Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Средства, методы и приемы обучения

Поиск

 

Средства обучения

Обучение – одна из сторон процесса целенаправленного формирования личности школьника, заключающаяся в вооружении ее системой знаний, умений и навыков в совместной деятельности с учителем под руководством последнего. Такая деятельность имеет свои средства, методы и приемы.

К средствам обучения относятся учебно-методические пособия, учебники, тетради для выполнения упражнений, технические средства, наглядные пособия.

В зависимости от выполняемых ими функций учебные пособия подразделяются на учебники, сборники задач, тетради для выполнения упражнений. Учебники обеспечивают управление всеми этапами познавательной деятельности школьников. Учебники могут быть написаны по линейному или разветвленному принципу. В учебниках, построенных по линейному принципу, материал располагается системно и последовательно. В них полно раскрывается содержание излагаемого материала.

Учебники, написанные по разветвленному принципу, достаточно сложны для усвоения содержания учебного материала. В целях извлечения полезной информации из такой книги, ее необходимо прочитать несколько раз, неоднократно возвращаясь к прочитанному.

Сборники задач выполняют функцию закрепления знаний, полученных в процессе изучения программного материала. Они создаются для проверки усвоения программного материала и способствуют реализации знаний на практике. Сборники задач включают указания на материал учебника, усвоение которого осуществляется на уроках, пояснения или инструкцию по выполнению задания данного типа.

Учебные тетради предоставляют учащимся возможность интерпретировать свои знания в разнообразных вариантах в процессе выполнения заданий. Они используются как дополнительный материал к действующим учебникам, способствующий применению принципов, методов и приемов обучения к самостоятельной работе школьников. Упражнения должны быть конкретными, определенными, иметь краткие ответы и легко проверяться по ключу. Вместе с тем имеются виды учебных работ, которые требуют творческого подхода, инициативы, креативного решения. Каждое упражнение должно содержать лишь одну трудность. При этом ученик совершает одно действие или операцию. Широкое применение имеют задания с выбором правильного ответа.

Контрольные задания с выбором ответов оформляются на отдельных карточках или в виде специальных сборников тестов. В соответствии с учебными целями и задачами учитель определяет содержание и методику применения.

К технические средствам обучения могут быть отнесены различные технические устройства, диапроекторы, проекторы, компьютеры, микроскопы, телескопы, проигрыватели, магнитофоны, СD и DVD плееры, видеофильмы, телевидение, DVD и СD диски, аудиозаписи.

Наглядные пособия используются для формирования у учащихся представлений и понятий на основе непосредственного восприятия предметов, явлений объективного мира или их изображений.

 

Понятие о методе обучения

Методы обучения - это способы передачи знаний учителями и их усвоение школьниками, развития познавательных сил учащихся.

Методы обучения носят исторический характер. В каждую историческую эпоху они претерпевали изменения в соответствии с научным и техническим прогрессом, трансформацией целей и содержания образования. В средние века обучение строилось как механическое заучивание учебного материала. Использовался словесно-догматический метод обучения, который не обеспечивал понимания изучаемого материала и не развивал познавательные силы учащихся. В эпоху Возрождения были разработаны методы демонстрации реальных предметов, общественных и природных явлений и их изображений, осуществлялась идея Я.А. Коменского об изучении вещей на основе чувственного восприятия. Совершенствовались формы вербального обучения, модернизировалась вопросно-ответная система.

С развитием капиталистического способа производства стали внедряться лабораторные занятия, элементы исследовательской работы. В педагогике выделился трудовой метод обучения, способствовавший воспитанию трудолюбия, дисциплинированности, исполнительности, прилежания. Внимание педагогов направлялось на развитие творческих сил учащихся. Все больше стали применяться самостоятельные виды учебной деятельности учащихся. Учителя использовали лабораторные, графические работы.

Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения есть упорядоченная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Она характеризуется как система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, которые обеспечивают усвоение содержания образования. Методы обучения имеют три признака: цель обучения, способы усвоения и взаимодействия учителя и учащихся.

Каждый метод включает в себя организацию активной познавательной деятельности учащихся. Учебная деятельность осуществляется на трех уровнях усвоения материала: осознанного восприятия и запоминания, применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации, творческого использования знаний в практической деятельности.

Составной частью метода является прием обучения. Он выступает отдельным актом, единицей процесса обучения. Часто учитель использует совокупность приемов, которые направлены на решение простейших образовательных задач. Приемы делятся на общедидактические и узкопредметные, обслуживающие только ту или иную познавательную деятельность. Сочетания разнообразных приемов могут составлять методики или целостные методические системы в рамках одного учебного предмета.

Итак, учителя используют методы для достижения учебных целей и реализации задач, воплощенных в содержании предметов. Методы выступают способами руководства процессом овладения знаниями, определяют взаимосвязанную деятельность учителя и школьника. Методы – система целенаправленных действий учителя, организующего познавательный процесс обучаемых и обеспечивающего достижение требуемых результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.008 с.)