Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспективное изложение курса

Поиск

КОНСПЕКТИВНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КУРСА

Тема 1. Педагогическая деятельность преподавателя

Специфика профессиональной деятельности преподавателя

Психолого-педагогические помехи в деятельности преподавателя

Тема 2. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога

Имидж преподавателя

Имидж (образ, фасадная часть личности, ее внешний эффект) — целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

Образ определяется как: вид, облик; живое наглядное представление о ком-нибудь или о чем-нибудь; обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Под имиджем понимают сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности.

Говорят еще, что имидж — это:

· набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью;

· общая картина конкретной личности в глазах окружающих;

· своеобразный человеческий инструмент, искусное пользование которым позволяет нам выстраивать свои отношения с людьми;

· собирательное понятие, форма жизнепроявления человека.

В определении понятия «имидж» существует несколько оснований. Имидж представляется как реальный или воображаемый образ, который возникает в сознании человека.

Имидж рассматривается как функциональное образование, в основе которого лежит действие, отношение, отражение, впечатление, поскольку он показывает влияние на кого-то, выступает оценочным суждением о ком-то, выражает конкретные ожидания по отношению к кому-то.

Имидж — это динамическая система, поскольку она является результатом постоянной работы человека над собой.

На имидж влияют природные качества, жизненный и профессиональный опыт, воспитание и образование личности.

Основу имиджа составляет личное обаяние. Это понятие собирательное. Оно аккумулирует в себе лучшие человеческие качества, информационный потенциал личности (В. М. Шепель).

Обаяние человека — это его коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость, а также внешняя привлекательность, легкая адаптация к новым условиям, умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, терпимость к инакомыслию.

В идеале личное обаяние — это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений, т. е. самопрезентация. Умение подать себя с наилучшей стороны, вызвать у другого определенное представление о себе — это своеобразное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой.

Стратегия самоподачи, самопрезентации, самопредъявления построена на выводе о том, что каждый человек заинтересован во ечатлении, которое он производит на окружающих. Имидж, с ной стороны, является результатом определенных психологических процессов проявления личности, а с другой — служит внешним источником формирования впечатления о данном человеке у партнеров по общению. Поэтому все стратегии самопрезентации имеют целью установить, уточнить или поддержать свой образ в глазах других.

Говорят об ублажающей стратегии, которая направлена на то чтобы представить себя в благоприятном свете путем подстройки под ту аудиторию, в которой находится личность. Самоконструктирующая стратегия направлена на поддержание и укрепление «Я-идеального».

В связи с этим весьма актуальными для создания имиджа личности являются:

социальные характеристики человека, отвечающие требованиям того общества, в котором живет человек. На восприятие имиджа влияют время, место, статус, модели его ролевого поведения и т. д.;

символические характеристики, определяемые традиционной культурой;

персональные характеристики, выражающие индивидуальность предъявителя имиджа.

Характерными особенностями имиджа являются: во-первых, его динамичность; он не может быть навсегда строго заданным, а должен изменяться, корректироваться в зависимости от личностных представлений и социальных условий существования человека; во-вторых, всякий имидж всегда несет в себе эмоциональное отношение, которое управляет отношением других людей к реальному человеку.

В связи с этим имидж бывает принятым и непринимаемым, т. е. отвергаемым (В.А. Баранова). Принятый имидж должен удовлетворять ряду требований.

1. Ориентация на определенный средний уровень, или, как говорят, в нем должна быть учтена «нужная мера народности».Одежда, поведение, речевой этикет предъявителя имиджа должны соответствовать той социальной группе, для которой имидж предназначается.

2. Соответствие тем представлениям, ожиданиям, которые возлагает на предъявителя имиджа социум. Это выражается в том, что предъявителем имиджа используются социально одобряемые формы поведения, соответствующие привычкам, традициям, обычаям конкретной социальной группы, для которой имидж предназначается.

Два вышеперечисленных требования предполагают, что человек не должен быть белой вороной среди других людей.

3. Необходимость постоянной работы над собой для того, чтобы удержать свой публичный образ, поддержать репутацию в глазах потенциальной аудитории, а не просто произвести определенное впечатление.

4. Окружающие люди принимают или отвергают предъявляемый имидж благодаря механизмам социальной перцепции.

Восприятие всегда селективно, т. е. избирательно, благодаря этому происходит отбор, фильтрация, группировка информации личности, чей имидж воспринимается. Процесс восприятия подразделяется на процессы понимания и суждения.

Процесс понимания определяется особенностями коммуникативной системы отношений в социальной группе, представленных в виде системы ценностей, представлений, установок, механизмов социального приписывания.

Процесс суждения реализуется через факторы, характеризующие мотивационно-потребительскую сферу воспринимающих имидж лиц.

Все факторы восприятия разделяются на фоновые, которые зависят от культуры общества, социально-экономической обстановки в стране, национальных особенностей воспринимающих, и ситуативные, к. которым относятся случайные явления, индивидуальные особенности восприятия имиджа тем или иным человеком.

Говорят о трех уровнях воспринимаемого имиджа:

- биологическом, когда существенную роль оказывает пол, возраст, состояние здоровья, темперамент, физические данные;

- психологическом, когда на принятие имиджа влияют те качества или черты характера, которые приписываются или могут быть приписаны предъявителю имиджа: воля, память, мышление, характер, способности. Приписываемые качества могут быть объяснены или не объяснены. Важность этого уровня восприятия состоит в том, что благодаря ему учитываются цели, ценности, интересы социальной группы, а система отношений выстраивается в соответствии с провозглашенными требованиями;

- социальном, который представляет собой систему фактов, слухов, сплетен, легенд, формирующих в целом готовность воспринимающего к принятию или отвержению предлагаемого имиджа.

Выделяют три возможных подхода к имиджу, которые являются основанием для классификаций имиджа (Л.К. Аверченко):

- функциональный, когда имиджи классифицируют по их Функционированию;

- сопоставительный, когда проводят сравнение близких имиджей;

контекстуальный, когда имиджи подразделяют в зависимости от контекста.

Функциональный подход к имиджу. При функциональном подходе различают следующие имиджи:

зеркальный — имидж, соответствующий нашему представлению о себе: мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. При этом чаще всего, особенно в молодости, видим в нем больше плюсов, чем минусов;

текущий — это наш имидж с точки зрения окружающих. Необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют мнение о нас в не меньшей степени, чем наши реальные поступки;

желаемый — имидж, который мы стремимся себе создать;

корпоративный — имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений. Это и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности;

множественный — имидж, который образуется из ряда имиджей независимых структур. К хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, образовательные учреждения, использующие собственную символику, униформу и т. д.;

отрицательный — наш имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом.

Сопоставительный подход к имиджу. Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик двух человек, предъявителей имиджа. Их можно сопоставлять по степени компетентности, интеллигентности, готовности к силовому решению и т. д.

При сопоставительном подходе различают следующие имиджи: идеальный — это усредненное представление людей о желаемых качествах. Идеальный имидж никогда не может быть создан;

первичный — это представление о конкретном человеке, личности, субъекте деятельности, сформированное по результатам первичного знакомства;

вторичный — возникает только в процессе конкурентной борьбы. Суть его в том, что он получает новые, так называемые поверхностные, черты, обретенные в новой обстановке.

Контекстуальный подход к имиджу. При контекстуальном подходе имидж классифицируется по социальному контексту в который вписана личность: имидж политика, имидж бизнесмена, имидж поп-звезды, имидж преподавателя.

Имидж педагога — это интегративная характеристика внешнего и внутреннего содержания личности преподавателя. Он рассматривается с позиции его позитивного влияния на гармонизацию субъект-субъектных отношений в системе «педагог — учащийся» (В. Н. Черепанова) и как качественная характеристика авторитета педагога.

Следует выделить функции индивидуального имиджа педагога.

1. Коммуникативная функция заключается в осуществлении взаимосвязи участников образовательного процесса. Знаковая информация, заключенная в имиджевых характеристиках педагога, укрепляет единство участников образовательного процесса, если имидж педагога позитивен, либо обособляет их друг от друга, если этот имидж негативен.

2. Информационная функция имиджа педагога осуществляется в единстве с коммуникативной. Информация передается в видезнаков: внешний вид педагога, его слова, жесты, мимика. Смысл информационной функции зависит от того, насколько гармоничны индивидуальные имиджи партнеров, так как эта гармония позволяет привести в соответствие систему «знак — значение», адекватная взаимозависимость которых в процессах передачи-приема информации обеспечивает уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

3. Когнитивная функция имиджа педагога последовательно включается вслед за коммуникативной и информационной и направлена на интерпретацию отношения «знак — значение» в целях определения смысла. Студент интерпретирует воспринятый имидж педагога, оценивает и формирует свое отношение к нему. Ошибочные оценки снижают эффективность взаимодействия, адекватные оценки создают комфортную обстановку для субъект-субъектного общения.

4. Эллютивная функция индивидуального имиджа педагога способствует возникновению у студента эмоциональных проявлений, определяет психологический фон взаимодействия, стимулируя или ослабляя активность участников образовательного процесса в совместной деятельности.

5. Конативная функция имиджа педагога направлена на согласование и координацию взаимодействий участников образовательного процесса. Отношение к преподавателю, сформированное на эмотивном уровне, при восприятии и осмыслении имиджа педагога определяет поведение обучаемого. Он либо корректирует свои позиции, принимает участие в выработке общих планов взаимодействия, новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение, либо уклоняется от совместной деятельности.

6. Креативная функция имиджа педагога направлена на формирование у студентов в процессе общения позитивного индивидуального имиджа, который влияет на изменение во взглядах, в поведении, личных качествах будущего педагога. Процесс формирования обеспечивается за счет подражания, эмоционального заражения, внушения, убеждения. Креативная функция в педагогическом общении включается в решение проблем, возникающих в контексте соотношения «поведение — личность».

Перечисленные функции в контексте педагогической деятельности взаимосвязаны с воспитательной и образовательной функциями, определяются их задачами и существенно влияют на эффективность реализации. Кроме того, они обеспечивают оптимальные условия для осуществления адаптивной функции, так как помогают студенту найти модели поведения, сформировать основы педагогического мастерства систему ценностей и установок по предложенным образцам, опосредованным в индивидуальном имидже каждого.

Позитивный индивидуальный имидж педагога, представленный как совокупность внешних и внутренних, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств, призван продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса.

Положительный имидж педагога в глазах студенческой аудитории зависит от принятых в ней установок и от механизма социального приписывания, т. е. атрибуции. Установки как предрасположенность субъекта к тем или иным действиям или оценкам направлены на восприятие специфических деталей образа преподавателя в определенных ситуациях.

Приписывание нередко зависит от системы восприятия. Есть несколько ошибок восприятия, которые мешают принятию студенческой аудиторией позитивного имиджа преподавателя. К ошибкам восприятия относят эффект недавности. Суть его в том, что в отношении к знакомому преподавателю наиболее значимой представляется последняя информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому педагогу более значимой кажется первая.

Есть еще так называемый эффект контраста, возникающий при знакомстве с новым, молодым преподавателем. На первых стадиях знакомства студенческая аудитория оценивает имидж нового педагога путем сравнения его с имиджем предыдущего преподавателя.

Имидж педагога во многом зависит и от языка принятия или языка непринятия, которым пользуются студенты в знак одобрения имиджа преподавателя. Язык принятия — это доброжелательный взгляд, сочувствующая, ободряющая или веселая улыбка. Для него характерны кивки в знак согласия, спокойный тон, радушная интонация. Языком непринятия сообщают преподавателю, что он чего-то недостоин, а общение с ним не доставляет особого удовольствия. Выражается это в блуждающем взгляде, иронической или саркастической улыбке, назидательном, наступательном тоне, «жесткой» мимике лица, сдвинутых бровях, колючем взгляде.

Поскольку формирование позитивного индивидуального имиджа педагога довольно сложная процедура, существует несколько подходов в технологии создания имиджа.

Большинство авторов отмечают, что основу такой технологии составляет «Я-концепция» личности, которая является важным фактором детерминации поведения человека, во многом определяющим его поведение в ситуации выбора и контакта с другими людьми. Образ «Я» воспринимается как установочная система, обладающая тремя компонентами: когнитивным, аффективным поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют представленные в переживаниях установки. Они выражают эмоциональное отношение к себе. Выше расположено осознание на основе самооценки отдельных свойств и качеств, которые складываются в цельный образ. И наконец, это сам образ «Я», который вписывается в систему ценностных ориентации личности, связан с осознанием целей своей жизнедеятельности и средств. Всякий имидж должен основываться на искреннем «Я», окружающие должны видеть настоящего человека, а не искусственную модификацию его внутренней сущности.

Имидж как явление средовое можно представить в виде модели, состоящей из двух взаимосвязанных компонентов: ядра, сравнительно статичной, но способной к изменениям составляющей, т. е. «Я-концепции», и переменной составляющей имиджа, представленной аудиальной, визуальной, ольфакторной, кинестетической системами, которые достаточно оперативно изменяются в зависимости от условий среды (В.Н. Черепанова).

Работа над имиджем может включать четыре этапа (В. А. Баранова).

1. Выявление того, каков образ данного человека на настоящий момент и насколько он соответствует представлениям о нем со стороны окружающих. Создающему имидж важно решить вопрос о привлекательности/непривлекательности образа в целом в конкретном проявлении. Что привлекает или раздражает окружающих: внешний вид, действия, слова, манера говорить, двигаться, общаться?

Поскольку имидж должен соответствовать ожиданиям окружающих, то его создателю нужно обратить внимание на то, что ядро имиджа образуют три базовых элемента: внешняя (поведенческая) направленность личности; внутренняя ориентация личности; иерархия временных «Я» личности.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: на конкретные результаты в сфере предметной деятельности; на общение; на завоевывание авторитета.

Внутренняя ориентация личности опирается на доминирующие способности, посредством которых конкретный человек достигает поставленных перед собой целей: одни люди достигают их благодаря преимущественно интеллектуальным способностям, Другие — эмоциональным, третьи — волевым.

Иерархия временных «Я» личности отражает взаимоотношение образов «Я-прошлое», «Я-реальное», «Я-будушее». В зависимости от доминирования того или иного образа «Я» в сознании личности ее поведение будет направлено из настоящего в будущее или из настоящего в прошлое.

2. Собственно создание образа. Здесь работа идет в направлении поиска «публики», т. е. той группы (социальной, учебной), которой будут предназначаться имидж, отработка способов привлечения внимания и факторов привлекательности, выбора приемов формирования имиджа. Весьма эффективными оказываются приемы:

многократного повторения: хорошо запоминается то, что часто повторяется;

непрерывного усиления воздействия, т. е. наращивание логических или эмоциональных аргументов; постепенное их наращивание воспринимается более благоприятно, чем взрывное, так как человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации.

3. Поиск девиза (лозунга), под которым будет проходить создание имиджа. Девиз дает возможность человеку утвердиться в целевых ориентирах и кратко, лаконично их сформулировать в плане «громкой речи».

4. Создание легенд. Суть ее выражается в том, что в предлагаемом образе человек, его несущий, выделяясь среди окружающих, тем не менее остается одним из них.

Более подробно рассмотрим технологию создания имиджа, в основе которой лежит механизм презентации (П. Берд, Ф. Дейвис).

Начальным моментом в создании и осознании необходимости изменения имиджа является самоанализ. Он будет складываться из нескольких моментов: сначала человек дает оценку себе. Для этого используются специальные анкеты, а также вопросы, которые условно делятся на две категории: что я хочу изменить и как это сделать? Важно акцентировать свое внимание на следующем.

Анализируемое качество — это достоинство или недостаток? Как его можно развить или как избавиться от него? Чему еще нужно научиться? Где и в каком объеме можно получить недостающую информацию? Потребуют ли перемены специального изучения или достаточно самообразования?

Затем эти же вопросы задаются разным категориям людей, с которыми общается человек (коллеги по работе, родители, друзья), и затем полученные данные анализируются и сравниваются.

Следующий момент в плане действий по созданию имиджа -это определение, для кого предназначается измененный имидж. Здесь важны два момента: 1) определение того, как оценивают вас коллеги и соответственно на какую группу коллег следует произвести наилучшее впечатление; 2) в создании имиджа действует принцип «качелей имиджа»: его нельзя создать в каком-то одном направлении, он создается сразу во многих направлениях. Например, для руководства он проецируется как бы вверх, для коллег — в стороны, для персонала или студентов — вниз. Нужно определить, насколько официальны/неофициальны будут у вас отношения с разными людьми. Эти отношения выражаются через принятие этикетных правил обращения, одежды, инструкции способов общения. Поэтому создаваемый имидж должен быть приспосабливаемым и к ситуации, и к участвующим в ней людям.

Технологическим приемом разработки имиджа является определение финансовых затрат на создание имиджа. Правильно справиться с этим поможет список расходов на ближайшие шесть месяцев: какая одежда нужна и сколько стоит, какие книги для обучения нужно купить, сколько истратить на обучение. Определите возможные потребности, которые могут возникнуть у вас вследствие изменения имиджа.

Важным моментом, завершающим создание имиджа, является его презентация.

Нельзя создать себе имидж и не встретиться с «публикой». Все технологии презентации направлены на то, чтобы, встретившись лицом к лицу с аудиторией, произвести на нее впечатление обаянием собственной личности, энтузиазмом и способностями. Такая встреча дает возможность создателю имиджа сформировать собственную позицию относительно того, насколько он подходит для этой работы, выяснить, насколько он заслуживает доверия коллег.

Центральным моментом презентации является создание первого впечатления. Здесь следует обратить внимание на то, что на обыденном уровне сознания людям легче воспринимать то, что не требует специальных знаний: как им видится и слышится, так и мыслится. В данном случае работает механизм инерции.

Между имиджем и обыденным сознанием существует своеобразная связь: имидж выступает как символ, как набор сигналов (зрительных и слуховых), которые прежде всего принимают низшие этажи психики, вызывая простейшие эмоции. У одного человека символ лишь «запускает» интеллект, у другого — сразу формирует впечатления. Чем они ярче, тем меньше тратится усилий на осмысление увиденного и услышанного. И эти усилия вообще сводятся к нулю, когда некто искусен в вызове ярких впечатлений.

Создавая имидж, необходимо помнить и о таком феномене как эмоциональная память.

Имидж состоит как бы из трех частей: собственного воображаемого имиджа;

проецируемого имиджа, т. е. такого, который соответствует, по вашему мнению, тому, как вас воспринимают окружающие. Чем ближе эта репрезентация к вашему собственному представлению, тем более уверенно вы себя чувствуете;

получаемого имиджа, т. е. такого, который выражает представления о том, как вас видят на самом деле другие. Он не должен расходиться с проецируемым.

В связи с этим для подачи имиджа и создания благоприятного первого впечатления от него особую значимость приобретают:

1) концепция ясности при общении. Она реализуется через чистоту, ясность, понятность речи, хорошую речевую грамматику, искренность, юмор, энтузиазм. Манера публичного выступления очень важна, поскольку речь является средством межличностных отношений и показателем того, насколько предъявитель имиджа знает свой предмет;

2) умение одеться соответственно случаю;

3) язык тела. Бытует мнение, что наше тело является выразителем нашего ума. Величина экспрессии находится в прямой зависимости от потребности отождествления себя с другими людьми и отстаивания своей индивидуальности. Она также является показателем того, в какой степени вы хотите получить ответную реакцию других людей или дистанцироваться от них;

4) голос как второе лицо человека — весьма важное средство презентации, так как он может рассказать о самочувствии, образовании, о степени напряжения, т. е. нарисует своеобразную психологическую картину вашего «Я»;

5) владение техникой активного слушания.

Создание имиджа — дело тонкое. Можно говорить, что имидж — это произведение искусства очаровывать. Поэтому одна из основных технологий создания имиджа основана на технике создания личного обаяния.

Логика внедрения технологии личного обаяния — это отработка системообразующих блоков качеств, составляющих имидж: визуального эффекта, коммуникативной механики, флюидного излучения (В. М. Шепель).

Визуальный эффект. Этот блок качеств достигается за счет строительства внешности; расширения знаний и умений в области фейсбилдинга (умение строить лицо), физиогномики (умение читать лицо), кинесики (постановка манер и жестов).

Чтобы создать визуальный эффект, существуют два правила: первое заключается в умении привлечь внимание к тому, что подчеркивает индивидуальность; второе, наоборот, направлено на то, чтобы отвлечь внимание от нежелательных моментов. Маскируется, не показывается, не демонстрируется то, что мешает создать шарм. Созданию выразительного визуального образа помогают:

— во-первых, магия цвета. Цвет стоит на первом месте по силе эмоционального воздействия на окружающих людей на под сознательном уровне. Так, например, красный цвет ассоциируется с энергией, активностью, оптимизмом. Когда хочется выглядеть молодо, весело, спортивно, используются оранжевый и желтый цвета. Всегда уместен и приятен зеленый, а синий ассоциируется с эмоциональной холодностью, интеллектуальностью, духовностью;

— во-вторых, сочетание линий применительно к образу человека, его одежде и аксессуарам. Прямые, жесткие линии силуэтов и форм ассоциируют с равновесием, четкостью, стабильностью; линии волнистые, спиралевидные символизируют изменчивость, непостоянство, женское начало; вертикальные — легкость, невесомость, духовное начало, устремленность вверх; диагональные выражают динамику напряжения, резкую перемену, неожиданность; овальные — это линии для покладистой, спокойной, немного пассивной натуры;

— в-третьих, фактура материала, которая оказывает серьезное влияние на эмоциональную оценку имиджа. В сфере деловой жизни основным требованием к фактуре является сдержанность, поэтому используются материалы гладкие, ровные, имеющие некоторую визуальную невыразительность.

Коммуникативная механика. Овладение коммуникативной механикой строится на развитии эмпатии, интуиции, а также на знании речевого этикета. Основу контактов с людьми составляет формула «не жечь мосты!», а девизом может стать абхазская поговорка «Кто владеет словом, тот владеет общиной!».

Флюидное излучение. Это своеобразная биоэнергетика коммуникативного воздействия. Выделяются такие приемы флюидного излучения, как:

эффект нимба, т. е. биоточечное свечение людям, передача им своей эмоциональной и умственной энергии посредством улыбки, манеры двигаться или говорить, позы, жестов, модуляции голосом;

риторические приемы: логика изложения; сила аргументации; вызов ассоциаций; эффект пауз, акцента, интонаций; эмоциональность; литературная выразительность;

техника флирта, понимаемая как развитие в себе и в других самоуважения путем установления теплых, доверительных и искренних взаимоотношений. Существуют правила делового флирта (Дж. Шпигель): уметь смотреть в глаза собеседнику; уметь слушать; уметь задавать вопросы; проявлять уверенность в себе; проявлять чувство юмора; быть честным; любить и уважать людей; быть доброжелательным и привлекательным.

Цель коммуникативной механики и флюидного излучения — помочь настроить воспринимающего на позитивное принятие имиджа и установить положительные отношения между людьми.

Все перечисленные выше имидж-технологии смыкаются на интеллигентности, которая является собирательной характеристикой педагога и выражается в его духовности и благородной мотивации поступков. В слагаемые интеллигентности входят всесторонняя образованность, человеколюбие, разумность поведения. База интеллигентности — гуманитарная культура личности.

Педагогическая рефлексия

Понятие «рефлексия» вошло в науку с именем Р. Декарта, который описал отражательную сторону головного мозга человека. Рефлексия является одной из форм мыслительных функций, описанных и примененных еще Сократом и Платоном. Рефлексия, по мнению древних, является рабочим инструментом человеческого разума.

Рефлексия — размышление, самонаблюдение, самоизучение; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояния; склонность к самоанализу.

В современной науке рефлексия рассматривается как универсальный способ анализа сознания, его возможностей в познании и объективной оценке предметов и явлений действительности (Т. Н. Савинкова). Она соотносится с мышлением и обозначается как обращение назад, отражение, анализ собственных действий и состояний.

Рефлексия является важной компонентой процесса саморегуляции, обеспечивающей личные адаптацию и развитие (С. В. Морозюк), и рассматривается как процесс переосмысления различных подструктур личности: «Я — физическое тело», «Я — биологический организм», «Я — социальное существо», «Я — субъект творчества», «Я — исполнитель», «Я — контролер» и т. д.

Суммируя приведенные выше дефиниции, следует отметить, что все они в совокупности определяют многообразие содержаний, выступающих в качестве предметов, на которые может быть направлена рефлексия. Личность может рефлексировать и знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия, и представления о внутреннем мире другого человека, и причинах его поступков, и образах собственного «Я» как индивидуальности.

Рефлексия помогает педагогу быть более гибким в процессе педагогической деятельности, реализовывать свои замыслы более эффективно, выстраивать кооперативные отношения с другими людьми, вносить в свою деятельность необходимые изменения.

Поскольку рефлексия является одним из механизмов успешного решения творческих задач, то с ее помощью у человека появляется возможность перестраивать неадекватную модель поведения, заменяя ее на новую, более эффективную.

Главная особенность педагогической рефлексии заключается в реализации принципа свободы внутри педагогического процесса, так как она по своей природе самостоятельна и строится на потребности понять себя и происходящее в себе.

Рефлексия как социокультурный феномен представляет собой инструмент формирования профессиональной духовности, выступает формой теоретической деятельности развитого человека, направленной на осмысление собственных действий, законов природы и общества.

Педагогическая рефлексия входит в структуру деятельности преподавателя и разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Рефлексия отображает содержание наличного явления субъективной реальности в настоящий момент, даже если она высвечивает «прошлое содержание», поэтому характеризуется тем, что всегда ситуативна, а ее содержанием являются осуществляемая деятельность и мышление по принципу «здесь и теперь».

Рефлексия рассматривается как эвристический метод, основанный на принципе познания и анализе человеком явлений собственного сознания и деятельности. Выделяют следующие виды рефлексии:

· элементарную, которая приводит к рассмотрению и анализу знаний, поступков, к размышлению о границах и значении;

· научную, которая направлена на критику и анализ теоретического знания на основе методов научного познания;

· философскую, которая позволяет осознать и осмыслить основания бытия и мышления, человеческой культуры в целом.

Педагогическая рефлексия как образовательно-воспитательное явление принадлежит двум областям: онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, т. е. к педагогике, и психологической, поскольку педагог — субъект, выражающий отношение к самому себе и своей деятельности.

Педагогическая рефлексия имеет свой предмет, в качестве которого выступают все явления, содержащиеся во внутреннем плане индивида: знания, представления, чувства, разнообразные переживания, отношения, желания, ценности.

Рефлексия — это большая внутренняя работа соотнесения себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует педагогическая профессия.

Однако рефлексия — это не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления (Б. 3. Вульфов). Выделяются некоторые ее особенности как компонента готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин):

психологическая готовность, т. е. определенная направленность на различные виды профессиональной деятельности преподавателя в учебно-воспитательном процессе;

научно-теоретическая готовность, т. е. наличие у педагога научно-теоретических, психолого-педагогических, специальных знаний, необходимых для рефлексии;

практическая готовность, т. е. наличие практических умения и навыков, помогающих осуществить разные виды профессиональной деятельности педагога.

Особенностью механизма педагогической рефлексии является его двухуровневость: предметный уровень предполагает действия, образ действия; личностный — социально-психологическую сферу.

Т ипы рефлексии. Выделяют следующие типы рефлексии: личностно-смысловой, кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный.

Личностно-смысловои тип рефлексии понимается как переосмысление и перестройка субъектом содержания своего сознания, деятельности, общения, поведения, целостного отношения к окружающему миру. Он обеспечивает на основе прежнего опыта возможность реализовать механизм внутренней обратной связи и обеспечить тем самым эффективность и успешность процессов самопознания и саморегуляции, поэтому его можно рассматривать как стимулятор личностного и профессионального роста, когда за счет рефлексивных процессов обнаруживаются и устраняются различные помехи и ограничения профессиональной деятельности. Личностно-смысловои тип рефлексии позволяет реализовать творческий потенциал личности за счет процесса переосмысления, который протекает в несколько этапов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку:

· актуализацию смысловых структур «Я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее осмыслении;

· исчерпание этих актуализирующихся смыслов при апробировании имеющихся стереотипов опыта и шаблонов действия;

· их дискредитацию, вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий;

· этап непосредственного переосмысления через осмысление целостным «Я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней, инновацию принципов конструктивного преодоления противоречий;

· реализацию заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержания личностного опыта и адекватное преодоление противоречий конфликтно-проблемной ситуации.

Кооперативный тип рефлексии понимается как высвобождение субъекта из процесса деятельности, выход его во внешнюю позицию по отношению к ней с целью обеспечения взаимопонимания и совместной согласованности действий. Функция этого типа рефлексии заключается в переосмыслении и реорганизации коллективной деятельности при столкновении сложившихся норм организации коллективного взаимодействия с условиями, требующими ее изменения.

Коммуникативный тип рефлексии направлен на осознание индивидом того,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.018 с.)