы очищенная от чувственности духовная радость, соотносящаяся с восприятием и усвоением воплощенных в музыке образов, идей и настроений. Всё это в совокупности способствует эстетизации действительности средствами музыки.

Компенсирующая функция

Существенный признак музыкального искусства отражается в его компенсирующей функции. Это вытекает из его основного эстетического назначения. Ранее мы отмечали, что искусство вообще и музыка в частности не просто отражают жизнь как таковую. Они дополняют ее художественными переживаниями, усиливают в ней эстетический момент, интенсифицируют и обогащают содержание духовной жизни человека. Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования. Прежде всего, можно говорить о возмещении недостатка впечатлений, переживаний. Наша жизнь порою отличается определенной сухостью, заземленностью, излишней "материализованностью". Это отрицательно воздействует на социальное самочувствие человека. Искусство и, в частности, музыка дают человеку пищу для размышлений и переживаний, обеспечивают ему смену впечатлений, эмоциональную насыщенность жизни. Это не обязательно должны быть приятные переживания (хотя они, может быть, и предпочтительны). Главное, чтобы было ощущение полноты жизни.

Значение компенсирующего воздействия музыки особенно возросло в наше время. Человеческая жизнь автоматизируются, в ней очень много обязательности, подчиненности обстоятельствам, прозаическому ходу событий. В этой связи можно, например, указать на компенсирующую роль рок-музыки. Общественная скованность современного человека, необходимость постоянно сдерживать свои реакции, получает разрядку в атмосфере эмоционального разгула, экспансивности, даже агрессивности, которые нередко связаны с восприятием и сопереживанием произведений рок-искусства. Эмоциональная компенсация, которую дает музыка, может проявляться на разных уровнях культуры. Порою она остается в пределах обычных человеческих переживаний и поведения, но иногда выходит за эти пределы и приобретает разрушительный характер (3). Компенсирующая функция музыки проявляется, конечно, и в том, что она доставляет человеку радостные переживания, которых ему может не хватать в повседневной жизни (4). Б. Асафьев формулировал это несколько иначе, он полагал, что искусство есть средство выключения человека из повседневности. В любом случае неоспоримо благотворное воздействие музыкально-прекрасного на человека.

Коммуникативная функция

С компенсирующей функцией музыки коррелирует коммуникативная функция. Через музыкальное искусство (при его восприятии и в процессе музицирования) люди во многом компенсируют дефицит общения и взаимопонимания. При этом речь идет о коммуникации особого рода, основным содержанием которой являются эмоциональный контакт и душевное сопереживание.

Очень часто восприятие музыкального произведения приобретает форму автокоммуникации, самопознания, раскрытия внутреннего потенциала личности. Через музыку можно обращаться не к кому-то другому, а к самому себе. Многое в себе мы открываем не столько в повседневной жизни, а обращаясь к искусству, музыке. В этом вновь обнаруживается основная эстетическая функция искусства - возвышение жизни. Человек возвышается при пробуждении в нем художника средствами искусства.

4.

Вопрос.

Вопрос

7.. принципы общего музыкального образования

Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие «воспитание» включает в себя единство нескольких значений — образования (овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира), обучения (усвоение детьми практических музыкально-творческих умений и способов действий) и развития личности каждого ребенка (количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся).

Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их:

. обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;

• соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

• связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

. комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

• взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;

• сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;

• постоянство требований и систематическое повторение действий;

• обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.

Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами педагогического процесса методика музыкального воспитания школьников подразумевает также закономерности:

социологические — зависимость эффективности воспитания и обучения от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;

коммуникативные — зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников;

физиологические — зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;

организационные — зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;

психологические — зависимость результатов от интереса детей к Урокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти.

Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического. Так, например, слушание музыки детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров), выполнение музыкально-ритмических движений — проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.)- Аналогично в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.

Помимо закономерностей педагогического процесса, определяемых критериями всеобщности и повторяемости, основным фондом методики музыкального воспитания школьников являются и казуальные (т.е. случайные) связи, которые подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от конкретной ситуации, детской непосредственности.

Э.Б. Абдуллин выделяет следующие дидактические принципы музыкального обучения:

1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников;

2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;

3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;

4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;

5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т.д.;

6) принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков).

Л.В. Школяр указывает на следующие принципы музыкальной педагогики: целостность, образность, ассоциативность, интонационность, художественность.

Вопрос.

. 8. Содержание музыкального образования в начальной школе.

Основные категории и понятия ФГОС осваиваются учащимися в начальной школе с позиций содержания общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на таких «пластах» музыкальной культуры как:
1. фольклор;
2. музыка религиозной традиции;
3. шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных);
4. современная (академическая и популярная) музыка.
Данные «пласты» (направления) музыкальной культуры представлены в учебно-методических комплектах по предмету «Музыка» разных авторских коллективов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки на текущий учебный год. В зависимости от критериев отбора музыкального (и шире – художественного) материала в содержание предмета и конкретного УМК, эти направления музыкального искусства соотносятся друг с другом с разной степенью взаимодействия и раскрывают учащимся художественную картину мира, воплощаемую в музыкальных образах разных времен и народов, эпох, стилей и жанров.
Музыкальный фольклор позволяет ввести учащихся основной школы в мир традиционной народной культуры. Фольклор предстает на музыкальных занятиях как искусство синкретичное, в котором сочетаются напев и слово, движение и звучание народного инструментария, элементы костюма и среда бытования тех или иных образцов народного творчества. Народные обряды, традиции и праздники также становятся предметом изучения, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Фольклор рассматривается авторами программ и как исток творчества композиторов-классиков. Народность интонаций, тем, образов музыки служит предметом изучения многих произведений мировой музыкальной культуры.
Музыка религиозной традиции в вариативных программах изучается на основе культурологического подхода, как часть культуры того или иного народа, как часть «храмового синтеза искусств». Так освоение музыкальной культуры русской Православной церкви основывается на доступных школьникам сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. При этом не исключается знакомство учащихся с музыкой других религиозных конфессий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности
Классическое наследие составляет значительную часть музыкального материала программ по музыке. Именно знакомство учащихся с лучшими хрестоматийными образцами классической музыки позволяет формировать «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский), закладывать в сознание подростков понимание тех «вечных тем» искусства и жизни, которые воплощаются в музыкальных образах. Это – любовь и ненависть, добро и зло, мир и война, жизнь и смерть, отношение к Отчизне, матери, природе, культуре и т.п. Нравственная основа произведений классической музыки позволяет развивать «родственное отношение к миру» (М. Пришвин), находить ориентиры, помогающие школьникам противостоять натиску современной низкопробной популярной культуры.
Современная музыка представлена в содержании музыкального образования как академическим направлением, развивающим лучшие традиции классики, так и произведениями массовой популярной музыки – оперетта, мюзикл, джаз, рок-опера, нью-фолк, эстрадная, авторская песня.

 

9.

10.

11.

12.

13. 13. Система музыкального воспитания детей является составной частью системы эстетического воспитания, разработанной на основе теории и методических принципов педагогики, психологии, анатомии, физиологии, этики, эстетики и музыкознания.

С учетом современного уровня теории и практики музыкального воспитания определяются задачи музыкального воспитания детей, виды и формы музыкальной деятельности, методические приемы обучения на занятиях, охарактеризовываются пути, музыкального развития детей в повседневной жизни, устанавливаются программные требования по возрастным этапам развития.

Система музыкального воспитания способствует обогащению духовного мира ребенка, делает его отзывчивым на все прекрасное в жизни, труде, искусстве.

Система музыкального воспитания предусматривает ознакомление детей с доступными для их восприятия музыкальными произведениями, обучение пению и музыкально-ритмическим движениям. Объем необходимых умений детей точно определен программой.

Работа по осуществлению процесса музыкального воспитания детей требует от педагога специальной подготовки. И поэтому, как правило, проводится специалистами - музыкантами-педагогами. Но так как важнейшим принципом музыкального воспитания является обучение и развитие всех детей и каждого в отдельности, то первоочередную важность приобретает проблема музыкальной подготовки педагогов, ежедневно работающих с детьми. В яслях и детских садах, в начальной школе педагоги, хорошо зная каждого ребенка, имеют больше возможностей включать музыку в повседневную жизнь детей. Они должны по просьбе детей или по своей инициативе уметь спеть песню, провести игру в хороводе, показать танцевальные движения и провести концерт. Поэтому система музыкально-эстетического воспитания предусматривает музыкальное образование всех учащихся педагогических училищ. Музыкальное образование, которое получают студенты факультетов педагогики и психологии педагогических вузов, является также одной из сторон профессиональной педагогической подготовки работников просвещения. Чтобы обеспечить разностороннюю музыкальную подготовку, в программу педучилищ введены: хоровое пение, музыкальная грамота и сольфеджио, музыкальная литература, ритмика, игра на музыкальных инструментах и методика музыкального воспитания. Программы факультетов педагогических вузов включают следующие курсы: основы музыкального ребенка, - музыкальная литература, теория и методика музыкального воспитания. Студенты, имеющие специальное музыкальное образование, могут продолжить его на факультативе.

Контроль за проведением процесса музыкального воспитания детей осуществляют городские и районные методические кабинеты. Они направляют учебно-воспитательный процесс на местах. За правильную постановку музыкального воспитания в детских садах отвечают музыкальные руководители, имеющие специальное дошкольное и музыкальное образование, а также воспитатели детского сада (в своих группах). Заведующие и старшие воспитатели детских садов создают условия для организаций и проведения учебно-воспитательного процесса, контролируют прохождение программы, помогают наладить организационные формы работы музыкального руководителя с педагогическим коллективом, следят за выполнением музыкальным руководителем его обязанностей.

14. СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОСТИ

Под структурой музыкальности понимается комплекс способностей, качественное своеобразие которого у субъекта, позволяет ему успешно проявить себя в любой музыкальной деятельности. В теории при характеристике этого понятия обнаружены различные подходы. Во многих советских работах (Ю. Кремлев, И. Рыжкин, Г. Апресян, М. Блинова, Г. Кечхуашвили и др.) отмечается зависимость формирования музыкальности как ответная и производная реакция человека на им же созданное и постепенно развивающееся искусство. В других работах отмечаются связи, устанавливаемые между конкретной музыкальной деятельностью и способностями. Вслед за Н Римским-Корсаковым, который помимо музыкально-слуховых выделил исполнительско-тех-нические способности, многие современные исследователи также освещают этот вопрос (С. Савшинский, А. Алексеев и др.)

В психологии интересуются собственно структурой музыкальности. Известны, например, суждения Г. Ревеша, понимающего ее как единое целостное явление, не поддающееся никакому анализу. В исследовании же К. Сишора, наоборот, проведена тщательная классификация многочисленных отдельных музыкальных способностей. В современной американской литературе эта классификация получает поддержку, считается, что она хорошо обрисовывает музыкальность и помогает изучить ее уровни у детей путем тестов[6]. Немецкий ученый И. Крис вводит в структуру обще эстетические, творческие и специально-музыкальные способности. В известной работе Б. Теплова «Психология музыкальных способностей» дана наиболее полная и обоснованная характеристика музыкальности в ней выделены общие компоненты (богатство и инициативность воображения, способность к музыкальному переживанию, внимание, волевые способности и т. д.) и «специальные компоненты (своеобразие различных музыкальных способностей). Автор критикует Сишора и Криса за то, что они рассматривают сенсорные способности лишь как различение отдельных свойств музыкальных звуков. Этим сенсорная основа отрывается от более развитых форм музыкального восприятия. В одной из самых последних работ Б. Теплов определил музыкальный слух в узком смысле как звуковысотный, а в широком назвал еще музыкально-ритмическое чувство, динамический и тембровый слух[7]. При таком подходе совершенно ясна связь этих способностей с их сенсорной основой. Другого советского психолога В. Мясищева также не удовлетворяет изучение способностей, проведенное Сишором. По мнению В. Мясищева, данная классификация не выясняет истинного смысла музыкальности. Под последней надо понимать реактивность на музыку, позволяющую ей воздействовать на поведение, деятельность, и отдельные реакции человека. Его способности складываются при склонности к этой деятельности и при наличии трудовых усилий. Во многих работах музыкальность рассматривается с точки зрения ее возникновения в раннем детстве. Так, В. Мясищев, определяя современные задачи психологии, в числе первой из них назвал задачу «...отыскания тех ранних признаков, которые могут определять перспективу развития»[8]. В работах Б. Теплова проблема развития музыкальности также показана на примерах детей дошкольного возраста. Б. Асафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, подчеркнул взаимосвязи между отдельными компонентами музыкальности, их противоречия и сходства, их взаимные влияния. Изучение их помогает определить музыкальность ребенка. В своей работе «Фортепианная педагогика» Л. Баренбойм показал последовательность в развитии отдельных компонентов музыкальности (так, мелодический слух проявляется очень рано, гармонический же - позднее, вместе с приобретением опыта и специального воспитания).

Итак, структура музыкальности характеризуется с психологических, эстетических, музыковедческих позиций. Показаны разнообразные и динамичные связи между музыкой и переживанием субъекта, между деятельностью и способностями, которые формируются в ее процессе, между отдельными музыкальными способностями; показано также качественное своеобразие их в раннем детстве.

Можно наметить следующую структуру музыкальности, которая состоит из комплекса качеств, необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности. Все ее элементы рассматриваются в их структурных соотношениях. Но качественное ее своеобразие у каждого ребенка требует знания типологических, индивидуальных особенностей личности с ее интересами, склонностями, с ее волевыми процессами, складывающимися в музыкальной практике.

Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. На какой бы стадии своего развития ни был бы ребенок, он эмоционально откликается на выразительные интонации, на музыку, содержащую в себе выражение чувств. Вместе с тем, и слуховой компонент не менее важен. Сенсорная основа (т. е. действенно-наглядная ориентировка в звуковысотных, ритмических, тембровых, динамических отношениях) связана со всеми «слоями» музыкального развития.

На основе единства эмоционального и слухового компонента, складываются две основные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма. Эти две основные способности необходимы для выполнения любой музыкальной деятельности. Но они по разному проявляются применительно к тому или иному виду. Музыкально-слуховые представления так же отражают звуковысотные и ритмические особенности музыки, но вне ее реально звучания. Происходит своеобразная «внутренняя музыкальная речь», вот почему их называют внутренним слухом.

В связи с разновидностями музыкальной практики, музыкальность приобретает свое своеобразное воплощение

Качество музыкального восприятия характеризуется целостностью, непосредственностью и, вместе с тем, дифференцированностью. Восприятие включает оценочное отношение, на основе которого складывается и музыкальный вкус.

Исполнительские способности связаны не только с музыкальными данными. Очень важно владение средствами исполнения (инструмент, голос, движение тела). Большое значение приобретают волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также «технические» способности, (владение певческим голосом, ловкость и гибкость движения).

В состав творческих способностей входят компоненты, характеризующие исполнительство (выразительность, непосредственность) и компоненты, отличающие продуктивное творчество (индивидуальность замысла, поиски новых средств воплощения).

В структуре музыкальности можно выделить более общие и специальные способности. Для первых из них характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении, творчестве, оценке. Для вторых показательно, что все эти общие музыкальные переживания находят выражение в конкретных способностях. Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные связи.

Структура музыкальности рассматривается нами в ее развитой форме, но она должна быть выявлена в самых первых ее проявлений. Это поможет уяснить, какие компоненты играют существенную роль в дальнейшем активном музыкальном развитии данного ребенка.

15.

16. Анализ современных учебных программ по музыке в общеобразовательной школе.

Современные тенденции образования требуют все более углубленного изучения предмета «Музыка», о чем говорят требования, которые предъявлялись участникам Всероссийской Олимпиады школьников по искусству (МХК) 2013/2014 учебного года на школьном этапе в Москве в 9 – 11 кл. Высокий уровень ответов, включая стилевые особенности различных направлений искусства, вынуждают учителей музыки по-иному смотреть на преподавание музыки в СОШ. У большого количества программ цель одна - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. В данной главе мы сделаем сравнительный анализ наиболее востребованных программ по музыке.

Начальная школа. Программа «Музыка 1-4 классы» под редакцией В. О. Усачевой и Л. В. Школяр (научный руководитель Д. Б. Кабалевский) в рамках образовательной Программы «2100». Эта работа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений. Перед тем, как начинать работать, необходимо понимать, какова цель этой работы. Вот цитата из пояснительной записки: «В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества». Есть расширенный список целей и задач:

Цели и задачи обучения музыке в 1 – 4 классах

 формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

 развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

 освоение музыкальных произведений и первичных знаний о музыке;

 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

 воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально ценностного отношения к искусству.

Правильные слова, но не слишком ли далеко главная цель – воспитание? И воспитание музыкального вкуса не может быть важнее воспитания любви к Родине. Как же быть с главной и конечной целью, которую ставил перед учителями музыки и предметом «Музыка» Д.Б.Кабалевский? Вот она – «музыкой воспитывать человека. Через музыку учитель влияет на внутренний мир ребенка, его нравственность»(Д.Б.Кабалевский). Как быть с еще одной важной цитатой «музыкального учителя» - «Формирование осознанного отношения к музыке, на основе ее восприятия, т.е. мы должны учить детей слышать музыку и размышлять о ней. Эта задача тесно перекликаются с задачей формирования художественного вкуса».

Общая тема уроков в 1 классе очень объемная: «Как услышать музыку?». Тему о «трех китах» авторы раскрывают во 2 классе, хотя почему не в 1? Как же мы научим учащихся размышлять о музыке, понимать ее, если самые основные понятия ученики за целый год так и не узнают? Современные первоклашки с большим интересом любят слушать и различать на слух музыку жанров песни, танца и марша. В программе 2 класса ученики узнают о «трех китах», но тема «Куда ведут нас «три кита» не развивается в «Песенность, танцевальность, маршевость», хотя это было бы очень логично. Продолжение темы «Три кита» ученики узнают в 3 классе. В конце учебного года ученикам 2 класса предлагается усвоить тему «Музыкальные формы», хотя в конце 3 года обучения ученики узнают о формах рондо и вариаций. Наверное, логично было бы изучить эту тему неразрывно, в целом, т.к. о других вариантах форм ученики узнали почти год назад. В сравнении эту работу проводить легче и интереснее для учащихся. Темы 4 класса совпадают с программой Д.Б.Кабалевского, хотя сегодняшние ученики начальной школы в состоянии понять музыку более серьезную, усвоить и понять темы более глубокие. Прослушав все 7 частей кантаты «Александр Невский», ученики 4 класса получат гораздо больше знаний о музыке, истории своей страны, исторических событиях и национальных героях! Проникнуться глубоким уважением к героям прошлого, которые были порой простыми крестьянами. Уже пора начинать учить заслуженно любить и уважать свою страну и ею гордиться, делая это как можно раньше, не откладывая это на годы вперед!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.073 с.)