Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие технологии воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воспитание представляет собой процесс целенаправленного формирования личности. В воспитательных учреждениях он специально организуется, управляется и контролируется во взаимодействии (сотрудничестве) воспитателей и воспитанников. Процесс воспитания отличается многофакторностью, сложностью, длительностью, непрерывностью, вариативностью (неоднозначностью), неопределенностью результатов. Именно эти его особенности и вызывают среди современных ученых и педагогов дискуссии о том, можно ли в отличие от технологий обучения с полным правом говорить о технологиях воспитания. Так, авторы известных учебников по педагогике Л.П. Столяренко, Л.Д. Столяренко, Н.В. Бордовская, А.А. Реан либо не рассматривают вопрос о правомерности существования такого понятия как технология воспитания, либо говорят о возможности использования технологии отдельных направлений и форм воспитательной работы. Другие же, И.П. Подласый, Л.П. Крившенко, В.В Воронов, В.С Кукушин, Г.М. Коджаспирова, Л.И. Петрова, достаточно аргументировано доказывают право данного понятия на рассмотрение и изучение. В данной главе будут рассмотрены и проанализированы взгляды последних ученых на проблему, связанную с понятием, классификацией и характеристикой воспитательных технологий с точки зрения исторических и современных позиций зарубежных и отечественных педагогов. «Технология — это совокупность методов обработки, приготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, наука о способах воздействия на сырье». Такое определение понятия «технология» дано в последнем выпуске «Словаря иностранных слов» (См.: В.С. Кукушин Технологии гуманистического воспитания // Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006, с.62). Педагогическая технология как профессиональная категория привлекает внимание исследователей в нашей стране и за рубежом с начала 60-х годов. Социальным мотивом этого явления выступает потребность ориентации в увеличивающемся потоке сообщений об открывающихся авторских школах, разработках индивидуальных педагогических технологий, создании интенсивных курсов, обещающих устойчивый педагогический эффект. Как уточняется в Международной педагогической энциклопедии (Оксфорд, 1985), впервые как объект изучения педагогическая технология признана в 1946 году в США. Основанием для этого послужило введение плана аудиовизуального образования в Индианском университете. Отдельные курсы по педагогической технологии были прочитаны студентам там же еще в 30-х годах XX века. Начало третьего тысячелетия характеризуется как эпоха развития высоких технологий, информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности, которые требуют от ученых и педагогов подвергнуть технологизации процесс образования, обучения и воспитания как это имело место в промышленном производстве, где технология выступала в качестве науки об организации производства, описывающая все операции и методы обработки сырья до получения конечного продукта. Как научное направление, занимающееся проектированием конкретных процессов обучения и воспитания, технология образования начала развиваться с середины XX века на основе теории систем, кибернетики, программированного обучения. Ее основная идея состоит в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и гарантирующим результаты, которые соответствуют поставленным целям, описывающим планируемое и прогнозируемое поведение учащегося, под которым в данном случае понимается четкое выполнение учебных действий, демонстрация знаний, соблюдение норм общения и культуры, то есть социально одобряемые реакции, действия, деятельность в определенных ситуациях, а также наличие социально приемлемых ценностей, взглядов, поведения. Современные парадигмы воспитания требуют от педагога тщательного механизма отбора его технологических компонентов, зависящих от подходов к организации его процесса. В данных условиях деятельность воспитателя определяется его умением отбирать адекватные педагогические техники для достижения поставленных целей и решения воспитательных задач. Следует отметить, что диалектичность процесса воспитания включает в себя использование мастерства, «актерства», с одной стороны, и достаточно жесткой регламентации, что выражается в подборе педагогических техник и технологий, с другой, что находит свое отражение и в симантике самого понятия слова «технология», которое произошло от слияния двух греческих слов — «мастерство, искусство» (techne) и «учение» (logos). Несмотря на свою сложность, длительность и неопределенность результатов, процесс воспитания можно представить как технологичный. Поскольку воспитательной системе как производству общество диктует социальный заказ: в ней предполагается наличие определенных условий для создания продукта требуемого количества и качества. На осуществление этой задачи направлен воспитательный процесс, в основе которого лежит деятельность педагогов, связанная с планированием результата и способов его достижения, моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей. Здесь действует система стимулов, используя которые педагоги вызывают, направляют и корректируют воспитательный процесс. Таким образом, воспитательная система как система производственная содержит: поставленные обществом цели; материальную базу, необходимую для их достижения; совокупность процессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач; коллектив работников, эти процессы осуществляющие; продукт, созданный совместным трудом воспитателей и воспитанников. Поэтому можно не только говорить о технологиях воспитательной деятельности, но сопоставлять их между собой по разным параметрам, искать пути оптимизации каждого компонента процесса. Процесс в технологии просматривается целостно и в обязательном соединении с его результатом. Это позволяет обоснованно судить об эффективности различных технологий, качественном своеобразии создаваемых ими продуктов. Под воспитательной технологией (технологией воспитания) понимается комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта. В воспитании продукт есть заданные целью качества человека. Ни цели, ни продукт в состав технологии не входят. Они лишь задают и венчают технологию. Цель сформировать определенный тип поведения еще не является технологией и даже ее элементом, в то время как полученный продукт — уже не технология, а результат. Поэтому, считает И.П. Подласый, технологией можно назвать все, что существует (происходит) между целями и продуктами (Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2008, с.484-485). Необходимо обратить особое внимание на то, что недавно появившийся в литературе термин «воспитательные технологии», имеет в педагогике свои исторические корни. Так, например, создатель «Великой дидактики», основоположник научной педагогики и школы, основных законов и технологических приемов обучения, чешский педагог Я.А. Коменский настаивал на том, «… 1) чтобы при меньшем числе учителей было обучено значительно больше людей, чем при нынешних обычных способах, 2) чтобы все стали действительно образованными, получили изощренное образование, полное тонкого благородства, 3) чтобы этой образованностью овладевали не только более одаренные (как это принято сейчас), но и менее понятливые и 4) чтобы при обучении успехи приходили и к тем, кто от природы не слишком способен к преподаванию, т.е. к тем, у кого нет запаса собственных знаний, ни умения квалифицированно вложить их в головы иных; они все-таки запечатлевают их посредством предназначенных для этих целей и вложенных в их руки инструментов» (А.Я. Коменский Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Москва: Педагогика, 1982. – Т 2., с. 199). Учитель русских учителей К.Д. Ушинский указывал на необходимость формирования нравственных качеств ребенка с помощью специальных приемов. Следует подчеркнуть, что впервые в отечественной педагогике понятие «педтехнология» ввел в педагогический оборот A.C. Макаренко. Известный педагог говорил о «механизации» педагогического дела как о явлении положительном и полезном, подчеркивая, что она должна предполагать присутствие воспитателя как «живого деятеля». Он ставил вопрос об аналогии «школьного производства» с промышленным. В то же время создатель технологии формирования детского коллектива призывал «прикасаться к личности» тонким инструментом, поскольку образование и воспитание не могут быть абсолютно и полностью технологизированы так же, как изготовление определенного продукта в промышленности. Тенденция к построению управляемых педагогических процессов и контролируемых воспитательных воздействий стала особенно востребована в обществе к началу XXI века. Современные исследователи педагогических технологий Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин, A.B. Мудрик, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, В.В. Воронов понимают под педагогической технологией как систему образования, так и воспитания, принятую и реализуемую в школе. Разрабатывая в своих трудах базовые понятия: технология воспитания, воспитательная система, методика воспитательной работы, педагогическая техника, педагогическое мастерство, технология работы классного руководителя, термином «воспитательные технологии» они, по существу, называют систему работы авторских школ, оригинальные направления, методику, опыт воспитательной работы отдельных педагогов, имея, прежде всего, при этом в виду методы и формы организации обучения или воспитания. Распространяя технологический подход на воспитание, под технологией воспитания данные авторы понимают такое направление педагогики, которое занимается проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов. Говоря о технологии в воспитании, они имеют в виду несколько значений. Технология воспитания характеризуется ими как научная дисциплина о рациональном управлении, проектировании процессов воспитания и как сам проект (совокупность материалов для учителя и учеников, обеспечивающих решение учителем учебных или воспитательных задач), разработка, описание процесса воспитания, благодаря которому педагог осуществляет конкретную работу. В создании воспитывающих технологических систем ими проявляется тенденция автоматизировать учебно-воспитательный процесс, как это ни парадоксально звучит по отношению к творческому и сложному делу воспитания. Можно ли совместить технология и творчество? Творчество предполагает импровизацию, которая в производстве ведет к нарушению технологии и браку. «Импровизация» в педагогической практике неизбежна, но значит ли это, что в педагогике нет и не может быть точных технологий, ведь современная педагогика требует от учителя в первую очередь профессиональной компетенции, владения технологией. Несмотря на индивидуальный и творческий характер труда воспитателя, его профессиональные действия могут рассматриваться как технологические, «производственные», что стимулирует создание технологий воспитания. Процесс технологизации воспитания и происходит в современной педагогике и методике воспитания, разрабатываются технологии, которые приходят на смену классическим методическим рекомендациям, которые указывают, как оптимально в определенных условиях провести воспитательную беседу, помочь «трудному» ученику. Одним из главных возражений против технологизации воспитания служит утверждение о несовместимости личностного творческого процесса воспитания с техникой, стандартом, автоматизацией. Безусловно, ни личность учителя, ни личность воспитанника не могут подвергаться технологизации. Личность воспитателя, равно как и ученика, является составной частью педагогического процесса, и «человеческий фактор» в социальных процессах имеет решающее значение. Однако субъект и объект воспитания требуют приспособления участников к процессу воспитания, коррекции технологических предписаний и поведения учителя и ученика, при общем следовании принципам, нормам, правилам, заложенным в технологии. Технологией называют такой проект педагогического процесса, который описывает его от воспитательных задач до проверки результатов, так, что им может воспользоваться любой специалист-педагог. Таким образом, выстраивается цепочка, соединяющая теорию с практикой: теория воспитания — методика воспитания — технология — техника — личность учителя. Некоторые современные исследователи педагогики подменяют технологию воспитания методикой или техникой воспитания. Так, к примеру, в книге Н.Е. Щурковой «Педагогическая технология» дается определение технологии воспитания как «совокупности научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на детей, искусство «прикосновения к личности», которым владеет педагог» (Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М., 2002, с.12). Здесь автор дает характеристику не технологии воспитания, а педагогической техники как составной части педагогического мастерства. Как же соотносятся между собой педагогическая техника и технология воспитания? Педагогическая техника представляет собой комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся психофизическими средствами, голосом, жестом, взглядом, своим состоянием, чувствами. К психотехническим умениям учителя относятся техника и культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизиологической саморегуляции, используя, в частности, систему аутотренинга. Названные умения необходимы как в традиционной воспитательной работе, так и в «технологизированном» учебно-воспитательном процессе. Воспитательный процесс на основе технологии, безусловно, предполагает наличие профессионально компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией, которые и составляют основу педагогического мастерства. Следует также отличать технологию воспитания от методики воспитания, хотя описание и анализ конкретных воспитательных технологий показывает их очевидную близость. Традиционно методикой воспитательной работы называется прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает «направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы» (Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1981, с.4). Сходство между ними проявляется и в том, что методика говорит о действиях педагога, приемах, правилах, условиях воспитания, то есть почти о том же, о чем и технология. Методика рекомендует оптимальные приемы, формы, правила, которыми пользуется учитель в своей повседневной работе. Методика воспитания в традиционном понимании действительно изучает задачи и содержание конкретной воспитательной работы в школе, планирование, методы и формы работы классного руководителя с учащимися, родителями. Сегодня часто можно видеть слово «технология» там, где раньше стояло «методика». Технологический подход к воспитанию отличается от нее тем, что он характеризует отличительные черты воспитательной работы, а именно: диагностичность целей и возможность измерить степень их достижения; пооперационное, алгоритмичное описание процесса, деятельности учителей и детей, всех участников воспитательной деятельности; воспроизводимость процедур, возможность повторить их в аналогичных условиях. Т ехнологичный подход к воспитанию характеризуется следующими критериями (признаками или особенностями): конкретность, диагностичность целей; алгоритмичность, пооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей; наличие обратной связи, средств и методов измерения результатов воспитания. Педагогическая технология требует, чтобы воспитательные действия были четко направлены на достижение целей воспитания. Они должны быть алгоритмизированы, описаны однозначно и в определенной последовательности. Действия и операции должны быть точно выполнены, что гарантирует воспроизводимость данной технологии воспитательной работы любым квалифицированным специалистом. Классификация технологий В основе классификаций педагогических технологий лежат разные основания. Базируясь на тех или иных педагогических концепциях, воспитатель в ходе своей практической деятельности может опираться на определенную классификацию воспитательных технологий. Классификация воспитательных технологий широко и разнообразно представлена в современной педагогической литературе. Наиболее развернутая и подробная классификация технологий дана Г.К. Селевко. Он выделяет несколько обобщенных групп в технологии воспитания, классифицируя их по определенному признаку: - по уровню применения: общие и локальные; - по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения; - по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические; - по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие; - по ориентации на личностные структуры; информационные, операционные, саморазвития, формирования, эвристические; - по характеру содержания и структуры: светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, гуманистические и технократические; - по организационным формам: классные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные; - по подходу к ребенку, авторитарные, дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические; - по доминирующему методу: объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, проблемные, творческие, компьютерные; - по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности детей, на основе эффективности организации и управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ; - по категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, виктимологические, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.. 1998, с.25-31). В качестве элементов воспитательных технологий В.Ю. Питюков выделяет: общение, оценку, требование, конфликт и воздействие ( Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Е.А. Осипова Новые технологии воспитательного процесса. М.. 1994. – 110 с.; Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. - Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.117). Технологии воспитания на трех уровнях организации воспитательного процесса представлены Н.Ф. Головановой: повседневные технологии воспитания, ситуативные технологии воспитания, перспективные технологии воспитания. В основе ее классификации технологий воспитания лежат следующие основания: - по философской основе: материалистические, прагматические, гуманистические, антропософские; - по научной концепции: поведенческие, деятельностные, интереоризаторские, нейролингвистическйе, программирование; - по категории объекта: индивидуальные, коллективные, групповые, массовые (Голованова Н.Ф. Технология педагогической поддержки. Общая педагогика: Уч. пос. для вузов. – Спб., 2005; Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.117). Знание классификации воспитательных технологий способствует выбору педагогом оптимальной технологии системы воспитательной работы авторской школы, ее отдельных направлений и форм. Однако, независимо от выбора, педагогу целесообразно придерживаться следующей структуры, представленной в виде взаимосвязанных компонентов, усиливающей успешность действий воспитателя благодаря их органичности и системности, которая представлена в учебном пособии Л.И. Петровой: 1. Построение концепции воспитания. Использование технологических элементов воспитания должно в целом исходить из философского, психологического, социального определения насущных целей воспитания. Без теоретического, научного обоснования не выстроить адекватной технологической модели. В соответствии с нашим пониманием цели воспитания, основным элементом является выделение условий организации гуманистического пространства, в котором подобранные воспитателем техники будут «увязаны» в систему и, следовательно, приносить проектируемые педагогические результаты. 2. Определение цели конкретных воспитательных операций. Современная воспитательная парадигма строится на принятии ребенка как данности, актуализации его потребностей, личностных ориентации. Следовательно, цель любого технологического воспитательного блока направлена на формирование социально значимых качеств личности, в нашем понимании тех качеств, которые способствуют его становлению субъектом воспитания. 3. Содержание технологии. Этот компонент определяется предыдущими и зависит от конкретных педагогических условий, в которых протекает процесс воспитания. Это могут быть «технология игры», «технология поручения», «технология коллективного дела» и т.д. В реализации данного компонента большое значение имеет наличие умений у воспитателя соотносить содержание разнообразных технологий с возрастными особенностями. Следует понимать, что любые предложенные техники для младшего школьника и старшего школьника реализуются в разных условиях и с разной долей их самостоятельности в подготовке и проведении разнообразных воспитательных мероприятий. 4. Процесс реализации технологии. Этот компонент предусматривает, прежде всего, организацию воспитательной технологии. Какие методы, средства использует воспитатель в применении технологических приемов, как опирается на индивидуальные, половые особенности ребенка? Безусловно, высокие результаты приносит наличие у воспитателя умений органично выстраивать такую воспитательную систему, которая включала бы необходимые для прироста личностных качеств каждого школьника элементы технологий воспитания. Реализацию этого компонента можно изобразить в формуле: КТО - С КЕМ - КОГДА - КАК. Это может быть выражено во взаимосвязи следующих этапов, знание которых позволит воспитателю целесообразнее организовывать гуманистическое воспитательное пространство, системно подходить к выбору намеченных воспитательных техник: 5. Цель. С позиции организации воспитательного процесса, цель выступает как близкая и понятная ребенку задача реализации его жизненных устремлений. 6. Выбор педагогической техники. Он связан, прежде всего, с конкретными задачами на определенный период воспитания, с направлениями воспитания, с возрастными особенностями детей и с особенностями организации школьного коллектива. Воспитатель может выбрать традиционную или инновационную технологию, может сам ее разработать, используя свой профессиональный опыт и особенности детей. Важно, чтобы это было не единичное мероприятие, а система, целостно отражающая потребности конкретных участников воспитательного процесса. 7. Подготовка к проведению. Этот компонент предусматривает отбор содержания, выбор средств и методов проведения, организационные мероприятия. Можно создать активную «группу содействия», состоящую из школьников, старших ребят, родителей. Подготовка включает и материальные средства — это подготовка костюмов, зала, символов и прочей наглядности. 8. Проведение. Эффективность проведения определяется логично выстроенной целью, правильно отобранным содержанием. Важно четко структурировать используемую технологию. Если это все соответствует намеченному, само проведение будет восприниматься школьниками как СОБЫТИЕ в их жизни. 9. Анализ. Успех проведения любого вида технологии воспитания определяется системой научно-педагогической подготовки ее проведения. Она включает активность школьников, формирование их потребностно-мотивационной сферы, интерес к проведению той или иной формы воспитания, сочетание интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов (Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. - Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.119-121).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.014 с.) |