Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическое взаимодействие и воздействиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субъект-субъектное взаимодействие преподавателя со студентами составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Поэтому следует раскрыть понятие «взаимодействие», его функции, структуру, психолого-педагогические особенности и место в педагогическом процессе. Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие как универсальная категория представляет собой и процесс воздействия объектов друг на друга, и вид отношений в виде непосредственных или опосредованных связей, и интегрирующий фактор по объединению частей в целое, и методологический принцип познания природы и людей, и форму движения любой системы. Принято разделять взаимодействие на формальное, характеризующееся жесткими связями между индивидами и относительной стабильностью во времени, и неформальное, основанное на личностном характере общения при ярко выраженной эмоциональности. Структура межличностного взаимодействия представлена следующими компонентами: - когнитивным, благодаря которому происходит процесс познания людьми друг друга; от него во многом зависит эффективность совместной деятельности и характер межличностного взаимодействия; - аффективным, выражающим взаимные симпатии или антипатии, определяющим особенности восприятия и понимания партнерами друг друга в процессе общения и регулирующим характер их поведения; - конативным, обозначающим устойчивую последовательность поведения субъектов взаимодействия. Наиболее общими признаками любого вида взаимодействия являются: одновременность; двусторонность; закономерность связей; взаимообусловленность изменений состояний его сторон; внутренняя самоактивность субъектов. Связь «преподаватель — студент» имеет сложное строение. Она осуществляется в двух основных подсистемах: первая, представляет собой диаду индивидуального взаимодействия педагога со студентом, так называемое обучение лицом к лицу; вторая — это триада «педагог — студент — студенты», которая предполагает фронтальное общение педагога с учебной группой. В двух этих подсистемах педагог взаимодействует со студентами напрямую или через свой учебный предмет. В образовательном процессе для преподавателя важно и профессионально-деловое взаимодействие с коллегами, родителями, администрацией образовательного учреждения. При этом на первый план выдвигается такой его тип, который способствует достижению индивидуальных и общих целей совместной трудовой деятельности при высоком уровне осознанности и положительном эмоциональном фоне. Особенности профессионального взаимодействия заключаются в том, что партнер всегда выступает как личность, значимая для субъекта; людей при этом отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела. Основная задача профессионального взаимодействия — продуктивное сотрудничество. Субъект-субъектное взаимодействие как образовательная система имеет специфические цели: актуализацию и развитие личностных функций индивида; содержание, в котором стандарт отражается и органически сочетается с личным опытом обучаемого; технологии, которые обеспечивают востребованность личных функций и личного уровня саморегуляции индивида. Если рассматривать учебное взаимодействие как межличностное, то основными его критериями являются: предметность, т. е. наличие внешней цели или объекта для сопряжения усилий обеих сторон; ситуативность, выраженная в относительной нестабильности контакта; эксплицированность, т. е. доступность для стороннего наблюдения и регистрации; рефлексивная многозначность, т. е. наличие или кооперации, или конкуренции. Приведем один из вариантов описания процесса взаимодействия. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций: «родитель», «взрослый», «ребенок». Взаимодействие эффективно, если позиции совпадают, если нет, то оно нарушается или прекращается. Нужно акцентировать внимание на том, что установление позиций в общении по отношению к партнеру — одна из существенных сторон взаимодействия, способствующая его эффективности. В обобщенном виде основные позиции можно представить следующим образом: пристройка партнера свысока, пристройка на равных, пристройка снизу, отстраненная от партнера позиция. Суждение о продуктивности той или иной из них можно выносить только на основе ее соотнесения с возникшей ситуацией, поставленной задачей, репертуаром возможностей субъектов взаимодействия. Педагогическое взаимодействие, как и межличностное, включает в себя два взаимосвязанных компонента: отношения и обучение (В. А. Маликова). Субъективные или личностные отношения основываются на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов. Педагогические отношения проявляются как согласованные, которые характеризуются тем, что внутреннее отношение педагога к детям, студентам выражается в адекватных, социально закрещенных за отношением данного социального знака внешних вербальных и невербальных поступках, и несогласованные, в которых наблюдается расхождение внутренних и внешних составляющих педагогического взаимодействия, которое реализуется на основе следующих принципов: принцип диалогизации педагогического взаимодействия связан с преобразованием суперпозиции педагога и субординированной позиции студента в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей; принцип проблематизации означает, что взрослый не только воспитывает или преподает, но актуализирует, стимулирует тенденцию студента к личностному росту, создает условия для познавательной активности творческого поиска; принцип персонификации строится на включении во взаимодействие чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков как элементов личного опыта; принцип индивидуализации признает уникальность и единственность каждого из субъектов взаимодействия. Основу субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучаемых составляет позиция ненасилия, выраженная в эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, позитивной открытости, толерантности к чужому мнению и другому человеку, способности расширять границы субъективной свободы и приоритет активных форм реагирования (В. Д. Ситаров). Перечисленные ниже принципы позволяют реализовать: принцип достижения позитивной открытости по отношению к студентам, детям и своей личности выполняет роль установки, с которой педагог подходит к анализу любого акта взаимодействия. Позитивная открытость реализуется через такие условия, как: обращенность к своему истинному «Я»; умение принимать других такими, какие они есть; способность педагога следовать за естественным ходом жизни, наблюдая как бы со стороны; принцип обеспечения субъективной свободы строится на тезисе «Знание не ради знания, а ради развития» и практически воплощается в выборе содержания, форм и методов деятельности. Этот принцип предполагает подключение детей, студентов к целям педагога и умение педагога подключаться к задачам воспитанников; принцип преодоления тревожности, страха, чувства неполноценности воплощается за счет положительной оценочной деятельности, которая предполагает, во-первых, использование поощрения как оценочной доминанты: во-вторых, создание ситуации успеха в процессе обучения; в-третьих, предоставление студентам права выбора участия в разнообразных формах контрольных мероприятий. Основные стили поведения. Можно выделить три стиля поведения во взаимодействии. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой, и для успеха взаимодействия требуется знание культурных особенностей партнера. Манипулятивный стиль предполагает построение такого взаимодействия, когда один из участников стремится любыми средствами достичь своих собственных целей, не учитывая цели другого и представляя свое мнение, суждение, отношение, решение единственно верным в данной ситуации. Гуманистический стиль — это позиция сотрудничающего партнера, готового выслушать, откликнуться на проявление чувств другого; характеризуется диалогичностью взаимоотношений\ доброжелательностью, взаимным доверием, открытостью, рассматриваемой как готовность представить свою позицию, умение координировать свою точку зрения с другими. Говорят также об активно-положительном, пассивно-положительном, ситуативном, пассивно-отрицательном, активно-отрицательном стилях педагогического взаимодействия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.009 с.) |