Понятие «технология» в педагогической науке и практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «технология» в педагогической науке и практике



Творческий коллектив

Руководитель: А.В. Слонова - социальный педагог

А.Ю. Созонова – учитель русского языка и литературы

Т.А.Шмидт – учитель – логопед

С.В. Евстратова - учитель русского языка и литературы

 

В данный сборник включены, подобраны материалы, раскрывающие основные виды современных образовательных технологий.

Материалы сборника изданы в помощь педагогам для использования в работе.

Содержание

1. Понятие «педагогическая технология», предпосылки возникновения термина………………………………………………..  
2. Классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко)………  
3. Современные информационные технологии в образовании……….  
4. Перспективы использования средств новых информационных технологий в образовании………………………..  
  4.1.Информационная среда……………………………………... 4.2.Математизация и информатизация предметных областей………. 4.3.Интеллектуализация деятельности………………………………… 4.4.Интеграционные процессы…………………………………………. 4.5.Совершенствование инфраструктуры системы образования и механизмов управления………………………………….  
5. ИКТ в образовательном процессе……………………………………...  
  5.1.Классификация образовательных средств ИКТ……………………. 5.2. Учащиеся и информационные технологии………………………… 5.3.Преподаватели и информационные технологии……………………  
6. Технологии на основе активизации деятельности учащихся……..  
  6.1.Игровые технологии в начальной школе…………………………… 6.2. Игровые технологии как вид педагогических технологий……….. 6.3.Сущность и функции игры и игровой деятельности………………. 6.4.Значение игры в обучении…………………………………………… 6.5. Игровые технологии……………………………………………….. 6.6. Игровые технологии в младшем школьном возрасте…………… 6.7. Дидактические игры………………………………………………… 6.9. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………. 6.10. Деловые игры………………………………………………………  
7. Здоровьесберегающее образование …………………………………...  
  7.1.Здоровьесберегающие технологии………………………………….. 7.2.Здоровьесберегающие образовательные технологии……………… 7.3.Классификация здоровьесберегающнх технологий……………….. 7.4.Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике………………… 7.5.Функции здоровьесберегающей технологии……………………….. 7.6.Основные компоненты здоровьесберегающей технологии……….. 7.7.Типы технологий……………………………………………………... 7.8.Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе…………………………………………………….  
8. Технология работы социального педагога с семьёй………………...  
  8.1.Семья как социальный институт…………………………………….. 8.2. Функции семьи………………………………………………………. 8.3.Типология семьи……………………………………………………… 8.4.Специфика работы социального педагога с семьёй……………… 8.5. Современная помощь семье………………………………………..  
9. Применение информационных компьютерных технологий в работе логопеда……………………………………….  
10. Личностно ориентированные технологии обучения………………..  
  10.1. Личностно ориентированное развивающее обучение…………… 10.2. Принципы построения личностно ориентированной системы обучения……………………………………………………….. 10.3. Технология личностно ориентированного образовательного процесса…………………………………………………………………. 10.4. Функция урока в системе личностно ориентированного обучения…………………………………………………………………. 10.5. Анализ и диагностика эффективности личностно ориентированного урока………………………………….. 10.6. Диагностика эффективности урока………………………………        
11.   Технологии интегрированного обучения на основе изучении русского языка с включением элементов национально-регионального компонента……………………………………………. Методика использования информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида…………………… 12.1.Введение в методику………………………………………. 12.2. Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида ………………………………………. 12.3.Требования к наглядным учебным пособиям……………        
  Голосарий…………………………………………………………………  
  Список литературы……………………………………………………...  

 

 

Понятие «технология» в педагогической науке и практике

Понятие «педагогическая технология», предпосылки

Возникновения термина

Для того, чтобы знание могло стать фактором управления, оно само должно быть известным образом упорядочено, структурировано и организовано. Именно благодаря специальной дидактической обработке научного знания, связанной с преобразованием его в форму учебной информации, последняя становится фактором управления. Далее мы рассмотрим этот процесс на примере современных педагогических технологий.

Выбор той или другой технологии обучения определяется, прежде всего, спецификой содержания учебного предмета и способом его конструирования. Всякая перестройка в структуре учебного предмета влечет за собой перемены в способах преподавания и учения.

Впервые в 20-е годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, С.Т. Шацкий). В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая технология», которая в Педагогической энциклопедии 30 – х годов была представлена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

В 40-50-е годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования» который в последующие годы под влиянием работ по методике применение различных ТСО, в частности кино, радио, средств контроля, модифицировался в «педагогические технологии».

В середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где было определено два направления его:

1. Первого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения.

2. Второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса.

К началу 70-х годов была осознана необходимость модернизации различных видов учебного оборудования и учебных предметных средств как необходимого условия, без которого не работали прогрессивные методики и формы обучения.

Таким образом, к концу 70-х – началу 80-х гг. вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

Важная особенность – связь педагогической технологии с психологией. Каждое технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности, если имеет психологические обоснования и практические выходы. Одни технологические средства, связанные с наглядностью, основываются на особенностях образного мышления и обеспечивают, наиболее яркое восприятие учебного материала. В основании других положены психологические законы запоминания по сходству, по ассоциации, по силе эмоционального возбуждения. Третьи базируются на способности нервной системы к бессознательному освоению информации или навыка в процессе игровой деятельности, или даже сна.

Известны три принципа педагогической технологии – это

* последовательно развертывающиеся характеристики педагогического воздействия:

*направленность на инициирование субъектности ребенка, направленность на содержание свободного выбора ребенка как субъекта

*направленность на отношение как результат воспитания и основной объект воспитательного процесса.

Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология − совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения регулируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - то системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Глубинный смысл педагогической технологии В. П. Беспалько видит:

во-первых, в отходе от экспромтов и переходе к предварительному проектированию;

во-вторых, в разработке структуры и содержания учебно-познавательной деятельности самого учащегося;

в-третьих, в диагностическом целеобразовании и объективном контроле качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;

в-четвёртых, в реализации принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Ведущей, стержневой характеристикой технологии обучения является гибкость. Содержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности, как дифференциации, так и интеграции содержания обучения.

Область применения понятия «технология» в педагогике в настоящий момент не определена достаточно четко. Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике, по крайней мере, в трех смыслах:

1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.)

2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.д.)

3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Использование понятия «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит подмена одного понятия другим. Например, если ранее говорили «методика (или система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят «технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». От перемены слов суть предмета (системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) не изменилась.

Еще совсем недавно учителю предлагалось только готовое тематическое планирование учебное содержание «нарезалось» по одному, двум, трем учебным часам и от лица министерства предлагалось учителям для обязательного исполнения. Поэтому Российский учитель оказался неподготовленным, сегодня он не может отличить методику от технологии. Есть смысл уточнить – методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата, т.е. в данном случае – государственного стандарта.

Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом случае понятие «технология» теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Кроме того, нет четкого разграничения, что ведет к неразберихе. Вывод можно сделать однозначный: замена хорошо известных и отработанных понятий на более общие и неконкретные - определенный шаг назад, отступление от научных позиций.

Поэтому термин «технология» можно использовать только в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства смысл (технология - совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами).

 

Современные информационные

технологии в образовании

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,

интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно—технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно— педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся но основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.

В век глобальной компьютеризации и информатизации, предоставляющий современному человеку невиданные ранее средства усиления его умственных возможностей, средства, позволяющие к тому же интенсифицировать процессы интеллектуального развития индивида. Так, использование возможностей средств современных информационных технологий позволяет: инициировать процессы развития определенных типов мышления (например, наглядно – образного, теоретического); интенсифицировать процессы развития памяти, внимания, наблюдательности; сформировать качества лидера, способного к руководящей и организационной деятельности. Достаточно широко известна также роль компьютера в развитии творческих возможностей музыканта. Современный музыкант, используя электронные средства, может не только с легкостью создавать композиции, разнообразные аранжировки, вариации на любую заданную музыкальную тему, но и творить новое. Не меньший интерес представляет собой новое направление в живописи, так называемый видеоарт (видеоживопись). Впервые за всю мировую историю искусств художнику предоставляется возможность оживить свои произведения, представить их в движении, в развитии. Образно выражаясь, современные информационные технологии открывают окно в потаенный мир человеческой фантазии, обеспечивая возможность моделирования изображаемой художником реальности в ее временном развитии.

Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения и то, что, какими бы заманчивыми ни были эти средства, какими бы уникальными возможностями они ни обладали, приоритетным всегда остается принцип "не навреди". По этой причине необходимо особое внимание уделить предположительным негативным последствиям использования этих средств, а в особенности компьютера. Тем более, что уже никто не в силах запретить или ограничить применение компьютерной техники на производстве, в науке, в образовании, в быту, во время досуга (особенно при активном увлечении компьютерными играми). К предполагаемым негативным последствиям использования средств современных информационных технологий можно отнести:

· во – первых, возможный вред здоровью (например, при длительной и бесконтрольной работе за компьютером) и:

· во – вторых, педагогически немотивированное их использование (например, игнорирование дидактических принципов обучения, использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игровой компоненты над учебной), не приводящее к позитивным результатам в области развития личности обучаемого или интенсификации учебного процесса.

Первое достаточно легко устранимо при безоговорочном соблюдении ограничений (например, по времени использования компьютера), устанавливаемых гигиенистами, психологами и педагогами. Так, например, использование методических рекомендаций по оборудованию кабинета позволяет соблюдать педагогические и гигиенические требования к оформлению кабинета, к планировке и размещению в нем рабочих мест;

* организовывать различные виды учебной деятельности;

* осуществлять индивидуальную, групповую, коллективную работу со средствами современных информационных технологий, в частности с компьютером. Грамотное соблюдение подобных рекомендаций сможет гарантировать не только обеспечение принципа "не навреди", но и реализацию педагогических целей использования средств современных информационных технологий. Другая возможная опасность кроется в бессистемном, педагогически необоснованном использовании средств современных информационных технологий. Это, к сожалению, более распространенное и даже массовое явление, нежели нарушение гигиенических требований. Так, например, применение программных средств в учебных целях, ориентированных на игровую деятельность, зачастую сводит всю работу ученика к бездумному выполнению примитивного набора команд, к автоматическому нажатию клавиш. Такая деятельность не только не способствует освоению учебного материала, но развивает азарт, приводит к так называемой компьютеромании.

 

 

Информационная среда

 

В современном цивилизованном обществе этапа информатизации все его члены, независимо от их общественного положения, используют информацию и знания в своей деятельности, решая непрерывно возникающие перед ними задачи. При этом постоянно увеличивающиеся запасы знаний, опыта, весь интеллектуальный потенциал общества, который сосредоточен в книгах, патентах, журналах, отчетах, идеях, активно, на современном техническом уровне участвует в повседневной производственной, научной, образовательной и других видах деятельности людей. Ценность информации и удельный вес информационных услуг в жизни современного общества резко возросли. Это дает основание говорить о том, что главную роль в процессе информатизации играет собственно информация, которая сама по себе не производит материальных ценностей. Под информацией (с общих позиций) будем понимать сведения о фактических данных и совокупность знаний о зависимостях между ними, то есть средство, с помощью которого общество может осознавать себя и функционировать как единое целое. Естественно предположить, что информация должна быть научно—достоверной, доступной в смысле возможности ее получения, понимания и усвоения; данные, из которых информация извлекается, должны быть существенными, соответствующими современному научному уровню.

Информационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует ее. Современные научные исследования убеждают в том, что совершенствование информационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, процессы интеллектуализации деятельности членов общества во всех его сферах, включая и сферу образования, изменение структуры общественных взаимоотношений и взаимосвязей.

В связи с особой важностью вышеизложенного остановимся на описании основных направлений формирования и становления средств, методов и технологий, которые приводят к перестройке информационной среды, открывая новые возможности прогрессивного общественного развития, находящего свое отражение и в сфере образования.

 

Предметных областей

 

Использование современных информационных технологий при реализации возможностей аппарата математики, в том числе математической статистики, позволяет автоматизировать процессы обработки информации, результатов научного эксперимента, интенсифицировать применение инструментария математики в социологических исследованиях. Математизация дает возможность повысить качество принимаемых решений на всех стадиях процесса принятия решения человеком или ЭВМ за счет применения современных методов многофакторного анализа, прогнозирования, моделирования и оценки вариантов, оптимального планирования. Это позволяет перейти к разработке научно обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации, использовать методы и средства информатики в процессе решения задач различных предметных областей.

Интеграционные процессы

Интеграция современных информационных технологий с операциональными обеспечивает системный эффект, следствием которого становится "технологический прорыв", имеющий место и в педагогике. Вместе с тем использование современных информационных технологий поддерживает общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, способствует реализации преимуществ узкой специализации и возможностей индивидуализации процесса обучения, обеспечивая тем самым синергический эффект в педагогике.

 

 

Игровые технологии

Сущность и функции игры

И игровой деятельности

Вначале попробуем разглядеть «историю вопроса», выделить значительные характеристики игры, сравнив игры людей и животных, игру в разных культурах. Игры есть и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимуществу, абиотические формы поведения животных, то есть те случаи, когда животные делают то, что не приносит им ни удобства, ни пищи, не удовлетворяет витальных потребностей, не попадает в категорию «ориентировочной деятельности».

Несерьезные схватки детенышей, забава кошки с пойманной мышью… В большинстве случаев игра в животном мире имеет определенную функцию: это тренировка, безопасный метод освоения какого-либо деяния. «Человеческие» игры, по мнению большинства исследователей, выполняют сходную тренировочную функцию в онтогенезе. Исследователи детства -- М.Мид, де Моз отмечают, что игры детей простых культур, как правило -- имитация профессиональных действий взрослых. Дети возятся с маленькими луками, горшочками, строят мелкие домики и т.д. Даже и сейчас, когда детская игра поменялась не лишь по атрибутам, но и по сущности, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых -- лопатки, ведерки и т.д. Самое распространенное мировоззрение о функции игры как о тренировке навыков «взрослых» действий.

Конкретно об этом пишет А.Н.Леонтьев в работе «Психологические базы дошкольной игры».

Впрочем, есть и остальные точки зрения на функцию игры в жизни людей. В.Н.Дружинин считает, что основная функция интеллекта -- это создание прогностических моделей, построение вероятных вариантов грядущего. Тогда игра (создание вероятных миров и деяния с ними) -- это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не зависит от возраста, просто «порождение моделей мира» взрослыми именуется по-другому искусством, философией. И чем интеллектуальнее человек, тем более он обязан быть склонен к игре.

Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошедшего столетия направил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав данной книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...Уже давно найдено, -- пишет Л.С.Выготский, -- что игра не представляет из себя чего или случайного, она постоянно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых различных народов и представляет неустранимую и естественную изюминка человеческой природы». Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают соединены с разрешением достаточно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного деяния самых различных способностей и сил. В игре усилие ребёнка постоянно ограничиваются, и регулируется обилием усилий остальных играющих. Во всякую задачку-игру входит, как непременное ее условие умение координировать своё поведение с поведением остальных, становиться в активное отношение к иным, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд итог собственного хода в общей совокупности всех играющих. Таковая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совсем незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Изюминка игры подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового либо сложного столкновения частей среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает просто и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как лишь среда представляет нам какие либо нежданные и новейшие композиции, требующие и от нашего поведения новейших композиций и реакций, стремительной перестройки деятельности, там возникает мышление как некая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно подходящих в согласовании с основной целью, которую обязано решить поведение.

Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но конкретно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая способности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачку заслуги определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и энтузиазм ребёнка до высшей точки, вынудить его организовать своё поведение так, чтоб оно подчинялось известным правилам, чтоб оно направлялось к единой цели, чтоб оно сознательно решало известные задачки. Другими словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения либо издержка энергии.

Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой издержкой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением лишь результатов.

Таковым образом, при всей объективной разнице, имеющейся между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совсем совпадает. Это показывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок постоянно играется, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке подходящих навыков и умений».

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он обучается и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубочайшим образом. Согласно Шуману, игру можно принимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

В исследованиях содержания детской игры Е.О.Смирновой зафиксировано, в частности, преобладание нереалистического содержания современных игр. Дети играются в «черепашек-ниндзя», «инопланетян», «покемонов», большая часть игр не имеют ничего общего с нарабатыванием нужных навыков. Е.О.Смирнова объясняет данный факт культурно обусловленным разрывом меж детством и взрослостью, о котором пишут исследователи психологии подростков. Если ранее дети сосуществовали рядом с взрослыми, часто конкретно участвуя в их деятельности, то сейчас детс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.063 с.)