Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи педагогической психологии↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи педагогической психологии Взаимосвязь педагогики и психологии: есть общий предмет, психология изучает законы развития психики человека, а педагогика рассматривает законы управления развитием личности; педагогическая психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, хотя у них есть общий объект – человек; Можно выделить подход Крутецкого - п.п. изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками и исследует индивидуальные различия в этих процессах, т.е. исследует вопросы, как учится школьник; Зимняя - факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека, и вызываемые изменения которые происходят в интеллектуальном и личностном развитии ребенка; Божович, считает что она изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания; Исходя из этого, можно выделить проблемы, которые изучает педагогическая психология:проблема взаимосвязи обучения и воспитания;взаимосвязь обучения и развития; взаимосвязь генетических основ и социальных в процессе обучения и воспитания; проблемы детской одаренности; синзетивных периодов; готовности детей к школьному обучению; проблемы индивидуализации; проблемы взаимодействия в системе «учитель – ученик» Т.о. педагогическая психология имеет свою структуру: 3 составных части - психология обучения, воспитания, учителя; каждая из этих ветвей имеет свой предмет и свои основные задачи; Психология обучения – предметом является развитие познавательной сферы учащихся, в условиях систематического обучения; задачами можно выделить изучение соотношения мотивационного и интеллектуального плана обучения; выявление возможностей управления процессами учения и развития ребенка; Психология воспитания – предметом является развитие личности ребенка в условиях организации деятельности ребенка и деятельности коллектива; задачи – изучение содержания мотивационной сферы учащихся, ее направленности, нравственных установок; Психология учителя – предметом является психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а так же те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективной педагогической деятельности; задачи – определение творческого потенциала педагога и возможности преодоления педагогами возникающих педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя, выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащихся;
2. Принципы и тенденции педагогической психологии. Принцип социальной природы психической деятельности человека – изначально его разрабатывал Леонтьев; социальная природа психики присваивается через общение, учение ведет за собой развитие; значимым являются общественные отношения, эти отношения переносятся во внутренний план личности и становятся как бы функцией личности, выражается это системой знаний, эти знания не передаются по наследству, они могут быть усвоены человеком только в процессе обучения; А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в современном образовании. Образование как многоаспектный феномен. Обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Важными факторами развития человека являются также самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Образование может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают: 1)образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного и т.д. образования; 2)ступень образования (дошкольное, школьное; высшее с различными уровнями: бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации); 3)профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное. Связь обучения и развития К началу 30-х гг. ХХ в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития. - Л.С. Выготским. Контекстное обучение Общее образование не самоцель. Оно обеспечивает общее развитие учащихся, их познавательные способности, расширяет кругозор. Но оно служит базой для профессиональной подготовки молодежи в средних специальных и высших учебных заведениях. И возникает вопрос, как соединить эти два течения: общее образование и профессиональную подготовку так, чтобы слить их в общий поток? есть два подхода Первый: сначала изучается теоретический курс, и на его основе строится обучение профессии. Второй: теоретическое и профессиональное обучения проводятся параллельно и одновременно. Оба варианта имеют достоинства и недостатки. В первом случае это — отрыв теории от практики, а прикладная сторона высокой теории слабо прослеживается. Во втором — профессиональная подготовка хотя и проходит параллельно с изучением теории, последняя пока не завершена. В первом варианте классическим следует признать тот недостаток, что, обеспечивая учащимся и студентам глубокую теорию, мы всегда рискуем дать такой багаж знаний, который не найдет практического применения. И наоборот: те теоретические знания, которые понадобятся в профессиональной деятельности специалиста, как раз и не будут даны. Идея контекстного обучения — в учебном процессе соединить теорию и производство. Т.е. предстоит интегрировать обучение, науку и производство. Любой теоретический вопрос необходимо изучать именно в связи с производством. Каковы пути такой интеграции? Их по меньшей мере два. Первый. Программа любого учебного предмета должна содержать такой теоретический материал, который максимально приближен к практическим запросам конкретной профессии. Второй. Исходя из практических потребностей производства, следует формировать содержание теоретических предметов профессионального цикла. Если первый путь ведет от теории к практике, то второй — от профессии к теории. Очевидно, во втором случае при определении содержания профессионального обучения необходимо отправляться от профессиограммы и квалификационных характеристик/ Контекстное обучение — обучение, профессионально ориентированное. Все знания при этом даются и изучаются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью. Общей основой различных методик становится профессиональный контекст. Нужно подчеркнуть необходимость межпредметных и междисциплинарных преемственных связей. Без этого контекстное обучение теряет смысл. Концепция контекстного обучения продуктивна в профессиональном обучении в разных типах учебных заведений. Педагогические умения Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Говоря об умениях учителя в целом, А.И. Щербаков, А.В. Мудрик считают, что все они сводятся к трем основным: «1) умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации...; 2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение; 3) умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации». Выделим девять групп основных, педагогических умений из всего набора, описанного А.К. Марковой. Первая группа — умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций; предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др. Во вторую группу А.К. Маркова включает три подгруппы: — умений, отвечающих на вопрос «чему учить»: работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения), выделять ключевые идеи учебного предмета; интерпретировать информацию, поступающую из газет, журналов; формировать у школьников общеучебных и специальных умений и навыков. — умений, отвечающих на вопрос «кого учить»: изучать состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.) учащихся и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой), обученности и воспитанности школьников; изучать реальные учебные возможности школьников, различать успеваемость и личностные качества учащихся.— умений, отвечающих на вопрос «как учить»: отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя; организовывать их самостоятельную учебную деятельность; находить несколько способов решения одной педагогической задачи и т.д. Третью группу составляют умения использовать психологопедагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; фиксировать, видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль; строить планы развития своей педагогической деятельности. Четвертая группа умений — это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач; создание условий психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению. Пятая группа умений — это приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности; интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения (мимика, жесты); встать на точку зрения ученика («децентрация» учителя); создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого человека; Шестая группа —умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; реализовывать и развивать свои педагогические способности, включая как их перцептивный (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управленческий компоненты (воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели). Седьмая группа — умения осознавать перспективу своего проф. развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя все положительное из своих природных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять слабые. Восьмая группа объединяет умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, количество дозированной помощи, необходимой данному ученику для продвижения). Девятая группа умений соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников: распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность ученика в целом; создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего). 22. Предметное содержание педагогической деятельности Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. В своей структурной организации педагогическая деятельность характеризуется совокупностью действий (умений), которые будут рассмотрены далее. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности. Определение самостоятельной работы Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа — более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую в той или иной форме учителем работу обучающегося. В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе. Как вид учебной деятельности Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы в отличие от «внеклассной», «домашней» как раз и состоит в том, что в ее основе всегда лежит новый для школьника материал, новые познавательные задачи. Индивидуальные типы учения. Можно выделить следующие индивидуальные типы научения 1. визуальный, ориентирующийся на зрительный канал получения информации. Обучаемые, принадлежащие к этому типу, запоминают и понимают материал путем использования диаграмм, карт и таблиц, создавая собственные, но не только на бумаге, но и также и в собственном воображении; 2. аудиальный, характеризующийся тем, что использование слуха и голоса является главным способом обучения. Обучаемые-аудиалы лучше воспринимают учебный материал на слух, запоминают информацию путем ее произнесения и повторения, охотно принимают участие в дискуссиях; 3. кинестетический или моторный, к которому некоторые ученые относят также коммуникативный и практический типы учения. Данный тип отличается тем, что органы осязания используются в нем как главное средство, внешний мир постигается через переживание процессов, которые необходимо понять, через их практическую апробацию. Однако можно с уверенностью утверждать, что не существует индивидуальных типов в чистом форме. Обычно при восприятии информации, обучаемые сочетают несколько каналов восприятия, именно так они наилучшим образом усваивают учебный материал. 37. Личностно-деятельностный подход с позиции педагога. 38.Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося 39.Характеристика взаимодействия в учебном процессе Психологический контакт во взаимодействии
Предмет и задачи педагогической психологии Взаимосвязь педагогики и психологии: есть общий предмет, психология изучает законы развития психики человека, а педагогика рассматривает законы управления развитием личности; педагогическая психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, хотя у них есть общий объект – человек; Можно выделить подход Крутецкого - п.п. изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками и исследует индивидуальные различия в этих процессах, т.е. исследует вопросы, как учится школьник; Зимняя - факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека, и вызываемые изменения которые происходят в интеллектуальном и личностном развитии ребенка; Божович, считает что она изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания; Исходя из этого, можно выделить проблемы, которые изучает педагогическая психология:проблема взаимосвязи обучения и воспитания;взаимосвязь обучения и развития; взаимосвязь генетических основ и социальных в процессе обучения и воспитания; проблемы детской одаренности; синзетивных периодов; готовности детей к школьному обучению; проблемы индивидуализации; проблемы взаимодействия в системе «учитель – ученик» Т.о. педагогическая психология имеет свою структуру: 3 составных части - психология обучения, воспитания, учителя; каждая из этих ветвей имеет свой предмет и свои основные задачи; Психология обучения – предметом является развитие познавательной сферы учащихся, в условиях систематического обучения; задачами можно выделить изучение соотношения мотивационного и интеллектуального плана обучения; выявление возможностей управления процессами учения и развития ребенка; Психология воспитания – предметом является развитие личности ребенка в условиях организации деятельности ребенка и деятельности коллектива; задачи – изучение содержания мотивационной сферы учащихся, ее направленности, нравственных установок; Психология учителя – предметом является психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а так же те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективной педагогической деятельности; задачи – определение творческого потенциала педагога и возможности преодоления педагогами возникающих педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя, выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащихся;
2. Принципы и тенденции педагогической психологии. Принцип социальной природы психической деятельности человека – изначально его разрабатывал Леонтьев; социальная природа психики присваивается через общение, учение ведет за собой развитие; значимым являются общественные отношения, эти отношения переносятся во внутренний план личности и становятся как бы функцией личности, выражается это системой знаний, эти знания не передаются по наследству, они могут быть усвоены человеком только в процессе обучения; А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в современном образовании. Образование как многоаспектный феномен. Обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Важными факторами развития человека являются также самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Образование может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают: 1)образование в мире, определенной стране, обществ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.123 (0.014 с.) |