Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация уровней педагогического авторитета.

Поиск

По уровневой классификации, в основу которой положены особенности деятельности педагога, цели и задачи, решаемые им, выделяют следующие уровни авторитета:

позиционный, обозначающий формальный уровень; его основу составляют те властные полномочия, которыми наделен педагог согласно своим функциональным обязанностям;

функциональный, представляющий неформальный уровень. Он определяется мерой профессионализма со стороны педагога;

личностный — это тоже неформальный уровень авторитета. К выше обозначенным характеристикам добавляются еще и личностные качества педагога.

Феномен авторитета проявляется в его функциях: направляющей, ориентирующей, информативной, методологической, а также контролирующей и рецензирующей, коммуникативной и социализирующей.

Отметим положительность влияния авторитета на эффективность образовательного процесса в целом:

· авторитет оптимизирует образовательную деятельность, поскольку непосредственное обращение к авторитетам в ходе изложения учебного материала экономит время, усилия, ускоряет темп обучения, высвобождает время для критического усвоения материала;

· конкретизация авторитетов пофамильно, по кругу их научных проблем и публикаций обеспечивает поиск информации;

· авторитет тормозит поспешность в нивелировании старого помогает понять поверхностность и недостаточную доказательность нового;

· авторитет представляет собой форму междисциплинарного воздействия, поскольку объективная ограниченность возможностей педагога не позволяет ему быть одинаково компетентным во всех областях предметного знания, а обращение к авторитету позволяет компенсировать этот недостаток;

· плюралистичность авторитета препятствует появлению авторитаризма, безраздельному господству какой-либо личности или теории.

Однако позитивной роли авторитета в образовании препятствует чрезмерная его централизация, недостаточность критики, а также некритическое следование авторитетам.

В педагогических исследованиях выделяется феномен действительного авторитета и ложного авторитета, или псевдоавторитета, который основывается на насилии, в каком бы виде это ни проявлялось.

Есть много видов ложного авторитета (А.С. Макаренко). Авторитет подавления. Это авторитет террора, когда все воспитательные воздействия направлены на запугивание, грубое насилие. Педагог постоянно демонстрирует свое превосходство и этим держит студентов в напряжении перед угрозой возможного наказания.

Авторитет расстояния. Воспитатель постоянно держит своих воспитанников на некотором отдалении от себя, вступая в контакты в ситуации крайней необходимости с позиций превосходства. Дистанция между преподавателем и студентами усиливает образ педагога как загадочного и малодоступного человека.

Авторитет чванства. Выражается в гипертрофированной завышенной самооценке преподавателя. Педагог показывает всем на каждом шагу, что он самый заслуженный, самый важный деятель, он только и делает, что толкует о своих достоинствах, высокомерно и снисходительно относится как к студентам, так нередко и к своим коллегам.

Авторитет педантизма. Выражается в бюрократическом подходе преподавателя к работе. Он постоянно отдает распоряжения, требует их немедленного, беспрекословного, неукоснительного выполнения, считает, что для студентов слово преподавателя закон в последней инстанции. Больше всего такой педагог боится показаться нерешительным, сделать ошибку, которую могут увидеть студенческая аудитория. Педагог искусственно насаждает личностные традиции. Система ненужных условностей подает атмосферу лишенных всякого смысла придирок. Авторитет резонерства. В этом случае педагоги буквально «заедают» студентов, особенно нерадивых, бесконечными поучениями и назидательными разговорами, нравоучительными сентенциями. Выражается это в абсолютизировании осведомленности преподавателя буквально по всем вопросам и стремлении вести длинные разглагольствования по поводу чести и достоинства своих подопечных.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае послушание вызывается уступчивостью, мягкостью, добротой воспитателя. Он все разрешает, ему ничего не жаль, он боится всяких конфликтов, готов чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно.

Авторитет дружбы. Во взаимоотношениях между преподавателем и студентами должно реализовываться правило золотой середины, когда воспитанники, как и сам преподаватель, четко осознают границу дозволенного в их отношениях и не переходят на панибратство.

Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается обещаниями.

Есть авторитеты веселости, скучности, рубахи-парня, красоты.

Довольно часто ложный авторитет проявляется в различных формах авторитарности или авторитаритаризма, которые можно трактовать в общественных отношениях как прямое и абсолютное подчинение общества и личности непререкаемой государственной власти, воле одного человека или группы людей с помощью диктата. Нередко авторитарность выступает синонимом ложного авторитета педагога.

Выделяют типичные формы авторитарности (Ю. П. Азаров):

грубую, прямую авторитарность, выражающуюся в открытой неприязни к отдельным студентам, иногда ко всей группе;

- скрытую, или опосредованную, авторитарность, при которой насилие завуалировано под стремление преподавателя опираться на мнение студенческого коллектива, действовать от его имени;

- демагогическую авторитарность, которая проявляется в том, что преподаватель прикрывается разного рода нравственными поучениями. Такой педагог пренебрегает нравственным опытом студента, чем дискредитирует саму суть нравственного воспитания, калечит сознание студентов;

- либеральный авторитаризм не менее опасен, хотя преподаватель со всеми как бы на короткой ноге. Он соглашается, уступает, одновременно изучая позиции воспитанника, и как только тот попытается проявить хоть малейшую самостоятельность, сразу же применяет штрафные санкции. Педагог опирается на прихлебателей, в его обществе невозможно искреннее восхищение достоинствами других, хотя по форме и внешнему виду все вежливо, галантно, законно;

- административный авторитаризм возводит в абсолют разные формы администрирования.

Существует определенная категория преподавателей, которые сами же и подрывают собственный авторитет, их называют «терминаторами». К ним обычно относят следующие типы педагогов.

1. «Один я все знаю, все вы неучи». Для такого преподавателя характерно постоянное обвинение окружающих в их некомпетентности, неумении делать дело хорошо, в отличие от него самого, делающего, по его мнению, все всегда только на «отлично».

2. «Создатель чехарды в компетентности». Зная особенности своих студентов, преподаватель тем не менее не учитывает этого во время занятия, поэтому создается ситуация, при которой знающие студенты не повышают уровень своих знаний, а слабые усугубляют провалы в знаниях.

3. «С кем мне приходится работать». Преподаватели этого типа своим поведением создают ситуацию закрытости: студенты не задают вопросов, не высказывают свое мнение, слушают материал без особого энтузиазма. Происходит это потому, что сам педагог закрывает каналы открытости различными замечаниями, например о том, что раньше студенты всегда понимали читаемый им материал и ему неясно, почему теперь возникли трудности.

4. «Чтобы работать с вами, надо ангельское терпение». Так говорят обычно преподаватели-критиканы. Как правило, критикуется не только совершенное действие, но и предполагаемое. Такой педагог требует четкого следования своим установкам, не допускает проявления творчества, демонстративно показывает всем, что ему приходится постоянно сдерживать свое раздражение от непонятливости, невоспитанности современной молодежи.

5. «Главное — добиться высоких результатов в поведении и успеваемости». Преподаватели этого типа мало внимания уделяют совершенствованию методики преподавания читаемого курса, зато много времени затрачивают на различные нравоучительные беседы.

Интересна интерпретация авторитета как формы злоупотребления руководителем (педагогом) своими властными полномочиями в определении «больной авторитет», симптомами которого являются:

• блокирование информации, вызывающей сомнения в собственном авторитете. Человек упорно не желает замечать отрицательные явления, за которые он несет ответственность, или приписывает себе несуществующие достижения, окружает себя восхваляющими его людьми;

• стремление избежать ситуаций, в которых могла бы проситься собственная некомпетентность руководителя.

«Болезнь» проявляется как следствие нескольких причин. Человек, считающий себя авторитетом, убежден в своей правоте, силе, но он должен считаться с тем, что всегда есть вероятность ошибки. Он не может не замечать людей, которые выказывают ему минимум должного уважения. Подобная ситуация порождает беспокойство, напряжение, которые перерастают в симптомы «больного авторитета».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.185.147 (0.009 с.)