Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллектив как основная форма воспитания коллективизма

Поиск

Вплоть до начала XX в. проблема коллективизма в отечественной педагогике и школе не изучалась. Существенная роль в разработке вопросов формирования коллективизма в теории и практике педагогики принадлежит А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинскому, Н.К.Крупской и др. Труды А.С. Макаренко о развитии детского воспитательного коллектива дали толчок для развития идеи коллективизма в России. Педагог внес существенный вклад в разработку теории и практики коллектива: обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива; показал значение системы перспективных линий; разработал методику параллельного действия; раскрыл сущность отношений ответственной зависимости; сформулировал законы жизни и деятельности воспитательного коллектива: закон параллельного действия, закон движения коллектива по системе перспективных линий и преодоление трудностей в процессе этого движения; длительность коллектива, его постоянный состав; включение воспитанников в товарищеские и гуманные деловые отношения, предусматривающие ответственную взаимозависимость; преемственность поколений и сохранение, развитие традиций; сочетание педагогического управления с реальными правами коллектива. Педагогические принципы, положенные А.С.Макаренко в основу организации воспитательного коллектива, обеспечивают четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.

На основе анализа собственного опыта А.С.Макаренко определил, что коллектив – это группа детей, которую объединяют имеющие общественно ценный смысл общие цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Педагогу принадлежит следующее определение коллектива, ставшее классическим: «Коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплиной и ответственностью. Коллектив – это социальный организм в здоровом человеческом обществе» (Макаренко A.C. Соч. в 7-ми т., Т.7, с. 13).

А.С.Макаренко сделал такие важные педагогические открытия в теории коллектива, как демократические начала в воспитательной работе, в частности, выборность и гласность; движение коллектива по системе перспективных линий; традиции коллектива; игра и труд как факторы формирования личности в коллективе и др. Важно, что поиск всех форм и средств коллективистского воспитания он не отделял от задачи осуществления в его условиях «педагогики индивидуального действия». Он доказал на практике, что лишь воспитывая коллектив можно создать такую организационную форму, в которой каждая отдельная личность будет не только дисциплинирована, но и наиболее свободна.

А.С.Макаренко ввел понятие «воспитательный коллектив» как объединение детей, подчиненное общественным интересам, имеющее организационную структуру и механизмы самоуправления. Организуемый и управляемый педагогом воспитательный коллектив становится целесообразной формой жизнедеятельности воспитанников и в то же время действенным средством формирования всесторонне развитой личности.

Таким образом, по A.C. Макаренко, воспитательный коллектив характеризуется единством внутренних связей (развитием между его членами отношений ответственной зависимости) и внешних (включенность коллектива в решение задач общества). Воспитательным коллективом педагог назвал такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной, максимально удовлетворяющей жизненные детские потребности, успешно разрешает все воспитательные задачи, вытекающие из требований общественного развития. Это педагогически целесообразная организация воспитательного процесса. Она отличается богатством и разнообразием содержания жизни, многообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через воспитательный коллектив ребенок входит в жизнь общества, здесь создаются все условия для формирования у него чувства коллективизма.

Развитие личности зависит от деятельности коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в общественной жизни. Развитие творческой индивидуальности членов коллектива взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности.

Само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств, чувства коллективизма. Все зависит от того, каковы ценностные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления. Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентаций, составляющих культурное достояние общества.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в него свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к внутреннему миру других членов коллектива. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, что помогает ребенку психологически грамотно строить взаимодействие с партнерами. Все это в полной мере способствует формированию у учащихся чувства коллективизма.

Общаясь в коллективе, ребенок приобретает умение ставить себя на место другого, воспроизводить в своем сознании логику и мотивы его поведения, переживать общие чувства, понимать смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровнях. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждение проблем, совместный поиск решений, прогнозирование и планирование будущего. На деятелъностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, симпатию или антипатию между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы. Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее осуществляется их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируется чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вкладу каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений.

Не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. Она стимулирует проявление взаимоответственности членов коллектива за конечные результаты труда, взаимопомощи. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывает чувства коллективного сопереживания, сочувствия. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

Развитие личности и коллектива, формирование чувства коллективизма – взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей обусловливает духовное богатство личности, формирование ее общественной направленности, развитие у нее чувства коллективизма.

В развитии детского воспитательного коллектива и формировании чувства коллективизма особая роль принадлежит совместной деятельности его членов. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, такую ее организацию и стимулирование, которая сплачивает и объединяет воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Из этого следуют два существенных вывода: 1) в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды деятельности школьников; 2) деятельность воспитанников строится с соблюдением таких условий, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников, выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, будучи сначала методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях.

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива, опираться на них. Важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством.

Общественное мнение в коллективе – это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора.

Выделяют два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если содержательная деятельность школьников включает активное участие в ней всех членов коллектива, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальных, здоровых отношений всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. открытый А.С.Макаренко закон движения коллектива. Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. Вместе с тем коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их соотносят с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помогают при этом каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и личную.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», начинаться с создания его органов, оно должно естественно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе предусматривает разделение конкретного дела на законченные части (объемы); формирование микрогрупп соответственно частям (объему) дела; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного, ответственного лица. Органы самоуправления и их количество в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники. Многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и не формируются заранее.

Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей (в больших школах), которому подотчетен ученический комитет. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам полномочий. Педагогическое руководство школьным самоуправлением находит свое выражение в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

К основным педагогическим условиям функционирования школьного самоуправления относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

Воспитательный коллектив в своем становлении и развитии проходит несколько стадий, в которых по-разному проявляются сущность и способы педагогического воздействия на личность. А.С.Макаренко выделил следующие четыре стадии организации коллектива:

1. Педагог предъявляет конкретные единые требования ко всем воспитанникам и добивается безусловного выполнения этих требований. На этой стадии коллектив является целью и объектом воспитательных усилий педагогов. Требование выдвигается педагогом в категорической форме, не допускающей возражения. Формируется ядро будущих органов самоуправления. Основной состав этих органов назначается педагогами, в их работе в обязательном порядке участвуют педагоги. Общаясь, воспитанники увлекаются совместной деятельностью, они реагируют на нарушение норм и правил поведения со стороны отдельных членов будущего коллектива, прилагают усилия к устранению таких нарушений.

2. Требования педагога предъявляются к активу, органам самоуправления и становятся требованиями коллектива. На этой стадии педагоги используют органы самоуправления в качестве средства приобщения всех воспитанников к совместной деятельности, к выполнению требований, выдвигаемых руководителями коллектива. Требует актив. Воспитанники проявляют самостоятельность, инициативу. В коллективе складываются определенные традиции. В актив входят воспитанники, добросовестно относящиеся к выполнению своих обязанностей и проявляющие при этом активность, инициативу, пользующиеся авторитетом и доверием у товарищей. Когда на сторону педагогов переходят активисты, складывается ядро коллектива. Начинает действовать самоорганизация и саморегуляция. Актив, органы самоуправления требуют от воспитанников соблюдения установленных норм и правил поведения. Наряду с действующим активом, формируется резервный актив – это те, кто энергично участвует в общественной жизни, проявляет заботу об общих делах. В опыте А.С.Макаренко на этой стадии организации коллектива создавались сводные отряды – временные, для выполнения текущих конкретных дел. Руководителями таких отрядов и подразделений назначались воспитанники. Благодаря этому большинство воспитанников выполняло функции не только исполнителей, но и организаторов, распорядителей. В этих же целях применялась система дежурств, работа в комиссиях и др.

3. Требования педагога становятся требованиями воспитанников друг к другу. На этой стадии весь коллектив и его органы самоуправления превращаются в действенное средство педагогического воздействия. Органы самоуправления обеспечивают высокий уровень требовательности к членам коллектива. Стимулируется самовоспитание. С помощью органов самоуправления и общественного мнения корректируется социальный опыт воспитанников. Высокая требовательность в сочетании с уважением к личности способствует развитию положительных черт и качеств участников коллектива. На этой стадии развития коллектива самоуправление создается в основном на принципе выборности, хотя не исключается назначение, исходящее от актива воспитанников. Все это придает демократическую направленность самоуправлению учащихся и жизнедеятельности коллектива.

4. Требования педагога становятся требованиями каждого воспитанника к самому себе. Завершающая стадия характеризуется тем, что требования педагога и коллектива становятся требованиями личности к самой себе. Это свидетельствует о том, что организация воспитательного коллектива завершена. Начинается его непрерывное развитие.

А.С.Макаренко на всех стадиях организации коллектива выдвигал определенные требования как основное условие создания и управления коллективом. Педагог раскрыл и сформулировал законы его развития.

1. Закон преодоления трудностей (закон движения коллектива). Это означает борьбу коллектива за достижение поставленной цели, постоянное движение вперед. Воспитательный коллектив не может стоять на одном месте. Если жизнь в коллективе малоинтересна, изо дня в день повторяются серые будни, нет увлекательных дел, формирующих общие стремления и интересы, отсутствует общая организация труда, – коллектив распадается, разлагается, дети ищут удовлетворения своих разобщенных потребностей на стороне. Движение коллектива осуществляется по системе перспективных линий. Отсюда можно выделить следующий закон развития детского коллектива.

2. Движущей силой развития коллектива (одновременно и методом его организации) является перспектива.В ней выражается совокупность культурных и материальных потребностей членов коллектива, уровень их развития, моральный облик. Под воспитательной перспективой имеются в виду общественно значимые задачи, цели, дела, отвечающие потребностям развития личности, коллектива, стимулирующие их деятельность, соответствующие возрастным, индивидуальным особенностям. Перспективы характеризуются увлекательностью дел, основанных на непосредственном и опосредованном детском интересе, общественно полезной ценностью задач, конкретных дел и их связанностью с трудом и жизнью народа, четкой организацией деятельности, направленной на достижение перспективы, педагогической целесообразностью. Задача педагога заключается в том, чтобы организовать систему перспектив как увлекательную деятельность, как восхождение коллектива от решения одной задачи к другой. В практике педагогической работы перспективами становятся трудовые дела, соревнования, походы и экскурсии, спортивные состязания, праздники и др. Перспективы выдвигаются как по инициативе детей, так и по инициативе педагогов. Организация движения к перспективе включает в себя: обсуждение планов, проектов, предложений и практическую работу, направленную на реализацию перспективы. В этой деятельности осуществляется налаживание связей, сплочение воспитательного коллектива. Разумное распределение поручений между всеми членами коллектива – основной путь вовлечения детей в активное и творческое выполнение увлекательного перспективного дела.

3. Длительность коллектива. При длительном коллективе, его постоянном составе создаются благоприятные условия для организации полезных дел, укрепляется связь старших воспитанников с младшими, с педагогами, развивается самодеятельность и ответственность членов коллектива перед его органами самоуправления. При длительном функционировании коллектива возможно создание его различных структур, подразделений, гибких форм самоуправления, все его члены могут проходить школу подготовки организаторов, руководителей.

4. Включение воспитанников в товарищеские и деловые отношения предусматривают ответственную зависимость. А.С.Макаренко утверждал: «Там, где есть организация коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости» (Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 т., – М., T.V, с.211). Это означает, что каждый воспитанник имеет право побуждать к действию товарища, отвечать за него перед коллективом и уметь подчиняться, т.е. выполнять как функции рядового воспитанника, так и функции организатора. На основе этого в коллективе функционирует система временных уполномоченных, система поручений, имеет место периодическая сменяемость руководителей органов самоуправления.

5. Единые педагогические требования к учащимся.На начальном этапеорганизации воспитательного коллектива, когда в детской среде образуются новые товарищеские, деловые и дружеские связи и отношения, все основные требования и импульсы исходят от педагога. Выполнение школьниками общественно ценных единых требований закрепляет первые успехи в их совместной деятельности, углубляет дружеские связи, формирует жизненный опыт, необходимые привычки нравственного поведения и взаимоотношений в коллективе. Когда появляются первые успехи в достижении перспектив, дети проникаются верой в стремление педагога сделать их жизнь радостнее и интереснее, воспитанники проявляют инициативу и активность. Наступает время перехода к усложнению содержания жизни коллектива. Часть функций по предъявлению педагогических требований в коллективе передается активу. Решающей силой нравственного воспитания детей становится общественное мнение коллектива. Достижение этого уровня отношений свидетельствует о высшей стадии развития единых педагогических требований в коллективе. Активное выражение школьниками общественного мнения ведет к тому, что каждый ребенок приучается предъявлять требования к самому себе на фоне общих требований коллектива.

6. Функционирование ученического самоуправления. Через него и с его помощью члены коллектива входят в школьное самоуправление и решают собственные проблемы (активное усвоение знаний, организация общественно полезного труда, порядка в школе, развитие внеклассной работы, здорового досуга). В самоуправлении принимают участие все учащиеся школы, оно защищает и обеспечивает права каждого. В результате детского творчества ученическое самоуправление может приобретать разнообразные формы. Учащимся важно дать реальные права в школе (например, взять школу на сохранность, пополнять бюджет учебного заведения, учиться экономному расходованию средств). Членов коллектива вовлекают в планирование и организацию учебно-воспитательного процесса, предоставляют возможность высказывать мнения о работе учителей и поведении своих товарищей.

7. Соревнование. Различные группы школьников участвуют в соответствующих их возрасту и интересам формах соревнования, работая на предприятиях, стройках, на пришкольном участке. Соревнование стимулирует деятельность, развивает инициативу, укрепляет коллективные связи.

8. Посильное участие школьников в самообслуживании. Самообслуживание является одним из средств воспитания культуры быта, которое должно войти в привычку, стать жизненной потребностью ученика, коллективной заботой не только о себе, но и о классе, школе. В процессе организации самообслуживания учитываются возрастные особенности детей с тем, чтобы не допускать их чрезмерную перегрузку.

9. В воспитательном коллективе создаются определенные традиции. А.С.Макаренко считал, что ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Это прочно сложившиеся обычаи, порядки, правила поведения, передаваемые от одного поколения воспитанников к другому. Они возникают в процессе повседневной жизнедеятельности его членов. Благодаря традициям осуществляется преемственность поколений в коллективе. Важно не только сохранять, но и умножать коллективные традиции.

10. Параллельное педагогическое действие. Суть этого закона заключается в том, что при наличии в коллективе здорового общественного мнения всякое педагогическое воздействие на коллектив оказывает влияние и на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного воспитанника влияет на весь коллектив. В интересах дела (учебы, общественно полезного труда) педагог предъявляет требования всему коллективу, апеллирует к его общественному мнению. Первичный коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый школьник чувствует себя ответственным перед ним.

11. А.С.Макаренко показал, что для морального климата, самочувствия детей в воспитательном коллективе большое значение имеет педагогически оправданный тон и стильотношений. Интересная, радостная жизнь рождает у школьников бодрое, оптимистическое настроение, творческую активность, деловитость, готовность к действию. Каждый член коллектива испытывает гордость за такой коллектив, у него формируется чувство собственного достоинства, он ощущает себя в таком коллективе свободным, равноправным и защищенным, имеет возможность критиковать своих товарищей, требовать от них выполнения общественных поручений.

После распада СССР в России открылись возможности для педагогического поиска, произошли качественные изменения в школьной практике. Активный поиск путей совершенствования коллектива и формирования чувства коллективизма у учащихся вели Л.И.Новикова, А.Т.Куракин, В.А.Караковский, А.В.Мудрик и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.014 с.)