Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование личностных особенностей подростков-суицидентов.

Поиск

В 2001 г. А.Д.Глоточкиным и М.П.Поляковой (МГПУ) на базе Межшкольного учебного комбината № 9 г. Москвы было проведено экспериментально-психологическое исследование особенностей личности подростков-суицидентов. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены (при помощи «Опросника суицидального риска» и последующей клинической беседы) подростки, совершавшие суицидальную попытку. Данный опросник позволяет выделить людей группы суицидального риска, но не дает информации о наличии или отсутствии суицидальной попытки в анамнезе. Но для исследования было решено выбрать именно подростков, уже совершавших суицидальную попытку, так как у них личностные черты, отличающие их от контрольной группы, по-видимому, более выражены. Именно поэтому целью беседы было узнать, была ли у данного подростка суицидальная попытка в анамнезе.

На этом этапе с помощью «Опросника суицидального риска» было обследовано 504 подростка в возрасте от 13 до 16 лет. «Опросник…» представляет из себя оригинальную отечественную методику, предложенную И.Ю.Беляковой. Опросник состоит из 29 вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет». Валидизация и стандартизация опросника пока не завершена, но он является единственной одношкальной методикой для выявления суицидального риска. Правда, диагностика суицидального поведения проводится и при помощи других методик. Например, в опроснике ММР1 (в котором 566 вопросов) в качестве одной из
сотен дополнительных шкал присутствует шкала суицидального риска (СР). Но, учитывая количество испытуемых - 504 человека – эту методику проводить было нецелесообразно. Кроме того, «...как показывает опыт практического психологического консультиро-вания, как раз в наиболее острых ситуациях клиент может быть настолько депрессивен, настолько может быть повышена его психическая истощаемость и выражена апатия к любым воздействиям, не имеющим отношения к волнующей его проблеме, что предъявление громоздкой методики с массой вопросов может исказить реальную картину, снизить балл по шкале СР» (Практикум по психодиагностике, 1992).

Поэтому выбор и остановился на Опроснике суицидального риска, тем более, что его результаты впоследствии подтверждались беседой с подростками, набравшими наибольшее количество баллов.

Тест прошел психометрическую адаптацию (дипломная работа И.Ю. Беляковой, выполненная под руководством А.Г. Шмелева). На первом этапе при обследовании 24 пациентов кризисного стационара на базе больницы № 20 г. Москвы были отобраны пункты ММИЛ (версия Березина с соавторами), выражающие специфику ответов суицидентов по сравнению с обычными людьми. На втором этапе перечень пунктов из ММИЛ был дополнен рядом авторских оригинальных вопросов (особенно для субшкал 6, 7, 9) и пилотная версия ОСР из 72 пунктов предъявлялась 77 испытуемым с целью отбора пунктов по методу экстремальных групп. 20 испытуемых из 77 были пациентами указанного кризисного отделения больницы № 20. В результате было отобрано 29 пунктов, обладающих значимым коэффициентом четырехклеточной корреляции между ответами на пункт и попаданием в группу суицидентов. В настоящее время проводится работа по расширению выборки стандартизации тестовых норм.

Экспресс-тест «Опросник суицидального риска» предназначен для превентивной (предупреждающей) диагностики - выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства путем своевременного направления клиента (пациента) в центры оказания профессиональной медико-психологической помощи. Как и в случае диагностики острых психических заболеваний, диагностика суицидального риска осуществляется для того, чтобы вовремя определить уровень курабельности тестируемого обычными, немедицинскими средствами психологической помощи, которыми располагает психолог, не являющийся врачом и профессиональным психиатром.

Тест может использоваться при проведении клинических исследований, психолого-профессиональной экспертизы (например, в ситуации выдачи или отказа в допуске к работе в профессиях, связанных с опасностью, напряжённостью и высокой ответственностью, и в других ситуациях, связанных с риском личностной дезадаптации – «острый производственный конфликт», «семейные проблемы» и т.п.).

Тест содержит 29 вопросов-утверждений, работающих на интегральный фактор “оптимистичность-пессимистичность”. Время выполнения теста - 10 минут. Компьютерная оболочка Maintest 3 позволяет получить оригинальный протокол ответов испытуемого, что даёт возможность увидеть, как и на какие вопросы он отвечал, и выявить выраженность шкал теста.

Тест включает 9 факторных микрошкал.

- демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко. Пункты теста: 12, 14, 20, 22, 27.

- аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта. Пункты теста: 1, 10, 20, 23, 28, 29.

- уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт. Пункты теста: 1, 12, 14, 22, 27.

- несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная шкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельности. Формула внутреннего монолога - "Я плохой". Пункты теста: 2, 3, 6, 7, 17.

- социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением. Этот фактор тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. При невыраженных значениях по “несостоятельности” – экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня". Пункты теста: 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25.

- слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности жизни и смерти. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "эстетизации смерти" (например, ситуация "вечного самоубийцы" в романе Германа Гессе "Степной волк"). Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования". Пункты теста: 8, 9, 18.

- максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах. Пункты теста: 4, 16.

- временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем. Пункты теста: 2, 3, 12, 26, 27.

- антисуицидный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск, - это наличие ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. Пункты теста: 19, 21.

Результаты теста могут быть представлены в трёх формах:

-графический профиль, указывающий значения факторов

-текстовые интерпретации факторов

-таблица данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

На втором этапе экспериментально-психологического обследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную выборку вошли 17 подростков (6 мальчиков и 11 девочек), имевших в анамнезе жизни попытки суицида. Контрольную группу составили 46 подростков (12 мальчиков и 34 девочки), не имевшие подобного негативного опыта.

На втором этапе представители экспериментальной и контрольной групп были обследованы при помощи методик «16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла» (форма С), «Исследование самооценки» (по Дембо-Рубинштейн), рисуночного теста «Несуществующее животное».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.008 с.)