Приоритетные профессиональные качества личности учителя музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приоритетные профессиональные качества личности учителя музыки



Профессия учителя музыки требует от избравшего её постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей, стремления повысить уровень профессиональных качеств.

К приоритетным профессиональным качествам личности учителя музыки можно отнести музыкальность, любовь к детям, эмпатия, артистизм, художественно-педагогическая интуиция, профессиональное мышление и самосознание, личностная профессиональная позиция. Рассмотрим данные качества более подробно.

Реальное участие учителя музыки в музыкальном образовании детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальными способностями, т.е. музыкальностью. Музыкальность в широком понимании определяется как основа профессиональных качеств учителя музыки. В более узком понимании музыкальность выступает как система оперирования музыкальными интонациями. Опыт подготовки учителей музыки показал, что умение учителя проникать в замысел произведения, проследить смену его интонаций даёт ему возможность в дальнейшей педагогической работе формировать творческий мир ребёнка, способного мыслить художественными образами.

Любовь к детям как качество личности педагога – музыканта определяет характер и направленность всей его деятельности: стремление взращивать и развивать в ребёнке лучшие нравственно-эстетические качества с помощью музыкального искусства, а именно- любовь к прекрасному, умение воспринимать и понимать красоту окружающих предметов и явлений, желание не только воспринимать, но и создавать прекрасное, умение получать радость от общения с прекрасным миром искусства.

Важнейшим профессиональным качеством личности учителя музыки является Эмпатия как способность к эмоциональному постижению, вживанию в художественный образ, способность «проживания» духовной жизни произведения, «присвоение» его личностного смысла. Более широкое понимание эмпатии- душевность, сердечность, способность к сопереживанию, к установлению духовного контакта с людьми. Музыкально-педагогическая эмпатия- это способность учителя актуализировать собственную эмпатию, направив её с помощью музыки и специальных художественно-педагогических средств на пробуждение и развитие эмпатии у учащихся. Эмпатия выступает как важное профессионально-личностное качество учителя музыки,

Обеспечивающее продуктивность и успешность его профессиональной деятельности, прежде всего музыкально-исполнительской, художественно-коммуникативной и художественно- организаторской.

К профессиональным качествам личности учителя музыки следует отнести и артистизм, наиболее ярко проявляющийся в художественно-коммуникативной и музыкально-исполнительской деятельности педагога музыканта. Умение выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приёмы, творческие задания во многом обеспечивают успех его педагогической деятельности.

Основными методами развития артистизма являются художественно-коммуникативный тренинг, ролевые игры, эстетико-артистический показ, моделирование художественно-педагогических ситуаций, демонстрация и анализ видеозаписей.

Важным профессиональным качеством личности учителя музыки является художественно-педагогическая интуиция, позволяющая мгновенно оценивать ситуацию, определять внутреннее состояние учащихся, находить правильный способ педагогического воздействия. Специфика художественно- педагогической интуиции обусловлена сущностью предмета искусства, природа существования которого связана с интуицией художника- создателя, исполнителя.

Художественно-педагогическая интуиция представляет собой акт непосредственного решения учителем художественно-педагогических задач без предварительного логического профессионального анализа. Наиболее часто она проявляется в художественно- конструктивной, музыкально- исполнительской, художественно-организаторской и художественно- исследовательской деятельности учителя музыки.

Факторами, способствующими развитию педагогической интуиции, являются: Субъективно-личностное видение музыкально-педагогической практики, «Вхождение» в индивидуально-неповторимый мир детей, погружение в музыкальные интересы ребёнка, импровизационный характер решения музыкально-педагогических ситуаций, развитие образного ассоциативного мышления и т.д.

К профессиональным качествам личности учителя музыки можно отнести и профессиональное мышление.

Психология рассматривает мышление как деятельность, которая, являясь активным целеустремлённым волевым актом, совершается через внутренние мыслительные процессы- анализ, синтез, абстракция и обобщение в виде системы сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Так, анализ музыкального произведения происходит на уровне определения его формы и стиля, своеобразия выразительных средств при воплощении художественного замысла. Синтез в работе над музыкальным произведением выступает как целостный подход к пониманию и выбору всех художественно-выразительных компонентов, составляющих сущность содержания произведения. Таким образом, в основе музыкального мышления лежат музыкально-слуховые действия, являющиеся комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных музыкально-слуховых, музыкально-двигательных и зрительных представлений. Интонационная природа музыкально-мыслительных процессов, единство рациональной и чувственной сторон музыкального мышления, осмысление логической организации звукового материала выступает в единстве со способностью чувственно воспринимать выразительный смысл музыкальной интонации.

Музыкальное мышление носит творческий характер, т.к. требует от учителя умения проектировать, осуществлять и анализировать музыкально-образовательный процесс в неожиданных ситуациях с учётом художественно-педагогических задач, принципов музыкального образования, привнося при этом собственные идеи, личное видение проблемы, оригинальные способы решения поставленных задач.

Важнейшим и необходимым качеством профессионального мышления в деятельности учителя музыки является импровизация. Педагогическая импровизация и педагогический экспромт лежит в основе педагогического творчества. Разговор о музыке, показ на уроке музыкальных произведений, здесь же чтение с листа, транспонирование или подбирание экспромтом музыки по просьбе детей- все эти виды деятельности нельзя заранее точно спланировать и уложить в какую-либо определённую схему. Естественно, что план каждого урока является обязательным, но общение с искусством не терпит штампов, и много зависит от эмоционального состояния всего класса в данный момент.

Всё это говорит о том, что учителю музыки необходимо владеть искусством педагогической импровизации, сущность, которой заключается в свободном использовании сочетаний видов музыкально-исполнительской деятельности и словесного экспромта.

Таким образом, профессиональное мышление учителя музыки- это специфический сплав художественного и научного мышления, музыкальных и педагогических сторон, взаимосвязи профессиональной направленности, стиля и операций мыслительного процесса.

И завершает перечень профессиональных качеств личности учителя музыки его личностная профессиональная позиция, являющая собой ярко выраженное и обоснованное отношение к музыкально- педагогической действительности (к ребёнку, музыке, преподаванию музыки в их взаимосвязи)

Основными педагогическими условиями и средствами становления позиции являются:

- изучение основных теоретико-методических положений педагогики музыкального образования в сравнении и сопоставлении разных взглядов и воззрений;

- постепенное становление личностной позиции на основе привнесения собственных взглядов, технологических решений музыкально-педагогических задач и их апробации в практической работе с детьми.

Стремление к совершенствованию профессиональных качеств учителя музыки должно формироваться в стенах института и закрепляться всей дальнейшей практической деятельностью.

Тогда первоначально сформированное умение перерастает в жизненную потребность и послужит основой для творческого подхода к явлениям повседневной практики, выработки исследовательской позиции учителя. Только при этом условии он сможет осуществлять музыкально- эстетическое воспитание и обучение школьников на уровне современных требований передовой педагогической науки и практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.004 с.)