Понятие профессиональной педагогической деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие профессиональной педагогической деятельности



Рождаясь биологическим существом, человек приобретает свой социальный облик в процессе деятельности, причем, чем она интенсивнее, тем выше развитие, чем разностороннее, тем шире границы кругозора, компетентности, образованности личности. В процессе любых видов деятельности человек как бы воспроизводит в себе накопленный предшествующими поколениями социальный опыт и совершенствует его.

Категория «деятельность» получила широкое распространение в науке. Ею пользуются экономисты, философы, педагоги, психологи и физиологи.

Деятельность— активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, и удовлетворяет таким образом свои потребности.

Деятельность представляет собой человеческую активность, проявляемую во внутренней (психической) и внешней (физической) формах, обусловленных сознательной целью, которая имеет социальное значение.

Профессиональная деятельность предполагает углубленное погружение в конкретный вид деятельности, т. е. в профессию, путем изучения связанных с нею теоретических положений и практического освоения предшествующего опыта.

Педагогическая профессия— такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (ученика, воспитанника), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Возникновение педагогической профессиональной деятельности связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физиологии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой основе организационно-педагогические воздействия. Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятивный характер и во многом определяет будущее развитие общества.

В связи с этим следует отметить, что педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, имеющую свои принципы, мотивы, иерархию целей, совокупность целесообразных методов, средств, форм, соответствующих действий, раскрывающих содержание и направленных на определенный заданный результат.

Любая деятельность базируется на системе принципов, имеет научную основу. К принципам научной организации педагогического труда относятся такие устойчиво проявляющиеся в практике педагога положения, которые содержат в себе элементы четко выраженного организационного замысла, приобретающие характер его специфической закономерности (И. П. Раченко). Выделяют такие группы принципов педагогической деятельности, как организация действий; организация измерения и общеорганизационные принципы.

Функциональная характеристика раскрывает функцию, которую несет конкретное действие в составе общей деятельности. Различают ориентировочную, исполнительскую и контрольно-коррекционную части действия.

Структурная характеристика разделяет действия по форме, обобщенности, полноте и освоенности. Обобщенность — это показатель умения интерпретировать конкретное действие через понятия и категории соответствующей области знания. Различия в степени подготовленности и возрасте обучаемых да и самих педагогов по-разному представят решение педагогических учебных задач. Полнота действия указывает на наличие всех операций, определяющих качество, а освоенность означает легкость, непринужденность его выполнения. Разумность действия является показателем достижения желаемого результата, а сознательность его выполнения поможет человеку произвести самоанализ и зафиксировать внимание других на содержательной стороне разбираемого действия.

Рассмотрим характеристику умственных действий подробнее, поскольку в преподавательской деятельности на их основе выбирается тип обучения студентов и совершенствуются профессиональные умения и навыки самого преподавателя. Основу умственных действий составляет процесс интериоризации, т. е. процесс порождения образа вещей в процессе взаимодействия с ними. Теория поэтапного формирования умственных действий выделяет шесть этапов их формирования.

1. Мотивационный этап указывает на необходимость положительной мотивации. Основу стремлений к получению знаний составляют познавательный интерес и активность субъектов. У студентов это выражается в заинтересованности предметом, демонстрации определенных успехов в процессе учения; у преподавателей — в повышении профессиональной компетентности и мастерства преподавания.

2. Составление схемы ориентировочной основы действия предполагает наличие конкретного плана действий. Преподавателю необходимо четко спланировать освоение студентами отдельных разделов и тем программы курса, чтобы можно было выделить не только логику построения учебных действий обучаемых, но и добиться осознанности усвоения учебной информации.

3. Материальный этап направлен на овладение практическими действиями с предметами реального окружения человека; раскрывает значимость действий с объектом для обнаружения его свойств, поскольку процесс познания осуществляется путем живого созерцания, абстрактного мышления и конкретных практических действий. Эффективность усвоения дидактического материала достигается на основе специального конструирования преподавателем действий, которые предполагают оперирование во время учебно-тренировочных действий студентов предметами-заместителями. Ими могут быть разнообразные тренажеры, модели, компьютерная техника, демонстрационный материал в виде дидактических пособий.

4. Словесный этап необходим для продумывания словесного описания действия и наилучшего его восприятия. Преподавателю необходимо четко структурировать учебную информацию, обосновать ее содержание, определить круг основных научных понятий и способы их объяснения в зависимости от объективных условий, в которых будет излагаться материал, и возможностей студенческой аудитории.

5. Речь «про себя» реализует ориентировочную основу умственного действия, которое на основе отдельных ориентировочных признаков сливается в единый ориентировочный образ. На завершающей стадии освоения действия неизбежен этап «громкой речи» или письменных заметок. Поэтому часто выполнение учебного действия сопровождается неизбежным шумом, разговором слушателей.

6. Умственное действие — последний этап, посредством которого происходит закрепление ориентировочных действий во внутреннее образование, регулирующее исполнительские действия.

Мотив— материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются.

В своем становлении мотив проходит три этапа: возникновение побуждения; осознание побуждения; принятие личностью осознанного побуждения в качестве мотива. Под мотивом профессиональной деятельности следует понимать внутренние побуждения человека к данной деятельности.

Мотивы, возникшие на основе потребности в данном труде, побуждают человека ставить перед собой определенные цели, без которых деятельность не может быть эффективной.

Когда деятельность стимулируется ближайшими задачами, мало связана с системой принципиальных установок, говорят о короткой мотивации; если же цель предполагает глобальные перспективы, то говорят о далекой мотивации. Еще выделяют мотивацию на успех и на неудачу. Первая относится к позитивной, потому что в основе ее активности лежит надежда на успех. Такая мотивация позволяет человеку, начиная дело, ставить цель достижения чего-то конструктивного, положительного. Вторая относится к негативной. При данном типе (мотивация на неудачу) источником активности человека является потребность избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Человек думает не о способах достижения успеха, а наоборот, заранее боится неудачи. Состояние тревожности, неуверенности приводит нередко к состоянию, близкому к паническому. Хотя человек и стремится избежать ответственных заданий, тем не менее выполняет порученное дело ответственно.

В зарубежной литературе в моделях трудовой деятельности показывается зависимость ее эффективности от внутренних стимулов, иерархии потребностей, например у А. Маслоу.

В качестве таких побуждений у преподавателя могут выступать: потребность личности в уважении, независимость, самоактуализация, а также мировоззренческая позиция, убеждения, идеалы и интересы, социальная роль и установка, общественное признание, само содержание педагогического труда. Ценностные ориентации являются как регулирующей функцией, так и важнейшим звеном личностной и трудовой мотивации.

Организуя различные формы учебно-воспитательного процесса, преподаватель осуществляет функции руководства, а любой руководитель управляет через так называемые властные полномочия.

В соответствии с четырьмя стадиями развития мотивации власти: ассимиляция, автономность, самоутверждение, продуктивность — выделяют систему отношений человека с другими людьми в контексте его возрастного развития. Каждая из этих стадий получила свое конкретное название.

Нечто придает мне силы. Основу этой стадии составляют отношения, которые провоцирует человек через приобретение опыта взаимодействия матери и дитя. Взрослый человек ориентируется на позитивные отношения с теми людьми, которые могут его поддержать, вдохновить, защитить. Преподаватель стремится попасть в ближайшее окружение администрации колледжа, для него успешность работы определяется той мерой похвалы, одобрения, которую дает директор, его заместитель. Для педагога значимыми являются оценка его деятельности, открытые уроки, выступление с методическими разработками перед коллегами.

Я сам придаю себе силы. Эта стадия характерна для детей среднего возраста, когда человек приобретает некую независимость от матери, поскольку приобретает навыки самоконтроля над своим поведением, ориентируется не столько на внешние оценки своей деятельности, сколько на собственную позицию.

Я произвожу впечатление на других. Суть этой стадии выражается в том, что человек стремится в соревновании одержать верх, для него не существует авторитетов. Он независим от всех и вся.

Мне хочется выполнять свой долг. Эта стадия представляет наибольший интерес для анализа мотивации педагогической деятельности. Этот мотив ориентирован на благо других, характеризуется альтруистическими устремлениями педагога.

Выделяют следующие функции системы целей.

1. Ориентировочная. Заключается в выстраивании иерархии целей разных уровней по принципу перехода от низших целей к высшим. За счет реализации этой функции формируются ориентировочная основа педагогической деятельности, внутренний план действия, целевые установки и психологический механизм осуществления целей.

2. Структурообразующая. Позволяет предвидеть не только конечный результат деятельности, но и этапы ее достижения.

3. Формообразующая. Говорит о том, что структура представляет собой форму внутренней организации деятельности.

4. Проектировочная. Помогает формулировать цель, внутренний план действий, общие основы деятельности.

5. Смыслообразующая. Любое содержание имеет определенный смысл, который представляет собой конкретизацию значения того или иного содержания деятельности. Благодаря пониманию смысла можно формулировать осознанную цель деятельности, направленную на конкретный результат.

6. Системообразующая. Педагогическая деятельность — это система, которая может быть представлена в виде плана, проекта, модели деятельности.

7. Мобилизующая. При планировании цели у педагога начинается совместная работа сознания и подсознания, происходит процесс упорядочения знаний, навыков, умений, запускаются "внутренние психологические и другие механизмы предстоящей деятельности, порождается потребность в новых знаниях и умениях.

8. Стимулирующая. Позволяет раскрыть внутреннюю энергию действия самой цели. Четко и ясно сформулированная цель как бы автоматически запускает психологические механизмы действия деятельности педагога.

9. Гармонизирующая. Направлена на устранение или баланс противоречивых компонентов педагогической деятельности: содержания — формы, времени — пространства и т. д. Цель как научная категория в каждом конкретном случае должна быть оптимальной, т. е. наилучшей не вообще, а с учетом всех сложившихся обстоятельств.

10. Гуманистическая, или нравственная. Предполагает, что любая цель, сформулированная преподавателем, направлена на учет личностных интересов, потребностей, возможностей обучаемого и самого педагога. Реализованная цель рождает чувство удовлетворенности трудом, оптимизм, уверенность и другие ценные человеческие качества, что гарантирует высокую эффективность труда.

Профессионализм деятельности— качественная характеристика субъекта деятельности — представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.

Профессионализм педагогической деятельности состоит в том, что педагог обладает искусством формирования у студентов готовности к продуктивному решению задач.

Выделяют несколько этапов профессионализма педагога:

§ учитель-профессионал владеет основами профессии, успешно применяет известные в науке и практике приемы деятельности;

§ учитель-новатор использует в своей практике наряду с апробированными средствами оригинальные новые подходы к решению педагогических задач;

§ учитель-исследователь не только предлагает новые идеи, но и умеет их обобщать, исследовать и передавать другим педагогам.

Чтобы достигнуть определенного профессионализма, педагогу надо пройти определенный путь непрерывного профессионально-личностного развития от адаптации педагога к своей профессии, к самоактуализации в профессии, к гармонизации преподавателя с профессией и мастерством в ней до творчества (А. К. Маркова).

Стремление преподавателя к творчеству, профессиональному росту во многом зависит от его профессиональной направленности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.012 с.)