Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения: психолого-педагогический подход.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Если представители клинического подхода к девиантному поведению подростков специализируются на аспектах его медикаментозного лечения и психотерапии, то более молодой по временным рамкам, психолого-педагогический подход ставит во главу угла создание специальных образовательных, воспитательных и коррекционных условий в ГОУ, как магистрального направления профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Представителями психолого-педагогического направления являются И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.Г.Визель. Проблемами психолого-педагогической коррекции девиантного поведения занимались такие ученые, как Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, А.Ф.Лазурский, А.В.Владимирский, Н.В.Чехов и др. Основной задачей ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. Общая профилактика: 1. Создание благоприятных социально-экономических условий. 2. Создание благоприятных социокультурных условий. 3. Создание благоприятных социально-педагогических условий. 4. Содействие семье. 5. Реализация воспитательных функций общеобразователь-ными учреждениями всех типов. 6. Обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков. 7. Занятость общественно-полезной деятельностью во внеурочное время. Специальная профилактика: 1. Коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. 2. Использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки. 3. Социально-правовая помощь подросткам. 4. Защита подростков от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии учебного заведения, семьи, досуговой среды, неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций. Коррекционно-педагогическая деятельность: 1. Выявление девиантных подростков. 2. Диагностика причин и условий их отклонений в развитии и поведении. 3. Определение своеобразия формирования личности. 4. Определение особенностей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 5. Разработка общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение необходимо: 1. Нейтрализовать негативное влияние социальной среды. 2. Ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения). Научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа и т.д.) не всегда приносят ожидаемый результат, могут не ликвидировать проблему, а усугубить её. Следовательно, при организации коррекционно педагогической деятельности с девиантными подростками необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учёта силы влияния средовых факторов на развитие личности, значимости межличностного общения со сверстниками. Т.В.Буйневич выделяет следующие группы причин отклоняющегося поведения подростков, которые, по ее мнению, определяют направления профилактической и коррекционной работы с данной категорией: 1 группа: причина девиантного поведения - различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих «место наименьшего сопротивления» приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере в виде преступного поведения. 2 группа: несформированность нравственных представлений, неумение контролировать свое поведении с помощью внутренних норм, но с сохранением критичности по отношению к себе («Я знаю, что я плохой, но я хочу быть лучше»). Центр профилактической работы - воспитание, в том числе родителей и воспитателей детского сада, хотя процесс воспитания - явление мало контролируемое. 3 группа: отклоняющееся поведение - типично подростковая реакция на неправильное поведение взрослых, родителей и учителей. В основе - повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, уязвимость подростков, т.о. главная причина - отсутствие правильных знаний о подростковом поведении у взрослых. В центре профилактической работы - обучение педагогов и родителей. 4 группа: причина девиантного поведения - специфические особенности самосознания и сознания подростков. Они имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих («Я хочу, чтобы меня любили»). Центр профилактической работы - организация системы психологических воздействий для преодоления разрыва между самооценкой и внешней оценкой, формирование адекватного самовосприятия. 5 группа: отклоняющееся поведение подростков - одна из естественных форм поведения в этом возрасте. Потребность в самопрезентации, в групповом поведении, агрессивном экспериментировании - это врожденные формы поведения, которые нельзя блокировать. Единственный выход - переориентация инстинктивной деструктивной энергии на социально приемлемые формы поведения. В психологии есть разные названия для обозначения потребностей, возникших на этой основе. Это и потребность в социально-значимой деятельности, т.е. той деятельности, которая рассчитана на получение оценки взрослых, и потребность в рисковом поведении: потребность в острых ощущениях, эмоциональном насыщении и др. Главная форма профилактики - отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям (Буйневич Т.В., 2004). Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с девиантными школьниками, процесс определения, ее основополагающих компонентов и ведущих направлений деятельности, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психологии и педагогики. В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционно-педагогической деятельности, не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом. Чтобы выяснить сущность коррекционно-педагогической деятельности со школьниками, проявляющими девиантные формы поведения, следует обратиться к научным понятиям коррекция, профилактика, психолого-педагогической воздействие, совместная деятельность и др. Понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как психолого-педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом. -Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции. -Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В педагогической практике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности школьника, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей, определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов. -Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Девиантные формы в поведении школьника - результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы. Успех коррекционной работы со школьниками без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в поведении оказывается либо недостаточно эффективным (Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова). Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения подростков (Перешеина Н.В., 2004).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.008 с.) |