Тема 1. Педагогическая технология как компонент профессионально-педагогической культуры (лекция)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Педагогическая технология как компонент профессионально-педагогической культуры (лекция)



Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Чем отличается педагогическая деятельность от других видов профессиональной деятельности?

2. Раскройте взаимосвязь аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов профессионально-педагогической культуры.

3. В чем выражается педагогическое мастерство учителя?

4. В чем сущность педагогической компетенции?

5. Назовите основные виды педагогической компетенции.

Примерные тесты по теме 1 (образец)

I. Установите соответствие понятий и определений

1. Общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, отраженные в педагогических теориях, системах, технологиях. 2. Способы и приемы управления педагогическим процессом. 3. Система общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности. 4. Синтез личностно-професиональных качеств и свойств педагога, свидетельствующих о высоком уровне овладения педагогической культурой. 5. Владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, профессиональными ценностями, идеалами, педагогическим сознанием. a. Профессионально-педагогическая культура b. Педагогические ценности c. Педагогическое мастерство d. Педагогическая компетенция e. Технологический компонент педагогической культуры

II. Исключите неправильное утверждение:

К видам педагогической деятельности относятся:

- диагностическая;

- экологическая;

- конструктивная;

- коммуникативная;

- организаторская.

III. Выделите соответствующие положения:

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры подразумевает:

- разработку и реализацию оптимальных нестандартных подходов к решению педагогических задач;

- методы контроля и оценивания знаний учащихся;

- умение перевести теоретические и методические положения в целесообразные педагогические действия;

- готовность к рефлексивной оценке собственной профессиональной деятельности.

Тема 2. Теоретико-методологические аспекты педагогических технологий

Вопросы и задания для самоконтроля (лекция)

I. Сформулируйте понятие «педагогическая технология» на основе анализа концепций современных отечественных педагогов.

II. Почему одним из основных критериев педагогической технологии является воспроизводимость?

III.Назовите основные виды педагогических технологий.

IV. Что общего и в чем специфика концептуальных подходов к педагогическим технологиям у В.В.Давыдова, Ш.А.Амонашвили и Е.В.Бондаревской?

V. В чем заключается принципиальное отличие педагогической технологии и методики обучения/воспитания?

Примерные тесты по теме 2 (лекция)

1. Выберите правильные ответы:

Педагогическая технология основана на:

- интуиции;

- педагогической теории;

- экспромте;

- конкретном педагогическом замысле;

- определенном алгоритме конструирования педагогического процесса.

2. Выделите критерии педагогической технологии:

- концептуальность;

- воспроизводимость;

- системность;

- наглядность;

- управляемость;

- педагогическая поддержка.

3. Установите характерные черты личностно-ориентированного подхода к педагогическим технологиям:

- оказание помощи учащимся в сознательном выборе собственной позиции в условиях социокультурного плюрализма;

- поддержка учащихся в утверждении себя субъектом жизнедеятельности;

- выявление и развитие индивидуальных способностей и возможностей;

- формирование личности с заданными свойствами;

- ориентация на лучших учащихся;

- регламентация учебной деятельности учащихся восприятием и запоминанием информации.

Тема 3. Технология конструирования и осуществления педагогического процесса

Вопросы и задания для самоконтроля (образец)

1. Почему конструирование педагогического процесса является необходимым условием успешного решения педагогических задач?

2. В чем заключается сущность педагогического целеполагания?

3. Охарактеризуйте основные требования к составлению учебного плана. Согласны ли вы с ними?

4. Как реализуется организаторская функция учителя/преподавателя в педагогическом процессе?

5. Раскройте основные этапы технологии управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Примерные тесты по теме 3 (образец)

1. Выберите соответствующее определение:

Педагогическая диагностика – это:

- предвидение учителем/преподавателем результатов взаимодействия с учащимися в форме обобщенных мысленных выводов;

- определение характера и объема трудностей в учебе и поведении, способностей учащихся на основе данных об усвоении образовательных программ, наблюдения за их деятельностью, изучения ее результатов;

- система и ход целенаправленных воздействий, способствующих развитию, воспитанию и формированию личности.

2. Удалите термины, не соответствующие сформулированному положению:

Педагогическое целеполагание включает следующие цели:

- стратегические;

- тактические (предметные, модульные);

- параллельные;

- операциональные;

- диагностические.

3. Отметьте правильные ответы:

Этапы осуществления педагогического процесса включают:

- постановку и разъяснение задач предстоящей деятельности;

- управление познавательной деятельностью учащихся;

- стимулирование активности и творчества учащихся;

- разработка основных положений, которые определяют требования к содержанию, формам и методам учебного процесса;

- анализ достигнутых учащимися результатов в учении и развитии;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Тема 4. Технология педагогического общения

 

Вопросы и задания для самоконтроля (образец):

1. Чем отличается педагогическое общение от других видов профессионального общения?

2. Почему педагогу необходимо владеть не только вербальными, но и невербальными средствами общения?

3. Охарактеризуйте основные звенья педагогического общения.

4. Раскройте зависимость эффективности решения педагогической задачи от стиля педагогического общения.

5. Каковы основные характеристики педагогического такта?

 

Примерные тесты по теме 4 (образец)

1. Отметьте основные функции педагогического общения:

- прогностическая;

- перцептивная;

- творческая;

- аксиологическая;

- коммуникативная.

 

2. Установите соответствие следующих понятий и определений:

1. Воздействие на подсознательное в психике и поведение учащегося с целью добиться от него определенных установок и действий. 2. Воздействие на рассудок, волю и чувства учащегося с целью добиться от него определенных установок и действий. 3. Взаимообмен эмоциональными состояниями, которые происходят вне сознательного контроля a. Внушение b. Заражение c. Убеждение

3. Выберите соответствующее определение:

Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности учащегося называется:

- игнорирующим;

- демократичным;

- авторитарным;

- попустительским.

Тема 5. Педагогическая техника как условие успешной реализации педагогической технологии

Вопросы и задания для самоконтроля (образец)

1. Зачем педагогу необходимо умение владеть своим психофизическим состоянием?

2. Каковы профессиональные требования к речи педагога?

3. Почему внешний вид педагога представляет собой важный компонент педагогической техники?

4. Как влияют мимика и пантомимика на технологию осуществления педагогического процесса?

5. Проанализируйте педагогическую технику учителя школы, в которой Вы проходите педагогическую практику по следующим параметрам:

- внешний вид;

- умение управлять своим психофизическим и эмоциональным состоянием;

- техника речи.

 

Примерные тесты

1. Выберите соответствующее понятие к следующему определению:

Педагогическая техника – это:

- систем средств и методов, которая обеспечивает участникам педагогического процесса равноценные условия для самореализации;

- совокупность умений и навыков, обеспечивающих оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с учащимися в различных педагогических ситуациях;

- комплекс методов, побуждающих учащихся к совершенствованию своего поведения и повышению качества учебной деятельности.

2. Определите эффективные способы эмоциональной саморегуляции педагога:

- регуляция мышечного напряжения, темпа движения, дыхания, речи;

- самовнушение;

- юмор;

- самообразование;

- аутогенная тренировка;

- анализ результатов познавательной деятельности учащихся.

3. Дополните следующее положение:

Педагогическая техника способствует____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.015 с.)