Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект

Поиск

Проблема личности является предметом изучения различных наук: философии, политологии, антропологии, истории, языкознания, психологии, педагогики и др. Педагогическая наука изучает наиболее эффективные условия гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Возникает вопрос – что представляет собой личность, как предмет педагогической науки и практики?

В качестве базового понятия для определения личности как педагогического явления правомерно использовать определение А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, опубликованное в «Российской педагогической энциклопедии». Авторы трактуют понятие личности как – «…человек, участник историко-эволюционного процесса…, обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя».

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяется многогранность данного феномена, его преемственность с базовыми понятиями: индивид, человек, индивидуальность, субъект.

Индивид (individuum) – это родовое бытие человека. В настоящее время педагогика опирается на философию антропоцентризма, в основе которой лежит антропологический подход. Он рассматривает человека как единичное природное существо, как отдельного представителя человеческой общности.

Антропологическая характеристика человека свидетельствует о наличии индивидных качеств, которые выступают базовыми для развития личности. Индивидные качества человека общие для вида «Homo Sapiens»: физическая конституция, способность к прямохождению, наличие высокоразвитого мозга и нервно-психической организации, способность к восприятию и отражению окружающего мира.

Классификация индивидных свойств наиболее емко описана Б.Г. Ананьевым. Индивидные свойства подразделяются на два класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. К числу возрастно-половых свойств относятся возраст и фаза жизни, половые (гендерные) характеристики. К числу индивидуально-типических свойств относятся конституционные (рост, расовые и физические признаки) и нейродинамические свойства нервной системы (сила возбуждения и торможения, пластичность и лабильность нервных процессов и т.д.).

Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, это субъект и продукт общественно-исторического развития и собственной деятельности. Он неразрывно связан с природой и социальной средой, в которых живет и без которых не может существовать. Человек является социально-биологическим существом, сочетающим в себе физические и психические характеристики, природные и социальные качества, наследственные и приобретенные свойства. Только человек способен стать личностью. В природе имели место случаи, когда человеческий детеныш попадал в раннем возрасте к животным. Однако, личностью эти дети не могли стать: они приобретали черты члена стаи. Факты воспитания стаей животных человеческих детей отражены в сказке Редьяра Киплинга «Маугли». Пребывание в среде животных позволяло человеческому существу выжить, стать частью природы, развиться физически. Однако Маугли не стал личностью. Чтобы стать личностью ребенку необходимо человеческое окружение.

В качестве отправной идеи для научного понимания природы личности можно принять идею А.Н. Леонтьева, высказанную в работе «Деятельность. Сознание Личность». Он писал: «Личность – это особое качество, которое приобретается человеком в обществе…». Личность - это системное качество и носителем этого качества является телесный индивид со всеми врожденными и приобретенными свойствами. Личность – это особое качество, которое характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений. Понятие личности обозначает особый способ существования человека как представителя социальной группы, как члена общества и общественных отношений.

В житейской практике достаточно часто обращаются к понятию личности: «Давайте не переходить на личности!», «Это не личность!».

Понятие «личность» произошло от латинского «persona»: маска, личина. В античном театре актер надевал ту маску, которая отображала характер персонажа. В Древнем Риме личность отождествлялась с персоной, а персона означала «лицо перед зеркалом». В русском языке слово «личность» долгое время носило уничижительную характеристику. В Академическом словаре 1847 года записано: «…личность – это колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление…».

А.С.Пушкин писал:

«Иная брань, конечно, неприличность.

Нельзя писать: такой-то де старик,

Козел в очках, плюгавый клеветник,

И зол, и подл: все это будет личность…»

Филологи отмечают, что в русском языке наряду с негативным смыслом, параллельно развивалось позитивное значение этой категории. А. Радищев писал: «Ведаешь ли от чего зависит твоя личность, что ты есть?...».

Философское толкование понятия личности характеризует ее как «совокупность общественных отношений». «Сущность личности составляют не ее борода, не ее кровь, а ее социальные качества. Сущность личности - есть совокупность общественных отношений», - писали в середине XIX века немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс.

Индивид и личность – понятия не тождественные. Если индивид – это представитель вида с набором физиологических, физических и генотипических свойств, то личность – это набор социальных свойств человека. Личность – это субъект, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре.

В науке принято выделять три аспекта рассмотрения личности:

Первый аспект рассматривает личность как свойство индивидуальной жизни субъекта и характеризует ее отличие от других людей.

Второй аспект позволяет рассматривать межличностные связи и отношения личности. Группа или коллектив рассматриваются как носители личностных качеств каждого члена коллектива.

Третий аспект изучает «вклады» личности в других людей, влияние личности на других.

Близко к понятию личности понятие индивидуальности.

Индивидуальность – это конкретный человек во всем своеобразии его физических, физиологических, социально-психологических, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. С.Л.Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единично-неповторимых свойств. Любая индивидуальность выступает как нечто единичное, как совокупность физических, физиологических и социальных качеств. Она представляет собой целостность, неделимость, самобытность, бесконечность. Л.Фейербах писал: «Индивидуальность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность. С головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо».

Индивидуальность нельзя отождествлять с личностью, но нельзя и отрывать от личности. Предпосылками формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике потребностей, интересов, способностей, интеллекта, образа жизни и мировоззрения индивида. Благодаря собственной индивидуальности человек приобретает самобытность. Его личность становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни. Индивидуальность – это особая форма бытия человека в обществе. Индивидуальность – это человек как субъект и автор своей собственной жизни во всей ее полноте.

В настоящее время в педагогической науке и практике широко обсуждается понятие субъекта. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Личность как субъект деятельности способна превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, осуществлять саморазвитие, включаясь в разные виды деятельности: труд, познание, общение, игру и др. Достижение определенного уровня субъектности предполагает овладение разными видами деятельности, совершенствование собственных нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о диалектическом единстве таких качеств человека как индивид, индивидуальность, личность, субъектность. Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства и телесное бытие. Личность – человек как представитель общества, аккумулировавший в себе совокупность общественных отношений, определяющий свою позицию в мире культуры и в мире других людей. Индивидуальность – человек как самобытная, универсальная личность, реализующая себя в творческой деятельности и программирующая собственное бытие. Субъект – человек как носитель предметно-практической деятельности, осознающий свое бытие, наделенный нравственным, этическим, эстетическим, интеллектуальным опытом жизнедеятельности в мире культуры и в мире других людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.008 с.)