Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели.

Поиск
Наименова-ние методики Исследуемые функции Локализа-ция функции Полученные показатели
Заучивание десяти слов Кратковре-менная, долговре-менная память Височная доля левого полушария 1) Уровень непосредственного воспроизведения (от 4 до 1 балла) 2) Уровень отсроченного воспро-изведения (от 4 до 1 балла)
Пиктограмма Опосредо-ванное запоминание Лобные доли Подкорковые структуры Уровень опосредованного запоминания (от 4 до 1 балла)
Воспроизведение рассказа Запоминание связного текста Лоб. Висок. Премоторные зоны левого Балльная оценка пересказа небольшого рассказа непосред-ственно после прочтения (от 4 до 1 балла)

1. Уровень непосредственного воспроизведения по методике «Заучивание 10 слов» приравнивается к 4 баллам, если первое-второе воспроизведения не менее 8-9 слов, третье-четвертое – 10 слов, при отсутствии конфабуляций (замен слов). Чем меньшее количество слов воспроизводит испытуемый, чем больше замен слов, тем, соответственно, ниже балл.

2. Уровень отсроченного воспроизведения оценивается в 4 балла, если через час после гетерогенной интерференции испытуемый воспроизводит все 9-10 слов без конфабуляций. Воспроизведение 7-8 слов, без замен, оценивается в 3 балла. Более низкие баллы присваиваются при меньшем количестве воспроизведенных слов и при наличии конфабуляций.

3. Уровень опосредованного запоминания оценивается в 4 балла, если через 30 мин после гетерогенной интерференции испытуемый воспроизводит все 15 слов и словосочетаний пиктограммы без ошибок и неточностей. Чем больше ошибок и неточно воспроизведенных слов, тем, соответственно, ниже балл.

4. Балльный показатель пересказа небольшого рассказа непосредственно после прочтения оценивается в 4 балла, если содержание передано близко к тексту, логично, последовательно, без аграмматизмов, лексически сочетаемо и вариативно. Чем больше затруднений, нарушений последовательности, лексических и грамматических ошибок, тем ниже балл. (Предлагаемый рассказ – «Проблема Эверье»: «Существуют различные взгляды на ценность жизни. Одни считают ее благом, другие – злом. Было бы правильнее держаться середины, потому что, с одной стороны, жизнь приносит нам меньше счастья, чем мы желали бы сами себе, с другой стороны – ниспосылаемые нам несчастья всегда меньше того несчастья, которого нам желают в душе другие люди. Вот это равновесие и делает жизнь вполне выносимой, вернее, до известной степени справедливой»).

VI. Методы нейропсихологического исследования ВПФ.

Табл. 6.

Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели.

Пробы Обследуемые функции Локализация функции Полученные показатели
Исследование праксиса
Воспроизведение отдельных кистевых и пальцевых поз Кинестетический кистевой и пальцевый праксис Постцентральные (нижнетеменные) зоны мозга Балльная оценка кинестетического прак-сиса (от 4 до 1 балла)
Воспроизведение серии кистевых и пальцевых поз Кинетический (динамический) кистевой и пальцевый праксис Премоторная (прецентральная) область левого полушария Балльная оценка кинетического праксиса (от 4 до 1 балла)
Куб Линка Конструктивный праксис Темя левого полушария Балльная оценка конструктивного праксиса (от 4 до 1 балла)
Проба Озерецкого Реципрокная координация Межполушарные проводящие пути Балльная оценка уровня реципрокной координации (от 4 до 1 балла)
Цоканье, дутьё Кинетический оральный праксис Нижнетеменная область левого Балльная оценка уровня орального праксиса (от 4 до 1 балла)
Исследование гнозиса
Узнавание реалистических, перечеркнутых и наложенных предмет-ных изображений Зрительный гнозис Затылочные доли обоих полушарий Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
Рисование плана хорошо знакомого пути Оптико-пространственный гнозис Теменно-затылочная область правого Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
Исследование речи
Импрессивная речь
Ситуативный и не ситуативный диалог – ответы на вопросы, выполнение устных инструкций. Понимание речи Височная доля левого полушария Балльная оценка уровня понимания речи (от 4 до 1 балла)
Показ редко-употребимых предметов по названиям Соотнесение названия с предметом Височная область левого полушария Балльная оценка номинативной функции речи (от 4 до 1 балла)
Экспрессивная речь
Оканчивание хорошо известных пословиц, фраз с жестким контекстом, чтение упроченных с детства стихов. Автоматизмы порядковой речи Спонтанный компенсаторный потенциал мозга в правом полушарии, на подкорковом уровне Балльная оценка уровня автоматизмов порядковой речи (от 4 до 1 балла)
Повторение слов и фраз Повторение Премоторная (прецентральная) область левого полушария Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
Рассказ на заданную тему (по таблицам ТАТ) Спонтанная речь в монологе Лобные доли. Височная область левого полушария Балльная оценка спонтанной монологической речи (от 4 до 1 балла)
Спеллинг Побуквенный анализ слова Лобные доли Височная область левого полушария Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
Объяснение антонимов     Понимание переносного значения слова     Лобные доли Балльная оценка уровня понимания антонимов (от 4 до 1 балла)
Объяснение синонимов Балльная оценка уровня понимания синонимов (от 4 до 1 балла)
Объяснение метафор Балльная оценка уровня понимания метафор (от 4 до 1 балла)
Объяснение абстрактных слов Балльная оценка уровня понимания абстрактных слов (от 4 до 1 балла)
Нейропсихологическое исследование счетных операций
Решение простых задач Счет Лобные доли Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)

 

Примерные задачи, предлагаемые подросткам в методике «Решение простых задач»: «От карандаша длиной 16 см падает тень на 48 см длиннее карандаша. Во сколько раз тень длиннее карандаша?»; «Одна доярка надоила за день 700 л молока, другая – 595 л. Вторая доярка надоила на 3 бидона меньше, чем первая. Сколько бидонов надоила каждая доярка?»

Степень выраженности выявляемых расстройств оценивается по 4-х балльной шкале (Визель Т.Г., 2005): расстройства отсутствуют (4), легкая (3), средняя (2), грубая (1).

VII. Методы исследование мышления

Табл. 7.

Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели.

Наименова-ние методики Исследуемые функции Локализация функции Полученные показатели
Классифика-ция предметов Процессы обобщения и абстрагирования, последо-вательность при формировании суждений, критичность и обдуманность действий Лобные доли Балльная оценка последовательности осуществления мыслительных операций (от 4 до 1 балла)
Исключение предметов Аналитико-синтетическая деятельность, умение строить обобщения Лобные доли Балльная оценка уровня обобщения (от 4 до 1 балла)
Сравнение понятий Процессы анализа и синтеза Лобные доли
Существенные признаки Сохранение направленности и устойчивости способа рассуждения Лобные доли Подкорковые структуры Балльная оценка целенаправленности мыслительного процесса (от 4 до 1 балла)
Простые аналогии Понимание логических связей и отношений между понятиями. Сохранение направленности и устойчи-вости способа рассуждения Лобные доли Подкорковые структуры   Балльная оценка уровня абстрагирования (от 4 до 1 баллов)
Сложные аналогии Понимание сложных логических отношений, понимание абстрактных связей Лобные доли
Воспроизведе-ние рассказа Понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль Лобные доли Темя. Висок. Премоторные зоны левого полушария Балльная оценка понимания содержания связного текста (от 4 до 1 балла)
Пиктограмма Исследование характера ассоциаций Лобные доли Подкорковые структуры Уровень адекватности ассоциаций по содержа-нию и эмоциональной окраске (от 4 до 1 балла)


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.007 с.)