Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование личностных особенностей подростков-суицидентов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 2001 г. А.Д.Глоточкиным и М.П.Поляковой (МГПУ) на базе Межшкольного учебного комбината № 9 г. Москвы было проведено экспериментально-психологическое исследование особенностей личности подростков-суицидентов. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены (при помощи «Опросника суицидального риска» и последующей клинической беседы) подростки, совершавшие суицидальную попытку. Данный опросник позволяет выделить людей группы суицидального риска, но не дает информации о наличии или отсутствии суицидальной попытки в анамнезе. Но для исследования было решено выбрать именно подростков, уже совершавших суицидальную попытку, так как у них личностные черты, отличающие их от контрольной группы, по-видимому, более выражены. Именно поэтому целью беседы было узнать, была ли у данного подростка суицидальная попытка в анамнезе. На этом этапе с помощью «Опросника суицидального риска» было обследовано 504 подростка в возрасте от 13 до 16 лет. «Опросник…» представляет из себя оригинальную отечественную методику, предложенную И.Ю.Беляковой. Опросник состоит из 29 вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет». Валидизация и стандартизация опросника пока не завершена, но он является единственной одношкальной методикой для выявления суицидального риска. Правда, диагностика суицидального поведения проводится и при помощи других методик. Например, в опроснике ММР1 (в котором 566 вопросов) в качестве одной из Поэтому выбор и остановился на Опроснике суицидального риска, тем более, что его результаты впоследствии подтверждались беседой с подростками, набравшими наибольшее количество баллов. Тест прошел психометрическую адаптацию (дипломная работа И.Ю. Беляковой, выполненная под руководством А.Г. Шмелева). На первом этапе при обследовании 24 пациентов кризисного стационара на базе больницы № 20 г. Москвы были отобраны пункты ММИЛ (версия Березина с соавторами), выражающие специфику ответов суицидентов по сравнению с обычными людьми. На втором этапе перечень пунктов из ММИЛ был дополнен рядом авторских оригинальных вопросов (особенно для субшкал 6, 7, 9) и пилотная версия ОСР из 72 пунктов предъявлялась 77 испытуемым с целью отбора пунктов по методу экстремальных групп. 20 испытуемых из 77 были пациентами указанного кризисного отделения больницы № 20. В результате было отобрано 29 пунктов, обладающих значимым коэффициентом четырехклеточной корреляции между ответами на пункт и попаданием в группу суицидентов. В настоящее время проводится работа по расширению выборки стандартизации тестовых норм. Экспресс-тест «Опросник суицидального риска» предназначен для превентивной (предупреждающей) диагностики - выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства путем своевременного направления клиента (пациента) в центры оказания профессиональной медико-психологической помощи. Как и в случае диагностики острых психических заболеваний, диагностика суицидального риска осуществляется для того, чтобы вовремя определить уровень курабельности тестируемого обычными, немедицинскими средствами психологической помощи, которыми располагает психолог, не являющийся врачом и профессиональным психиатром. Тест может использоваться при проведении клинических исследований, психолого-профессиональной экспертизы (например, в ситуации выдачи или отказа в допуске к работе в профессиях, связанных с опасностью, напряжённостью и высокой ответственностью, и в других ситуациях, связанных с риском личностной дезадаптации – «острый производственный конфликт», «семейные проблемы» и т.п.). Тест содержит 29 вопросов-утверждений, работающих на интегральный фактор “оптимистичность-пессимистичность”. Время выполнения теста - 10 минут. Компьютерная оболочка Maintest 3 позволяет получить оригинальный протокол ответов испытуемого, что даёт возможность увидеть, как и на какие вопросы он отвечал, и выявить выраженность шкал теста. Тест включает 9 факторных микрошкал. - демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко. Пункты теста: 12, 14, 20, 22, 27. - аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта. Пункты теста: 1, 10, 20, 23, 28, 29. - уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт. Пункты теста: 1, 12, 14, 22, 27. - несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная шкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельности. Формула внутреннего монолога - "Я плохой". Пункты теста: 2, 3, 6, 7, 17. - социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением. Этот фактор тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. При невыраженных значениях по “несостоятельности” – экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня". Пункты теста: 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25. - слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности жизни и смерти. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "эстетизации смерти" (например, ситуация "вечного самоубийцы" в романе Германа Гессе "Степной волк"). Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования". Пункты теста: 8, 9, 18. - максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах. Пункты теста: 4, 16. - временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем. Пункты теста: 2, 3, 12, 26, 27. - антисуицидный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск, - это наличие ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. Пункты теста: 19, 21. Результаты теста могут быть представлены в трёх формах: -графический профиль, указывающий значения факторов -текстовые интерпретации факторов -таблица данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации). На втором этапе экспериментально-психологического обследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную выборку вошли 17 подростков (6 мальчиков и 11 девочек), имевших в анамнезе жизни попытки суицида. Контрольную группу составили 46 подростков (12 мальчиков и 34 девочки), не имевшие подобного негативного опыта. На втором этапе представители экспериментальной и контрольной групп были обследованы при помощи методик «16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла» (форма С), «Исследование самооценки» (по Дембо-Рубинштейн), рисуночного теста «Несуществующее животное».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.008 с.) |